Класс

Класс

04 февраля 2014 03.04Город

Американская (?) трагедия

Эта новость облетела страну буквально за несколько минут. И первая реакция шок – можно ли в это поверить? В стандартной московской школе старшеклассник пришел на урок с винтовкой и застрелил учителя географии и биологии, а после того как в школу вошли полицейские, застрелил прапорщика Сергея Бушуева и ранил старшего сержанта Владимира Крохина. Молодому учителю было 29 лет, у него осталась жена и маленький сын. У Сергея Бушуева тоже осталась семья и пятнадцатилетняя дочь…
Американская (?) трагедия


Эта новость облетела страну буквально за несколько минут. И первая реакция шок – можно ли в это поверить? В стандартной московской школе старшеклассник пришел на урок с винтовкой и застрелил учителя географии и биологии, а после того как в школу вошли полицейские, застрелил прапорщика Сергея Бушуева и ранил старшего сержанта Владимира Крохина. Молодому учителю было 29 лет, у него осталась жена и маленький сын. У Сергея Бушуева тоже осталась семья и пятнадцатилетняя дочь…

Эта новость повергает в шок любого человека, я не исключение. Но я смотрю на ситуацию немного другими глазами. Глазами педагога. Который тоже преподает в старших классах и каждый день сталкивается с 16-летними подростками. И я всего лишь на год старше погибшего учителя Андрея Кириллова… Может быть, поэтому сейчас я не могу молчать. И который час, наблюдая за развитием событий, пытаюсь понять и осознать, как такое могло случиться? И что может значить эта история?

Сколько раз мы слышали о подобных инцидентах в Америке, сколько раз мы видели жуткие кадры по новостям и каждый раз наивно вздыхали, что у нас-то такого не будет, мы-то другие, у нас другое воспитание, другие дети. Другая жизнь. Это там, у них, доступное оружие, тлетворное влияние общества потребления и отсутствие должной воспитательной работы в школах. Вот оно самое глубокое и самое древнее заблуждение обывателя — с нами этого не случится. Мы другие, мы особенные. И каждый раз случается. И это не законы подлости, и не возмездие за собственную ограниченность и наивность. Это сама жизнь, от которой невозможно скрыться. Ведь если проблема появилась у соседа, с чего вы взяли, что вас она обойдет стороной?

Сергей Г., ученик 10 «А» класса, был положительным подростком, хорошо учился, шел на золотую медаль, занимался спортом, участвовал в олимпиадах. И как пишут новостные ленты, в декабре стал призером интернет-олимпиады «20 лет правового государства в России», где в целях значится «воспитание уважения к закону». Родители, учителя, одноклассники в шоке. Они не ожидали такого от подростка. Как будто на преступление способен только ребенок из неблагополучной семьи, стоящий на учете и имеющий вредные привычки.

Который год преподавая в старших классах, я заметила строгую закономерность — какой бы ни был дружный класс, какой бы ни был замечательный выпуск в девятом, какая бы ни была благополучная семья, но в десятом классе появляется Он. Обычно Он умнее своих сверстников, более начитан, более серьезен. Он может увлекаться философией, литературой или музыкой. Не важно — гуманитарий или технарь, обычно всесторонне развитый молодой человек. Он не белая ворона, не аутсайдер в своем классе (что было бы логично и ожидаемо). Но Он очень одинок и ищет поддержки извне… Это всегда происходит в десятом классе. Особенности развития психики, переломный момент выбора жизненного пути, борьба взрослого и ребенка, новые социальные роли, ожидания… Это сочетание рождает новую личность, которая задумывается над смыслом жизни и с юношеским максимализмом не приемлет ни фальши, ни лжи. Такие подростки есть в любом десятом классе, в любой школе, в любом городе. Их можно узнать по некоторой замкнутости, по уровню интеллекта выше, чем у среднестатистического школьника, и по чувству одиночества, что ощущаешь, общаясь с ними. Но ведь такие школьники были всегда и они же не брали в руки папино табельное оружие и не шли в школу расстреливать всех подряд, скажите вы. Да не шли, вы правы. Только переломный момент — переход от внутреннего кризиса к внешнему — произошел уже давно. И не в нашей стране, и не в нашей школе. Но произошел. И теперь мы можем лишь бессильно наблюдать за последствиями, которые, как круги на воде, настигли нас самих… 

