Класс

Класс

22 января 2014 09.16Город

За проезд передаем

В ближайшее время в Омске может быть запущена система «Электронный проездной», которая в том или ином виде существует уже во многих городах России. Какой она будет в Омске, упростит для горожан перемещение в общественном транспорте или наоборот, пока не ясно. «Класс» собрал варианты ее функционирования в других городах России и не только, чтобы понять, какие у Омска есть варианты.
За проезд передаем


В ближайшее время в Омске может быть запущена система «Электронный проездной», которая в том или ином виде существует уже во многих городах России. Какой она будет в Омске, упростит для горожан перемещение в общественном транспорте или наоборот, пока не ясно. «Класс» собрал варианты ее функционирования в других городах России и не только, чтобы понять, какие у Омска есть варианты.


Разговоры о внедрении в Омске электронных проездных билетов велись еще с 2010 года, когда была запущена первая волна модернизации городского транспорта, только планировалась разработка системы «Мой маршрут» и оснащение автобусов навигационным оборудованием. Весной прошлого года свои терминалы для электронных транспортных карт системы «ATEC» в министерстве строительства, транспорта и связи Омской области презентовали корейские специалисты. Омские чиновники пообещали оценить рентабельность проекта, и дальше сотрудничество с корейцами не пошло, несмотря на то что гости готовы были установить оборудование уже осенью 2013 года.

21 января омский блогер и историк Игорь Федоров опубликовал в своем «ЖЖ» пост с письмом за подписью заместителя министра транспортного комплекса Игоря Квасова, присланным в ответ на список предложений по оптимизации работы транспорта и снижению затрат от общественника Сергея Когана. Оказывается, область вышла на первый этап перевода омского общественного транспорта на систему электронных проездных. Министерство труда и социального развития уже заключило контракт с компанией «Экстрим безопасность» из Екатеринбурга, которая займется разработкой и обслуживанием электронных транспортных карт льготников. По словам директора департамента транспорта города Омска Олега Осинского, эта система является одной из самых совершенных в России. Сейчас транспортные карты льготников обновляются, терминалы в автобусах будут перепрограммированы или заменены. Как говорится в письме, если проект будет хорошо работать, то власти планируют подключить к этой программе еще и маршрутные такси и продолжат двигаться в сторону полной автоматизации проезда. При этом уже на первый этап областное правительство планирует потратит 54,3 млн рублей.
Все будет
Как рассказал «Классу» Олег Осинский, городская администрация действительно планирует перевести весь муниципальный транспорт на систему «Электронный проездной» до конца 2014 года. «Городу-миллионнику стыдно до сих пор не иметь системы безналичной оплаты проезда. Для нас эта проблема стоит первым номером в списке важнейших задач. До конца января мы определимся с теми финансовыми возможностями, которыми располагает наш бюджет, и поймем, в какие сроки сможем полностью реализовать программу «Электронный проездной». Финансовая ситуация в регионе непростая, но я рассчитываю, что до конца этого года нам удастся ввести в городе безналичную систему оплаты проезда в общественном транспорте с помощью пластиковых карт. Какими конкретно они будут, станет известно позже», — отметил Олег Иванович.

Однако, блогер Игорь Федоров не разделяет оптимизма чиновников. По его словам, нищенский омский бюджет никогда не сможет позволить себе перевести город на полноценную электронную систему оплаты проезда. В этих условиях Федорова особенно смущает сумма в 54,3 млн рублей, которую уже готово потратить правительство, если верить Игорю Квасову.

Осинский согласился с блогерами, что перевод системы городского транспорта на безналичный расчет — удовольствие действительно не из дешевых. Главная статья расходов — покупка и установка электронного оборудования (терминалов покупки и пополнения карт, а также электронных считывателей (валидаторов), по типу тех, с помощью которых сейчас кондукторы в общественном транспорте сканируют социальные проездные льготников). Кстати от кондукторов никто избавляться не собирается даже после полного введения в эксплуатацию системы электронных проездных билетов. «Обойтись без кондукторов в при реализации подобных систем удалось только в Москве, где в общественном транспорте установили турникеты. Однако, такая система стоит гораздо дороже и при этом создает некоторые неудобства для пассажиров. Если же просто установить считывающие устройства при входе в автобус, велика вероятность, что несознательные граждане будут ездить «зайцами». У нас в стране привыкли, что заходя в автобус, нужно первым делом занять место и ждать, пока к тебе подойдет кондуктор, а не оплачивать проезд самостоятельно», — посетовал Осинский.

