Класс

Класс

10 апреля 2014 10.36Культура

Эйфелева башня на усике комара

7 апреля 2014 года в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина прошла творческая встреча «Двое в городе: Анатолий и Станислав Коненко». Как оказалось, это была встреча с двумя «супергероями», которые создали книгу-невидимку, сваляли валенки для дюймовочки и даже провели целый караван верблюдов через угольное ушко… вместе с погонщиком, его семьёй и маленькой пальмой.
Эйфелева башня на усике комара


7 апреля 2014 года в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина прошла творческая встреча «Двое в городе: Анатолий и Станислав Коненко». Как оказалось, это была встреча с двумя «супергероями», которые создали книгу-невидимку, сваляли валенки для дюймовочки и даже провели целый караван верблюдов через угольное ушко… вместе с погонщиком, его семьёй и маленькой пальмой.

Сибирский Левша
Первого «супергероя», который имеет способность уменьшать всё, что видит, с помощью рук, фантазии и микроскопа, зовут Анатолий Коненко или Сибирский Левша. Он окончил строительный техникум, худграф пединститута им. М. Горького. Позже преподавал и писал картины, в основном посвящённые Омску. И вдруг в 1981 году стал микроминиатюристом, причём первым в Сибири. «Однажды я был на "Флоре". Гуляя по выставке цветов, решил зайти в музей им. Достоевского. Там у меня возникло непреодолимое желание, чтобы экспонатов, связанных непосредственно с пребыванием Фёдора Михайловича в нашем городе, стало куда больше. Я тут же направился к директору и сказал ему, "мне кажется в вашей экспозиции чего-то не хватает". Директор ответил, "раз такой умный, помоги, сделай что-нибудь, может, что-то и появится". И я сделал. Макеты зданий, которые вы можете видеть сейчас в музее», — рассказывает Анатолий.

Постепенно мастером стали интересоваться, кто он и откуда. Коненко уже тогда увлекался миниатюрами, делал их для души. Его попросили продемонстрировать свои способности — так появились знаменитые мини-портреты Ф. М. Достоевского в вишнёвой косточке, потом — мини-портрет писателя на пластине из бивня мамонта. Плюс самое маленькое издание «Белых ночей» (30X32 мм) писателя.

konenko111

Желающие рассматривать и изучать подобные чудеса нашлись быстро, удивительными книжными изданиями заинтересовались коллекционеры, затем у Анатолия появилась своя большая экспозиция в музее им. Ф. М. Достоевского. Наш Сибирский Левша стал известен сначала в Омске, затем в России, а позже и в мире.

Сын Сибирского Левши
Второго «супергероя» зовут Станислав Коненко — сын Анатолия, микроминиатюрист, художник. Обнаружил свои способности в 16 лет, когда по просьбе отца уменьшил до пары сантиметров детские книги «Мойдодыр» и «Муха-Цокотуха». Сейчас он полноправный партнёр отца, преподаёт в ОмГТУ. К слову, свою кандидатскую диссертацию он тоже уменьшил до 36X46 мм, чем привёл в восторг всю диссертационную комиссию. 

wGx3viCSmjs

konenko111.jpg2

Также Станислав сейчас главный редактор Книги рекордов Омской области, и под его руководством пишется Книга рекордов России (да-да, книга рекордов России фиксируется в Омске, а не в Москве).

Совместно с отцом Станислав работает дизайнером в книжном издательстве «Сибирский Левша», которое выпускает миниатюрные книги Шекспира, Пушкина, Кутилова и других.

В 1996 году в издательстве «Левша» вышла самая маленькая книга «Хамелеон» Чехова размером 0,9X0,9 мм, её занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

konenko111.jpg3

Сверхспособности и подвиги
Поскольку мы живём в реальном мире, то понимаем, что для того, чтобы создавать микроминиатюры, помимо супертерпения и суперточности, нужны ещё специальные инструменты с приборами. Причём все инструменты нужно делать самому, поскольку они нигде не продаются. Создание микроминиатюр — это не традиционное искусство, ему нигде не обучают. Поэтому нашему Сибирскому Левше пришлось дополнительно окончить Омский институт технического творчества и патентоведения.

«Я изобрёл многие инструменты для хирургии, в том числе для нашей глазной больницы. Для своих работ тоже создаю все инструменты вручную, вплоть до кисточек, которыми затем рисую картины. Волосок к волоску», — показывает картину Анатолий. 

Tb0 NOCFkCE

На сегодня экспозиции работ Коненко выставляются во многих странах мира. И это не только мини-книги, портреты и рисунки, мастер создаёт целые художественные инсталляции, где жуки, стрекозы и другие насекомые читают газеты, играют на музыкальных инструментах, смотрят телевизор, встречают гостей в диковинных нарядах и ювелирных украшениях.



Насекомые, по признанию мастера, используется для размерности. На ком посмотреть микроколье, как не на бабочке. К тому же это звучит: Эйфелева башня на усике комара — реальное произведение (башня высотой 3.2 мм и комар хранится в музеи во Франции). 

7d arNjV- 0

Кроме этого, мастера порой демонстрируют нам самые обыденные предметы в нереальных ситуациях. Крохотное пасхальное яйцо на кончике человеческого волоса, валенки размером меньше миллиметра, караван верблюдов, проходящий через угольное ушко. В голову мастерам приходят самые безумные идеи, способы для реализации которых, тем не менее, всегда находятся.

«Сидели у аквариума и решили сделать самый маленький дом для рыбок, — рассказывает Анатолий. — Нашли информацию об аквариуме, помещающемся на ладони, и просто решили сделать такой же только в 10 раз меньше. Сделать то вроде несложно, но ведь и рыбки нужны, а то получится просто стеклянная коробка с водой. Выяснилось, что рыбки нужного размера живут только в Азии. Вроде вот оно! Проблема решена, но привезти их живьём в Россию нельзя, через таможню не пропустят… Но зато можно провести икру. И нам её провезли, предупредив, в другой стране вероятность того, что мальки вылупятся, минимальна. Но мы следовали инструкции и рыбки появились на свет. Очень маленькие — 0,5 мм, пришлось ещё ждать, чтобы они подросли».



Последняя же знаменитая работа наших героев — действующий олимпийский факел в миниатюре. Мастера несколько месяцев продумывали технологию, чтобы он горел. По технологии большой факел горит 8 минут, а четырёхсантиметровый факел Коненко — 1,5 минуты.

Главное фото: Вадим Харламов

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.