Класс

Класс

28 января 2014 03.32Культура

«Следуй за белым кроликом»

Ровно 182 года назад, 27 января 1832 года, в Англии родился один из самых необыкновенных людей своего времени. Математик и логик, философ и фотограф, преподаватель в одном из престижнейших колледжей при Оксфордском университете, благочестивый священнослужитель и заядлый театрал, человек который в качестве куратора Клуба колледжа занимался пополнением винного погреба и в то же время был мастером математических парадоксов и логических загадок.
«Следуй за белым кроликом»


Ровно 182 года назад, 27 января 1832 года, в Англии родился один из самых необыкновенных людей своего времени. Математик и логик, философ и фотограф, преподаватель в одном из престижнейших колледжей при Оксфордском университете, благочестивый священнослужитель и заядлый театрал, человек который в качестве куратора Клуба колледжа занимался пополнением винного погреба и в то же время был мастером математических парадоксов и логических загадок. Он интересовался всем на свете, начиная со спорта и заканчивая политикой, веселый, остроумный рассказчик, умеющий перенести своего собеседника в волшебный мир детства. И именно благодаря этому дару он стал знаменит как талантливый писатель. Этого необыкновенного человека звали Чарльз Л. Доджсон, но мы его знаем как Льюиса Кэрролла, автора знаменитой «Алисы в стране чудес».

«Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» еще при жизни писателя завоевали всеобщую популярность, но в Советском Союзе из-за железного занавеса книга появилась значительно позже. И сегодня, несмотря на то что практически каждый читал знаменитые приключения девочки Алисы или хотя бы смотрел мультфильм и экранизацию, о самом писателе знает не так уж много. Жизнь Льюиса Кэрролла сводится к коротким биографическим справкам, где указывается место рождения, образование и место работы, обязательно упоминается поездка в Россию и увлечение фотографией и подробно смакуются сплетни о педофилии. Кажется, что жизнь этого удивительного и разностороннего человека, блестящего писателя сводится лишь к слухам и домыслам, перебиранию грязного белья истории… Но когда, как не в день рождения писателя, можно вспомнить о нем с другой точки зрения, увидеть жизнь без «пикантных» подробностей, а так как Чарльз Л. Доджсон заслужил? С уважением и вниманием. Но кто может рассказать о великом сказочнике должным образом?

Рассказать о жизни такого незаурядного человека как Льюис Кэрролл (будем называть его так, как привыкли слышать с детства) с должным уважением и вниманием мог только человек, знакомый с его творчеством не понаслышке. И как же повезло нам, российским читателям, что такой человек нашелся. Нина Михайловна Демурова, литературовед и исследователь англоязычной литературы, переводчик с английского языка, никогда не писала биографий, но занимаясь переводами текстов Кэрролла с 1961 года, она настолько прониклась творчеством писателя, настолько заинтересовалась его наследием и личностью, что написала несколько научных статей о творчестве и жизни Л. Кэрролла. И как итог — в издательстве «Молодая гвардия» в 2013 году вышла биография английского писателя под ее авторством. Кроме того, не смотря на то что приключения Алисы переводились на русский язык почти десятком переводчиков, начиная с Бориса Заходера и заканчивая Владимиром Набоковым, один из самых блестящих и распространённых является перевод Демуровой. Возможно, и вы читали знаменитые мысли Алисы, когда она проваливалась в кроличью яму: «Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?» вместо буквального перевода «Едят ли кошки летучих мышей, едят ли летучие мыши кошек?». Нина Михайловна не просто переводила текст, она пыталась сохранить ту прелесть языка автора, что делает его произведения уникальными – лингвистическая игра слов, каламбур, оживление метафор и буквальную интерпретацию компонентов фразеологических сочетаний.

