Класс

Класс

04 февраля 2014 03.04Город

Американская (?) трагедия

Эта новость облетела страну буквально за несколько минут. И первая реакция шок – можно ли в это поверить? В стандартной московской школе старшеклассник пришел на урок с винтовкой и застрелил учителя географии и биологии, а после того как в школу вошли полицейские, застрелил прапорщика Сергея Бушуева и ранил старшего сержанта Владимира Крохина. Молодому учителю было 29 лет, у него осталась жена и маленький сын. У Сергея Бушуева тоже осталась семья и пятнадцатилетняя дочь…
Американская (?) трагедия


Эта новость облетела страну буквально за несколько минут. И первая реакция шок – можно ли в это поверить? В стандартной московской школе старшеклассник пришел на урок с винтовкой и застрелил учителя географии и биологии, а после того как в школу вошли полицейские, застрелил прапорщика Сергея Бушуева и ранил старшего сержанта Владимира Крохина. Молодому учителю было 29 лет, у него осталась жена и маленький сын. У Сергея Бушуева тоже осталась семья и пятнадцатилетняя дочь…

Эта новость повергает в шок любого человека, я не исключение. Но я смотрю на ситуацию немного другими глазами. Глазами педагога. Который тоже преподает в старших классах и каждый день сталкивается с 16-летними подростками. И я всего лишь на год старше погибшего учителя Андрея Кириллова… Может быть, поэтому сейчас я не могу молчать. И который час, наблюдая за развитием событий, пытаюсь понять и осознать, как такое могло случиться? И что может значить эта история?

Сколько раз мы слышали о подобных инцидентах в Америке, сколько раз мы видели жуткие кадры по новостям и каждый раз наивно вздыхали, что у нас-то такого не будет, мы-то другие, у нас другое воспитание, другие дети. Другая жизнь. Это там, у них, доступное оружие, тлетворное влияние общества потребления и отсутствие должной воспитательной работы в школах. Вот оно самое глубокое и самое древнее заблуждение обывателя — с нами этого не случится. Мы другие, мы особенные. И каждый раз случается. И это не законы подлости, и не возмездие за собственную ограниченность и наивность. Это сама жизнь, от которой невозможно скрыться. Ведь если проблема появилась у соседа, с чего вы взяли, что вас она обойдет стороной?

Сергей Г., ученик 10 «А» класса, был положительным подростком, хорошо учился, шел на золотую медаль, занимался спортом, участвовал в олимпиадах. И как пишут новостные ленты, в декабре стал призером интернет-олимпиады «20 лет правового государства в России», где в целях значится «воспитание уважения к закону». Родители, учителя, одноклассники в шоке. Они не ожидали такого от подростка. Как будто на преступление способен только ребенок из неблагополучной семьи, стоящий на учете и имеющий вредные привычки.

Который год преподавая в старших классах, я заметила строгую закономерность — какой бы ни был дружный класс, какой бы ни был замечательный выпуск в девятом, какая бы ни была благополучная семья, но в десятом классе появляется Он. Обычно Он умнее своих сверстников, более начитан, более серьезен. Он может увлекаться философией, литературой или музыкой. Не важно — гуманитарий или технарь, обычно всесторонне развитый молодой человек. Он не белая ворона, не аутсайдер в своем классе (что было бы логично и ожидаемо). Но Он очень одинок и ищет поддержки извне… Это всегда происходит в десятом классе. Особенности развития психики, переломный момент выбора жизненного пути, борьба взрослого и ребенка, новые социальные роли, ожидания… Это сочетание рождает новую личность, которая задумывается над смыслом жизни и с юношеским максимализмом не приемлет ни фальши, ни лжи. Такие подростки есть в любом десятом классе, в любой школе, в любом городе. Их можно узнать по некоторой замкнутости, по уровню интеллекта выше, чем у среднестатистического школьника, и по чувству одиночества, что ощущаешь, общаясь с ними. Но ведь такие школьники были всегда и они же не брали в руки папино табельное оружие и не шли в школу расстреливать всех подряд, скажите вы. Да не шли, вы правы. Только переломный момент — переход от внутреннего кризиса к внешнему — произошел уже давно. И не в нашей стране, и не в нашей школе. Но произошел. И теперь мы можем лишь бессильно наблюдать за последствиями, которые, как круги на воде, настигли нас самих… 

