Класс

Класс

29 ноября 2013 07.01Культура

Лед тронулся

21 ноября в Москве произошло, несомненно, историческое событие. Впервые глава государства встретился с теми, кто работает со словом: писателями, школьными учителями и вузовскими преподавателями, журналистами, издателями, библиотекарями, работниками литературных музеев.

Лед тронулся


21 ноября в Москве произошло, несомненно, историческое событие. Впервые глава государства встретился с теми, кто работает со словом: писателями, школьными учителями и вузовскими преподавателями, журналистами, издателями, библиотекарями, работниками литературных музеев. 

Ранее с творческой интеллигенцией встречались еще советские руководители КПСС и государства, и это были встречи, носившие лишь директивный характер. И в 1957, и в 1962 годах Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев собирал интеллигенцию лишь для того, чтобы донести до неё позицию руководства. Дискуссия при этом не допускалась.

На этот раз всё было не так. Президент неоднократно подчеркнул, что не хочет вмешиваться в дела никаких творческих организаций, при этом обещал помочь. Были даны поручения через помощника президента по культуре Владимира Ильича Толстого по многим направлениям: добавить часы литературы в школе, изучить вопрос о возвращении переводческого факультета в литературный институт, о возможной поддержке Литературного фонда, изданий для детей, об учреждении специальных премий для писателей, о сохранении здания института русского языка и о многом другом. Если будет исполнена хотя бы часть предполагаемого, то встреча прошла не зря.

Формат события был глубоко продуман. Президент пришёл к собравшимся после того как они обсудили накопившиеся проблемы и попытались предложить пути их решения на секциях, не зная, что их ждёт встреча с президентом. Если бы сначала было пленарное заседание с участием первого лица, а потом секции, разговора бы не получилось. Все бы обсуждали и комментировали только сказанное президентом. Не случайно после завершения пленарного заседания на предложение остаться и продолжить прения не откликнулся никто.

А проблем существует очень много. «Реформы в системе образования, жестокие рыночные законы в издательской деятельности, идейные и имущественные распри в писательской среде, утрата естественных многолетних связей с литературными соседями, — всё это отодвинуло литературу далеко на обочину общественной жизни», — писали в приглашении на собрание потомки знаменитых литературных фамилий Д. А. Достоевский, А. Ю. Лермонтов, Е. В. Пастернак, А. А. Пушкин, Н. Д. Солженицын, В. И. Толстой, А. М. Шолохов.

На восьми секциях рассматривались проблемы преподавания литературы в средней и высшей школе, литературной критики и литературоведения, продвижения литературы на русском языке в мире, книгоиздания, книготорговли, библиотек, современной поэзии, драматургии, современной прозы.

Vainerman

Я работал в секции сохранения литературного наследия.
Руководил секцией директор Государственного Литературного музея (г. Москва) Дмитрий Петрович Бак. С нами были гости из Италии и США, директора музеев, в том числе А. М. Шолохов — директор музея своего знаменитого деда из станицы Вешенской, С. М. Некрасов и Е. А. Богатырев — директора музеев А. С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге. М. Ю. Лермонтов — правнучатый племянник поэта, хотя и не работает в культуре, но имеет чёткие представления о том, как необходимо совершенствовать преподавание литературы в школе.

Сложно сказать, были или нет приняты на других секциях резюмирующие документы, но в нашей секции такой документ был подготовлен. Он получился достаточно объемным и включил в себя множество важных предложений, реализация которых поможет созданию единого культурного и литературного поля России. Как утверждали собравшиеся — и эта мысль нашла подтверждение на встрече с президентом России Путиным, — возвращение к традиционному для российской культуры «литературоцентризму» — залог устойчивого развития российского общества и даже национальной безопасности страны.
Как ни покажется кому-то странным последнее утверждение, но полноценное владение русским языком на всех уровнях общества действительно ассоциировалось у собравшихся с безопасностью государства.

Я возвращался домой с уверенностью, что ещё многое можно вернуть, что ещё не всё потеряно и Россия может вновь стать самой читающей страной в мире.
Однако, оказывается, реакция широкой общественности, на появление президента в Российском Литературном собрании была далеко не столь однозначной.

Кто-то отвергает саму возможность ждать от власти чего-то позитивного. Согласно их мнению, встреча первого лица государства с литераторами означает, что власти от них нужно подчинение, служение. Это их настораживает. Понятно. Эти люди всё ещё живут в 1957 году.
Кто-то, как, например, Борис Акунин, вместе с водой выплескивает и ребенка, заявляя, что ему не о чем разговаривать с президентом страны, пока в ней есть политические заключенные. Между тем сложно что-либо возразить президенту, говорящему, что закон един для всех, и нельзя ничего бросать в полицию или бить полицейских, равно как и других граждан.

Кто-то требует от власти, чтобы она сначала покаялась в сотворенном ею за последние десятилетия. Что практически изгнала литературу из школ и таким образом уничтожила главный источник моральных принципов для российских детей. Что свела к минимуму книгоиздание классики и современных авторов, пишущих не на потребу, а для вдумчивого читателя. Что прекратила пополнение библиотек книгами и толстыми журналами, а сами толстые журналы поставила на грань выживания. Эта часть недовольных хочет, чтобы власть, находясь у доски в позе нашкодившего школьника, всхлипывала и утирала сопли, рассказывая собравшимся, как она собирается жить дальше. Если собранию понравится покаянный отчёт, то, быть может, собрание позволит, ничтоже сумняшеся, дать ей шанс исправиться…

Полагаю, что главную цель Российского Литературного собрания: «Вернуть Литературе, Чтению, Книге, Слову их высокое место и предназначение» одной встречей и выдачей поручений достичь не удастся. Но с уверенностью можно сказать — лёд тронулся. Оказывается, власть видит проблемы и предпринимает меры по их решению.

Что из этого получится, присутствовавшим на Собрании, надеюсь, удастся увидеть, и не придётся с сожалением констатировать вслед за Н. А. Некрасовым: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную/Уж не придётся — ни мне, ни тебе»…

Виктор Вайнерман, директор Омского государственного литературного музея им. Достоевского,
заслуженный работник культуры РФ,
член Союза российских писателей


Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.