14 января 2014 07.40Бизнес

Ультразвук довел до «Сколково»

Омское НПО «Ультразвуковые системы» — одна из двух компаний реального сектора региональной экономики, ставшая резидентом «Сколково». Омичи производят инновационные установки для очистки деталей, будь то двигатели судов или хоккейное снаряжение. Так же они готовятся к открытию своего первого сервисного центра ультразвуковой очистки.

Ультразвук довел до «Сколково»

Ультразвуковой очисткой Яков и Наталья Вельц занялись давно. Разработки велись еще в структуре министерства путей сообщения РФ для нужд железной дороги. Яков Вельц защитил диссертацию по этой теме. Однако после преобразования министерства в ОАО «РЖД» от некогда огромной государственной структуры отпочковалось множество мелких научных частных компаний. Инновационные знания позволили Вельцам открыть свое дело. А кризис 2008 года оказался хорошим толчком для работы: желание выжить заставило думать интенсивнее. Тогда-то и пришла идея переориентироваться и предложить свои разработки промышленным предприятиям различных отраслей, а не только железнодорожному гиганту. Как показала практика, не прогадали: тяжелая промышленность стала золотой жилой для инноваторов. На любом промышленном предприятии всегда есть сервис произведенного оборудования и деталей. А ультразвуковая обработка позволяет не только до блеска очистить деталь от масла, нагара и грязи, но и устранить мелкие металлические заусеницы, которые обычным способом убрать невозможно. При этом конструктивные недостатки влияют на эффективность работы произведенного продукта.


Омские предприятия как раз характеризуются наукоемкими технологическими разработками, особенно в оборонном комплексе. Очистить сложные конструктивные детали старыми дедовскими способами практически невозможно, а у ультра-звука есть важная особенность: он может помочь чистящему раствору проникать в микронные отверстия. Щеткой такой чистоты не добиться, а химическая очистка значительно вредит экологии. К тому же после химобработки металл может потерять ряд своих свойств. 

Химики и физики

С началом работы стало понятно — пробиваться на рынок очень сложно.

На ультразвуковую очистку, несмотря на то, что ее применяют в мире уже довольно давно, в Омске смотрели со скепсисом. У создателей технологичного производства до сих пор много времени уходит только на то, чтобы убедить клиентов в эффективности ультразвуковых установок.

Совсем недавно в адрес омской компании пришло письмо от руководства «Сургутнефтегаза», которое планирует закупить омское оборудование. Это солидное достижение для малого предприятия, ведь, как рассказывает Наталья Вельц, кропотливая работа длится годами, прежде чем сами установки будут отгружены заказчику. Сначала нужно, чтобы потенциальный покупатель узнал о продукте, посмотрел своеобразную «промоакцию».

В свое время, когда встал вопрос внедрения на рынок новых разработок, к семейному бизнесу подключился и сын четы Вельц. Он создал компанию «Ультрасист», которая и занялась технологиями очистки.

— Разработчику нереально заниматься технологией. Образно говоря, мы физики, а тут речь идет о химических процессах. И эта новая компания как раз и стала вплотную работать с омскими химпредприятиями. Благодаря чему удалось подобрать самые эффективные и экологически чистые моющие средства для разработанных установок, — рассказывает Наталья Вельц.

Взаимовыгодное сотрудничество с химическими предприятиями привело к тому, что сейчас удается с помощью ультразвука и моющих средств для пищевой промышленности вычищать сложные промышленные загрязнения и нагар на деталях. Тем более, что крупные компании стараются внимательно относиться к экологии.
— У нас много совместной работы с химическими компаниями малого бизнеса. Мы проводим много экспериментов. Они нам что-то советуют по конструктивным процессам, мы им по свойствам моющих средств. В итоге получается совместный продукт, с которым проще выйти на рынок. Если ты производишь только оборудование, то продать его большим компаниям будет сложнее, — рассказывает Вельц.

Об обороте организации Наталья Вельц говорит неохотно. По ее словам, молодая компания зарабатывает немного. Пять лет — слишком маленький срок для того, чтобы разработать инновацию. Но уже сейчас на предприятиях в России и за рубежом работает несколько десятков установок омского производства.
В среднем на создание установки уходит 3-4 месяца. Таков технологический процесс: есть комплектующие, которые по технологии делаются 2 месяца.

Прогрессивный нефтезавод

Закрепиться на рынке омичам помог и первый крупный заказ омского нефтезавода. По словам Вельц, в нефтяной сфере работают прогрессивные предприятия, которые знают, как работает ультразвук. У омских нефтяников ранее была уже английская ультра-звуковая установка, которая вышла из строя, и они искали замену. Правда, иностранное оборудование было небольшим, литров на 8-10. А омской фирме руководители нефтезавода заказали собрать сразу три прибора большего объема для очистки крупных деталей. В итоге «Ультразвуковым системам» удалось разработать одну установку сложной формы, в которой можно мыть изделия разного объема, тем самым сэкономив средства заказчика на расходные материалы.

