Класс

Класс

22 января 2014 09.16Город

За проезд передаем

В ближайшее время в Омске может быть запущена система «Электронный проездной», которая в том или ином виде существует уже во многих городах России. Какой она будет в Омске, упростит для горожан перемещение в общественном транспорте или наоборот, пока не ясно. «Класс» собрал варианты ее функционирования в других городах России и не только, чтобы понять, какие у Омска есть варианты.
За проезд передаем


В ближайшее время в Омске может быть запущена система «Электронный проездной», которая в том или ином виде существует уже во многих городах России. Какой она будет в Омске, упростит для горожан перемещение в общественном транспорте или наоборот, пока не ясно. «Класс» собрал варианты ее функционирования в других городах России и не только, чтобы понять, какие у Омска есть варианты.


Разговоры о внедрении в Омске электронных проездных билетов велись еще с 2010 года, когда была запущена первая волна модернизации городского транспорта, только планировалась разработка системы «Мой маршрут» и оснащение автобусов навигационным оборудованием. Весной прошлого года свои терминалы для электронных транспортных карт системы «ATEC» в министерстве строительства, транспорта и связи Омской области презентовали корейские специалисты. Омские чиновники пообещали оценить рентабельность проекта, и дальше сотрудничество с корейцами не пошло, несмотря на то что гости готовы были установить оборудование уже осенью 2013 года.

21 января омский блогер и историк Игорь Федоров опубликовал в своем «ЖЖ» пост с письмом за подписью заместителя министра транспортного комплекса Игоря Квасова, присланным в ответ на список предложений по оптимизации работы транспорта и снижению затрат от общественника Сергея Когана. Оказывается, область вышла на первый этап перевода омского общественного транспорта на систему электронных проездных. Министерство труда и социального развития уже заключило контракт с компанией «Экстрим безопасность» из Екатеринбурга, которая займется разработкой и обслуживанием электронных транспортных карт льготников. По словам директора департамента транспорта города Омска Олега Осинского, эта система является одной из самых совершенных в России. Сейчас транспортные карты льготников обновляются, терминалы в автобусах будут перепрограммированы или заменены. Как говорится в письме, если проект будет хорошо работать, то власти планируют подключить к этой программе еще и маршрутные такси и продолжат двигаться в сторону полной автоматизации проезда. При этом уже на первый этап областное правительство планирует потратит 54,3 млн рублей.
Все будет
Как рассказал «Классу» Олег Осинский, городская администрация действительно планирует перевести весь муниципальный транспорт на систему «Электронный проездной» до конца 2014 года. «Городу-миллионнику стыдно до сих пор не иметь системы безналичной оплаты проезда. Для нас эта проблема стоит первым номером в списке важнейших задач. До конца января мы определимся с теми финансовыми возможностями, которыми располагает наш бюджет, и поймем, в какие сроки сможем полностью реализовать программу «Электронный проездной». Финансовая ситуация в регионе непростая, но я рассчитываю, что до конца этого года нам удастся ввести в городе безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте с помощью пластиковых карт. Какими конкретно они будут, станет известно позже», — отметил Олег Иванович.

Однако, блогер Игорь Федоров не разделяет оптимизма чиновников. По его словам, нищенский омский бюджет никогда не сможет позволить себе перевести город на полноценную электронную систему оплаты проезда. В этих условиях Федорова особенно смущает сумма в 54,3 млн рублей, которую уже готово потратить правительство, если верить Игорю Квасову.

Осинский согласился с блогерами, что перевод системы городского транспорта на безналичный расчет — удовольствие действительно не из дешевых. Главная статья расходов — покупка и установка электронного оборудования (терминалов покупки и пополнения карт, а также электронных считывателей (валидаторов), по типу тех, с помощью которых сейчас кондукторы в общественном транспорте сканируют социальные проездные льготников). Кстати от кондукторов никто избавляться не собирается даже после полного введения в эксплуатацию системы электронных проездных билетов. «Обойтись без кондукторов в при реализации подобных систем удалось только в Москве, где в общественном транспорте установили турникеты. Однако, такая система стоит гораздо дороже и при этом создает некоторые неудобства для пассажиров. Если же просто установить считывающие устройства при входе в автобус, велика вероятность, что несознательные граждане будут ездить «зайцами». У нас в стране привыкли, что заходя в автобус, нужно первым делом занять место и ждать, пока к тебе подойдет кондуктор, а не оплачивать проезд самостоятельно», — посетовал Осинский.

