Класс

Класс

24 декабря 2013 05.13Культура

Грани Гранина

Интересно, что значит для именитого, признанного в своей стране и мире писателя получение очередной премии?
Грани Гранина


Интересно, что значит для именитого, признанного в своей стране и мире писателя получение очередной премии?


Каково это быть Человеком с большой буквы – Герой Социалистического Труда, почетный член Академии художеств, кавалер двух орденов Ленина, орденов Святого Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством», Отечественной войны II степени, Красной звезды, Дружбы народов, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России, премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии «Балтийская звезда», премии Гейне, гран-при премии «Большая книга», Царскосельской художественной премии… Корифей отечественной литературы, писатель, общественный деятель, сценарист. В его честь даже названа малая планета Солнечной системы! Этот человек достиг столь многого, написал такое количество произведений, получил признание такого количества читателей, что кажется – разве возможно еще? Разве это не предел? Нет. Оказывается, не предел. Жизнь и творчество Даниила Александровича Гранина – яркое тому подтверждение.
Декабрь 2013 года насыщен событиями для этого удивительного человека. 12 декабря за свой роман «Мой лейтенант» Гранин получил премию «Лучший зарубежный роман года. XXI век», ежегодно вручаемую в Китае. Эта престижная литературная премия с 2002 года вручается пяти-шести зарубежным писателям с учетом не только общих впечатлений жюри, но также степени популярности автора в родной стране. Благодаря учредителям премии – крупнейшему китайскому издательству «Жэньминь вэньсюе чубаньшэ» и Китайскому обществу по изучению иностранной литературы, 74 писателя из 22 стран мира уже получили признание. Вместе с Даниилом Александровичем лауреатами стали писатели из Германии, Италии, Франции и Гватемалы.

В декабре 2013 Гранин выпускает свою новую книгу «Человек не отсюда». Эта книга должна выйти накануне юбилея писателя, 1 января 2014 года ему исполнится 95 лет. Новая книга представляет собой некое соединение автобиографии, мемуаров, философских размышлений и интересных историй из жизни других людей. 95 лет! Что может быть лучше, чем подарить своим читателям и почитателям новую книгу! Подарок, который не имеет цены. И хотя общий тираж книги заявлен в 10 тысяч экземпляров, уверена, этого будет не достаточно. Издательство «Лениздат» с гордостью анонсирует столь значимый труд: «Последние несколько лет Гранин пишет в таком стиле, который сложно охарактеризовать. Это своеобразные записи, основанные на собственной биографии, воспоминаниях. В связи с тем, что Даниил Гранин 1 января празднует 95 лет, то можно сказать, что эта книга представляет собой своеобразную историю века».

Не трудно догадаться, что цена этого успеха высока. Что писать о войне так, как это делает Гранин, может далеко не каждый. Что выпустить новую книгу накануне своего 95 дня рождения – тоже подвиг, хоть и не боевой. Сила воли, высокая работоспособность, и главное – неутомимое и нескончаемое желание рассказать о том, как это было. Рассказывать еще и еще. Потому что можно написать десятки книг, собрать сотни описаний свидетелей, но каждый раз думать – сколько еще осталось там, за кадром, как много нужно еще сказать… как много нам, читателям, еще нужно понять…

Когда я читала «Блокадную книгу» Даниила Гранина, эта мысль неотступно преследовала меня. Мы так много слышали об этой войне. Мы так много о ней знаем. Сколько книг прочитано и сколько фильмов просмотрено… И все равно каждый раз открываешь эту войну заново. Это понимание, казалось бы, должно защитить, каким-то образом предупредить внутреннее потрясение. Ты должен быть готов ко всему, если уже столько знаешь, столько прочел и столько увидел. Холокост, нацизм, война, преследование, смерть, мародерство – все это давно не пустые слова. Но тем не менее, это знание ни сколько мне в тот момент не помогло. И, читая Гранина, заново поражаешься человеческой жестокости, человеческой трагедии, человеческой стойкости. Все сухие факты, что до этого я читала о блокаде, даже документальные фильмы, которые казалось бы должны наиболее полно выразить всю трагедию Ленинграда – всего это казалось теперь таким безликим, незапоминающимся, сухим. Просто исторические даты, сводки погибщих, темные, маленькие фигуры на экране. Книга Адамовича и Гранина словно прожектор, который пронзает темное сознание обывателя. Пронзает болью. Страданием. Надеждой и упорством.

И так каждый фильм, каждая история, каждая книга оказывается новым кусочком пазла, складывающего в нашем сознании некое представление, некий общий контур тех событий. Да, Гранин стал известен читателю не только и не сколько военной литературой (первую известность на литературном поприще он получил благодаря научно-фантастическому роману «Иду на грозу» 1962 г.), но именно военная проза стала его главной темой, именно об этом его самые знаменитые книги. Именно в таком контексте мы привыкли слышать его имя.

Наверное, сейчас, накануне 2014 года, новое поколение читателей, то самое, которое воспитано на Гарри Поттере и Властелине колец, не сразу возьмет с полки книжных новинок в магазине романы Гранина. Можно предположить, что поколению, привыкшему думать в формате «Твиттера», будет неинтересно читать историю Великой Отечественной войны с изнанки, без внушительных спецэффектов и громких имен. Но в самом деле, не будем снобами. И поверьте, Гранина не случайно называют классиком. Он пишет о войне вне времени и вне поколений. Он пишет так, что сердце замирает. Даниил Гранин пишет о войне особенно. В его книгах оживают сухие факты, безликие цифры погибших и раненых обретают человеческое лицо. Далекая и чужая война становится «своей», а история из абстрактной картины превращается в реальность. И может быть именно этим – силой вызываемых эмоций, тем внутренним потрясением, тем, что берет за живое, что пробуждает ото сна благополучной обывательской жизни мирного времени – и дает понять, каково было то, другое, страшное… — может быть, именно этим и «цепляет» Гранин современного читателя? И не только в России, но и в далеком Китае…

Большой город готовится к встрече Нового года, закупает подарки, продумывает планы на главный вечер в году. И буквально через несколько дней, после знаменательного события, появится то заветное свободное время, которое так долго ждали. То самое, которое не хочется тратить впустую, то, которое заслуживает хорошей книги или хорошего фильма. И лучшей рекомендацией будет любая книга Даниила Гранина. Книга, которая оставит свой след.


Татьяна Аристова, специально для «Класса»



Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.