Класс

Класс

31 декабря 2013 04.37Культура

Сказка для взрослых?

Новый год уже на пороге. Из окон квартир выглядывают наряженные елки, на улицах весело мигают гирлянды, витрины магазинов напоминают новогоднюю дизайнерскую выставку, и даже маршрутки и автобусы украшены мишурой и снежинками.
Сказка для взрослых?


Новый год уже на пороге. Из окон квартир выглядывают наряженные елки, на улицах весело мигают гирлянды, витрины магазинов напоминают новогоднюю дизайнерскую выставку, и даже маршрутки и автобусы украшены мишурой и снежинками.

Дети, наконец, вышли на каникулы, заканчиваются последние новогодние утренники, а каждый взрослый берет штурмом последний бастион – ближайший супермаркет или рынок, днем или ночью (очередь должна же быть меньше!), закупает продукты к новогоднему столу. Остались последние сутки 2013 года. Осталось совсем немного. И в воздухе чувствуется радостное предвкушение праздника. Новый год один из наших самых любимых праздников. Потому что каждый из нас невольно ждет чуда. Конечно, не буквально, не в виде Деда Мороза и Снегурочки, но исполнения желания, но оправдания надежд, реализации мечты… да мало ли? Кто из нас не загадывает желание под бой курантов? Каждый из нас верит в сказки, и при всей взрослой циничности эта вера пробуждается именно в канун Нового года.

Английский писатель Нил Гейман, судя по всему, хорошо знает эту особенность взрослых – верить в чудеса. 53-летний писатель, автор графических романов и комиксов, лауреат всемирной премии фэнтези (1991, 2010г.) Международной Гильдии Ужаса (1995 г.), Хьюго (2002, 2003, 2009 гг.), Локус (ежегодно с 2002 по 2012 г.), обладатель медали Ньюбери, получил в декабре 2013 новую награду – он стал лауреатом национальной книжной премии Великобритании — Specsavers National Book Awards. Эту награду Гейман получил за сказку «Океан в конце переулка» (в России книга вышла в издательстве АСТ под названием «Океан в конце дороги» в декабре 2013). Примечательно, что данную премию не просто присуждают, чтобы получить ее – нужно победить в народном голосовании, которое проходило онлайн. Читателям предлагался шорт-лист премии, т.о. имя победителя полностью зависело от обычных людей, а не от строгой комиссии. Так и получилось, что большинство читателей проголосовали за «Океан» — сказку-миф о борьбе добра и зла. О чем же эта книга и почему взрослые люди, в нашем циничном и «взрослом» мире сделали такой выбор? Значит взрослые вопреки всему верят сказкам?

«Я сейчас скажу тебе кое-что важное. Взрослые тоже изнутри не такие уж взрослые. Снаружи они большие и безрассудные, и всегда знают, что делают. А изнутри они нисколько не поменялись. Остались такими же, как ты сейчас…», — сказала Лэтти Хэмпсток семилетнему мальчику – главному герою книги Нила Геймана.

«Океан в конце переулка» —- это история о самом настоящем волшебстве. Это история о мужчине средних лет. Сейчас он в разводе (брак развалился десять лет назад — отношения потихоньку изнашивались, пока, как это, наверное, всегда и бывает, вконец не расстроились), ни с кем не встречается («не встречаюсь и даже не уверен, что готов, пока еще нет») и пробует заниматься искусством («спасибо, с ней все хорошо, стану отвечать я, так и не научившись говорить о том, чем занимаюсь. Если бы мог, не нужно было бы работать. Я занимаюсь искусством. Иногда настоящим, и оно заполняет бреши в моей жизни. Некоторые из них. Не все»). Не особо удачная жизнь, подумаете вы. Да самая обыкновенная, думает главный герой. Сегодня он после службы отправляется на поминки в те края, где прошло его детство. И хотя ему нужно ехать в дом сестры, он почти невольно сворачивает с дороги и едет посмотреть то место, где когда-то стоял их старый дом. Знакомые места преобразились. Узкий проселок превратился в бетонную дорогу, между жилыми массивами. Главный герой едет дальше, до самого конца переулка, дорога становится хуже и уже, и вот почти доехав до конца, в самом тупике проселка он словно переносится в детство – ферма, где когда-то он познакомился с самой необычной девочкой в мире Лэтти Хэмпсток стоит на месте и почти не изменилась. Главный герой уже почти забыл эту девочку. Что там она говорила – что за домом есть океан? Да, именно так она называла небольшой пруд. И вот уже взрослый мужчина сидит на лавочке перед небольшим водоемом и вспоминает необыкновенную историю, которая произошла с ним, 7-летним мальчиком, много лет назад. Тогда 40 лет назад один мужчина покончил жизнь самоубийством и открыл дорогу темным силам в их тихом и спокойном крае…

