Класс

Класс

27 февраля 2014 06.05Город

Тот, кто в море

Павел Карнаух получил диплом специалиста по рекламе, но после окончания вуза решил резко сменить профессию — подал документы в речное училище и отправился на судне по морям. Вот уже пять лет он работает моряком и успел побывать примерно в двадцати странах — точное число он и сам не помнит. Павел рассказал «Классу» о том, чем занимаются моряки в длительных рейсах, бывает ли им страшно и что он всегда берет с собой.
Тот, кто в море


Павел Карнаух получил диплом специалиста по рекламе, но после окончания вуза решил резко сменить профессию — подал документы в речное училище и отправился на судне по морям. Вот уже пять лет он работает моряком и успел побывать примерно в двадцати странах — точное число он и сам не помнит. Павел рассказал «Классу» о том, чем занимаются моряки в длительных рейсах, бывает ли им страшно и что он всегда берет с собой.

Пока мы просиживаем в душных офисах, некоторые наши соотечественники ведут совсем другую жизнь. Моряк Павел Карнаух давно разучился зарабатывать деньги на суше, где все не так, слишком странно для человека, привыкшего к постоянной качке и соленому морскому ветру. По шесть месяцев в году он проводит на судне, которое перевозит нефтехимические грузы. Вместо офисных коробок — там просторные каюты, вместо компьютеров — тяжелая физическая работа, а вместо уик-эндов перед телевизором — прогулки по тропическим берегам. Но ведь его жизнь могла сложиться совсем по-другому. Защитив диплом специалиста по рекламе, Павел все же позволил генам взять верх и подал документы в Омское речное училище. При этом вся его семья потомственных моряков была удивилась — они думали, что Паша, отказавшийся в свое время из-за упрямтсва поступать в Морскую академию им. адмирала Макарова, уже не станет морским волком.

Но 14 февраля шесть лет назад Павел отправился в свою первую экспедицию, чтобы навсегда предпочесть море суше. «Моя первая экспедиция была непростой. Судно досталось старое, ржавое, условия проживания и работы ужасные. При этом зарплату платили довольно низкую для моей специальности. Но мне все равно понравилось, почувствовал — мое. Вернувшись домой, я стал подыскивать новое судно, поновее. С каждой новой экспедицией старался выбирать новый корабль с лучшими условиями, новый экипаж. Мне нравится работать с новыми людьми, общение немаловажно на судне, а со старым экипажем за четыре месяца успеваешь обо всем поговорить и узнать почти всех», — рассказывает Павел.

morjak.jpg11

За несколько лет Павел «вырос» от простого матроса до третьего помощника капитана, а совсем недавно прошел собеседование на должность штурмана. Экипаж торгового судна делится на рядовой состав и командирский. К первому относятся матросы, повара, официанты, боцман. Все они считаются низкоквалифицированными рабочими. К командирскому составу же относятся судоводители — капитан и его третий, второй и старший помощники, а также команда механиков. Теперь в командирский состав входит и Павел.

К судоводителю предъявляются высокие требования. Он должен в совершенстве владеть английским языком, причем не только разговорным, но и техническим. «Все судовые журналы, карты, техническая документация — все это на английском языке, как и общение по рации с иностранными судами. Поэтому английский нужно знать в совершенстве. А совсем недавно я прошел собеседование на штурмана полностью на английском языке, можно сказать, получил повышение. Для этого мне пришлось осилить на английском языке несколько толстенных кодексов. Все судоводители, у которых диплом выдан после 2013 года, должны получить высшее образование. Я сейчас поеду учиться в Питер».

Свободное время на судне члены команды проводят по-разному. Кто-то коротает часы за просмотром сериалов и азартными играми, а кто-то, как Павел, тратит их на саморазвитие и обучение. «Последние экспедиции я готовился стать штурманом, поэтому все свободное время учился. Девять часов я тратил на работу матросом, потом ужинал, шел на полтора часа заниматься в спортзал, ложился спать на три часа, а потом четыре часа нес вахту со старшим помощником капитана, — вспоминает Павел. Я учился делать его работу, а под конец и полностью ее выполнял. Отстояв вахту, шел спать еще на три часа, а потом выполнял свою основную работу. И так три месяца. Было не до развлечений».

Здесь все проще — надел утром тапочки, и ты уже на работе. Но при этом — никаких выходных и больничных, каждый день рабочий.
Условия жизни моряка на корабле не такие суровые, как может показаться. На суднах, на которых плавает Павел, есть все для комфортного проживания. Спортзал, отдельные каюты для каждого члена экипажа со всеми удобствами, зоны отдыха с игровыми приставками и телевизором — все это необходимо, чтобы за четыре месяца вдали от семьи двадцать мужчин не сошли с ума. «Здесь все проще — надел утром тапочки, и ты уже на работе. Но при этом — никаких выходных и больничных, каждый день рабочий. Распорядок дня у нас вахтовый. Если стоим в порту — четыре часа работаешь, восемь отдыхаешь, потом снова четыре на вахте. Я отвечал за состояние погрузки-выгрузки. Когда судно отшвартовано к причалу или к другому судну, на него влияет множество факторов — ветер, приливы, отливы. Если случится малейший инцидент, нефть из груза может оказаться в море. При этом размер груза — 15 000 тонн, это как два товарных поезда по 130 вагонов каждый. Моя обязанность была следить за погрузкой-выгрузкой на палубе, предотвращать возникновение проблем и выгружать его вовремя. Ведь час простоя может стоить тысячи долларов. Во время плавания же мы в основном занимаемся текущими работами — починка и покраска корабля, поддержание всех систем в рабочем состоянии и так далее», — рассказывает Павел.