У американского режиссера Майкла Мура есть очень хороший фильм «Боулинг для Колумбины» 2002 года. Этот документальный фильм посвящен тому, что в США с каждым годом растет число ничем «не мотивируемых» убийств, и в центре внимания – трагедия, случившаяся 20 апреля 1999 года в школе Колумбайн Литтлтон (Колорадо). В результате массового убийства, которое устроили обычные, ничем не примечательные школьники, было ранено 37 человек и 13 погибло. Американское общество потрясено. Третье место по числу жертв трагедий в учебных заведениях США (а до этого только в далеком 1927 в начальной школе «Бэт» и позже в техасском университете в Остине 1966 г.). Они не понимают причины, не видят проблем. И начинают копаться в деталях. Старшеклассники слушали песни Мэрилина Мэнсона, значит, его агрессивная музыка во всем виновата. Но, констатирует автор и ведущий, они перед школой ходили в боулинг, так может это он виноват? Чем не причина? Долго и обстоятельно, задавая самые простые, невинные вопросы одноклассникам, полицейским, Мэрилину Мэнсону, политикам и ведущим ток-шоу ведущий докапывается до истины. И истина кроется не в музыке и не в боулинге, а в самом обществе…

После трагедии «Колумбайна» прошло 15 лет. И мы хорошо знаем, что было после. Были другие теракты, были другие раненые и погибшие. Другие школьники и студенты. Они уже не слушали Менсона, но играли в агрессивные компьютерные игры/смотрели агрессивные голливудские фильмы/страдали аутизмом и «слаборазвитыми социальными способностями». Нужное подчеркнуть. Дало ли что-то это знание? Смогли ли американские школы обезопасить себя? Оказалось, нет. Например, два дня назад неизвестные открыли огонь во время школьных соревнований по баскетболу в Фениксе. Но там никто, к счастью, не пострадал… 

Я не знаю, что послужило причиной поступка Сергея Г. Я не знаю, каковы были причины того, что он дважды выстрелил в учителя (первый сквозной и второй контрольный в голову). В новостях до сих пор противоречивые данные. И крупицы новой информации вперемежку с громкими заголовками-сенсациями появляются каждые пятнадцать минут. «15-летнего школьного убийцу учил стрелять родной отец», «отличник из-за двойки застрелил на уроке учителя и полицейского», «школьник, открывший стрельбу, мог убить учителя географии по ошибке» … Журналисты лихорадочно опрашивают соседей по подъезду, бывших одноклассников, делают запросы о психологической экспертизе. А мы, обыватели, не сомневающиеся в том, что нас это не коснется, только с ужасом наблюдаем за произошедшим, пытаясь прийти в себя… Да, я не знаю причин. Я не знаю точно, как разворачивались события. Я только вижу, что мы ничем не лучше и не хуже этих американских школ. Что у нас те же проблемы, и наше общество также должно решить, как выйти из этой ситуации и не допустить подобного. И у нас есть пример, как делать нельзя. Мы можем наблюдать за панической, абсурдной работой бюрократической машины США, которая, как видно, ни к чему не привела. Мы видим, что камеры на каждом углу не спасают ситуацию, мы видим, что усиление охранных мер ни к чему не привело.

Как? Я не знаю. Я знаю только, что сейчас вокруг нас тысячи таких же подростков. Я лично вижу каждый день этот замкнутый и одинокий взгляд человека, который уверен, что его никто не понимает. И который, оказываясь один на один со своими проблемами и равнодушием общества, способен, как оказалось, на самые безрассудные вещи…

Татьяна Аристова, специально для «Класса»
Фото: mosday.ru


Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.