Омичи отмечают, что нефтезавод предпочел сотрудничать именно с малым бизнесом, поскольку модель удалось сделать под заказ. Флагманские иностранные компании, также развивающие технологию ультразвуковой очистки, менее поворотливы и могут предоставить только стандартные серийные образцы. К тому же большинство предприятий реализует установки в основном маленького объема: 8-10-15 литров. Омичи взяли себе другой сегмент и вышли на рынок с образцами вместительностью от 50 до 800 литров. Бывают «ванны» и на 1000 литров, что позволяет мыть в частности двигатели судов не разбирая их.

Но не только более габаритный объем продукции позволяет омичам завоевывать свою нишу на рынке ультразвуковой очистки. Есть и другие особенности. В частности, во всех установках других производителей, по словам Натальи Вельц, излучатели ультразвука работают от одного генератора. И обычно они либо крепятся ко дну и не выходят в саму емкость, либо устанавливаются в специальные коробочки, которые опускаются в ванну. У омского предприятия все излучатели расположены на поверхности и выходят внутрь ванны. За счет того, что каждый излучатель работает от своего генератора, система сама настраивается под форму детали и объем моющей жидкости. В установках других производителей объем моющей жидкости всегда фиксируется: внутри даже ставятся метки. Независимо от того, маленькая или крупная деталь помещена в ванну для очистки. В омском изобретении допускается любой объем жидкости, главное, чтобы он покрывал деталь хотя бы на 3 сантиметра. Это также позволяет экономить на расходниках. Вторая важная инновация у омичей — это движение ультразвукового поля. Европейские разработчики при тяжелом загрязнении и сложной конструкции очищаемой детали производят механическое вращение детали внутри ванны. А в установках омичей электроникой задается движение раствора. Такое новшество повышает эффективность очистки на 20 процентов.

В перспективе Вельцы собираются расширять свое дело. Понимая потенциал ультразвуковой очистки, они задумываются о сервисной службе, которая будет предлагать свои услуги малым предприятиям и физическим лицам, которые в отличие от крупных промышленников не могут себе позволить потратить от 150 тыс. до 2 млн рублей на покупку оборудования или не имеют постоянной потребности в таком агрегате.

Созданием сервисного центра «Ультраочистка» займется компания «Ультрасист». На первом этапе планируется предлагать свои услуги автосервисам. Золотой жилой для бизнеса может стать и сфера ЖКХ. Свое-временная очистка приборов учета позволит изделиям безошибочно работать значительно дольше, экономя деньги омичей на их покупку. К примеру, ультра-звуковой расходомер, который стоит 12-15 тыс. рублей, в процессе эксплуатации может загрязниться, и погрешность его работы из-за этого вырастет с нормативных 1-2% до 20-30%. А при очистке ультразвуком рублей за 500-700 можно избежать поломки прибора и дополнительных трат на его замену.

Нужно отметить, что ультразвуковая очистка применяется не только для металлических изделий. Подобной технологией можно очищать керамику, пластмассу и сложные материалы. Недавно клиентами омской инновационной компании стали хоккеисты, которые предложили супругам обработать сложную экипировку, которую не так-то просто отстирать в обычных машинах. В частности, вратарские щитки и ловушки после погружения в ванну с моющим средством и ультразвуком стали сиять чистотой.

Доросли до «Сколково»

За 5 лет работы удалось совершить большой рывок в технологиях. Важным толчком для обновления являются пожелания тех предприятий, которые заинтересованы в покупке установок. При этом оборудование омичей делается по ГОСТу, что тоже является преимуществом для крупных компаний. Еще одним конкурентным плюсом можно считать добровольную сертификацию ультразвуковой продукции, которую омичи прошли на российском и европейском уровнях.

Еще одним имиджевым шагом стала и заявка в «Сколково». Присоединение к российскому инновационному центру произошло летом этого года. Как говорит Наталья Вельц, без продукта мирового уровня в «Сколково» делать нечего. Омичи представили проект по сверхвысокой ультразвуковой очистке. В НПО «Ультразвуковые системы» на-деются, что благодаря работе в «Сколково» им станет проще работать с крупными предприятиями.

— Малому бизнесу очень сложно заинтересовать «тяжеловесов». Но когда они узнают, насколько серьезны наши разработки, барьеров в общении становится меньше, — подчеркивает Наталья Вельц.

Александр Набатов

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.