Класс

Класс

28 февраля 2014 04.51Культура

Преподаватель черного

В феврале этого года исполняется 135 лет со дня рождения Казимира Малевича – самого неоднозначного художника XX века. Автор знаменитого «Черного квадрата» оживает на экране в фильме Александра Митты «Шагал-Малевич», который выйдет в кинопрокат 3 апреля 2014 года. Ожидаемое событие как для поклонников многозначного и необъяснимого Малевича, так и для ценителей воздушно-пронзительного творчества Шагала.
Преподаватель черного


В феврале этого года исполняется 135 лет со дня рождения Казимира Малевича – самого неоднозначного художника XX века. Автор знаменитого «Черного квадрата» оживает на экране в фильме Александра Митты «Шагал-Малевич», который выйдет в кинопрокат 3 апреля 2014 года. Ожидаемое событие как для поклонников многозначного и необъяснимого Малевича, так и для ценителей воздушно-пронзительного творчества Шагала.

Александр Наумович Митта, советский и российский кинорежиссер, признанная фигура в отечественном кинематографе. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, почетный член Российской академии художеств, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Но впечатляет даже не этот внушительный и в то же время далеко не полный список регалий. А тот факт, что в свои 80 лет (28 марта 2014 года режиссер празднует 81 день рождения) этот, несомненно, талантливый и энергичный человек снимает такую сложную и многогранную картину, говорит о многом. Это уже не проба пера молодого и неопытного человека, не самоутверждение режиссера в самом расцвете сил и не эксперимент признанного гения, который хочет отойти от шаблонов и стереотипов. Такой багаж достижений, опыта, долгих лет, посвященных российскому кинематографу, является негласной гарантией качества будущему зрителю «Шагала и Малевича».

«Шагал-Малевич» – это не просто попытка вдохнуть жизнь в события почти вековой давности. Это не строго реалистичная экранизация жизни и творчества. Это конфликт двух корифеев искусства, это столкновение земного и заоблачного, это история дружбы, творчества, противостояния и понимания. И главное – это попытка осмысления истории русского авангарда, того наследия, что получили мы сегодня, и благодаря которому послереволюционное искусство нашей страны ценится во всем мире.

В одном из интервью режиссер признался, что вынашивал замысел картины 45 лет. Просто экранизировать жизнь великих, последовательно хронологически поведать о взлетах и падениях было недостаточно. В фильме должна была быть интрига. По законам самого жанра должен был быть конфликт. А найти этот конфликт Александру Наумовичу было не просто. Ведь Шагал по сути своей был чужд конфликтам и агрессии и избегал таких ситуаций как мог. Но выход был найден. И в сценарии фильма рассказывается о том, как молодой, голодный Малевич приезжает в Витебск преподавать в школе искусств Шагала. И фактически «забирает» детище Марка Захаровича, обратив студентов «в свою веру».

Для обывателя «вера» Малевича – супрематизм, это, прежде всего, яркие краски и геометрические фигуры. Как же можно снять фильм о супрематизме и показать зрителю всю гениальность этого явления? Как можно передать динамичность и свежесть взглядов Малевича? Как научить видеть обывателя суть предметов, а не внешние проявления? Удивительно, но Митта нашел ответ на эти вопросы. К сожалению, трейлера на «Шагала и Малевича» в интернете не найти. Но зато есть ценные кадры в новостях телеканала «Культура», есть многочисленные интервью, и таким образом появляется возможность поднять занавесу тайны. Вы только представьте себе Малевича на лекции в школе искусств, вокруг которого весь мир преображается буквально. Слово становится материальным. Каждая мысль. Каждое, рассекающее воздух, предложение. Каждый призыв, каждый аргумент разрезает быт и реальность за спиной художника и переносит зрителя в новый мир искусства, неизведанный и загадочный, прямолинейный и чистый мир супрематизма… Цветные геометрические фигуры переносят мир художественного искусства на экран и меняют Витебск до неузнаваемости. Город становится таким, как его видел великий художник. «Мне хотелось донести до зрителя, что нужно понимать не что рисует художник, а что за этим стоит», – говорит А. Митта. И можно не сомневаться, что классик отечественного кинематографа смог воплотить эту идею на экране.

Шагал и его жена Белла, Шагал и ученики, Шагал и Малевич, Малевич и ученики. Эти четыре линии развития сюжета разворачиваются на фоне городских пейзажей Витебска 1919 года. Эйфория новой власти, чувство всесилия и всевозможности. Молодые люди, которые верят в светлое будущее и в то, что они действительно изменят этот мир к лучшему. Красные знамена и белые косынки. Мне, даже не пионеру, становится по-хорошему грустно от утраты того энтузиазма, воодушевления, что читается на лицах молодых людей в скупых кадрах фильма из новостей. Чтобы воссоздать эту атмосферу максимально достоверно создателям фильма пришлось постараться.

Несмотря на то, что съемки проходили непосредственно в Витебске, вернуться в столетнее прошлое было не просто. После Великой Отечественной войны за годы оккупации город лежал в руинах. Было уничтожено 90% построек, стерты с лица земли целые кварталы города, уничтожены все промышленные предприятия. Тогда об утрате культурных ценностей думали в последнюю очередь, потому что из 167 тысяч жителей Витебска, тех самых, многие из которых жили во времена Малевича и Шагала, в живых осталось всего 118 человек. Так что в 2012 году, когда Митта приехал на съемки фильма, ему пришлось создавать декорации старого еврейского квартала, зданий синагоги и банка. В интервью РИА «Новости» Митта рассказывает о том, что пришлось состарить две улицы города ради фильма, помешав работе местных кафе и ресторанов.

В интервью РИА «Новости» Митта рассказывает о том, что пришлось состарить две улицы Витебска ради фильма, помешав работе местных кафе и ресторанов.

Яркие молодые актеры – Леонид Бичевин, Анатолий Белый, Алексей Овсянников, Кристина Шнайдерман, для которой фильм вообще стал дебютным, – привносят свою энергетику на съемочную площадку. По словам режиссера, 80% актерского состава дебютировали в этом фильме. И мы как зрители можем получить все преимущества такой ситуации – новый, свежий взгляд, незаурядную игру и горячее желание проявить себя. «Фильмы о художниках не бывают особенно популярны, кроме, пожалуй, прекрасной картины «Фрида» с потрясающим набором актеров. В основном такие работы ждет фестивальная судьба. Я хорошо понимаю, что картине тяжело выбраться куда-то дальше фестивального гетто. В России сложная ситуация с прокатом: кинотеатры проданы американцам, состав фильмов меняется быстро, каждый из них стоит в десять раз больше, чем наш…». Александр Митта реалист. Он понимает, что ни высокий бюджет (а тем более низкий), ни блестящий актерский состав не гарантируют картине популярность. Это проблема отчасти жанра, отчасти специфики вкусов и потребностей современного общества потребления. Но тем не менее он рискнул и снял эту историю. Тем не менее, несмотря на все оговорки, 3 апреля «Шагал-Малевич» выйдет в кинотеатрах. А мы, зрители, получим уникальную возможность увидеть собственными глазами долгожданную картину самого Митты о великих художниках нашей страны. И, может быть, главное для нас – понимать, что во времена «хлеба и зрелищ» такое творчество, создающееся не ради денег, особенно ценно.



Добавить комментарий
Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.