Класс

Класс

25 декабря 2013 05.07Интервью

Виктор Скуратов: «Мы делали заведение, ориентируясь на собственные вкусы»

В октябре в Омске открылся брю-бар Skuratov Coffe, который быстро стал популярным среди молодой интеллигентной публики. Кто-то приходит в небольшое уютное заведение за авторскими напитками, кто-то за хорошим кофе, но для большинства посетителей кофейня стала «третьим местом»  территорией, куда приятно прийти после работы и встретится с друзьями.

Виктор Скуратов: «Мы делали заведение, ориентируясь на собственные вкусы»

Вадим Харламов

В октябре в Омске открылся брю-бар Skuratov Coffe, который быстро стал популярным среди молодой интеллигентной публики. Кто-то приходит в небольшое уютное заведение за авторскими напитками, кто-то за хорошим кофе, но для большинства посетителей кофейня стала «третьим местом» территорией, куда приятно прийти после работы и встретится с друзьями. В преддверии Нового года Skuratov Coffee поучаствовал в акции «Старость в радость». Вся выручка за 19 декабря пошла на покупку новогодних подарков старикам из домов престарелых, а за стойкой в этот день стоял сам хозяин заведения Виктор Скуратов. Молодой предприниматель, для которого новое заведение — лишь часть успешного кофейного предприятия, рассказал «Классу» о том, что бизнес может сделать для людей и для родного города.

Виктор, расскажите о сегодняшней акции. Станет ли она регулярной?
В прошлом году мы уже участвовали в акции «Старость в радость» предоставляли в подарок жителям домов престарелых наши фирменные чаи. Мы получили огромный заряд позитива, и весь год после акции у нас хорошо сложился, хоть мы и не верим в приметы. И в этом году решили снова поучаствовать. На этот раз организаторы собирают деньги, чтобы купить одинаковые подарки для старичков, потому что в прошлом году между ними возникали недопонимания из-за разных презентов. И мы приняли решение выручку с одного дня полностью отдать на подарки пожилым людям. Чтобы не смущать наших бариста, я сам встал сегодня за барную стойку. А кофе для посетителей готовит шеф-бариста Евгений Калайтанов. Вот и вся суть акции. Хотим сделать ее ежегодной. Может быть, подключим наших партнеров.

А вообще, как вы считаете, должен ли бизнес быть социально ответственным?
Нет, не считаю. Каждый должен заниматься своим делом. Предприниматели в частности — зарабатывать деньги и платить налоги. Бизнес не должен делать вещи, которые ему не свойственны. Мы не должны сидеть и думать, достаточно ли мы социально-ответственные? Это личное дело каждого. Мы занимаемся благотворительностью не для пиара, не для того, чтобы нас полюбили, а просто потому, что это приносит нам удовольствие. Но мы имеем полное право этого не делать, и никто не должен нас в этом упрекать.

vnuti2

В социальную ответственность можно заиграться. Особенно впечатлительные предприниматели могут таким образом загнать себя в убыток. Другое дело, если предприятие получило от государства какие-то активы. Тогда с ним можно говорить о социальной ответственности. США, наверное, самая социально-безответственная страна, в которой бизнес занимается только бизнесом. При этом суммы, которые на благотворительность выделяет каждый американский лавочник, каждый мелкий предприниматель, не идут ни в какое сравнение с тем, что в этой сфере происходит в России. Но никто там предпринимателей в Штатах к этому не принуждает.

Но ведь для вас участие в такой акции это пиар, что ни говори.
Да, но мы к этому не стремились. В прошлом году мы попросили нигде нас не указывать, чтобы не зарабатывать для себя на этом очки. Но все равно все СМИ о нас написали. Так что в этом году мы решили сами открыто заявить, что отдаем дневную выручку на благотворительность. Если конкуренты хотят нанести нам убытки, пусть делают это сегодня. Не жалко, зато пойдет на благое дело.

Многие уверены, что в Омске сложно построить бизнес, что здесь слишком силен административный барьер, слишком пассивное население. При этом ваш довольно специфический бизнес (Виктор Скуратов также занимается заготовкой и поставками высококачественного кофе в кофейни города) здесь процветает. Вы не согласны с этими стереотипами?
Мы очень много требуем от места для ведения бизнеса. Мы хотим, чтобы в городе с большим количеством людей с высокой покупательской способностью и низким административным барьером еще и была низкая конкуренция. В Омске вообще нет конкуренции, при этом у людей довольно высокие заработки. В мире не так много городов, где было бы лучше вести бизнес, чем здесь.

