Класс

Класс

13 марта 2014 11.39Город

«Вот никаких и не читайте»

Вчера, 12 марта, в Международный день борьбы против цензуры в интернете, была уволена главный редактор «Ленты.ру» Галина Тимченко. 
«Вот никаких и не читайте»


Вчера, 12 марта, в Международный день борьбы против цензуры в интернете, была уволена главный редактор «Ленты.ру» Галина Тимченко.

Замена независимой Тимченко, проработавшей в «Ленте» 15 лет, на «прокремлёвского» Алексея Гореславского вызвала яростное обсуждение (и осуждение) в профессиональной медиасреде.79 журналистов «Ленты» подписали письмо в поддержку Тимченко, которое завершается словами: «Беда не в том, что нам негде работать. Беда в том, что вам, кажется, больше нечего читать».

Есть такой мало смешной анекдот эпохи перестройки. Съезд народных депутатов прогнозирует возможные последствия кризиса — вплоть до неурожая, падения цен на нефть, голода и войны. Чем дальше идёт обсуждение, тем более хмурыми становятся народные избранники. И только один делегат съезда оптимистичен и бодро отвечает на любой вопрос: «Мы будем работать, работать и ещё раз работать!». В конце концов даже председательствующий ставит его в пример присутствующим и интересуется: «А вы, товарищ, какую организацию представляете?». «Так ведь профсоюз работников кладбища!» — радостно рапортует оптимист.

В этом месте грустного анекдота как никогда уместно слово «лопата», после которого обычно аудитории рекомендуют смеяться над шуткой.

«Лента» стала пятым российским СМИ, на которое за последнее время было оказано давление. Перед этим ликвидировали государственное, но весьма объективное РИА «Новости», «убив» всех региональных корреспондентов, затем отключили канал «Дождь» от вещания в «кабеле», после поменяли руководство «Эха Москвы», затем передали газету «Аргументы и Факты» правительству Москвы, словно и не было заявления временного президента Медведева о необходимости госструктурам отказываться от «заводов, газет, пароходов» и прочей непрофильной собственности. Не говоря уже о том, что многим до сих памятен «разгром НТВ» в 2001-м. Так что любое рассуждение о «судьбе отечественной журналистики» будет выглядеть на фоне этой печальной картины как оптимизм кладбищенского работника из того советского анекдота.

Галина Тимченко пришла в тогда только созданную «Ленту» в 1999 году. За 15 лет она собрала в издании уникальных профессионалов. Когда читаешь открытое письмо редакции, опубликованное на сайте вчера, ни одна из фамилий не кажется незнакомой. Ни один текст, опубликованный на «Ленте» за последние годы, не вызывал ощущение стыда, как это часто бывает с текстами «Комсомолки», «Газеты.ру», «Коммерсанта». Основатель «Ленты» Антон Носик вчера написал, что прелесть работы в издании Тимченко для журналистов была в том, что «можно было не врать». Необъективность в освещении событий и подборе тем объяснялась личной позицией каждого из членов коллектива редакции «Ленты», но эта необъективность не была незаметна аудитории сайта, которая была с журналистами на одной волне.

Самый посещаемый новостной сайт в Рунете, пятое по популярности интернет-СМИ Европы, два миллиона пользователей ежесуточно, один из самых популярных твиттеров и пабликов в соцсети «Вконтакте», с десяток уникальных для российской журналистики спецпроектов в стиле New York Times — всё это «Лента» эпохи Галины Тимченко. Не говоря уже о личном отношении к журналистам. Саркастическое наименование рубрики в «Фейсбуке» Тимченко, посвящённой жизни редакции «Будни класса коррекции» сочетается с трогательной перепиской с корреспондентами в «Твиттере»: «Бери такси, деньги я сбросила», — писала во всеувидение главный редактор самого популярного интернет-СМИ России спецкору Илье Азару, находящемуся в мятежном Крыму. Тому самому Азару, «диктофону на ножках», которому отказал в интервью сам Навальный, мелькавший на главной странице «Ленты» едва ли не чаще Путина, и увольнение которого было ультиматумом со стороны владельца «Ленты» Александра Мамута. Ультиматум, который Тимченко выполнять не стала. «Это была славная охота», — написала она сегодня утром у себя в «Фейсбуке», поблагодарив коллег за поддержку.

Новый главред «Ленты» Алексей Гореславский известен по своей работе в прокремлёвских СМИ, он никогда не скрывал своего сотрудничества с администрацией президента. Бывший главный редактор интернет-газеты «Взгляд» исправно «мочил» оппозицию, ходил на планёрки в Кремль и приложил руку к чёрному пиару во время последних выборов мэра Москвы. Свою «принципиальную» позицию Гореславский обосновывал так: «Мы работаем не за интерес или идею ради удовлетворения собственного тщеславия, а за деньги в коммерческом предприятии, где устанавливает порядки владелец».

После ухода Тимченко уже раздали советы студентам «сменить профессию», в «Фейсбуке» написали о том, что судьба качественной отечественной журналистки — это эмиграция, а коллективные Киселёв-Соловьёв-Мамонтов-Гореславский заменили Парфёнова-Лошака-Тимченко. Уехать, конечно, можно: хоть в Париж для издания «Русского слова», хоть в Тевриз для выращивания огурцов подальше от газетного творчества. Только как быть с теми двумя миллионами человек, которые ежедневно заходили на «Ленту» за новостями и атмосферой профессионального драйва? После увольнения главного редактора и ухода вслед за ней всего коллектива остаётся аудитория, в глазах и твиттерах которой вопрос: «А что теперь читать?». И если Тимченко и её коллеги не смогут на этот вопрос ответить, грош цена этим их 15 годам в «Ленте». Та самая ситуация, когда просто сохранить лицо — мало.

Есть в этой ситуации один бонус. Это возвращение понятия «репутация»: вряд ли Гореславский плакал в подушку, услышав отзывы о себе со стороны будущих коллег, но свою страницу в соцсети «ВКонтакте», исписанную тэгами #лентаживи, удалил. И это только первый шаг к пониманию, что нельзя оправдывать свои действия «работой» и тем, что «так приказали». Далее последует понимание, что свобода — это возможность назвать открыто м...ка м...ком. «Если вы можете себе позволить это — всё остальное отсюда следует».

И да — «лопата», господа, «лопата».


Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.