Класс

Класс

14 марта 2014 16.35Город

Два в одном флаконе

В качестве примера, которым будут руководствоваться проектировщики при создании омского проекта соединения метро и трамвая, был приведен Волгоградский метротрам.  «Класс» оценил, как это работает у них, и как сможет заработать у нас.
Два в одном флаконе


В качестве примера, которым будут руководствоваться проектировщики при создании омского проекта соединения метро и трамвая, был приведен Волгоградский метротрам. Подобный проект существует и в украинском городе Кривой Рог. «Класс» оценил, как это работает у них, и как сможет заработать у нас.


Город-герой

Волгоградский метротрам сегодня включает 22 станции и связывает север города с центром. Его длина впечатляет — 17, 3 км. Для сравнения, предварительный проект омского метротрама рассчитан на скромные 8,4 км. Но это и понятно, Волгоград почти в полтора раза больше Омска по площади и вообще считается одним из самых протяженных в России — городской массив растянулся вдоль Волги на 65 километров.

Волгоградцы гордятся своим метротрамом и считают его уникальным и единственным в России. Журнал Forbes в 2012 году даже включил Волгоградский метротрам в список самых необычных трамвайных линий, поставив его на четвертое место из двенадцати. Поводом для этого послужила смекалка проектировщиков. У многих вагонов двери присутствовали только с правой стороны, что было неудобно при перемещении под землей, где движение левостороннее. Чтобы решить эту проблему проектировщики придумали поменять туннели местами, при этом не пересекая их – трамваи проходят под землей друг под другом на разных уровнях.

«В то время не существовало трамваев с двусторонним исполнением дверей. При этом строили трамвайную ветку по стандартам метро и станции делали удобные с общей островной платформой. Был применен ход со сменой тоннелей местами, иначе двери бы открывались в путевые стены. Можно было, конечно, сделать все станции с боковой платформой. Но выглядит это убого, а строить старались помпезно, с расчетом на будущее», — рассказал «Классу» волгоградский диггер и администратор паблика метротрама во «Вконтакте» Влад Ионов.

схема

Чаще всего метро с трамваем приходится соединять из-за недостатка финансирования. Однако в Волгограде трамвайную линию изначально строили по всем метростандартам, чтобы в дальнейшем объединить надземные и подземные станции. Подземный трамвай был выходом для протяженного в длину города, в котором для получения финансирования на метро было не достаточно жителей (метро полагалось только городам-миллионникам, а в Волгограде на тот момент было всего 800 тыс. жителей). В 1976 году городские власти приняли решение продлить трамвайный маршрут с севера города в центр. При этом три центральных станции проложили под землей, чтобы разгрузить город от пробок. За восемь лет первая очередь скоростного трамвая была достроена. Она включала 16 станций, три из которых находились под землей. Городской трамвай, доезжая до центра, нырял под землю, где трамвайная ветка превращалась в метро, а затем снова выезжал на поверхность.

профсоюзная

После открытия метротрама город задышал. Если раньше путь от центра города до северных окраин мог занимать несколько часов, то теперь оказалось достаточно всего получаса. Местные жители и сейчас признают преимущества такого легкорельсового транспорта. «Наш трамвай можно смело назвать скоростным из-за времени проезда из центра на север города. Если ехать в часы пик, то на трамвае 17 км я проеду за 30-35 минут, а на наземном транспорте — потрачу не менее 2 часов», — рассказывает Ионов. По словам Влада, трамвай развивает под землей скорость до 45 км\час, а на поверхности — в районе 35 км\ч.

Новая трамвайная ветка быстро стала городской достопримечательностью. А ее удобство и востребованность у горожан побудили власти начать строительство второй ветки в начале 90-х годов. Но Советский союз распался, а затем начался финансовый кризис, и денег на развитие прогрессивного транспорта в Волгограде не стало ни у местных, ни у федеральных властей. К долгострою вернулись лишь спустя 30 лет в 2004 году, а завершить строительство второй очереди трамвая удалось лишь к 2011 году.

ельшанка

Новая ветка стала полностью подземной и включила в себя три станции, которые оборудованы так же, как станции метро. Однако, хотя все остановки метротрамвая и расположены на одной линии, прямого маршрута от одного конца ветки до другого пока почему-то не предусмотрено. Новые подземные станции выполнены из светлого камня и напоминают творения советских архитекторов — такие же помпезные, масштабные, с колоннами и мраморной отделкой. Каждую станцию постарались построить со своей изюминкой. На «ТЮЗе» можно увидеть огромные яркие люстры и необычное оформление лестниц, на Профсоюзной — колонны в стиле сталинского ампира, а «Ельшанка» отличается резными барельефами на пунктах прибытия трамваев.

Из советского прошлого

Почти одновременно с волгоградским метротрамом началось строительство аналогичной транспортной системы в украинском Кривом Роге. Тогда на реализацию проекта были брошены силы сразу нескольких предприятий СССР, а люди из других городов приезжали в качестве рабочей силы, как в свое время на БАМ. Длина трамвайного маршрута в этом городе еще больше, чем в Волгограде — 18,7 км. Ветка включает в себя 15 станций с четырьмя подземными. После открытия первого пускового участка трамвая в 1986 году были построены также вторая и третья очереди метротрама. При этом в 2012 году скоростной легкорельсовый транспорт был пущен по линии городского трамвая, что позволило увеличить длину ветки на еще четыре станции.

кривой рог

При этом строительство новой ветки трамвая в Кривом Роге не обошлось без казусов. Во-первых, 20 метров рельс стоили городской казне почти 9 млн рублей, что, мягко говоря, дороговато. При этом о перекрытии станций и отрезков маршрутов людей либо вообще забывали предупреждать, либо делали это слишком поздно. А в день торжественного открытия новой ветки трамвая у некоторых вагонов ломались токоприемники, многовагонные составы не могли нормально разворачиваться и их приходилось разъединять. В общем, «праздничного» запуска новой ветки трамвая жители Кривого Рога не почувствовали.

Омские перспективы

По словам министра развития транспортного комплекса Олега Илюшина, на территории Омска вполне можно реализовать проект метротрама, подобный волгоградскому. Для этого власти планируют закупить двадцать новых трамваев, а также пустить по трамвайной ветке и некоторые привычные нам трамваи.

«Я сам прокатился на волгоградском метротраме и остался доволен. Все реализованные там схемы можно воплотить и у нас, это вполне реально», — рассказал Илюшин журналистам. Однако в данный момент проекта омского метротрама еще нет. Есть только примерная схема, которую Илюшин представил на суд общественности 13 марта. Она включает восемь станций, три из которых будут располагаться под землей. А общая протяженность пускового участка согласно этой схеме должна составить 8,4 км.

Хочется верить, что подобных криворожским «косяков» не произойдет и в Омске, где все часто идет не по плану. Уже сейчас Омское министерство развития транспортного комплекса представило свои схематические наработки, не дождавшись результатов работы московского агентства «Городские проекты». В рамках заключенного с агентством соглашения над проектом омского метротрама работали лучшие эксперты по транспорту со всего мира, чтобы выдать максимально профессиональный проект. Однако, недотерпев до запланированной на конец марта презентации с участием известного урбаниста Вукана Вучика, министерство начало параллельную работу, результаты которой Илюшин и показал журналистам на пресс-конференции 13 марта. Московские специалисты обиделись и теперь совсем не факт, что они вместе с Вучиком приедут в Омск. Что ж, главное, чтобы эта история не превратилась в фарс также стремительно, как это произошло с набившей оскомину Омской крепостью.


Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.