Да, Омск не самый удобный для проживания город, да, здесь, может быть, не так много делается, как нам бы хотелось. Молодежь страдает максимализмом — ей хочется сразу жить в таком сибирском Эдмонтоне. Но в силах нашего поколения сделать его таким. Как показали первые два месяца работы нашего заведения, в Омске огромное количество молодых, активных, умных людей, которые не собираются никуда уезжать и готовы жить и работать здесь. Омичи лучше, чем о них привыкли думать, так же, как и сам Омск. У меня есть множество знакомых, которые уезжали в другие города и страны, а сейчас возвращаются. Да, там более высокие заработки, но есть свои недостатки. Там ты ничего не можешь изменить — встраиваешься в систему, становишься ее винтиком и самореализуешься в рамках той клетки, которая тебе дается. А для того чтобы построить свою собственную систему, лучше Омска нет города.


Недавно состоялась премьера фильма «Не пытайтесь покинуть Омск», который сняли омские ребята. Его главная мысль состояла в том, что Омск сейчас стоит на нуле, и из него можно сделать все, что угодно. Как пластилин, из которого мы сами можем вылепить новую реальность.

Практически, так и есть. Омск — это город с гигантским потенциалом. Здесь живет миллион человек — это огромный рынок. Все крупнейшие компании Америки зарождались в маленьких городах. И у наших сибирских соседей есть компании, которые уже успешно работают на федеральном уровне, например, «2ГИС», «Сибирский берег». Мы недооцениваем свой город. Да, здесь, есть над чем работать, но все далеко не так плохо.

Значит, проблема не в городе, а в людях, у которых хроническое негативное настроение?
К сожалению, есть часть наших сограждан, которые критикуют все, что строится, открывается и вообще делается в этом городе. Эти люди противятся любым изменениям. При этом москвичи, которые приезжают в Омск, приходят в восторг от нашего исторического центра города. Арбат не сохранился так, как сохранился наш Любинский проспект. Если смотреть объективно, жители любого города говорят, что в нем плохо. У меня есть друзья в Красноярске, которые постоянно утверждают, что город болото и надо валить. Мои друзья в Москве держат самую модную кофейню Double B, ипри этом постоянно жалуются, что в Москве нет народа, все куда-то уезжают, невозможно развиваться, никто никуда не успевает из-за пробок. Про Питер говорят, что в нем жить невозможно, стоит приезжать только отдыхать. Моя сестра живет в Майями. Так вот она утверждает, что первый год там весело, а потом приходит осознание, что это город-картинка бизнес развит слабо, все ниши уже заняты. Город для пенсионеров.

Чемоданное настроение есть всегда, но оно быстро меняется, когда человек уезжает из родного города и оценивает его плюсы и минусы со стороны. У жителей провинций возникает иллюзия, что в столицах все сыплется, как из рога изобилия. Что сразу найдется интересная и высокооплачиваемая работа, что бизнес станет успешным и так далее. Но на деле большинству омских компаний пришлось закрывать свои офисы в Москве, потому что многое решается конкурентной средой, к которой омичи не привыкли.

vnytri1

Как вы считаете, Skuratov Coffee удалось стать одним из заведений, ради которого стоит оставаться в Омске?
Учреждения общественного питания — рестораны, кафе, кофейни, разные интересные заведения — это то, что определяет облик города. Наверное, слишком громко сказано, что ради нашего брю-бара стоит оставаться в Омске. Но я уверен, что мы сделали Омск лучше. Преподнесли городу что-то новое. Хотя мы совершенно не думали, что Skuratov Coffee произведет такой фурор. На самом деле, мы открывали заведение довольно распространенного формата за границей и в столицах. Но так получилось, что в Омске, и в Сибири наш брю-бар стал первым. Поэтому обязательно стоит открывать что-то подобное, ни на что не похожее, но никогда не забывать о финансовой составляющей, ведь в конце каждого месяца придется платить по счетам.

Как в Омске, где кофейная индустрия не очень развита, найти профессиональных бариста?
Мы их не искали, а сами обучали. Мы уже четыре года работаем на этом рынке и нашего нынешнего шефа-бариста знаем очень давно. Он больше месяца тратил два дня в неделю на обучение новых бариста. Его главным условием было, чтобы у ребят не было никакого опыта в этом деле, потому что переучить омских барменов-бариста практически невозможно.

