Класс

Класс

05 марта 2014 14.24Город

От винта

Летчик Сергей Морозов еще несколько лет назад не имел отношения к летной профессии работал обычным госслужащим. Однако, страсть к полетам взяла свое, и теперь в будни он работает начальником штаба авиакомпании «Сибирская база авиационной охраны лесов», а в выходные — летает на самолетах на аэродроме Калачево. Мы отправились туда, чтобы своими глазами увидеть, что собой представляет сверхлегкая авиация в Омске.

От винта



Летчик Сергей Морозов еще несколько лет назад не имел отношения к летной профессии  работал обычным госслужащим. Однако, страсть к полетам взяла свое, и теперь в будни он работает начальником штаба авиакомпании «Сибирская база авиационной охраны лесов», которая входит в состав Омской региональной общественной организации Омская федерация спорта сверхлёгкой авиации», а в выходные — летает на самолетах на аэродроме Калачево. Мы отправились туда, чтобы своими глазами увидеть, что собой представляет сверхлегкая авиация в Омске.


Все, что сегодня есть на аэродроме Калачево, собрано самими  энтузиастами полетов. В том числе и большинство приборов в стартовом командном пункте (СКП).

IMG 7949 1

Этот прибор
– пульт управления от дизельного обогревателя, который создает комфортную температуру в СКП зимой.

Диспетчеры внимательно следят
за изменениями погодных условий. Среди них скорость и направление ветра на разных высотах, давление, видимость, нижний край облачности, температура, точка росы (точка росы  — это температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём водяной пар достиг состояния насыщения и начал конденсироваться в росу).

IMG 7959 2


На аэродроме Калачево базируется более десяти самолетов сверхлегкой авиации — семь двухместных машин украинского производства «Аэропракт-22», два легких биплана «Авиатика 890», разобранные на зиму, самолет-амфибия «Че-22» и самолет «Скайренджер», конструкция которого состоит из металлических трубок, обтянутых специальной тканью.  Все они находятся в частной собственности. 

«Аэропракт-22» может выполнять множество функций. Одна из них — мониторинг пожаров. Благодаря большой стеклянной кабине, обоим пилотам прекрасно видно, что происходит под ними. Этот самолет относится к категории сверхлегких — его вес без пилотов всего 280 килограмм. Его шасси не убираются, но трансформируются в лыжи или колеса в зависимости от времени года. «Аэропракт» развивает максимальную скорость до 200 км/час. 

IMG 7992 3

В отличие от большинства самолетов и вертолетов, «Аэропракт» летает не на авиационном керосине, а на 95-м бензине, что делает его значительно более дешевым в эксплуатации. Без дозаправки он может долететь до Новосибирска. 

IMG 8065 4

Диспетчеры на аэродроме не дают указаний пилотам, а выступают в качестве информаторов — сообщают сведения о погоде и другую важную информацию. 

Обучение на пилота в учебном центре «Сибирская авиабаза» (также входит в ОРОО «Омская федерация спорта сверхлёгкой авиации») состоит из трех месяцев теоретической подготовки и не менее 29 часов практики в небе, после которых курсант, успешно сдавший экзамены, получит свидетельство пилота. 



Сергей Морозов, начальник штаба авиакомпании «Сибирская база авиационной охраны лесов»:

2m
В 2006 году я пришел в авиационно-технический клуб «Вираж» учиться на летчика. В то время там был всего один маленький двухместный самолетик «Авиатика». Самому клубу уже  более 30 лет. Раньше он относился к заводу им. Козицкого. После распада СССР российская авиация пришла в упадок, а клуб продолжал функционировать, а в 2006 году произошел новый виток в его развитии — пришла группа слушателей, в числе которых был и я. После того как я изучил теорию, полетать успел лишь немного. Отвлекли другие дела — институт, женитьба. За это время клуб рос — появились новые самолеты, база переместилась с аэродрома ДОСААФ в Марьяновке на Калачево. В 2011 году я вернулся и с новыми силами окунулся в свое увлечение. Снова стал изучать теорию, летал каждые выходные. Через полгода я получил свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна. Все это время я продолжал работать по будням на госслужбе, а летать старался на выходных и во время отпуска. В 2010 году сформировалась Сибирская база авиационной охраны лесов. С 2012 года я начал стажироваться на авиаработах и техником, и в качестве пилота. Мы летали над лесами, отыскивали пожары в Красноярском крае, Омской, Кемеровской, Томской и Новосибирской областях. В 2013 году открылся учебный центр «Сибирская авиабаза» для пилотов, и я перешел работать сюда, чтобы заниматься любимым делом все время. 

По будням я начальник штаба и веду всю документацию. Занимаюсь бумажной работой — составляю плановую таблицу полетов, записываю туда, кто, когда и куда полетит, во сколько готовить борты, когда и на каком самолете техническое обслуживание. На самом деле, любому полету предшествует заполнение огромного количества документации.  

«Аэропракт» в случае отключения двигателя не упадет, а может плавно и безопасно для пилотов и окружающих спланировать на площадку, подобранную с воздуха. К нам могут прийти люди, чтобы получить дополнительное образование пилота сверхлёгкого воздушного судна и пилота. У нас занимаются много летчиков, ушедших на пенсию. Для них это возможность по-прежнему заниматься любимым делом. 

У малой авиации сегодня большое будущее. Эта отрасль переживает период становления. Россия из-за своих размеров и практически полного бездорожья во многих районах, просто обречена на использование малой авиации. Однако, проблем немало. Главная из них — это то, что до сих пор толком не разработана соответствующая федеральная законодательная база, которая создавала бы условия для развития малой авиации. В Советском союзе было «Наставление по производству полетов», в котором практически кровью все было прописано четко и ясно. А сейчас все меняется — нас подводят к международным нормам ИКАО. Теперь мы будем летать не в метрах, а в футах. Кроме того, чтобы летать на большой авиации нужно будет знать английский язык. Нормы меняются постоянно, даже не успеваешь к ним привыкнуть. 

Человек, который приходит к нам и хочет стать пилотом, проходит несколько этапов.  Для начала  необходимо совершить пробный полет, чтобы почувствовать, твое это или нет. К тому же обязательно должно быть крепкое здоровье — летчики раз в два года проходят медкомиссию, и годовую промежуточную. Сразу нужно определиться, для чего человеку это нужно. Если он хочет дорасти до большой авиации, то можно начать с нас, и продолжить обучаться на более тяжёлые самолёты в учебных заведениях гражданской авиации.

В СССР пилоты начинали лётную деятельность с малой авиации и дальше поэтапно переходили на более тяжёлые самолёты. Сейчас, в период развития малой авиации,  вновь можно начать свою лётную карьеру с лёгких воздушных судов для всех любителей неба.    


В нашем клубе человек может выучиться на пилота, летать на авиаработы, потом  доучиться на инструктора и начать преподавать. Но это все равно в большей степени хобби — практически все члены нашего клуба имеют основное место работы, а полетами занимаются для души. Нередко к нам приходят люди, которые хотят купить себе самолет. Им мы также предлагаем сначала научиться летать и получить свидетельство пилота.

Пилот всегда должен быть здоров и хорошо себя чувствовать. Даже если у него просто болит зуб, садясь в кабину, он будет отвлекаться на эти ощущения, тогда как должен быть всегда максимально сосредоточен. Это может привести к какой-то ошибке по недосмотру пилота и повлечь за собой трагедию.

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.