Класс

Класс

28 января 2014 03.32Культура

«Следуй за белым кроликом»

Ровно 182 года назад, 27 января 1832 года, в Англии родился один из самых необыкновенных людей своего времени. Математик и логик, философ и фотограф, преподаватель в одном из престижнейших колледжей при Оксфордском университете, благочестивый священнослужитель и заядлый театрал, человек который в качестве куратора Клуба колледжа занимался пополнением винного погреба и в то же время был мастером математических парадоксов и логических загадок.
«Следуй за белым кроликом»


Ровно 182 года назад, 27 января 1832 года, в Англии родился один из самых необыкновенных людей своего времени. Математик и логик, философ и фотограф, преподаватель в одном из престижнейших колледжей при Оксфордском университете, благочестивый священнослужитель и заядлый театрал, человек который в качестве куратора Клуба колледжа занимался пополнением винного погреба и в то же время был мастером математических парадоксов и логических загадок. Он интересовался всем на свете, начиная со спорта и заканчивая политикой, веселый, остроумный рассказчик, умеющий перенести своего собеседника в волшебный мир детства. И именно благодаря этому дару он стал знаменит как талантливый писатель. Этого необыкновенного человека звали Чарльз Л. Доджсон, но мы его знаем как Льюиса Кэрролла, автора знаменитой «Алисы в стране чудес».

«Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» еще при жизни писателя завоевали всеобщую популярность, но в Советском Союзе из-за железного занавеса книга появилась значительно позже. И сегодня, несмотря на то что практически каждый читал знаменитые приключения девочки Алисы или хотя бы смотрел мультфильм и экранизацию, о самом писателе знает не так уж много. Жизнь Льюиса Кэрролла сводится к коротким биографическим справкам, где указывается место рождения, образование и место работы, обязательно упоминается поездка в Россию и увлечение фотографией и подробно смакуются сплетни о педофилии. Кажется, что жизнь этого удивительного и разностороннего человека, блестящего писателя сводится лишь к слухам и домыслам, перебиранию грязного белья истории… Но когда, как не в день рождения писателя, можно вспомнить о нем с другой точки зрения, увидеть жизнь без «пикантных» подробностей, а так как Чарльз Л. Доджсон заслужил? С уважением и вниманием. Но кто может рассказать о великом сказочнике должным образом?

Рассказать о жизни такого незаурядного человека как Льюис Кэрролл (будем называть его так, как привыкли слышать с детства) с должным уважением и вниманием мог только человек, знакомый с его творчеством не понаслышке. И как же повезло нам, российским читателям, что такой человек нашелся. Нина Михайловна Демурова, литературовед и исследователь англоязычной литературы, переводчик с английского языка, никогда не писала биографий, но занимаясь переводами текстов Кэрролла с 1961 года, она настолько прониклась творчеством писателя, настолько заинтересовалась его наследием и личностью, что написала несколько научных статей о творчестве и жизни Л. Кэрролла. И как итог — в издательстве «Молодая гвардия» в 2013 году вышла биография английского писателя под ее авторством. Кроме того, не смотря на то что приключения Алисы переводились на русский язык почти десятком переводчиков, начиная с Бориса Заходера и заканчивая Владимиром Набоковым, один из самых блестящих и распространённых является перевод Демуровой. Возможно, и вы читали знаменитые мысли Алисы, когда она проваливалась в кроличью яму: «Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?» вместо буквального перевода «Едят ли кошки летучих мышей, едят ли летучие мыши кошек?». Нина Михайловна не просто переводила текст, она пыталась сохранить ту прелесть языка автора, что делает его произведения уникальными – лингвистическая игра слов, каламбур, оживление метафор и буквальную интерпретацию компонентов фразеологических сочетаний.