А какие еще требования к соискателям вы выдвигали?
У нас было восемьдесят собеседований, по результатам которых мы выбрали четырех человек. Мы, наверное, охватили максимально широкую аудиторию, поэтому наше объявление оказалось многим интересно. Наше заведение — единственное в городе предлагало бариста работу только с кофе, никаких смузи, кальянов и прочего. При этом хорошие условия труда. Мы искали людей умных,хорошо обучаемых, образованных. У нас есть девочка с двумя высшими образованиями, другая работала преподавателем английского языка в школе. Кроме того, мы склонялись к тем людям, которые читают книги. Это о многом говорит. Это должны были быть люди позитивные и улыбчивые, разделяющие ценности нашей команды. Потому что даже самый вкусный напиток, поданный без улыбки, теряет половину своих вкусовых свойств.

Недавно вы отказали в обслуживании девушке за ее расистское высказывание в «Твиттере» в адрес одной из бариста Skuratov Coffee. Вы таким образом стараетесь воспитывать свою аудиторию?

Наша мотивация была только одна заступиться за своего сотрудника. Обидели члена нашей команды, и я как лицо компании должен был ответить. Никакого отношения к расизму, национализму, попытке воспитать кого-либо это действие не имело. Мы не воспитываем нашу аудиторию, мы сами у нее учимся.

В тот момент было даже неприятно, что некоторые восприняли это как наш пиар-ход. Мы дорожим нашей публикой, нашими гостями. Но одна из наших основополагающих ценностей — это команда. Если мы не будем защищать своих сотрудников и создавать лучшие условия труда, они просто не смогут нормально работать. У нас каждый работник понимает, что он здесь делает. Мы стараемся создать все условия, чтобы он делал счастливым и себя, и клиентов. Это достаточно новый подход для Омска, но мы действительно хотим, чтобы люди, которые у нас трудятся, был счастливы на работе.

Если мы не будем защищать своих сотрудников и создавать лучшие условия труда, они просто не смогут нормально работать. Мы стараемся создать все условия, чтобы они делали счастливыми и себя, и клиентов.

Обычно в сфере услуг действует принцип «клиент всегда прав». Вы его не придерживаетесь?
Конечно, это самый старый и самый главный принцип любого заведения. Обычно 99% процентов клиентов правы. Но, к сожалению, найдется 1% клиентов, которые могут ошибаться. Такие люди могут испортить жизнь всей команде. Если ты вовремя не защитишь своего сотрудника от таких личностей, потом подобное негативное отношение распространится и на всех благожелательно настроенных клиентов. К нам часто поступают какие-то жалобы и просьбы от посетителей, но все они адекватные, и на каждую мы отвечаем.

— Кто-то называет Skuratov хипстерским заведением. Как вы сами оцениваете свою аудиторию?

— Мы просто делали заведение, которое нравилось бы нам самим. Когда мы разрабатывали формат, то даже не просчитывали, кто конкретно будет к нам ходить. Наверное, если бы нашей основной целью было заработать много денег, мы бы сделали площадь побольше, суши, кухню и так далее. Но выбрали другой формат и пока не пожалели. Сейчас к нам ходят люди разных возрастов от школьников до пожилых людей — пьют кофе, читают книги и слушают музыку. И мы от этого счастливы.

 Хипстерским местом наше заведение называют, скорее всего, потому что с самого открытия его активно обсуждают в «Твиттере» и социальных сетях, которые считаются традиционным местом для общения так называемых хипстеров. Хотя я не до конца понимаю, что вкладывается в это слово, это ведь всего лишь штамп. К нам постоянно заходят люди, которые слушают хорошую музыку, читают книги и стильно одеваются, но я бы не стал называть их хипстерами.

 — Вы так ярко стартовали именно благодаря активному продвижению в социальных сетях. Вы изначально делали ставку на SMM?

— Совсем нет. Напротив, мы планировали размещаться в омском глянце. Группу в соцсети «ВКонтакте» запустили без особого расчета на какую-то популярность. Наш управляющий Саша Галиулов разослал друзьям приглашения на открытие, где мы угощали гостей бесплатными напитками. Сначала к нам пришло два человека. Им все понравилось, и они написали об этом в «Твиттер», где мы на тот момент даже не были зарегистрированы. Их читатели увидели и тоже стали приходить и оставлять отзывы в своих аккаунтах в соцсетях, привлекая все больше людей. И все это время мы не могли понять, откуда идет народ.

