Класс

Класс

27 февраля 2014 06.05Город

Тот, кто в море

Павел Карнаух получил диплом специалиста по рекламе, но после окончания вуза решил резко сменить профессию — подал документы в речное училище и отправился на судне по морям. Вот уже пять лет он работает моряком и успел побывать примерно в двадцати странах — точное число он и сам не помнит. Павел рассказал «Классу» о том, чем занимаются моряки в длительных рейсах, бывает ли им страшно и что он всегда берет с собой.
Тот, кто в море


Павел Карнаух получил диплом специалиста по рекламе, но после окончания вуза решил резко сменить профессию — подал документы в речное училище и отправился на судне по морям. Вот уже пять лет он работает моряком и успел побывать примерно в двадцати странах — точное число он и сам не помнит. Павел рассказал «Классу» о том, чем занимаются моряки в длительных рейсах, бывает ли им страшно и что он всегда берет с собой.

Пока мы просиживаем в душных офисах, некоторые наши соотечественники ведут совсем другую жизнь. Моряк Павел Карнаух давно разучился зарабатывать деньги на суше, где все не так, слишком странно для человека, привыкшего к постоянной качке и соленому морскому ветру. По шесть месяцев в году он проводит на судне, которое перевозит нефтехимические грузы. Вместо офисных коробок — там просторные каюты, вместо компьютеров — тяжелая физическая работа, а вместо уик-эндов перед телевизором — прогулки по тропическим берегам. Но ведь его жизнь могла сложиться совсем по-другому. Защитив диплом специалиста по рекламе, Павел все же позволил генам взять верх и подал документы в Омское речное училище. При этом вся его семья потомственных моряков была удивилась — они думали, что Паша, отказавшийся в свое время из-за упрямтсва поступать в Морскую академию им. адмирала Макарова, уже не станет морским волком.

Но 14 февраля шесть лет назад Павел отправился в свою первую экспедицию, чтобы навсегда предпочесть море суше. «Моя первая экспедиция была непростой. Судно досталось старое, ржавое, условия проживания и работы ужасные. При этом зарплату платили довольно низкую для моей специальности. Но мне все равно понравилось, почувствовал — мое. Вернувшись домой, я стал подыскивать новое судно, поновее. С каждой новой экспедицией старался выбирать новый корабль с лучшими условиями, новый экипаж. Мне нравится работать с новыми людьми, общение немаловажно на судне, а со старым экипажем за четыре месяца успеваешь обо всем поговорить и узнать почти всех», — рассказывает Павел.

morjak.jpg11

За несколько лет Павел «вырос» от простого матроса до третьего помощника капитана, а совсем недавно прошел собеседование на должность штурмана. Экипаж торгового судна делится на рядовой состав и командирский. К первому относятся матросы, повара, официанты, боцман. Все они считаются низкоквалифицированными рабочими. К командирскому составу же относятся судоводители — капитан и его третий, второй и старший помощники, а также команда механиков. Теперь в командирский состав входит и Павел.

К судоводителю предъявляются высокие требования. Он должен в совершенстве владеть английским языком, причем не только разговорным, но и техническим. «Все судовые журналы, карты, техническая документация — все это на английском языке, как и общение по рации с иностранными судами. Поэтому английский нужно знать в совершенстве. А совсем недавно я прошел собеседование на штурмана полностью на английском языке, можно сказать, получил повышение. Для этого мне пришлось осилить на английском языке несколько толстенных кодексов. Все судоводители, у которых диплом выдан после 2013 года, должны получить высшее образование. Я сейчас поеду учиться в Питер».

Свободное время на судне члены команды проводят по-разному. Кто-то коротает часы за просмотром сериалов и азартными играми, а кто-то, как Павел, тратит их на саморазвитие и обучение. «Последние экспедиции я готовился стать штурманом, поэтому все свободное время учился. Девять часов я тратил на работу матросом, потом ужинал, шел на полтора часа заниматься в спортзал, ложился спать на три часа, а потом четыре часа нес вахту со старшим помощником капитана, — вспоминает Павел. Я учился делать его работу, а под конец и полностью ее выполнял. Отстояв вахту, шел спать еще на три часа, а потом выполнял свою основную работу. И так три месяца. Было не до развлечений».

Здесь все проще — надел утром тапочки, и ты уже на работе. Но при этом — никаких выходных и больничных, каждый день рабочий.
Условия жизни моряка на корабле не такие суровые, как может показаться. На суднах, на которых плавает Павел, есть все для комфортного проживания. Спортзал, отдельные каюты для каждого члена экипажа со всеми удобствами, зоны отдыха с игровыми приставками и телевизором — все это необходимо, чтобы за четыре месяца вдали от семьи двадцать мужчин не сошли с ума. «Здесь все проще — надел утром тапочки, и ты уже на работе. Но при этом — никаких выходных и больничных, каждый день рабочий. Распорядок дня у нас вахтовый. Если стоим в порту — четыре часа работаешь, восемь отдыхаешь, потом снова четыре на вахте. Я отвечал за состояние погрузки-выгрузки. Когда судно отшвартовано к причалу или к другому судну, на него влияет множество факторов — ветер, приливы, отливы. Если случится малейший инцидент, нефть из груза может оказаться в море. При этом размер груза — 15 000 тонн, это как два товарных поезда по 130 вагонов каждый. Моя обязанность была следить за погрузкой-выгрузкой на палубе, предотвращать возникновение проблем и выгружать его вовремя. Ведь час простоя может стоить тысячи долларов. Во время плавания же мы в основном занимаемся текущими работами — починка и покраска корабля, поддержание всех систем в рабочем состоянии и так далее», — рассказывает Павел.

