Класс

Класс

29 ноября 2013 07.01Культура

Лед тронулся

21 ноября в Москве произошло, несомненно, историческое событие. Впервые глава государства встретился с теми, кто работает со словом: писателями, школьными учителями и вузовскими преподавателями, журналистами, издателями, библиотекарями, работниками литературных музеев.

Лед тронулся


21 ноября в Москве произошло, несомненно, историческое событие. Впервые глава государства встретился с теми, кто работает со словом: писателями, школьными учителями и вузовскими преподавателями, журналистами, издателями, библиотекарями, работниками литературных музеев. 

Ранее с творческой интеллигенцией встречались еще советские руководители КПСС и государства, и это были встречи, носившие лишь директивный характер. И в 1957, и в 1962 годах Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев собирал интеллигенцию лишь для того, чтобы донести до неё позицию руководства. Дискуссия при этом не допускалась.

На этот раз всё было не так. Президент неоднократно подчеркнул, что не хочет вмешиваться в дела никаких творческих организаций, при этом обещал помочь. Были даны поручения через помощника президента по культуре Владимира Ильича Толстого по многим направлениям: добавить часы литературы в школе, изучить вопрос о возвращении переводческого факультета в литературный институт, о возможной поддержке Литературного фонда, изданий для детей, об учреждении специальных премий для писателей, о сохранении здания института русского языка и о многом другом. Если будет исполнена хотя бы часть предполагаемого, то встреча прошла не зря.

Формат события был глубоко продуман. Президент пришёл к собравшимся после того как они обсудили накопившиеся проблемы и попытались предложить пути их решения на секциях, не зная, что их ждёт встреча с президентом. Если бы сначала было пленарное заседание с участием первого лица, а потом секции, разговора бы не получилось. Все бы обсуждали и комментировали только сказанное президентом. Не случайно после завершения пленарного заседания на предложение остаться и продолжить прения не откликнулся никто.

А проблем существует очень много. «Реформы в системе образования, жестокие рыночные законы в издательской деятельности, идейные и имущественные распри в писательской среде, утрата естественных многолетних связей с литературными соседями, — всё это отодвинуло литературу далеко на обочину общественной жизни», — писали в приглашении на собрание потомки знаменитых литературных фамилий Д. А. Достоевский, А. Ю. Лермонтов, Е. В. Пастернак, А. А. Пушкин, Н. Д. Солженицын, В. И. Толстой, А. М. Шолохов.

На восьми секциях рассматривались проблемы преподавания литературы в средней и высшей школе, литературной критики и литературоведения, продвижения литературы на русском языке в мире, книгоиздания, книготорговли, библиотек, современной поэзии, драматургии, современной прозы.

Vainerman

Я работал в секции сохранения литературного наследия.
Руководил секцией директор Государственного Литературного музея (г. Москва) Дмитрий Петрович Бак. С нами были гости из Италии и США, директора музеев, в том числе А. М. Шолохов — директор музея своего знаменитого деда из станицы Вешенской, С. М. Некрасов и Е. А. Богатырев — директора музеев А. С. Пушкина в Москве и Санкт-Петербурге. М. Ю. Лермонтов — правнучатый племянник поэта, хотя и не работает в культуре, но имеет чёткие представления о том, как необходимо совершенствовать преподавание литературы в школе.

Сложно сказать, были или нет приняты на других секциях резюмирующие документы, но в нашей секции такой документ был подготовлен. Он получился достаточно объемным и включил в себя множество важных предложений, реализация которых поможет созданию единого культурного и литературного поля России. Как утверждали собравшиеся — и эта мысль нашла подтверждение на встрече с президентом России Путиным, — возвращение к традиционному для российской культуры «литературоцентризму» — залог устойчивого развития российского общества и даже национальной безопасности страны.
Как ни покажется кому-то странным последнее утверждение, но полноценное владение русским языком на всех уровнях общества действительно ассоциировалось у собравшихся с безопасностью государства.

Я возвращался домой с уверенностью, что ещё многое можно вернуть, что ещё не всё потеряно и Россия может вновь стать самой читающей страной в мире.
Однако, оказывается, реакция широкой общественности, на появление президента в Российском Литературном собрании была далеко не столь однозначной.

Кто-то отвергает саму возможность ждать от власти чего-то позитивного. Согласно их мнению, встреча первого лица государства с литераторами означает, что власти от них нужно подчинение, служение. Это их настораживает. Понятно. Эти люди всё ещё живут в 1957 году.
Кто-то, как, например, Борис Акунин, вместе с водой выплескивает и ребенка, заявляя, что ему не о чем разговаривать с президентом страны, пока в ней есть политические заключенные. Между тем сложно что-либо возразить президенту, говорящему, что закон един для всех, и нельзя ничего бросать в полицию или бить полицейских, равно как и других граждан.

Кто-то требует от власти, чтобы она сначала покаялась в сотворенном ею за последние десятилетия. Что практически изгнала литературу из школ и таким образом уничтожила главный источник моральных принципов для российских детей. Что свела к минимуму книгоиздание классики и современных авторов, пишущих не на потребу, а для вдумчивого читателя. Что прекратила пополнение библиотек книгами и толстыми журналами, а сами толстые журналы поставила на грань выживания. Эта часть недовольных хочет, чтобы власть, находясь у доски в позе нашкодившего школьника, всхлипывала и утирала сопли, рассказывая собравшимся, как она собирается жить дальше. Если собранию понравится покаянный отчёт, то, быть может, собрание позволит, ничтоже сумняшеся, дать ей шанс исправиться…

Полагаю, что главную цель Российского Литературного собрания: «Вернуть Литературе, Чтению, Книге, Слову их высокое место и предназначение» одной встречей и выдачей поручений достичь не удастся. Но с уверенностью можно сказать — лёд тронулся. Оказывается, власть видит проблемы и предпринимает меры по их решению.

Что из этого получится, присутствовавшим на Собрании, надеюсь, удастся увидеть, и не придётся с сожалением констатировать вслед за Н. А. Некрасовым: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную/Уж не придётся — ни мне, ни тебе»…

Виктор Вайнерман, директор Омского государственного литературного музея им. Достоевского,
заслуженный работник культуры РФ,
член Союза российских писателей


Добавить комментарий
Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.