 В конце второго дня один из наших теперь уже постоянных клиентов спросил: «Ребята, а почему вас нет в «Твиттере» и в «Форсквере»? А мы спросили: «Есть ли смысл?». Как оказалось, в «Форсквере» нас уже зарегистрировали сами посетители и начали вовсю чекиниться. И мы поняли, что стоит уделять соцсетям больше внимания, чем сейчас и занимаемся — сразу реагируем на комментарии и отзывы. Ведь никто не знает, что нужно гостю, лучше, чем сам гость. Нам постоянно поступают очень ценные предложения от нвших посетителей и читателей в соцсетях, каждое из которых мы берем на вооружение. При этом мы ни разу не заплатили ни одному блогеру за положительный отзыв. А от стандартной рекламы отказались, потому что ей сейчас объективно никто не доверяет. Сегодня нельзя прорекламировать плохой продукт как будто он хороший. Потребители сами сделают тебе рекламу в соцсетях, если твой продукт действительно качественный, и антирекламу — если нет.

 Мы отказались от стандартной рекламы, потому что ей сейчас объективно никто не доверяет. Сегодня нельзя прорекламировать плохой продукт как будто он хороший. Потребители сами сделают тебе рекламу в соцсетях, если твой продукт действительно качественный, и антирекламу — если нет.

— Вы сказали, что делали заведение под свой вкус. Интерьер тоже сами разрабатывали?

— Да, целиком и полностью. Мы боялись, что если заказывать дизайн в Омске, то получится по-омски. Нам нравится нью-йоркский и чикагский стиль — что-то типа лофтов. Например, кофейня Stumptown Coffee. Мы просто брали их дизайн, смотрели, что можно заимствовать, что нельзя. Конечно, не обошлось без ошибок. Так, к нам заходил бывший главный архитектор омска Альбер Каримов и указал на некоторые недочеты в дизайне, которые мы постарались исправить. Сейчас наш главный недостаток — небольшое количество сидячих мест. Вечером многим приходится брать кофе с собой, потому что все занято.

— Многим нравится ваша музыка. Я так понимаю, это тоже то, что слушаете вы сами?

— Да, изначально плей-лист формировался из наших любимых композиций. Кроме того, один из наших бариста Глеб, он же Dj Cup, который знает все о джазе и очень многое о музыке вообще. С его помощью мы раз в две недели обновляем плей-лист.

— У вас, в отличие от большинства омских кофеен, нельзя курить. Это ваша принципиальная позиция или дело просто в недостатке места?

— Конечно, это принципиально. Любой посторонний запах очень активно впитывается в кофе. Поэтому нашему персоналу запрещено не только курить, но и пользоваться духами. По этой же причине у нас нет кальянов, бутербродов и вообще какой-либо еды, кроме легких десертов.

— Многим нравится ваша традиция с написанием имен на бумажных стаканчиках. Берете пример со «Старбакса»?

— В мире более 20 тысяч «Старбаксов», плюс примерно 50 тысяч небольших кофеен, и добрая половина из них пишет имена на стаканчиках. На самом деле, использование бумажной посуды — оптимальный вариант для кофеен, которые работают от стойки. И это единственный способ не перепутать, кто и что заказал, при отсутствии официантов.

На самом деле, мы надеемся, что в Омск когда-нибудь придет «Старбакс». Это мощный маркетинг — когда сеть заходит в город, продажи, как ни странно, вырастают у всех представителей рынка. Обычно, когда «Старбакс» открывается, туда идут даже те люди, которые не пьют кофе, просто ради бренда. Они пробуют кофе, чтобы понять, что в нем такого особенного — две, три, десять чашек. Оказывается, ничего такого. Но человек уже хочет сравнить и идет в другие кофейни.

— Есть такое понятие «третье место» — некое заведение, где люди любят ежедневно проводить время между домом и работой. Другими словами — место для культурного отдыха. Как вам кажется, Skuratov Coffee удалось стать таким «третьим местом»?

— Определенно, да. Мы каждый день видим людей, которые половину свободного времени после работы проводят у нас, и это лучшая оценка нашей деятельности. Мы планируем в дальнейшем развивать пространство нашей кофейни. Так, один из клиентов уже предложил нам организовать здесь небольшую картинную галерею — разместить на стенах работы омских художников вместе с ценами. Каждую из них можно будет приобрести. Таким образом, мы сделаем доброе дело — поможем омским мастерам продать свои работы и украсим нашу кофейню. Кроме того, не так давно мы закупили книги, которые наши гости могут свободно читать. Это в основном поэзия. Те авторы, которые нравятся нам самим, команде Skuratov coffee. Среди них есть даже книга стихов нашего дворника, по совместительству писателя. Не удивляйтесь, даже этот член нашей команды высококультурный человек. Ему просто нравится работать дворником.


Добавить комментарий
Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.