При этом планируется, что на систему электронной оплаты проезда будут завязаны и маршрутные такси. По словам Осинского, уже сегодня в городе появились маршрутки, в которых действуют социальные карты льготников. «Когда система будет запущена, мы планируем подключить к ней и частных перевозчиков. Благодаря тому, что система электронной оплаты проезда предполагает точный учет пассажиропотока, мы будем располагать четкими и понятными цифрами и сможем предложить владельцам маршрутных такси понятные условия сотрудничества», — отметил директор департамента. При этом прямых доходов городской казне введение системы безналичного расчета в транспорте не принесет. Ее польза для властей — все в том же более точном учете пассажиров.

Пока же система электронных транспортных карт действует в Омске только для льготников и только в муниципальном транспорте. Электронная транспортная карта выдается льготным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам) и дает право на бесплатный проезд, или проезд со скидкой 50%. На чип карты записана индивидуальная информация о держателе — ФИО, льготная категория, срок действия карты и так далее. Кондуктор в транспорте считывает с чипа информацию с помощью мини-терминала, учитывая одну поездку. Система электронного проезда для всех категорий граждан предполагает, что вместо денег каждый пассажир будет расплачиваться за проезд специальной транспортной картой. Вариаций такой системы существует немало. Попробуем разобраться, какие именно.

Приложить подорожник
В Санкт-Петербурге существует целая коллекция электронных транспортных карт на любой вкус и кошелек. Школьники, студенты, инвалиды и другие льготники получают именные бесконтактные смарт-карты для своей категории, а простые пассажиры могут воспользоваться универсальной именной «единой картой», универсальным «единым электронным билетом» и новым проектом «Подорожник». Для многоразового использования можно приобрести в питерских кассах пластиковую карту, на которую «записать» при покупке определенное число поездок. «Подорожник» — та же пластиковая карта, только более продвинутая. Ее можно пополнять в транспортных кассах, специальных терминалах, переводить на счет деньги с банковских карт, что очень удобно. Во время контакта со считывающим устройством с карты просто списывается стоимость одной поездки.

podorozЕдиные карты действуют во всех видах транспорта, включая маршрутные такси. В автобусах обычно есть и кондукторы с переносными валидаторами, и встроенные в поручни автоматические считывающие устройства, к которым достаточно поднести карту, чтобы расплатиться за проезд. В случае, если карта оказалась неисправна или на ней закончились средства, можно оплатить проезд по-старинке. В 2007 году, когда система бесконтактных карт вводилась, ходили разговоры, что через несколько лет кондукторов в автобусах города не останется — их предполагалось полностью заменить электронными валидаторами. Однако со временем от человеческого фактора в оплате проезда решили не избавляться. Ведь всегда найдутся бабушки, которые не знают, что и куда прикладывать, и забывшие дома карты пассажиры.

В Екатеринбурге все гораздо проще. Здесь существует единая для всех видов транспорта «Е-карта», которой можно расплачиваться в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро и даже некоторых маршрутных такси, где установлены валидаторы системы. Выпускаются различные «Е-карты» для льготников, школьников, студентов, персонализированные постоянные и временные на 15 дней, и даже выдаваемые банками-партнерами системы — они позволяют оплачивать проезд прямо со своего счета. Екатеринбургский «Мегафон» даже запустил услугу оплаты проезда в общественном транспорте с помощью мобильного телефона. Специальный NFC-чип устанавливается прямо на сим-карту, а для оплаты проезда достаточно поднести телефон к валидатору. Кстати, по словам Осинского, в нашем городе такая услуга также может быть введена — екатеринбургская система, которая теперь будет установлена в городе, заточена и под такой формат оплаты проезда.

e-karta

С 20 января систему «Единая транспортная карта» ввели и в Кемерово.


За 70 рублей пассажир может приобрести так называемый «Электронный кошелек», баланс которого необходимо пополнять. Карту достаточно поднести к валидатору, который будет у кондукторов во всех наземных видах транспорта, кроме маршруток. «Транспортная карта» не первый год успешно функционирует и в Красноярске. Карта представляет собой единый проездной для всех видов транспорта, который можно регулярно пополнять различными удобными способами.


Анастасия Шугаева




Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.