Класс

Класс

30 января 2014 04.24Город

УФАС предлагает сдаться

Омск не в первый раз попадает на страницы юмористических пабликов в соцсетях, благодаря нелепой и чересчур «креативной» рекламе, а в новостных лентах информагентств регулярно появляются сообщения о ее запрете. В последнее время под удар все чаще попадает не только реклама, содержащая фривольные картинки, но и построенная на безобидном, на первый взгляд, приеме языковой игры. «Класс» вспомнил самую яркую запрещенную в Омске рекламу последних лет и попытался понять, на какие грабли постоянно наступают рекламисты нашего города.
УФАС предлагает сдаться


Омск не в первый раз попадает на страницы юмористических пабликов в соцсетях, благодаря нелепой и чересчур «креативной» рекламе, а в новостных лентах информагентств регулярно появляются сообщения о ее запрете. В последнее время под удар все чаще попадает не только реклама, содержащая фривольные картинки, но и построенная на безобидном, на первый взгляд, приеме языковой игры. «Класс» вспомнил самую яркую запрещенную в Омске рекламу последних лет и попытался понять, на какие грабли постоянно наступают рекламисты нашего города.


Как это делается

Претензии от жителей, которым пришлась не по душе та или иная реклама, УФАС по Омской области принимает в любой форме. Это может быть и телефонное обращение, и письмо на электронную или обычную почту, и личный визит недовольного омича в управление. И своей возможностью избавить город от такой рекламы омичи нередко пользуются. Только за 2013 год было возбуждено 126 дел по признакам нарушения закона «О рекламе», после рассмотрения которых выписано 99 предписаний о прекращении этого нарушения. После получения жалобы комиссия УФАС проводит соответствующую проверку, а в случае установления факта нарушения закона —возбуждает дело в отношении лица, разместившего ненадлежащую рекламу. Нередко УФАС проводит на своем официальном сайте голосования среди посетителей, чтобы узнать их мнение о рассматриваемой рекламе.

По словам Альберта Морозова, начальника отдела рекламы УФАС по Омской области, результаты этих опросов учитываются при принятии решения, но не имеют решающего значения. «Опросы общественного мнения мы проводим в целях сбора доказательной базы. То есть, чтобы было видно, что эта реклама не устраивает не только Омское УФАС России, но вызывает негативную реакцию у значительного числа жителей нашего города. Такие опросы помогают избежать ситуаций, когда лицо, в отношении которого возбуждено дело, утверждает, что «антимонопольщики опять что-то там сами решили», что «государство опять душит бизнес» и тому подобное. Бывают ситуации, когда омичи встают с нами на одну сторону, но случаются и спорные моменты. В целом же опрос является одним из весомых аргументов при вынесении решения комиссией Омского УФАС России, но не решающим», — отметил Морозов.

Скептическое отношение Морозова к опросам на официальном сайте УФАС можно понять. По его словам, такие интернет-опросы не раз оказывались несостоятельными, потому что владельцам рекламы удавалось повлиять на их результаты. Например, закрытый стрип-холл «Клеопатра» предлагал клиентам скидку 5% на услуги в обмен на голосование в пользу своего рекламного баннера на сайте УФАС в период проведения управлением проверки. Однако, такая «акция» «Клеопатре» не помогла — пикантная реклама все же была признана ненадлежащей.

kleopatra 2


«Был еще и такой случай. Мы увидели, что за одну ночь "набежало" более полутора тысяч голосов за рекламу, по факту размещения которой УФАС проводило проверку. На лицо была явная "накрутка" голосов. А потом на мою личную почту стали приходить письма, в которых сообщалось, что хакеры могут еще больше взвинтить результаты, и мы не сможем им помешать. К сожалению, это действительно так. Поэтому мы не рассматриваем результаты опросов, как истину в последней инстанции, но, безусловно, их учитываем», рассказал Морозов.

Ответственного за распространение рекламы, признанной ненадлежащей, могут привлечь к административной ответственности. Если это должностное лицо или индивидуальный предприниматель, ему придется выплатить от 4 до 20 тысяч рублей, юрлицо ждет штраф от 100 до 500 тысяч рублей. По закону наказание распространяется как на заказчика рекламы, так и на ее автора и распространителя.

Часть 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» гласит: «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия».
Тенденция, однако
Если раньше под запрет чаще всего попадали рекламные баннеры, содержащие изображения обнаженных женских прелестей, то в последнее время недовольство жителей Омска вызывает реклама, искажающая нормы русского языка или оскорбляющая прошлое нашей страны. Так, мнения общественности разделились по поводу рекламы телеканала «Пятница», которая предлагала всем «веселица» и «радоваца». По словам антимонопольщиков, эта реклама противоречит части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», так как нарушает нормы русского языка. «Требования закона таковы, что реклама должна быть на русском языке, она не должна вводить человека в заблуждение случайно или намеренно. Кроме того, рекламные щиты с таким "креативом" видят наши дети, которые и так деградируют, о чем свидетельствует стиль их общения в Интернете, где нормы русского языка давно забыты. Когда на каждом шагу они видят слоган с намеренно допущенной ошибкой, то принимают ее за норму, а это недопустимо», — отметил Альберт Морозов.

