Класс

Класс

14 марта 2014 16.35Город

Два в одном флаконе

В качестве примера, которым будут руководствоваться проектировщики при создании омского проекта соединения метро и трамвая, был приведен Волгоградский метротрам.  «Класс» оценил, как это работает у них, и как сможет заработать у нас.
Два в одном флаконе


В качестве примера, которым будут руководствоваться проектировщики при создании омского проекта соединения метро и трамвая, был приведен Волгоградский метротрам. Подобный проект существует и в украинском городе Кривой Рог. «Класс» оценил, как это работает у них, и как сможет заработать у нас.


Город-герой

Волгоградский метротрам сегодня включает 22 станции и связывает север города с центром. Его длина впечатляет — 17, 3 км. Для сравнения, предварительный проект омского метротрама рассчитан на скромные 8,4 км. Но это и понятно, Волгоград почти в полтора раза больше Омска по площади и вообще считается одним из самых протяженных в России — городской массив растянулся вдоль Волги на 65 километров.

Волгоградцы гордятся своим метротрамом и считают его уникальным и единственным в России. Журнал Forbes в 2012 году даже включил Волгоградский метротрам в список самых необычных трамвайных линий, поставив его на четвертое место из двенадцати. Поводом для этого послужила смекалка проектировщиков. У многих вагонов двери присутствовали только с правой стороны, что было неудобно при перемещении под землей, где движение левостороннее. Чтобы решить эту проблему проектировщики придумали поменять туннели местами, при этом не пересекая их – трамваи проходят под землей друг под другом на разных уровнях.

«В то время не существовало трамваев с двусторонним исполнением дверей. При этом строили трамвайную ветку по стандартам метро и станции делали удобные с общей островной платформой. Был применен ход со сменой тоннелей местами, иначе двери бы открывались в путевые стены. Можно было, конечно, сделать все станции с боковой платформой. Но выглядит это убого, а строить старались помпезно, с расчетом на будущее», — рассказал «Классу» волгоградский диггер и администратор паблика метротрама во «Вконтакте» Влад Ионов.

схема

Чаще всего метро с трамваем приходится соединять из-за недостатка финансирования. Однако в Волгограде трамвайную линию изначально строили по всем метростандартам, чтобы в дальнейшем объединить надземные и подземные станции. Подземный трамвай был выходом для протяженного в длину города, в котором для получения финансирования на метро было не достаточно жителей (метро полагалось только городам-миллионникам, а в Волгограде на тот момент было всего 800 тыс. жителей). В 1976 году городские власти приняли решение продлить трамвайный маршрут с севера города в центр. При этом три центральных станции проложили под землей, чтобы разгрузить город от пробок. За восемь лет первая очередь скоростного трамвая была достроена. Она включала 16 станций, три из которых находились под землей. Городской трамвай, доезжая до центра, нырял под землю, где трамвайная ветка превращалась в метро, а затем снова выезжал на поверхность.

профсоюзная

После открытия метротрама город задышал. Если раньше путь от центра города до северных окраин мог занимать несколько часов, то теперь оказалось достаточно всего получаса. Местные жители и сейчас признают преимущества такого легкорельсового транспорта. «Наш трамвай можно смело назвать скоростным из-за времени проезда из центра на север города. Если ехать в часы пик, то на трамвае 17 км я проеду за 30-35 минут, а на наземном транспорте — потрачу не менее 2 часов», — рассказывает Ионов. По словам Влада, трамвай развивает под землей скорость до 45 км\час, а на поверхности — в районе 35 км\ч.

Новая трамвайная ветка быстро стала городской достопримечательностью. А ее удобство и востребованность у горожан побудили власти начать строительство второй ветки в начале 90-х годов. Но Советский союз распался, а затем начался финансовый кризис, и денег на развитие прогрессивного транспорта в Волгограде не стало ни у местных, ни у федеральных властей. К долгострою вернулись лишь спустя 30 лет в 2004 году, а завершить строительство второй очереди трамвая удалось лишь к 2011 году.

