Класс

Класс

24 декабря 2013 05.13Культура

Грани Гранина

Интересно, что значит для именитого, признанного в своей стране и мире писателя получение очередной премии?
Грани Гранина


Интересно, что значит для именитого, признанного в своей стране и мире писателя получение очередной премии?


Каково это быть Человеком с большой буквы – Герой Социалистического Труда, почетный член Академии художеств, кавалер двух орденов Ленина, орденов Святого Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством», Отечественной войны II степени, Красной звезды, Дружбы народов, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России, премии Президента РФ в области литературы и искусства, премии «Балтийская звезда», премии Гейне, гран-при премии «Большая книга», Царскосельской художественной премии… Корифей отечественной литературы, писатель, общественный деятель, сценарист. В его честь даже названа малая планета Солнечной системы! Этот человек достиг столь многого, написал такое количество произведений, получил признание такого количества читателей, что кажется – разве возможно еще? Разве это не предел? Нет. Оказывается, не предел. Жизнь и творчество Даниила Александровича Гранина – яркое тому подтверждение.
Декабрь 2013 года насыщен событиями для этого удивительного человека. 12 декабря за свой роман «Мой лейтенант» Гранин получил премию «Лучший зарубежный роман года. XXI век», ежегодно вручаемую в Китае. Эта престижная литературная премия с 2002 года вручается пяти-шести зарубежным писателям с учетом не только общих впечатлений жюри, но также степени популярности автора в родной стране. Благодаря учредителям премии – крупнейшему китайскому издательству «Жэньминь вэньсюе чубаньшэ» и Китайскому обществу по изучению иностранной литературы, 74 писателя из 22 стран мира уже получили признание. Вместе с Даниилом Александровичем лауреатами стали писатели из Германии, Италии, Франции и Гватемалы.

В декабре 2013 Гранин выпускает свою новую книгу «Человек не отсюда». Эта книга должна выйти накануне юбилея писателя, 1 января 2014 года ему исполнится 95 лет. Новая книга представляет собой некое соединение автобиографии, мемуаров, философских размышлений и интересных историй из жизни других людей. 95 лет! Что может быть лучше, чем подарить своим читателям и почитателям новую книгу! Подарок, который не имеет цены. И хотя общий тираж книги заявлен в 10 тысяч экземпляров, уверена, этого будет не достаточно. Издательство «Лениздат» с гордостью анонсирует столь значимый труд: «Последние несколько лет Гранин пишет в таком стиле, который сложно охарактеризовать. Это своеобразные записи, основанные на собственной биографии, воспоминаниях. В связи с тем, что Даниил Гранин 1 января празднует 95 лет, то можно сказать, что эта книга представляет собой своеобразную историю века».

Не трудно догадаться, что цена этого успеха высока. Что писать о войне так, как это делает Гранин, может далеко не каждый. Что выпустить новую книгу накануне своего 95 дня рождения – тоже подвиг, хоть и не боевой. Сила воли, высокая работоспособность, и главное – неутомимое и нескончаемое желание рассказать о том, как это было. Рассказывать еще и еще. Потому что можно написать десятки книг, собрать сотни описаний свидетелей, но каждый раз думать – сколько еще осталось там, за кадром, как много нужно еще сказать… как много нам, читателям, еще нужно понять…

Когда я читала «Блокадную книгу» Даниила Гранина, эта мысль неотступно преследовала меня. Мы так много слышали об этой войне. Мы так много о ней знаем. Сколько книг прочитано и сколько фильмов просмотрено… И все равно каждый раз открываешь эту войну заново. Это понимание, казалось бы, должно защитить, каким-то образом предупредить внутреннее потрясение. Ты должен быть готов ко всему, если уже столько знаешь, столько прочел и столько увидел. Холокост, нацизм, война, преследование, смерть, мародерство – все это давно не пустые слова. Но тем не менее, это знание ни сколько мне в тот момент не помогло. И, читая Гранина, заново поражаешься человеческой жестокости, человеческой трагедии, человеческой стойкости. Все сухие факты, что до этого я читала о блокаде, даже документальные фильмы, которые казалось бы должны наиболее полно выразить всю трагедию Ленинграда – всего это казалось теперь таким безликим, незапоминающимся, сухим. Просто исторические даты, сводки погибщих, темные, маленькие фигуры на экране. Книга Адамовича и Гранина словно прожектор, который пронзает темное сознание обывателя. Пронзает болью. Страданием. Надеждой и упорством.

И так каждый фильм, каждая история, каждая книга оказывается новым кусочком пазла, складывающего в нашем сознании некое представление, некий общий контур тех событий. Да, Гранин стал известен читателю не только и не сколько военной литературой (первую известность на литературном поприще он получил благодаря научно-фантастическому роману «Иду на грозу» 1962 г.), но именно военная проза стала его главной темой, именно об этом его самые знаменитые книги. Именно в таком контексте мы привыкли слышать его имя.

Наверное, сейчас, накануне 2014 года, новое поколение читателей, то самое, которое воспитано на Гарри Поттере и Властелине колец, не сразу возьмет с полки книжных новинок в магазине романы Гранина. Можно предположить, что поколению, привыкшему думать в формате «Твиттера», будет неинтересно читать историю Великой Отечественной войны с изнанки, без внушительных спецэффектов и громких имен. Но в самом деле, не будем снобами. И поверьте, Гранина не случайно называют классиком. Он пишет о войне вне времени и вне поколений. Он пишет так, что сердце замирает. Даниил Гранин пишет о войне особенно. В его книгах оживают сухие факты, безликие цифры погибших и раненых обретают человеческое лицо. Далекая и чужая война становится «своей», а история из абстрактной картины превращается в реальность. И может быть именно этим – силой вызываемых эмоций, тем внутренним потрясением, тем, что берет за живое, что пробуждает ото сна благополучной обывательской жизни мирного времени – и дает понять, каково было то, другое, страшное… — может быть, именно этим и «цепляет» Гранин современного читателя? И не только в России, но и в далеком Китае…

Большой город готовится к встрече Нового года, закупает подарки, продумывает планы на главный вечер в году. И буквально через несколько дней, после знаменательного события, появится то заветное свободное время, которое так долго ждали. То самое, которое не хочется тратить впустую, то, которое заслуживает хорошей книги или хорошего фильма. И лучшей рекомендацией будет любая книга Даниила Гранина. Книга, которая оставит свой след.


Татьяна Аристова, специально для «Класса»



Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.