С нашумевшей рекламой бара, предлагавшего попробовать «Полное собрание сочинений А. Л. Коголя» на своем рекламном баннере с портретом Гоголя тоже примерно все понятно. Здесь под удар попал один из «объектов культурного наследия народов Российской Федерации» писатель Николай Гоголь, который, благодаря создателям рекламы, еще и оказался ассоциирован с алкоголем. И хотя решение по этому рекламному сообщению еще не вынесено. Скорее всего, неоднозначный баннер запретят. Однако, бар «Ивушка», которому принадлежал баннер, получил неожиданную рекламу во всех омских СМИ, вдобавок к бесплатному пиару среди распространявших изображение пользователей соцсетей и портала AdMe.ru, удостоившему рекламу бара звания «Маразм дня».

гоголь

По словам директора креативного агентства «Коперник» Артема Касаткина, многие рекламисты сознательно делают рекламу вызывающей, чтобы привлечь внимание УФАС и получить таким образом дополнительный пиар.
 d1«Сам факт запрета рекламы УФАС — это медийный повод. Некоторые «наружники» не рискуют браться за подобные провокационные макеты, но наш рынок конкурентный, поэтому есть и те, кто решаются на это. Мы всегда оцениваем риски, предупреждаем клиента и принимаем решение. Если игра стоит свеч — мы играем, заложив возможный риск. А иногда даже сами думаем: «Вот бы нашу рекламу сняли. Но пока что с УФАС у нас полное взаимопонимание, и мы соблюдаем все правила. Хотя иногда они действуют непоследовательно. Например, рекламу «Пятницы» признали ненадлежащей за искажение норм русского языка, а реклама S7 с пунктуационной ошибкой их не смутила», — поделился с «Классом» Касаткин. По словам креативщика, у каждого рекламораспространителя есть свои юристы, которые согласовывают каждый макет до того как он появится на улицах города или других площадках. А значит, на некоторые риски владельцы рекламных площадей идут сознательно.

С Касаткиным согласна и Марина Терских, преподаватель филологического факультета ОмГУ и член экспертного совета по рекламе при УФАС по Омской области.    
 m2«Нарушающая закон реклама, как правило, вызывает достаточно неплохой общественный резонанс: обсуждение с близкими и друзьями, публикации в СМИ и т. д. Так почему бы не заложить в рекламный бюджет расходы на оплату штрафа, но при этом обеспечить бОльшую эффективность рекламного сообщения? Это вполне возможно в ситуации, когда реклама "идет фоном", не замечается и отторгается сознанием, когда борьба идет уже просто за то, чтобы рекламное сообщение было замечено и воспринято. Отсюда — игра не по правилам», — отмечает Марина.

Под запрет УФАС два года назад попала реклама телекоммуникационного оператора ОКС, на которой был изображен брутальный Дед Мороз с сигарой и татуировкой «2012» со слоганом: «На! Получи! 2012 рублей. Реальный подарок!!!».

дед мороз

Такая реклама, по мнению представителей УФАС могла оскорбить чувства детей, разбив светлый образ бородатого волшебника. Под запрет УФАС попал и рекламный баннер с текстом «Идите в «Ж»», анонсировавший открытие в Омске бара Сергея Жукова с таким названием. Одна из таких рекламных конструкций висела прямо возле магазина «Дружный мир», что особенно задело антимонопольщиков. Вполне возможно, что авторы этих рекламных кампаний сознательно провоцировали УФАС своей дерзкой рекламой. И им удалось достичь нужного эффекта — омские СМИ не раз упомянули эти бренды в своих материалах, сделав им таким образом неплохой пиар. Пусть и не совсем позитивный.
Игры, в которые играют люди
Прием, при котором копирайтеры используют многозначность слова или его форму для создания яркой рекламы, называется языковой игрой. Именно он делает рекламные сообщения более яркими, благодаря ему созданы такие известные слоганы, как «Это не сон, это Sony», «Есть идея, есть IKEA», «Toyota управляй мечтой» и другие. На этом же приеме построены и вышеупомянутые рекламные кампании телеканала «Пятница» и бара «Ж». Неужели рекламистам придется отказаться от использования языковой игры, чтобы не попасть под тяжелую руку УФАС?

Марина Терских считает, что креаторам не стоит этого делать. «В этом вопросе у меня как у лингвиста позиция однозначная: от языковой игры ни в коем случае отказываться нельзя. Это "опреснит" и так не всегда изысканные в языковом отношении тексты омской рекламы. Языковая игра — грамотный инструмент, выполняющий функцию привлечения внимания, фиксирующий текст в памяти и, что немаловажно, хорошую языковую игру хочется с кем-то обсудить. Но при этом закон "О рекламе" нарушать не стоит. Впрочем, если вы решили «поиграть» в языковые игры с законом, делайте это более тонко, чтобы был шанс избежать проблем с УФАС», — советует рекламщикам Терских.

Не совсем понятно, сознательно или нет креаторы нарушают закон «О рекламе», который должны знать, как «Отче наш». Возможно, кто-то из них взял за основу принципы «Евросети», которая в свое время сделала провокацию своей главной рекламной стратегией. Ведь мы до сих пор помним их первый слоган «Евросеть-цены просто …!». Интересно, как бы сейчас отреагировало на него УФАС по Омской области? В любом случае, не хочется верить, что омским рекламистам просто не хватает профессионализма. Или прозорливости.




Анастасия Шугаева






Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.