ельшанка

Новая ветка стала полностью подземной и включила в себя три станции, которые оборудованы так же, как станции метро. Однако, хотя все остановки метротрамвая и расположены на одной линии, прямого маршрута от одного конца ветки до другого пока почему-то не предусмотрено. Новые подземные станции выполнены из светлого камня и напоминают творения советских архитекторов — такие же помпезные, масштабные, с колоннами и мраморной отделкой. Каждую станцию постарались построить со своей изюминкой. На «ТЮЗе» можно увидеть огромные яркие люстры и необычное оформление лестниц, на Профсоюзной — колонны в стиле сталинского ампира, а «Ельшанка» отличается резными барельефами на пунктах прибытия трамваев.

Из советского прошлого

Почти одновременно с волгоградским метротрамом началось строительство аналогичной транспортной системы в украинском Кривом Роге. Тогда на реализацию проекта были брошены силы сразу нескольких предприятий СССР, а люди из других городов приезжали в качестве рабочей силы, как в свое время на БАМ. Длина трамвайного маршрута в этом городе еще больше, чем в Волгограде — 18,7 км. Ветка включает в себя 15 станций с четырьмя подземными. После открытия первого пускового участка трамвая в 1986 году были построены также вторая и третья очереди метротрама. При этом в 2012 году скоростной легкорельсовый транспорт был пущен по линии городского трамвая, что позволило увеличить длину ветки на еще четыре станции.

кривой рог

При этом строительство новой ветки трамвая в Кривом Роге не обошлось без казусов. Во-первых, 20 метров рельс стоили городской казне почти 9 млн рублей, что, мягко говоря, дороговато. При этом о перекрытии станций и отрезков маршрутов людей либо вообще забывали предупреждать, либо делали это слишком поздно. А в день торжественного открытия новой ветки трамвая у некоторых вагонов ломались токоприемники, многовагонные составы не могли нормально разворачиваться и их приходилось разъединять. В общем, «праздничного» запуска новой ветки трамвая жители Кривого Рога не почувствовали.

Омские перспективы

По словам министра развития транспортного комплекса Олега Илюшина, на территории Омска вполне можно реализовать проект метротрама, подобный волгоградскому. Для этого власти планируют закупить двадцать новых трамваев, а также пустить по трамвайной ветке и некоторые привычные нам трамваи.

«Я сам прокатился на волгоградском метротраме и остался доволен. Все реализованные там схемы можно воплотить и у нас, это вполне реально», — рассказал Илюшин журналистам. Однако в данный момент проекта омского метротрама еще нет. Есть только примерная схема, которую Илюшин представил на суд общественности 13 марта. Она включает восемь станций, три из которых будут располагаться под землей. А общая протяженность пускового участка согласно этой схеме должна составить 8,4 км.

Хочется верить, что подобных криворожским «косяков» не произойдет и в Омске, где все часто идет не по плану. Уже сейчас Омское министерство развития транспортного комплекса представило свои схематические наработки, не дождавшись результатов работы московского агентства «Городские проекты». В рамках заключенного с агентством соглашения над проектом омского метротрама работали лучшие эксперты по транспорту со всего мира, чтобы выдать максимально профессиональный проект. Однако, недотерпев до запланированной на конец марта презентации с участием известного урбаниста Вукана Вучика, министерство начало параллельную работу, результаты которой Илюшин и показал журналистам на пресс-конференции 13 марта. Московские специалисты обиделись и теперь совсем не факт, что они вместе с Вучиком приедут в Омск. Что ж, главное, чтобы эта история не превратилась в фарс также стремительно, как это произошло с набившей оскомину Омской крепостью.


Добавить комментарий
#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

В новой рубрике гости «Нового Омска» узнали, куда можно поехать из Омска в этом сезоне, и поделились впечатлениями от своих лучших поездок.

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.