Но есть у моряков во время дальних плаваний и возможность для полноценного отдыха. Пока корабль стоит в порту, один-два дня команда может погулять по городу, почувствовать местный колорит и составить свое мнение о стране.

morjak.jpg5

Из огромного количества стран, где довелось побывать, Павлу сложно сходу выделить какую-то одну, особенно полюбившуюся.



«Мне очень понравилось в Индонезии и Сингапуре. В Индонезии классная природа, чистый океан, доброжелательные люди. Последние, самые яркие воспоминания связаны с Израилем. Я очень долго хотел покататься на серфе, но все не получалось. И, наконец, когда мы прибыли в Израиль, нашел там местную школу серфинга, взял напрокат доску и покатался в свое удовольствие, пока корабль стоял на якоре,
 — вспоминает Павел. — В Индии понравилось меньше всего. Там очень грязно, при этом индусы о себе очень высокого мнения. Египет тоже не впечатлил. Там все норовят тебя обмануть и залезть в карман. Хотя есть и приятные воспоминания — мы успели съездить в Каир и даже полазить по пирамидам, откуда нас сгоняли».

morjak.jpg2

На кораблях в замкнутом пространстве оказываются 20 взрослых здоровых мужчин, которым нужно чем-то себя занимать. Неудивительно, что нередко случаются конфликты, при этом должности штатного психолога на судне не предполагается. Павел чаще всего работает с украинцами, горячий темперамент которых также накладывает отпечаток на обстановку на борту. «Украинцы — хорошие ребята, но очень горячие, кровь кипит. Они часто делают что-то, не подумав, провоцируют конфликты. Кроме того, играет свою роль иерархия на корабле, — объясняет Павел. Рядовой состав часто конфликтует с командирами. Последние ни за что не отвечают, только за свою жизнь, а командиры несут ответственность за корабль и за людей на нем. У матросов пониженное чувство ответственности и постоянные претензии к руководящему составу, часто необоснованные. Из-за этого бывают разногласия. Случается, что в команде оказывается человек "с гнильцой". А если он еще и командир, бывает непросто. Но я стараюсь избегать конфликтов, не общаться с рядовым составом — мне с ними неинтересно».

В экспедиции с собой Павел старается не брать много вещей, только самое необходимое. Но помимо ноутбука, телефона и других гаджетов, в этот список входят и не совсем обычные предметы. «С собой на корабль, помимо остальных вещей, я обычно беру скакалку. Я занимаюсь спортом, для меня прыжки со скакалкой — основное физическое упражнение для разминки. На корабле особенно не побегаешь, а для спорта нужен крепкий дыхательный аппарат. После четырех месяцев без кардионагрузки выходишь на землю с ослабленными легкими, сосудами и сердцем. А скакалка дает возможность каждый день погонять кровь, — рассказывает Павел. Еще беру с собой одну и ту же книгу «Основы морского судовождения», она для меня, как Библия. Беру пуховик, потому что не знаю, куда приеду, и будет там зима или лето».

morjak.jpg4

Работа на море опасна и непредсказуема. Однако, по-настоящему страшно за все шесть лет морских странствий Павлу было лишь дважды. «Первая ситуация случилась во время моей экспедиции в Индонезию. Мы проходили Сомали – самый пиратский район, в котором за год происходит по 500 нападений. Нам пришло множество циркуляров по антипиратским мерам, и даже заплатили дополнительные деньги за проход этого места. Мы подходили к этому району в четыре утра, вокруг стоял непроглядный туман, а мы не успели взять охранников. В общем, пока не прошли его, было очень страшно. А на обратном пути возвращались уже с охраной — на борту корабля стояли военные с автоматами и пулеметам, — вспоминает Павел. — Во второй раз было очень страшно на Черном море, когда мы попали в 11-балльный шторм. Волны шли стеной по 11-13 метров высотой. Судно проваливалось под воду. Одна волна ударила так сильно, что у корабля задралась корма и винт прокрутился в воздухе и остановился. А когда судно глохнет в шторм, есть большая опасность, что его перевернет волнами. Судно после холостого вращения винта обесточилось, сработала аварийная сигнализация. Благодаря третьему помощнику который взял на себя ручное управление рулем, судно не развернуло. В это время механики успели восстановить работу двигателя и запустить его».

Хотя шторм для бывалого моряка — дело привычное. В Индийском океане 10-балльные штормы все лето, с мая по октябрь. В таких условиях морякам приходится долгие недели есть, спать и выполнять свою работу. В каюте каждого члена команды установлены две кровати перпендикулярно друг другу — одна для килевой качки, другая —для бортовой. Это нужно, чтобы моряк в независимости от направления качки мог упираться ногами в стену и качаться только в направлении вперед-назад, а не справа налево — такие колебания переносить гораздо легче. «К качке привыкаешь, отрубаешься, не замечаешь звона посуды и постоянной болтанки. Чтобы не падать с кровати, каждый придумывает, что может — подпирают себя матрасом, ложатся между матрасом и стеной. Раньше для этого на парусниках были гамаки — они качались вместе с кораблем, а лежащий в нем моряк качки не замечал», — смеется Павел.

Совсем скоро Павел Карнаух отправляется в свою первую экспедицию в должности штурмана. Теперь он будет работать не руками, а головой. Его шаг на капитанский мостик — поступление в Государственную морскую академию им. адмирала С. О. Макарова в Санкт-Петербурге, куда он собирается сдавать вступительные экзамены уже этой осенью. Павел планирует переехать в город на Неве и перевезти туда свою семью, чтобы иметь возможность учиться и проводить время с родными хотя бы в те месяцы, пока он на суше.

Теги: моряк

Добавить комментарий
Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.