Настоящая сказка на то и сказка, что не знаешь, чем все закончится и какие обычные вещи оказываются волшебными. Поэтому я не хочу рассказывать вам слишком подробно сюжет «Океана». Это книга, которая читается буквально за несколько часов. И ее легкий и простой слог привлекателен еще и тем, что речь идет о детстве. Только воспоминания о детстве бывают такими близкими и знакомыми, такими искренними. И я, которая в принципе не читаю книг в жанре фэнтези, с головой ушла в приключения маленького мальчика. Может быть, все дело в том, что Новый год, а, может, потому что Гейман смог написать историю одинаково интересную и для взрослых и для детей?

Вы когда-нибудь пробовали перечитать любимые сказки детства? Получали ли вы то же самое удовольствие? Уверена, что книги оказывались немного другими, не такими как вы себе запомнили. Взрослому человеку трудно читать сказки, потому что он знает уже слишком много, потому что язык кажется слишком примитивным и простым. И в какой-то момент становится скучно. Нил Гейман написал книгу, которая не заставит скучать. Его сказка универсальна, далекое прошлое, о котором он рассказывает не содержит примет времени, эта история могла происходить и в 80-е и в 70-е и в 90-е годы. Главный герой чувствует себя одиноко и пробуждает в читателе нотки узнавания, ведь кто из нас не чувствовал себя таковым хотя бы раз в жизни? Он рассказывает о таких вещах, о которых дети и подростки только задумываются (а значит с радостью узнают в книге себя), а взрослые думали когда-то и потому вновь переживут чувства далекого или не очень прошлого. «Я не скучаю по детству, но мне не хватает своего тогдашнего умения наслаждаться малым, даже когда рушится то, что внушительнее по значению и больше. Я не мог управлять миром, в котором жил, не мог отрешиться от вещей, людей и событий, причиняющих боль, но я черпал радость в том, что приносило мне счастье».

geyman2

Читать Нила Геймана, действительно легко. И если ваш ребенок не любит читать, а предпочитает сидеть в интернете и смотреть кино, думаю, что «Океан в конце переулка» будет той книгой, от которой он не оторвется. А дополнительным стимулом для поколения некст может стать тот факт, что американские компании Focus Features и Playtone близки к завершению сделки по приобретению прав на экранизацию романа. Режиссером проекта будет Джо Райт, продюсерами — его партнер из Shoebox Films Пол Уэбстер, а также Том Хэнкс и Гэри Гецман из Playtone. Режиссер оскароносной «Анны Карениной», Райт воплотит идеи Геймана в эффектное и яркое кино. Осталось только дождаться.
 
Я думаю, что Нил Гейман получил национальную книжную премию Великобритании потому, что люди по-прежнему верят в чудеса. Потому что каждому из нас нужна сказка. Потому что «…вся правда в том, что и нет никаких взрослых. Ни единого в целом огромном мире…». Может быть, именно поэтому сейчас в канун Нового года мы все ищем эту сказку? Мы смотрим сотый раз старые добрые комедии, мы с удовольствием читаем своим детям сказки, мы загадываем желание в 12 часов и сжигаем бумажки, чтобы оно исполнилось. Мы любим этот праздник больше всех остальных. Мы ждем чуда. И сейчас, в новогодние каникулы у каждого из нас есть возможность вернуться в детство – прочесть книгу, которая вернет нас туда.


Татьяна Аристова, специально для «КЛАССа»


Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.