Класс

Класс

05 марта 2014 14.24Город

От винта

Летчик Сергей Морозов еще несколько лет назад не имел отношения к летной профессии работал обычным госслужащим. Однако, страсть к полетам взяла свое, и теперь в будни он работает начальником штаба авиакомпании «Сибирская база авиационной охраны лесов», а в выходные — летает на самолетах на аэродроме Калачево. Мы отправились туда, чтобы своими глазами увидеть, что собой представляет сверхлегкая авиация в Омске.

От винта



Летчик Сергей Морозов еще несколько лет назад не имел отношения к летной профессии  работал обычным госслужащим. Однако, страсть к полетам взяла свое, и теперь в будни он работает начальником штаба авиакомпании «Сибирская база авиационной охраны лесов», которая входит в состав Омской региональной общественной организации Омская федерация спорта сверхлёгкой авиации», а в выходные — летает на самолетах на аэродроме Калачево. Мы отправились туда, чтобы своими глазами увидеть, что собой представляет сверхлегкая авиация в Омске.


Все, что сегодня есть на аэродроме Калачево, собрано самими  энтузиастами полетов. В том числе и большинство приборов в стартовом командном пункте (СКП).

IMG 7949 1

Этот прибор
– пульт управления от дизельного обогревателя, который создает комфортную температуру в СКП зимой.

Диспетчеры внимательно следят
за изменениями погодных условий. Среди них скорость и направление ветра на разных высотах, давление, видимость, нижний край облачности, температура, точка росы (точка росы  — это температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём водяной пар достиг состояния насыщения и начал конденсироваться в росу).

IMG 7959 2


На аэродроме Калачево базируется более десяти самолетов сверхлегкой авиации — семь двухместных машин украинского производства «Аэропракт-22», два легких биплана «Авиатика 890», разобранные на зиму, самолет-амфибия «Че-22» и самолет «Скайренджер», конструкция которого состоит из металлических трубок, обтянутых специальной тканью.  Все они находятся в частной собственности. 

«Аэропракт-22» может выполнять множество функций. Одна из них — мониторинг пожаров. Благодаря большой стеклянной кабине, обоим пилотам прекрасно видно, что происходит под ними. Этот самолет относится к категории сверхлегких — его вес без пилотов всего 280 килограмм. Его шасси не убираются, но трансформируются в лыжи или колеса в зависимости от времени года. «Аэропракт» развивает максимальную скорость до 200 км/час. 

IMG 7992 3

В отличие от большинства самолетов и вертолетов, «Аэропракт» летает не на авиационном керосине, а на 95-м бензине, что делает его значительно более дешевым в эксплуатации. Без дозаправки он может долететь до Новосибирска. 

IMG 8065 4

Диспетчеры на аэродроме не дают указаний пилотам, а выступают в качестве информаторов — сообщают сведения о погоде и другую важную информацию. 

Обучение на пилота в учебном центре «Сибирская авиабаза» (также входит в ОРОО «Омская федерация спорта сверхлёгкой авиации») состоит из трех месяцев теоретической подготовки и не менее 29 часов практики в небе, после которых курсант, успешно сдавший экзамены, получит свидетельство пилота. 



Сергей Морозов, начальник штаба авиакомпании «Сибирская база авиационной охраны лесов»:

2m
В 2006 году я пришел в авиационно-технический клуб «Вираж» учиться на летчика. В то время там был всего один маленький двухместный самолетик «Авиатика». Самому клубу уже  более 30 лет. Раньше он относился к заводу им. Козицкого. После распада СССР российская авиация пришла в упадок, а клуб продолжал функционировать, а в 2006 году произошел новый виток в его развитии — пришла группа слушателей, в числе которых был и я. После того как я изучил теорию, полетать успел лишь немного. Отвлекли другие дела — институт, женитьба. За это время клуб рос — появились новые самолеты, база переместилась с аэродрома ДОСААФ в Марьяновке на Калачево. В 2011 году я вернулся и с новыми силами окунулся в свое увлечение. Снова стал изучать теорию, летал каждые выходные. Через полгода я получил свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна. Все это время я продолжал работать по будням на госслужбе, а летать старался на выходных и во время отпуска. В 2010 году сформировалась Сибирская база авиационной охраны лесов. С 2012 года я начал стажироваться на авиаработах и техником, и в качестве пилота. Мы летали над лесами, отыскивали пожары в Красноярском крае, Омской, Кемеровской, Томской и Новосибирской областях. В 2013 году открылся учебный центр «Сибирская авиабаза» для пилотов, и я перешел работать сюда, чтобы заниматься любимым делом все время. 

По будням я начальник штаба и веду всю документацию. Занимаюсь бумажной работой — составляю плановую таблицу полетов, записываю туда, кто, когда и куда полетит, во сколько готовить борты, когда и на каком самолете техническое обслуживание. На самом деле, любому полету предшествует заполнение огромного количества документации.  

«Аэропракт» в случае отключения двигателя не упадет, а может плавно и безопасно для пилотов и окружающих спланировать на площадку, подобранную с воздуха. К нам могут прийти люди, чтобы получить дополнительное образование пилота сверхлёгкого воздушного судна и пилота. У нас занимаются много летчиков, ушедших на пенсию. Для них это возможность по-прежнему заниматься любимым делом. 

У малой авиации сегодня большое будущее. Эта отрасль переживает период становления. Россия из-за своих размеров и практически полного бездорожья во многих районах, просто обречена на использование малой авиации. Однако, проблем немало. Главная из них — это то, что до сих пор толком не разработана соответствующая федеральная законодательная база, которая создавала бы условия для развития малой авиации. В Советском союзе было «Наставление по производству полетов», в котором практически кровью все было прописано четко и ясно. А сейчас все меняется — нас подводят к международным нормам ИКАО. Теперь мы будем летать не в метрах, а в футах. Кроме того, чтобы летать на большой авиации нужно будет знать английский язык. Нормы меняются постоянно, даже не успеваешь к ним привыкнуть. 

Человек, который приходит к нам и хочет стать пилотом, проходит несколько этапов.  Для начала  необходимо совершить пробный полет, чтобы почувствовать, твое это или нет. К тому же обязательно должно быть крепкое здоровье — летчики раз в два года проходят медкомиссию, и годовую промежуточную. Сразу нужно определиться, для чего человеку это нужно. Если он хочет дорасти до большой авиации, то можно начать с нас, и продолжить обучаться на более тяжёлые самолёты в учебных заведениях гражданской авиации.

В СССР пилоты начинали лётную деятельность с малой авиации и дальше поэтапно переходили на более тяжёлые самолёты. Сейчас, в период развития малой авиации,  вновь можно начать свою лётную карьеру с лёгких воздушных судов для всех любителей неба.    


В нашем клубе человек может выучиться на пилота, летать на авиаработы, потом  доучиться на инструктора и начать преподавать. Но это все равно в большей степени хобби — практически все члены нашего клуба имеют основное место работы, а полетами занимаются для души. Нередко к нам приходят люди, которые хотят купить себе самолет. Им мы также предлагаем сначала научиться летать и получить свидетельство пилота.

Пилот всегда должен быть здоров и хорошо себя чувствовать. Даже если у него просто болит зуб, садясь в кабину, он будет отвлекаться на эти ощущения, тогда как должен быть всегда максимально сосредоточен. Это может привести к какой-то ошибке по недосмотру пилота и повлечь за собой трагедию.

Добавить комментарий
Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».