Класс

Класс

29 ноября 2013 07.01Культура

Лед тронулся

21 ноября в Москве произошло, несомненно, историческое событие. Впервые глава государства встретился с теми, кто работает со словом: писателями, школьными учителями и вузовскими преподавателями, журналистами, издателями, библиотекарями, работниками литературных музеев.

Лед тронулся


21 ноября в Москве произошло, несомненно, историческое событие. Впервые глава государства встретился с теми, кто работает со словом: писателями, школьными учителями и вузовскими преподавателями, журналистами, издателями, библиотекарями, работниками литературных музеев. 

Ранее с творческой интеллигенцией встречались еще советские руководители КПСС и государства, и это были встречи, носившие лишь директивный характер. И в 1957, и в 1962 годах Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев собирал интеллигенцию лишь для того, чтобы донести до неё позицию руководства. Дискуссия при этом не допускалась.

На этот раз всё было не так. Президент неоднократно подчеркнул, что не хочет вмешиваться в дела никаких творческих организаций, при этом обещал помочь. Были даны поручения через помощника президента по культуре Владимира Ильича Толстого по многим направлениям: добавить часы литературы в школе, изучить вопрос о возвращении переводческого факультета в литературный институт, о возможной поддержке Литературного фонда, изданий для детей, об учреждении специальных премий для писателей, о сохранении здания института русского языка и о многом другом. Если будет исполнена хотя бы часть предполагаемого, то встреча прошла не зря.

Формат события был глубоко продуман. Президент пришёл к собравшимся после того как они обсудили накопившиеся проблемы и попытались предложить пути их решения на секциях, не зная, что их ждёт встреча с президентом. Если бы сначала было пленарное заседание с участием первого лица, а потом секции, разговора бы не получилось. Все бы обсуждали и комментировали только сказанное президентом. Не случайно после завершения пленарного заседания на предложение остаться и продолжить прения не откликнулся никто.

А проблем существует очень много. «Реформы в системе образования, жестокие рыночные законы в издательской деятельности, идейные и имущественные распри в писательской среде, утрата естественных многолетних связей с литературными соседями, — всё это отодвинуло литературу далеко на обочину общественной жизни», — писали в приглашении на собрание потомки знаменитых литературных фамилий Д. А. Достоевский, А. Ю. Лермонтов, Е. В. Пастернак, А. А. Пушкин, Н. Д. Солженицын, В. И. Толстой, А. М. Шолохов.

На восьми секциях рассматривались проблемы преподавания литературы в средней и высшей школе, литературной критики и литературоведения, продвижения литературы на русском языке в мире, книгоиздания, книготорговли, библиотек, современной поэзии, драматургии, современной прозы.

Vainerman

Я работал в секции сохранения литературного наследия.
Руководил секцией директор Государственного Литературного музея (г. Москва) Дмитрий Петрович Бак. С нами были гости из Италии и США, директора музеев, в том числе А. М. Шолохов — директор музея своего знаменитого деда из станицы Вешенской, С. М. Некрасов и Е. А. Богатырев — директора музеев А. С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге. М. Ю. Лермонтов — правнучатый племянник поэта, хотя и не работает в культуре, но имеет чёткие представления о том, как необходимо совершенствовать преподавание литературы в школе.

Сложно сказать, были или нет приняты на других секциях резюмирующие документы, но в нашей секции такой документ был подготовлен. Он получился достаточно объемным и включил в себя множество важных предложений, реализация которых поможет созданию единого культурного и литературного поля России. Как утверждали собравшиеся — и эта мысль нашла подтверждение на встрече с президентом России Путиным, — возвращение к традиционному для российской культуры «литературоцентризму» — залог устойчивого развития российского общества и даже национальной безопасности страны.
Как ни покажется кому-то странным последнее утверждение, но полноценное владение русским языком на всех уровнях общества действительно ассоциировалось у собравшихся с безопасностью государства.

Я возвращался домой с уверенностью, что ещё многое можно вернуть, что ещё не всё потеряно и Россия может вновь стать самой читающей страной в мире.
Однако, оказывается, реакция широкой общественности, на появление президента в Российском Литературном собрании была далеко не столь однозначной.

Кто-то отвергает саму возможность ждать от власти чего-то позитивного. Согласно их мнению, встреча первого лица государства с литераторами означает, что власти от них нужно подчинение, служение. Это их настораживает. Понятно. Эти люди всё ещё живут в 1957 году.
Кто-то, как, например, Борис Акунин, вместе с водой выплескивает и ребенка, заявляя, что ему не о чем разговаривать с президентом страны, пока в ней есть политические заключенные. Между тем сложно что-либо возразить президенту, говорящему, что закон един для всех, и нельзя ничего бросать в полицию или бить полицейских, равно как и других граждан.

Кто-то требует от власти, чтобы она сначала покаялась в сотворенном ею за последние десятилетия. Что практически изгнала литературу из школ и таким образом уничтожила главный источник моральных принципов для российских детей. Что свела к минимуму книгоиздание классики и современных авторов, пишущих не на потребу, а для вдумчивого читателя. Что прекратила пополнение библиотек книгами и толстыми журналами, а сами толстые журналы поставила на грань выживания. Эта часть недовольных хочет, чтобы власть, находясь у доски в позе нашкодившего школьника, всхлипывала и утирала сопли, рассказывая собравшимся, как она собирается жить дальше. Если собранию понравится покаянный отчёт, то, быть может, собрание позволит, ничтоже сумняшеся, дать ей шанс исправиться…

Полагаю, что главную цель Российского Литературного собрания: «Вернуть Литературе, Чтению, Книге, Слову их высокое место и предназначение» одной встречей и выдачей поручений достичь не удастся. Но с уверенностью можно сказать — лёд тронулся. Оказывается, власть видит проблемы и предпринимает меры по их решению.

Что из этого получится, присутствовавшим на Собрании, надеюсь, удастся увидеть, и не придётся с сожалением констатировать вслед за Н. А. Некрасовым: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную/Уж не придётся — ни мне, ни тебе»…

Виктор Вайнерман, директор Омского государственного литературного музея им. Достоевского,
заслуженный работник культуры РФ,
член Союза российских писателей


Добавить комментарий
«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»Фото

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»

Рецензия на спектакль петербургского режиссера по пьесе Ивана Вырыпаева.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Календарь

Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.