У американского режиссера Майкла Мура есть очень хороший фильм «Боулинг для Колумбины» 2002 года. Этот документальный фильм посвящен тому, что в США с каждым годом растет число ничем «не мотивируемых» убийств, и в центре внимания – трагедия, случившаяся 20 апреля 1999 года в школе Колумбайн Литтлтон (Колорадо). В результате массового убийства, которое устроили обычные, ничем не примечательные школьники, было ранено 37 человек и 13 погибло. Американское общество потрясено. Третье место по числу жертв трагедий в учебных заведениях США (а до этого только в далеком 1927 в начальной школе «Бэт» и позже в техасском университете в Остине 1966 г.). Они не понимают причины, не видят проблем. И начинают копаться в деталях. Старшеклассники слушали песни Мэрилина Мэнсона, значит, его агрессивная музыка во всем виновата. Но, констатирует автор и ведущий, они перед школой ходили в боулинг, так может это он виноват? Чем не причина? Долго и обстоятельно, задавая самые простые, невинные вопросы одноклассникам, полицейским, Мэрилину Мэнсону, политикам и ведущим ток-шоу ведущий докапывается до истины. И истина кроется не в музыке и не в боулинге, а в самом обществе…

После трагедии «Колумбайна» прошло 15 лет. И мы хорошо знаем, что было после. Были другие теракты, были другие раненые и погибшие. Другие школьники и студенты. Они уже не слушали Менсона, но играли в агрессивные компьютерные игры/смотрели агрессивные голливудские фильмы/страдали аутизмом и «слаборазвитыми социальными способностями». Нужное подчеркнуть. Дало ли что-то это знание? Смогли ли американские школы обезопасить себя? Оказалось, нет. Например, два дня назад неизвестные открыли огонь во время школьных соревнований по баскетболу в Фениксе. Но там никто, к счастью, не пострадал… 

Я не знаю, что послужило причиной поступка Сергея Г. Я не знаю, каковы были причины того, что он дважды выстрелил в учителя (первый сквозной и второй контрольный в голову). В новостях до сих пор противоречивые данные. И крупицы новой информации вперемежку с громкими заголовками-сенсациями появляются каждые пятнадцать минут. «15-летнего школьного убийцу учил стрелять родной отец», «отличник из-за двойки застрелил на уроке учителя и полицейского», «школьник, открывший стрельбу, мог убить учителя географии по ошибке» … Журналисты лихорадочно опрашивают соседей по подъезду, бывших одноклассников, делают запросы о психологической экспертизе. А мы, обыватели, не сомневающиеся в том, что нас это не коснется, только с ужасом наблюдаем за произошедшим, пытаясь прийти в себя… Да, я не знаю причин. Я не знаю точно, как разворачивались события. Я только вижу, что мы ничем не лучше и не хуже этих американских школ. Что у нас те же проблемы, и наше общество также должно решить, как выйти из этой ситуации и не допустить подобного. И у нас есть пример, как делать нельзя. Мы можем наблюдать за панической, абсурдной работой бюрократической машины США, которая, как видно, ни к чему не привела. Мы видим, что камеры на каждом углу не спасают ситуацию, мы видим, что усиление охранных мер ни к чему не привело.

Как? Я не знаю. Я знаю только, что сейчас вокруг нас тысячи таких же подростков. Я лично вижу каждый день этот замкнутый и одинокий взгляд человека, который уверен, что его никто не понимает. И который, оказываясь один на один со своими проблемами и равнодушием общества, способен, как оказалось, на самые безрассудные вещи…

Татьяна Аристова, специально для «Класса»
Фото: mosday.ru


Добавить комментарий
Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.

СЕМЬ и больше Я: 10 самых плодовитых омских семей

СЕМЬ и больше Я: 10 самых плодовитых омских семей

Ко Дню Петра и Февронии «Класс» нашел десять многодетных семей, которые не понаслышке знают, что такое любовь и верность.

Омский десант добра высадился в Большеречье

Омский десант добра высадился в Большеречье

Рассказываем, как и кому помогли волонтеры.