Класс

Класс

18 апреля 2014 16.07Культура

Лабораторные опыты: анализ реакции

15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.
Лабораторные опыты: анализ реакции


15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.

Подобное мероприятие проходило в Омском Тюзе последний раз в 1992 году, поэтому Лабораторию молодой режиссуры можно смело назвать новинкой в развитии культурной жизни нашего города. В течение трех дней режиссер готовит эскиз, «черновик» той пьесы, которую хотел бы поставить на сцене. Его задача - максимально ясно выразить свою идею и показать ее форму выражения. В обсуждении плюсов и минусов результата его работы участвуют не только критики, но и зрители. Необходимость такого общения лучше всего выражают слова куратора лаборатории Олега Семеновича Лоевского, театрального критика российского масштаба и инициатора лабораторного движения в нашей стране:

- Сейчас театр посещают в основном два сегмента зрителей: это молодые девушки и женщины после первого развода. И режиссеры ориентируются именно на этого зрителя, ставя пустые комедии или скучную классику. Таким образом, на сегодня у нас нет ориентации на молодого современного зрителя. Во-первых, потому что его сложнее привлечь, а во-вторых, что зачастую театру нечего ему сказать. Лаборатория молодой режиссуры – это некая разведка, попытка понять, что будет востребовано зрителем и как эту потребность воплотить в действительность.

Пионерами этой «разведки» в нашем городе стал ТЮЗ. Лаборатория – это не только поиск нового театрального языка и прогноз реакции аудитории. Пожалуй, основная ее задача – привлечение в театр талантливых режиссеров, готовых работать на детскую и юношескую аудиторию.

- С этим у нас сейчас большая проблема, - рассказывает художественный руководитель ТЮЗа, обладатель «Золотой маски» Владимир Золотарь. - Как правило, молодой режиссер, носитель сегодняшнего драйва, сегодняшнего ощущения жизни, не очень охотно идет в детский театр. А если идет, то с мыслью: «Я поставлю детский спектакль, за это худрук или режиссер пригласит меня наконец-то на что-то более серьезное». Однако дети, особенно подростки, - это сложная категория зрителей, где нужно подходить к отбору материала очень серьезно. Именно для этого мы и организовали «Внеклассные чтения».

Название «Внеклассные чтения» отражает инновационную суть лаборатории: пьесы, предложенные зрителю, ничем не напоминают стандартную школьную программу, привычную для ТЮЗа. Судите сами: волшебная сказка с недетским смыслом, пьеса о геноциде, юмористическая эпопея борьбы американского школьника с Шекспиром и жесткая панк-история.

Лаборатория – это в первую очередь диалог: диалог с критиками и диалог со зрителями. За два дня зал ТЮЗа собрал более трехсот зрителей, причем тех, которых обычно в театр не «загонишь»: на просмотр и обсуждение эскизов пришло очень много школьников и студентов. Показ открыл эскиз режиссера Натальи Шумилкиной (Санкт-Петербург) по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой». Это сказка об уставшем от жизни бессмертном фениксе Феликсе и бездомной кошечке Тосе, которая мечтает стать настоящей поп-звездой. Забегая вперед, хочется отметить, что эта пьеса больше всех была приближена к привычному формату ТЮЗа, но при этом имела достаточно глубокий для детской сказки подтекст.
fenix

Больше споров на обсуждении вызвал второй эскиз: работа Константина Стрельникова. Он представил на суд свою интерпретацию пьесы польского драматурга Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Изменив концепцию, Стрельников вплетает в и так острополитическую пьесу о геноциде проблемы современной России. Однако своего апогея споры достигли на обсуждении эскиза Андрея Карионова с пометкой «18+»: брутальной истории от бывшего панка Юрия Клавдиева «Собиратель пуль». Подобная постановка была непривычна для сцены ТЮЗа не столько из-за использования ненормативной лексики, сколько из-за проблематики пьесы.

sobiratel

И завершились «Внеклассные чтения» легким, излучающим свет и радость отрывком из «Битвы по средам» американского драматурга Гэри Шмидта. Режиссер Олег Молитвин представил сокращенный вариант этой масштабной пьесы о простом американском школьнике и роковой роли Шекспира в его судьбе.

Все эти пьесы объединяло много положительных качеств: содержательность, направленность на подростковую аудиторию и молодежь, поиск нового театрального языка, способного «достучаться» до этой аудитории. Но только одна из них будет удостоена «главного приза» - постановки на сцене нашего Театра юного зрителя. После каждого просмотра зрителям предлагалось проголосовать: убрать пьесу, доработать или оставить, как есть, для постановки. Также зрители, наряду с театральными критиками, принимали участие в обсуждениях. Особенно порадовало, что на протяжении всех «чтений» активно дискутировала молодежь.

По результатам голосования «выиграл» эскиз Олега Молитвина «Битвы по средам».

- Я смотрела этот эскиз на одном дыхании, - делится впечатлениями член Тюз-клуба 19-летняя Яна Волошина. У нее очень интересный сюжет и легкий язык. Если говорить о языке, то для меня такие пьесы, как «Собиратель пуль», неприемлемы: театральный язык должен быть в первую очередь литературным. Жестокости и грубости нам хватает и в жизни.
12345

Выбор пьесы для постановки еще в процессе обсуждения. И далеко не факт, что мнение «жюри» совпадет со зрительским. Например, видение петербуржского театрального критика, лауреата Театральной премии им. В. И. Стржельчика Жанны Зарецкой расходится со взглядами зала.

- На сцене нужно выстраивать мироздание, а для этого нужен опыт. Андрей Корионов показал это более четко в своем «Собирателе пуль», чем остальные. Бесспорно, Олег Молитвин умеет держать внимание зрителя, «собирать картинку», но создаст ли он Вселенную в «Битвах по средам» - это вопрос. Он продемонстрировал скорее прием, нежели эскиз. Однако в любом случае, опыт омской лаборатории – это очень хорошее конструктивное начало для дальнейшей большой работы.

obsujdenie

И дальнейшая работа обязательно будет. По словам Золотаря, детский театр обязан быть постоянно развивающимся театром-лабораторией, чтобы не спускаться до уровня приевшегося детского утренника с пришедшей добровольно-принудительно толпой школьников. В планах ТЮЗа продолжить идею «Внеклассных чтений» в фестивале, который должен состояться ориентировочно в апреле 2015 года. Он охватит все формы возможной работы с юным зрителем от подростков до самых маленьких.

В завершение хочется выразить благодарность всем волонтерам Тюз-клуба и его руководителю Серафиме Орловой. Тюз-клуб – это еще одна омская молодежная площадка, контактирующая со зрителем и формирующая его. И на протяжении «Внеклассных чтений» все члены клуба активно участвовали в привлечении зрителей, размещении информации и диалоге во время обсуждений эскизов.

Добавить комментарий
Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.