Класс

Класс

28 февраля 2014 04.51Культура

Преподаватель черного

В феврале этого года исполняется 135 лет со дня рождения Казимира Малевича – самого неоднозначного художника XX века. Автор знаменитого «Черного квадрата» оживает на экране в фильме Александра Митты «Шагал-Малевич», который выйдет в кинопрокат 3 апреля 2014 года. Ожидаемое событие как для поклонников многозначного и необъяснимого Малевича, так и для ценителей воздушно-пронзительного творчества Шагала.
Преподаватель черного


В феврале этого года исполняется 135 лет со дня рождения Казимира Малевича – самого неоднозначного художника XX века. Автор знаменитого «Черного квадрата» оживает на экране в фильме Александра Митты «Шагал-Малевич», который выйдет в кинопрокат 3 апреля 2014 года. Ожидаемое событие как для поклонников многозначного и необъяснимого Малевича, так и для ценителей воздушно-пронзительного творчества Шагала.

Александр Наумович Митта, советский и российский кинорежиссер, признанная фигура в отечественном кинематографе. Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, почетный член Российской академии художеств, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля. Но впечатляет даже не этот внушительный и в то же время далеко не полный список регалий. А тот факт, что в свои 80 лет (28 марта 2014 года режиссер празднует 81 день рождения) этот, несомненно, талантливый и энергичный человек снимает такую сложную и многогранную картину, говорит о многом. Это уже не проба пера молодого и неопытного человека, не самоутверждение режиссера в самом расцвете сил и не эксперимент признанного гения, который хочет отойти от шаблонов и стереотипов. Такой багаж достижений, опыта, долгих лет, посвященных российскому кинематографу, является негласной гарантией качества будущему зрителю «Шагала и Малевича».

«Шагал-Малевич» – это не просто попытка вдохнуть жизнь в события почти вековой давности. Это не строго реалистичная экранизация жизни и творчества. Это конфликт двух корифеев искусства, это столкновение земного и заоблачного, это история дружбы, творчества, противостояния и понимания. И главное – это попытка осмысления истории русского авангарда, того наследия, что получили мы сегодня, и благодаря которому послереволюционное искусство нашей страны ценится во всем мире.

В одном из интервью режиссер признался, что вынашивал замысел картины 45 лет. Просто экранизировать жизнь великих, последовательно хронологически поведать о взлетах и падениях было недостаточно. В фильме должна была быть интрига. По законам самого жанра должен был быть конфликт. А найти этот конфликт Александру Наумовичу было не просто. Ведь Шагал по сути своей был чужд конфликтам и агрессии и избегал таких ситуаций как мог. Но выход был найден. И в сценарии фильма рассказывается о том, как молодой, голодный Малевич приезжает в Витебск преподавать в школе искусств Шагала. И фактически «забирает» детище Марка Захаровича, обратив студентов «в свою веру».

Для обывателя «вера» Малевича – супрематизм, это, прежде всего, яркие краски и геометрические фигуры. Как же можно снять фильм о супрематизме и показать зрителю всю гениальность этого явления? Как можно передать динамичность и свежесть взглядов Малевича? Как научить видеть обывателя суть предметов, а не внешние проявления? Удивительно, но Митта нашел ответ на эти вопросы. К сожалению, трейлера на «Шагала и Малевича» в интернете не найти. Но зато есть ценные кадры в новостях телеканала «Культура», есть многочисленные интервью, и таким образом появляется возможность поднять занавесу тайны. Вы только представьте себе Малевича на лекции в школе искусств, вокруг которого весь мир преображается буквально. Слово становится материальным. Каждая мысль. Каждое, рассекающее воздух, предложение. Каждый призыв, каждый аргумент разрезает быт и реальность за спиной художника и переносит зрителя в новый мир искусства, неизведанный и загадочный, прямолинейный и чистый мир супрематизма… Цветные геометрические фигуры переносят мир художественного искусства на экран и меняют Витебск до неузнаваемости. Город становится таким, как его видел великий художник. «Мне хотелось донести до зрителя, что нужно понимать не что рисует художник, а что за этим стоит», – говорит А. Митта. И можно не сомневаться, что классик отечественного кинематографа смог воплотить эту идею на экране.

Шагал и его жена Белла, Шагал и ученики, Шагал и Малевич, Малевич и ученики. Эти четыре линии развития сюжета разворачиваются на фоне городских пейзажей Витебска 1919 года. Эйфория новой власти, чувство всесилия и всевозможности. Молодые люди, которые верят в светлое будущее и в то, что они действительно изменят этот мир к лучшему. Красные знамена и белые косынки. Мне, даже не пионеру, становится по-хорошему грустно от утраты того энтузиазма, воодушевления, что читается на лицах молодых людей в скупых кадрах фильма из новостей. Чтобы воссоздать эту атмосферу максимально достоверно создателям фильма пришлось постараться.

Несмотря на то, что съемки проходили непосредственно в Витебске, вернуться в столетнее прошлое было не просто. После Великой Отечественной войны за годы оккупации город лежал в руинах. Было уничтожено 90% построек, стерты с лица земли целые кварталы города, уничтожены все промышленные предприятия. Тогда об утрате культурных ценностей думали в последнюю очередь, потому что из 167 тысяч жителей Витебска, тех самых, многие из которых жили во времена Малевича и Шагала, в живых осталось всего 118 человек. Так что в 2012 году, когда Митта приехал на съемки фильма, ему пришлось создавать декорации старого еврейского квартала, зданий синагоги и банка. В интервью РИА «Новости» Митта рассказывает о том, что пришлось состарить две улицы города ради фильма, помешав работе местных кафе и ресторанов.

В интервью РИА «Новости» Митта рассказывает о том, что пришлось состарить две улицы Витебска ради фильма, помешав работе местных кафе и ресторанов.

Яркие молодые актеры – Леонид Бичевин, Анатолий Белый, Алексей Овсянников, Кристина Шнайдерман, для которой фильм вообще стал дебютным, – привносят свою энергетику на съемочную площадку. По словам режиссера, 80% актерского состава дебютировали в этом фильме. И мы как зрители можем получить все преимущества такой ситуации – новый, свежий взгляд, незаурядную игру и горячее желание проявить себя. «Фильмы о художниках не бывают особенно популярны, кроме, пожалуй, прекрасной картины «Фрида» с потрясающим набором актеров. В основном такие работы ждет фестивальная судьба. Я хорошо понимаю, что картине тяжело выбраться куда-то дальше фестивального гетто. В России сложная ситуация с прокатом: кинотеатры проданы американцам, состав фильмов меняется быстро, каждый из них стоит в десять раз больше, чем наш…». Александр Митта реалист. Он понимает, что ни высокий бюджет (а тем более низкий), ни блестящий актерский состав не гарантируют картине популярность. Это проблема отчасти жанра, отчасти специфики вкусов и потребностей современного общества потребления. Но тем не менее он рискнул и снял эту историю. Тем не менее, несмотря на все оговорки, 3 апреля «Шагал-Малевич» выйдет в кинотеатрах. А мы, зрители, получим уникальную возможность увидеть собственными глазами долгожданную картину самого Митты о великих художниках нашей страны. И, может быть, главное для нас – понимать, что во времена «хлеба и зрелищ» такое творчество, создающееся не ради денег, особенно ценно.



Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.