karoll2

Биографию Льюиса Кэррола Демурова сравнивает с лоскутным одеялом – «словно лоскутное одеяло, ее собирают из разноцветных кусков ткани, больших и поменьше, а то и вовсе маленьких, ярких, броских, бьющих в глаза, и приглушенных, скромных, почти незаметных. Это различные документы, дневники и письма, воспоминания родных, друзей и знакомых, статьи на отдельные темы, биографии, написанные с разных позиций разными авторами и, конечно, сами произведения… Биограф складывает и сшивает свое одеяло, пишет свою повесть, кропотливо подбирая лоскутки по размеру и цвету…». Потому что написать о таком противоречивом и разнообразном человеке, как Кэрролл полно и ёмко, раскрывая все аспекты его биографии невозможно. Для этого нужно быть таким же полиглотом, как он сам, хорошо ориентироваться и в филологии, и в математике, быть логиком и философом. И пусть Демурова не логик и не математик и не может нам раскрыть все прелести его математических загадок и парадоксов, но она замечательный рассказчик и способна рассказать о жизни знаменитого писателя так легко и увлекательно, что заинтересует любого, даже самого привередливого читателя.

Биография Кэрролла замечательна сама по себе. Она понравится не только обыкновенному читателю, который хочет узнать автора «Алисы в стране чудес» ближе и который обращает внимание в первую очередь на содержание книги, но и таким требовательным читателям, как я, например. Потому что в силу исторического образования не люблю голословных заявлений и цитат, взятых ниоткуда. При всем уважении к труду некоторых историков и филологов, пишущих в жанре научно-популярной книги, я не могу воспринимать серьезно книгу без ссылок, подробной библиографии и списка использованной литературы. И просто замечательно, что в книге Демуровой все это есть. Мне кажется, что каждая такая биография с подробным перечнем источников будит в читателях исследовательский дух, может быть, внутри кого-то из нас кроется новый историк, будущий биограф Кэрролла, который, например, сможет рассказать о жизни писателя с точки зрения психологии или математики. А эти ссылки – первые ступеньки, указательные стрелочки для такого человека. Приятно, что Нина Михайловна дает нам в руки эти ключи, которыми можно открыть еще одну дверь в биографии писателя.

В книге Демуровой образ писателя не просто оживает, вдруг мы видим умного, представительного господина с проницательным взглядом и ироничной улыбкой на губах. Демурова не просто рассказывает нам о его жизни, она замечает его восторженность, его разочарование или усмешку. «…Острый глаз Кэрролла продолжает не без юмора регистрировать мельчайшие несообразности, обычно незаметные простому наблюдателю: «Лучше всего в Кёнигсберге должны продаваться 2 вещи, которые видишь едва ли не во всех лавках: перчатки и шутихи. Тем не менее, я видел немало господ, которые шли по улице без перчаток, возможно, они имеют обыкновение надевать их только в тех случаях, когда пускают шутихи…». Биография Льюиса Кэрролла превращается в увлекательное путешествие, где читатель сможет в буквальном смысле слова оказаться рядом с «главным героем», творить и жить в непредсказуемом XIX веке.

Когда я была ребенком и как любой маленький читатель взялась за «Алису в стране чудес», я была разочарована. Эта книга показалась мне совершенно непоследовательной и безумной. Это был калейдоскоп сменяющих друг друга странных и непонятных персонажей, немного пугающих поворотов сюжета и совершенно неудобоваримых парадоксов. Тогда я не смогла оценить творчество Кэрролла. И ни милые мультфильмы о приключениях Алисы, ни знаменитая экранизация Тима Бёртона не могли заставить меня вернуться к первоисточнику. Детские антипатии так же, как и привязанности, остаются на всю жизнь. Но только знакомство с биографией Льюиса Кэрролла авторства Нины Михайловны Демуровой не просто заставило пересмотреть свою позицию, но и взяться за книгу. Говорят, что «Алиса в стране чудес» в викторианской Англии продавалась едва ли не чаще, чем Библия. А это о многом говорит. Может быть, вы и не являетесь поклонником творчества Кэрролла, но поверьте, эта книга не оставит вас равнодушными.

Татьяна Аристова


Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.