Но есть у моряков во время дальних плаваний и возможность для полноценного отдыха. Пока корабль стоит в порту, один-два дня команда может погулять по городу, почувствовать местный колорит и составить свое мнение о стране.

morjak.jpg5

Из огромного количества стран, где довелось побывать, Павлу сложно сходу выделить какую-то одну, особенно полюбившуюся.



«Мне очень понравилось в Индонезии и Сингапуре. В Индонезии классная природа, чистый океан, доброжелательные люди. Последние, самые яркие воспоминания связаны с Израилем. Я очень долго хотел покататься на серфе, но все не получалось. И, наконец, когда мы прибыли в Израиль, нашел там местную школу серфинга, взял напрокат доску и покатался в свое удовольствие, пока корабль стоял на якоре,
 — вспоминает Павел. — В Индии понравилось меньше всего. Там очень грязно, при этом индусы о себе очень высокого мнения. Египет тоже не впечатлил. Там все норовят тебя обмануть и залезть в карман. Хотя есть и приятные воспоминания — мы успели съездить в Каир и даже полазить по пирамидам, откуда нас сгоняли».

morjak.jpg2

На кораблях в замкнутом пространстве оказываются 20 взрослых здоровых мужчин, которым нужно чем-то себя занимать. Неудивительно, что нередко случаются конфликты, при этом должности штатного психолога на судне не предполагается. Павел чаще всего работает с украинцами, горячий темперамент которых также накладывает отпечаток на обстановку на борту. «Украинцы — хорошие ребята, но очень горячие, кровь кипит. Они часто делают что-то, не подумав, провоцируют конфликты. Кроме того, играет свою роль иерархия на корабле, — объясняет Павел. Рядовой состав часто конфликтует с командирами. Последние ни за что не отвечают, только за свою жизнь, а командиры несут ответственность за корабль и за людей на нем. У матросов пониженное чувство ответственности и постоянные претензии к руководящему составу, часто необоснованные. Из-за этого бывают разногласия. Случается, что в команде оказывается человек "с гнильцой". А если он еще и командир, бывает непросто. Но я стараюсь избегать конфликтов, не общаться с рядовым составом — мне с ними неинтересно».

В экспедиции с собой Павел старается не брать много вещей, только самое необходимое. Но помимо ноутбука, телефона и других гаджетов, в этот список входят и не совсем обычные предметы. «С собой на корабль, помимо остальных вещей, я обычно беру скакалку. Я занимаюсь спортом, для меня прыжки со скакалкой — основное физическое упражнение для разминки. На корабле особенно не побегаешь, а для спорта нужен крепкий дыхательный аппарат. После четырех месяцев без кардионагрузки выходишь на землю с ослабленными легкими, сосудами и сердцем. А скакалка дает возможность каждый день погонять кровь, — рассказывает Павел. Еще беру с собой одну и ту же книгу «Основы морского судовождения», она для меня, как Библия. Беру пуховик, потому что не знаю, куда приеду, и будет там зима или лето».

morjak.jpg4

Работа на море опасна и непредсказуема. Однако, по-настоящему страшно за все шесть лет морских странствий Павлу было лишь дважды. «Первая ситуация случилась во время моей экспедиции в Индонезию. Мы проходили Сомали – самый пиратский район, в котором за год происходит по 500 нападений. Нам пришло множество циркуляров по антипиратским мерам, и даже заплатили дополнительные деньги за проход этого места. Мы подходили к этому району в четыре утра, вокруг стоял непроглядный туман, а мы не успели взять охранников. В общем, пока не прошли его, было очень страшно. А на обратном пути возвращались уже с охраной — на борту корабля стояли военные с автоматами и пулеметам, — вспоминает Павел. — Во второй раз было очень страшно на Черном море, когда мы попали в 11-балльный шторм. Волны шли стеной по 11-13 метров высотой. Судно проваливалось под воду. Одна волна ударила так сильно, что у корабля задралась корма и винт прокрутился в воздухе и остановился. А когда судно глохнет в шторм, есть большая опасность, что его перевернет волнами. Судно после холостого вращения винта обесточилось, сработала аварийная сигнализация. Благодаря третьему помощнику который взял на себя ручное управление рулем, судно не развернуло. В это время механики успели восстановить работу двигателя и запустить его».

Хотя шторм для бывалого моряка — дело привычное. В Индийском океане 10-балльные штормы все лето, с мая по октябрь. В таких условиях морякам приходится долгие недели есть, спать и выполнять свою работу. В каюте каждого члена команды установлены две кровати перпендикулярно друг другу — одна для килевой качки, другая —для бортовой. Это нужно, чтобы моряк в независимости от направления качки мог упираться ногами в стену и качаться только в направлении вперед-назад, а не справа налево — такие колебания переносить гораздо легче. «К качке привыкаешь, отрубаешься, не замечаешь звона посуды и постоянной болтанки. Чтобы не падать с кровати, каждый придумывает, что может — подпирают себя матрасом, ложатся между матрасом и стеной. Раньше для этого на парусниках были гамаки — они качались вместе с кораблем, а лежащий в нем моряк качки не замечал», — смеется Павел.

Совсем скоро Павел Карнаух отправляется в свою первую экспедицию в должности штурмана. Теперь он будет работать не руками, а головой. Его шаг на капитанский мостик — поступление в Государственную морскую академию им. адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге, куда он собирается сдавать вступительные экзамены уже этой осенью. Павел планирует переехать в город на Неве и перевезти туда свою семью, чтобы иметь возможность учиться и проводить время с родными хотя бы в те месяцы, пока он на суше.

Теги: моряк

Добавить комментарий
А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

На «Новом Омске» стартует околоархитектурный и глубоко фотошопный арт-проект.