При этом планируется, что на систему электронной оплаты проезда будут завязаны и маршрутные такси. По словам Осинского, уже сегодня в городе появились маршрутки, в которых действуют социальные карты льготников. «Когда система будет запущена, мы планируем подключить к ней и частных перевозчиков. Благодаря тому, что система электронной оплаты проезда предполагает точный учет пассажиропотока, мы будем располагать четкими и понятными цифрами и сможем предложить владельцам маршрутных такси понятные условия сотрудничества», — отметил директор департамента. При этом прямых доходов городской казне введение системы безналичного расчета в транспорте не принесет. Ее польза для властей — все в том же более точном учете пассажиров.

Пока же система электронных транспортных карт действует в Омске только для льготников и только в муниципальном транспорте. Электронная транспортная карта выдается льготным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам) и дает право на бесплатный проезд, или проезд со скидкой 50%. На чип карты записана индивидуальная информация о держателе — ФИО, льготная категория, срок действия карты и так далее. Кондуктор в транспорте считывает с чипа информацию с помощью мини-терминала, учитывая одну поездку. Система электронного проезда для всех категорий граждан предполагает, что вместо денег каждый пассажир будет расплачиваться за проезд специальной транспортной картой. Вариаций такой системы существует немало. Попробуем разобраться, какие именно.

Приложить подорожник
В Санкт-Петербурге существует целая коллекция электронных транспортных карт на любой вкус и кошелек. Школьники, студенты, инвалиды и другие льготники получают именные бесконтактные смарт-карты для своей категории, а простые пассажиры могут воспользоваться универсальной именной «единой картой», универсальным «единым электронным билетом» и новым проектом «Подорожник». Для многоразового использования можно приобрести в питерских кассах пластиковую карту, на которую «записать» при покупке определенное число поездок. «Подорожник» — та же пластиковая карта, только более продвинутая. Ее можно пополнять в транспортных кассах, специальных терминалах, переводить на счет деньги с банковских карт, что очень удобно. Во время контакта со считывающим устройством с карты просто списывается стоимость одной поездки.

podorozЕдиные карты действуют во всех видах транспорта, включая маршрутные такси. В автобусах обычно есть и кондукторы с переносными валидаторами, и встроенные в поручни автоматические считывающие устройства, к которым достаточно поднести карту, чтобы расплатиться за проезд. В случае, если карта оказалась неисправна или на ней закончились средства, можно оплатить проезд по-старинке. В 2007 году, когда система бесконтактных карт вводилась, ходили разговоры, что через несколько лет кондукторов в автобусах города не останется — их предполагалось полностью заменить электронными валидаторами. Однако со временем от человеческого фактора в оплате проезда решили не избавляться. Ведь всегда найдутся бабушки, которые не знают, что и куда прикладывать, и забывшие дома карты пассажиры.

В Екатеринбурге все гораздо проще. Здесь существует единая для всех видов транспорта «Е-карта», которой можно расплачиваться в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и даже некоторых маршрутных такси, где установлены валидаторы системы. Выпускаются различные «Е-карты» для льготников, школьников, студентов, персонализированные постоянные и временные на 15 дней, и даже выдаваемые банками-партнерами системы — они позволяют оплачивать проезд прямо со своего счета. Екатеринбургский «Мегафон» даже запустил услугу оплаты проезда в общественном транспорте с помощью мобильного телефона. Специальный NFC-чип устанавливается прямо на сим-карту, а для оплаты проезда достаточно поднести телефон к валидатору. Кстати, по словам Осинского, в нашем городе такая услуга также может быть введена — екатеринбургская система, которая теперь будет установлена в городе, заточена и под такой формат оплаты проезда.

e-karta

С 20 января систему «Единая транспортная карта» ввели и в Кемерово.


За 70 рублей пассажир может приобрести так называемый «Электронный кошелек», баланс которого необходимо пополнять. Карту достаточно поднести к валидатору, который будет у кондукторов во всех наземных видах транспорта, кроме маршруток. «Транспортная карта» не первый год успешно функционирует и в Красноярске. Карта представляет собой единый проездной для всех видов транспорта, который можно регулярно пополнять различными удобными способами.


Анастасия Шугаева




Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.