Класс

Класс

29 января 2014 11.01Культура

Чехов курильщика

Биография — литературный жанр, который живет по своим неписанным законам. Она может быть научной или художественной, максимально полной, раскрывающей подробности и детали жизни некого лица, а может носить общий характер, давая возможность автору предполагать мотивы тех или иных поступков и давать им оценку.
Чехов курильщика


Биография — литературный жанр, который живет по своим неписанным законам. Она может быть научной или художественной, максимально полной, раскрывающей подробности и детали жизни некого лица, а может носить общий характер, давая возможность автору предполагать мотивы тех или иных поступков и давать им оценку.


Можно интерпретировать какие-то факты, можно связывать повествование с историческим контекстом, а можно углубиться в психологический анализ. Можно позволить себе многое. Но одного, как выяснилось, точно делать нельзя  нельзя слишком близко подходить к жизни своего героя, как это сделал наш современник Дональд Рейфилд, написавший в 1997 году книгу «Жизнь Антона Чехова», — самую откровенную и неоднозначную биографию писателя на сегодняшний день.

«Жизнь Антона Чехова» была издана в Лондоне в 1997 г., а в России — только в 2005. Прошло не мало времени, но сегодня 29 января 2014 года, отмечая 154 годовщину со дня рождения русского классика, нельзя не признать, что книга Рейфилда остается самой спорной и самой интересной биографией из существующих. И сколько бы времени не прошло, уже ни один чеховед не может игнорировать труд английского литературоведа и историка.

Столь много споров вызвал труд Рейфилда по поводу эстетики своего повествования, права говорить о «грязном белье», сравнения с желтой прессой, осуждение за печать переписки без купюр, с нецензурной лексикой и прочим. Обвиняют не только автора, но и читателя, которому понравилась такая биография писателя. Если человек готов читать пошлые подробности из жизни Чехова, кем он сам является? Быть настолько категоричным, значит отказать себе и другим в праве узнать о жизни писателя с другой стороны, отказаться от возможности посмотреть на жизнь не через стандартные клише жизнеописания, а через новый непредвзятый и отстранённый взгляд английского профессора русской литературы.

Негатива вокруг «Жизни Антона Чехова» так много, что можно не заметить главного – собственно книги. Все обвинения, все претензии, по сути, ширма, за которой стоит одно из самых полных, фундаментальных исследований жизни Чехова.

Общеизвестно, что какую бы книгу человек не читал, он увидит в ней то, что хочет найти, то что будет актуально и знакомо именно ему. Так и с книгой Рейфилда. Удачный маркетинговый ход (а этого нельзя отрицать, ведь биография Рейфилда охватила огромную читающую аудиторию как в России, так и за рубежом), охарактеризовавший труд Рейфилда как сенсацию, книгу с пикантными подробностями сексуального характера — сделал свое дело. О книге заговорили, ее начали скупать, ее начали читать. Многие, в том числе и я, купили биографию не потому что являются такими преданными поклонниками творчества Чехова, а потому что хотели разобраться в сути спора самостоятельно. Но считать маркетинговый ход первоосновой, обращать внимание лишь на интимные подробности жизни Чехова,(которые естественны, как и в жизни любого человека) значит, не замечать того огромного труда, проделанного историком. Той масштабной попытки осветить быт писателя, о котором мало что был известно до этого, рассказать о его семье и друзьях максимально подробно и полно. Все эти вещи, в которых обвиняют книгу, второстепенны. Это детали и фрагменты, которые никак не опошляют и не принижают гения Чехова. Самое главное — это то, что благодаря исследованию английского профессора, можно увидеть в ретроспективе всю жизнь гениального человека. Почти каждый день его жизни, месяц за месяцем, год за годом, его детство и юность, становление его личности, взглядов. Его творческие опыты, его ранняя ответственность за семью — моральная и финансовая. Его многочисленных женщин, близких и не очень. Его устремления, его порывы, его мечты. Переписка с братьями, с друзьями, с поклонницами. Все это дано так, что, подобно мозаике, вместе с другими архивными данными и фотографиями складывается в одно целое. Эта книга позволяет увидеть действительно всю жизнь Антона Чехова. Она не дает оценок (хотя многие поступки спорны), не осуждает (когда можно осудить), но и не оставляет равнодушным. Эта биография вызывает искреннее сопереживание, чувство восторга от его успехов и потери от постфактума и эпилога.

Я не отрицаю всех обвинений, выдвинутых автору, ведь действительно книга выходит за рамки общепринятых биографий. Но я думаю, что будущее именно за такими биографиями. Лично мне гораздо больше импонирует метод Рейфилда, чем классические, изложенные сухим языком монографии или, наоборот, романизированные, неправдоподобно расписанные, как художественные произведения. Показать человека настоящим, позволить читателю самому составить мнение о герое, избежать субъективности, но и не быть полностью равнодушным. Показать героя ровно настолько, чтобы читатель привязался и полюбил его. При всех недостатках, и не принимая во внимания какие-то жизненные мелочи.

С одной стороны, биографии творческих личностей подразумевают некий литературный анализ, разбор произведений. И возможно, то, что автор не ставил такой цели, является его недостатком, но, с другой стороны, труд Рейфилда – изучение отношений Чехова с окружающими его людьми — вылился в почти 800-страничный труд, и явно, что с литературным анализом биография стала бы как минимум трехтомником. А такая перегруженность, скорее всего, оттолкнула бы от него массового читателя. В данном случае я считаю плюсом то, что «Жизнь Антона Чехова» общедоступна, понятна, рассчитана на широкий круг читателей. Конечно, боюсь, что книга привлекает массового читателя именно своей скандальностью — не зря же в интернете, столько цитат из биографии с нецензурной лексикой, пикантными подробностями интимной жизни и проч. Но, может быть, не важны мотивы, важен итог — знакомство с «новым» Чеховым.

Журналист Александр Минкин приводит интересную цитату самого Чехова «Какое наслаждение уважать людей! Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты; я вижу только их изумительные дела». Я могу понять позицию писателя. Публичность, излишнее внимание к собственной персоне мало кому нравится. И действительно, если любить автора, то за его произведения, а не за подробности личной жизни. Но дело в том, что мы сегодня ищем в произведениях другое. Мы ищем в нем автора, нам хочется узнать, каким был человек, написавший «Даму с собачкой» и «Вишневый сад». Я думаю, речь идет не о нарушении моральных устоев, а о преобразовании ценностей как таковых. Личность писателя интересна и важна уже сама по себе, в общем контексте творчества. И эта возможность посмотреть на творчество сквозь призму личности дорогого стоит. И не для каждого писателя такая возможность есть. Так почему не ценить вклад Рейфилда? И те новые грани, которые можно найти в книге (кроме пошлого и мелкого).

«Жизнь Антона Чехова» — книга пусть и неоднозначная, но в любом случае позволяющая больше понять и самого писателя, и истоки его творчества. Я думаю, это тот фундамент, который поможет понять непосредственно литературный анализ его произведений, критику и просто позволит читать известного писателя по-другому.




Татьяна Аристова

Добавить комментарий
Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.