Класс

Класс

13 марта 2014 11.39Город

«Вот никаких и не читайте»

Вчера, 12 марта, в Международный день борьбы против цензуры в интернете, была уволена главный редактор «Ленты.ру» Галина Тимченко. 
«Вот никаких и не читайте»


Вчера, 12 марта, в Международный день борьбы против цензуры в интернете, была уволена главный редактор «Ленты.ру» Галина Тимченко.

Замена независимой Тимченко, проработавшей в «Ленте» 15 лет, на «прокремлёвского» Алексея Гореславского вызвала яростное обсуждение (и осуждение) в профессиональной медиасреде.79 журналистов «Ленты» подписали письмо в поддержку Тимченко, которое завершается словами: «Беда не в том, что нам негде работать. Беда в том, что вам, кажется, больше нечего читать».

Есть такой мало смешной анекдот эпохи перестройки. Съезд народных депутатов прогнозирует возможные последствия кризиса — вплоть до неурожая, падения цен на нефть, голода и войны. Чем дальше идёт обсуждение, тем более хмурыми становятся народные избранники. И только один делегат съезда оптимистичен и бодро отвечает на любой вопрос: «Мы будем работать, работать и ещё раз работать!». В конце концов даже председательствующий ставит его в пример присутствующим и интересуется: «А вы, товарищ, какую организацию представляете?». «Так ведь профсоюз работников кладбища!» — радостно рапортует оптимист.

В этом месте грустного анекдота как никогда уместно слово «лопата», после которого обычно аудитории рекомендуют смеяться над шуткой.

«Лента» стала пятым российским СМИ, на которое за последнее время было оказано давление. Перед этим ликвидировали государственное, но весьма объективное РИА «Новости», «убив» всех региональных корреспондентов, затем отключили канал «Дождь» от вещания в «кабеле», после поменяли руководство «Эха Москвы», затем передали газету «Аргументы и Факты» правительству Москвы, словно и не было заявления временного президента Медведева о необходимости госструктурам отказываться от «заводов, газет, пароходов» и прочей непрофильной собственности. Не говоря уже о том, что многим до сих памятен «разгром НТВ» в 2001-м. Так что любое рассуждение о «судьбе отечественной журналистики» будет выглядеть на фоне этой печальной картины как оптимизм кладбищенского работника из того советского анекдота.

Галина Тимченко пришла в тогда только созданную «Ленту» в 1999 году. За 15 лет она собрала в издании уникальных профессионалов. Когда читаешь открытое письмо редакции, опубликованное на сайте вчера, ни одна из фамилий не кажется незнакомой. Ни один текст, опубликованный на «Ленте» за последние годы, не вызывал ощущение стыда, как это часто бывает с текстами «Комсомолки», «Газеты.ру», «Коммерсанта». Основатель «Ленты» Антон Носик вчера написал, что прелесть работы в издании Тимченко для журналистов была в том, что «можно было не врать». Необъективность в освещении событий и подборе тем объяснялась личной позицией каждого из членов коллектива редакции «Ленты», но эта необъективность не была незаметна аудитории сайта, которая была с журналистами на одной волне.

Самый посещаемый новостной сайт в Рунете, пятое по популярности интернет-СМИ Европы, два миллиона пользователей ежесуточно, один из самых популярных твиттеров и пабликов в соцсети «Вконтакте», с десяток уникальных для российской журналистики спецпроектов в стиле New York Times — всё это «Лента» эпохи Галины Тимченко. Не говоря уже о личном отношении к журналистам. Саркастическое наименование рубрики в «Фейсбуке» Тимченко, посвящённой жизни редакции «Будни класса коррекции» сочетается с трогательной перепиской с корреспондентами в «Твиттере»: «Бери такси, деньги я сбросила», — писала во всеувидение главный редактор самого популярного интернет-СМИ России спецкору Илье Азару, находящемуся в мятежном Крыму. Тому самому Азару, «диктофону на ножках», которому отказал в интервью сам Навальный, мелькавший на главной странице «Ленты» едва ли не чаще Путина, и увольнение которого было ультиматумом со стороны владельца «Ленты» Александра Мамута. Ультиматум, который Тимченко выполнять не стала. «Это была славная охота», — написала она сегодня утром у себя в «Фейсбуке», поблагодарив коллег за поддержку.

Новый главред «Ленты» Алексей Гореславский известен по своей работе в прокремлёвских СМИ, он никогда не скрывал своего сотрудничества с администрацией президента. Бывший главный редактор интернет-газеты «Взгляд» исправно «мочил» оппозицию, ходил на планёрки в Кремль и приложил руку к чёрному пиару во время последних выборов мэра Москвы. Свою «принципиальную» позицию Гореславский обосновывал так: «Мы работаем не за интерес или идею ради удовлетворения собственного тщеславия, а за деньги в коммерческом предприятии, где устанавливает порядки владелец».

После ухода Тимченко уже раздали советы студентам «сменить профессию», в «Фейсбуке» написали о том, что судьба качественной отечественной журналистки — это эмиграция, а коллективные Киселёв-Соловьёв-Мамонтов-Гореславский заменили Парфёнова-Лошака-Тимченко. Уехать, конечно, можно: хоть в Париж для издания «Русского слова», хоть в Тевриз для выращивания огурцов подальше от газетного творчества. Только как быть с теми двумя миллионами человек, которые ежедневно заходили на «Ленту» за новостями и атмосферой профессионального драйва? После увольнения главного редактора и ухода вслед за ней всего коллектива остаётся аудитория, в глазах и твиттерах которой вопрос: «А что теперь читать?». И если Тимченко и её коллеги не смогут на этот вопрос ответить, грош цена этим их 15 годам в «Ленте». Та самая ситуация, когда просто сохранить лицо — мало.

Есть в этой ситуации один бонус. Это возвращение понятия «репутация»: вряд ли Гореславский плакал в подушку, услышав отзывы о себе со стороны будущих коллег, но свою страницу в соцсети «ВКонтакте», исписанную тэгами #лентаживи, удалил. И это только первый шаг к пониманию, что нельзя оправдывать свои действия «работой» и тем, что «так приказали». Далее последует понимание, что свобода — это возможность назвать открыто м...ка м...ком. «Если вы можете себе позволить это — всё остальное отсюда следует».

И да — «лопата», господа, «лопата».


Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.