karoll2

Биографию Льюиса Кэррола Демурова сравнивает с лоскутным одеялом – «словно лоскутное одеяло, ее собирают из разноцветных кусков ткани, больших и поменьше, а то и вовсе маленьких, ярких, броских, бьющих в глаза, и приглушенных, скромных, почти незаметных. Это различные документы, дневники и письма, воспоминания родных, друзей и знакомых, статьи на отдельные темы, биографии, написанные с разных позиций разными авторами и, конечно, сами произведения… Биограф складывает и сшивает свое одеяло, пишет свою повесть, кропотливо подбирая лоскутки по размеру и цвету…». Потому что написать о таком противоречивом и разнообразном человеке, как Кэрролл полно и ёмко, раскрывая все аспекты его биографии невозможно. Для этого нужно быть таким же полиглотом, как он сам, хорошо ориентироваться и в филологии, и в математике, быть логиком и философом. И пусть Демурова не логик и не математик и не может нам раскрыть все прелести его математических загадок и парадоксов, но она замечательный рассказчик и способна рассказать о жизни знаменитого писателя так легко и увлекательно, что заинтересует любого, даже самого привередливого читателя.

Биография Кэрролла замечательна сама по себе. Она понравится не только обыкновенному читателю, который хочет узнать автора «Алисы в стране чудес» ближе и который обращает внимание в первую очередь на содержание книги, но и таким требовательным читателям, как я, например. Потому что в силу исторического образования не люблю голословных заявлений и цитат, взятых ниоткуда. При всем уважении к труду некоторых историков и филологов, пишущих в жанре научно-популярной книги, я не могу воспринимать серьезно книгу без ссылок, подробной библиографии и списка использованной литературы. И просто замечательно, что в книге Демуровой все это есть. Мне кажется, что каждая такая биография с подробным перечнем источников будит в читателях исследовательский дух, может быть, внутри кого-то из нас кроется новый историк, будущий биограф Кэрролла, который, например, сможет рассказать о жизни писателя с точки зрения психологии или математики. А эти ссылки – первые ступеньки, указательные стрелочки для такого человека. Приятно, что Нина Михайловна дает нам в руки эти ключи, которыми можно открыть еще одну дверь в биографии писателя.

В книге Демуровой образ писателя не просто оживает, вдруг мы видим умного, представительного господина с проницательным взглядом и ироничной улыбкой на губах. Демурова не просто рассказывает нам о его жизни, она замечает его восторженность, его разочарование или усмешку. «…Острый глаз Кэрролла продолжает не без юмора регистрировать мельчайшие несообразности, обычно незаметные простому наблюдателю: «Лучше всего в Кёнигсберге должны продаваться 2 вещи, которые видишь едва ли не во всех лавках: перчатки и шутихи. Тем не менее, я видел немало господ, которые шли по улице без перчаток, возможно, они имеют обыкновение надевать их только в тех случаях, когда пускают шутихи…». Биография Льюиса Кэрролла превращается в увлекательное путешествие, где читатель сможет в буквальном смысле слова оказаться рядом с «главным героем», творить и жить в непредсказуемом XIX веке.

Когда я была ребенком и как любой маленький читатель взялась за «Алису в стране чудес», я была разочарована. Эта книга показалась мне совершенно непоследовательной и безумной. Это был калейдоскоп сменяющих друг друга странных и непонятных персонажей, немного пугающих поворотов сюжета и совершенно неудобоваримых парадоксов. Тогда я не смогла оценить творчество Кэрролла. И ни милые мультфильмы о приключениях Алисы, ни знаменитая экранизация Тима Бёртона не могли заставить меня вернуться к первоисточнику. Детские антипатии так же, как и привязанности, остаются на всю жизнь. Но только знакомство с биографией Льюиса Кэрролла авторства Нины Михайловны Демуровой не просто заставило пересмотреть свою позицию, но и взяться за книгу. Говорят, что «Алиса в стране чудес» в викторианской Англии продавалась едва ли не чаще, чем Библия. А это о многом говорит. Может быть, вы и не являетесь поклонником творчества Кэрролла, но поверьте, эта книга не оставит вас равнодушными.

Татьяна Аристова


Добавить комментарий
«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»Фото

«Пьяные» в театре: премьера в «Пятом»

Рецензия на спектакль петербургского режиссера по пьесе Ивана Вырыпаева.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Календарь

Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.