Класс

Класс

18 апреля 2014 16.07Культура

Лабораторные опыты: анализ реакции

15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.
Лабораторные опыты: анализ реакции


15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.

Подобное мероприятие проходило в Омском Тюзе последний раз в 1992 году, поэтому Лабораторию молодой режиссуры можно смело назвать новинкой в развитии культурной жизни нашего города. В течение трех дней режиссер готовит эскиз, «черновик» той пьесы, которую хотел бы поставить на сцене. Его задача - максимально ясно выразить свою идею и показать ее форму выражения. В обсуждении плюсов и минусов результата его работы участвуют не только критики, но и зрители. Необходимость такого общения лучше всего выражают слова куратора лаборатории Олега Семеновича Лоевского, театрального критика российского масштаба и инициатора лабораторного движения в нашей стране:

- Сейчас театр посещают в основном два сегмента зрителей: это молодые девушки и женщины после первого развода. И режиссеры ориентируются именно на этого зрителя, ставя пустые комедии или скучную классику. Таким образом, на сегодня у нас нет ориентации на молодого современного зрителя. Во-первых, потому что его сложнее привлечь, а во-вторых, что зачастую театру нечего ему сказать. Лаборатория молодой режиссуры – это некая разведка, попытка понять, что будет востребовано зрителем и как эту потребность воплотить в действительность.

Пионерами этой «разведки» в нашем городе стал ТЮЗ. Лаборатория – это не только поиск нового театрального языка и прогноз реакции аудитории. Пожалуй, основная ее задача – привлечение в театр талантливых режиссеров, готовых работать на детскую и юношескую аудиторию.

- С этим у нас сейчас большая проблема, - рассказывает художественный руководитель ТЮЗа, обладатель «Золотой маски» Владимир Золотарь. - Как правило, молодой режиссер, носитель сегодняшнего драйва, сегодняшнего ощущения жизни, не очень охотно идет в детский театр. А если идет, то с мыслью: «Я поставлю детский спектакль, за это худрук или режиссер пригласит меня наконец-то на что-то более серьезное». Однако дети, особенно подростки, - это сложная категория зрителей, где нужно подходить к отбору материала очень серьезно. Именно для этого мы и организовали «Внеклассные чтения».

Название «Внеклассные чтения» отражает инновационную суть лаборатории: пьесы, предложенные зрителю, ничем не напоминают стандартную школьную программу, привычную для ТЮЗа. Судите сами: волшебная сказка с недетским смыслом, пьеса о геноциде, юмористическая эпопея борьбы американского школьника с Шекспиром и жесткая панк-история.

Лаборатория – это в первую очередь диалог: диалог с критиками и диалог со зрителями. За два дня зал ТЮЗа собрал более трехсот зрителей, причем тех, которых обычно в театр не «загонишь»: на просмотр и обсуждение эскизов пришло очень много школьников и студентов. Показ открыл эскиз режиссера Натальи Шумилкиной (Санкт-Петербург) по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой». Это сказка об уставшем от жизни бессмертном фениксе Феликсе и бездомной кошечке Тосе, которая мечтает стать настоящей поп-звездой. Забегая вперед, хочется отметить, что эта пьеса больше всех была приближена к привычному формату ТЮЗа, но при этом имела достаточно глубокий для детской сказки подтекст.
fenix

Больше споров на обсуждении вызвал второй эскиз: работа Константина Стрельникова. Он представил на суд свою интерпретацию пьесы польского драматурга Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Изменив концепцию, Стрельников вплетает в и так острополитическую пьесу о геноциде проблемы современной России. Однако своего апогея споры достигли на обсуждении эскиза Андрея Карионова с пометкой «18+»: брутальной истории от бывшего панка Юрия Клавдиева «Собиратель пуль». Подобная постановка была непривычна для сцены ТЮЗа не столько из-за использования ненормативной лексики, сколько из-за проблематики пьесы.

sobiratel

И завершились «Внеклассные чтения» легким, излучающим свет и радость отрывком из «Битвы по средам» американского драматурга Гэри Шмидта. Режиссер Олег Молитвин представил сокращенный вариант этой масштабной пьесы о простом американском школьнике и роковой роли Шекспира в его судьбе.

Все эти пьесы объединяло много положительных качеств: содержательность, направленность на подростковую аудиторию и молодежь, поиск нового театрального языка, способного «достучаться» до этой аудитории. Но только одна из них будет удостоена «главного приза» - постановки на сцене нашего Театра юного зрителя. После каждого просмотра зрителям предлагалось проголосовать: убрать пьесу, доработать или оставить, как есть, для постановки. Также зрители, наряду с театральными критиками, принимали участие в обсуждениях. Особенно порадовало, что на протяжении всех «чтений» активно дискутировала молодежь.

По результатам голосования «выиграл» эскиз Олега Молитвина «Битвы по средам».

- Я смотрела этот эскиз на одном дыхании, - делится впечатлениями член Тюз-клуба 19-летняя Яна Волошина. У нее очень интересный сюжет и легкий язык. Если говорить о языке, то для меня такие пьесы, как «Собиратель пуль», неприемлемы: театральный язык должен быть в первую очередь литературным. Жестокости и грубости нам хватает и в жизни.
12345

Выбор пьесы для постановки еще в процессе обсуждения. И далеко не факт, что мнение «жюри» совпадет со зрительским. Например, видение петербуржского театрального критика, лауреата Театральной премии им. В. И. Стржельчика Жанны Зарецкой расходится со взглядами зала.

- На сцене нужно выстраивать мироздание, а для этого нужен опыт. Андрей Корионов показал это более четко в своем «Собирателе пуль», чем остальные. Бесспорно, Олег Молитвин умеет держать внимание зрителя, «собирать картинку», но создаст ли он Вселенную в «Битвах по средам» - это вопрос. Он продемонстрировал скорее прием, нежели эскиз. Однако в любом случае, опыт омской лаборатории – это очень хорошее конструктивное начало для дальнейшей большой работы.

obsujdenie

И дальнейшая работа обязательно будет. По словам Золотаря, детский театр обязан быть постоянно развивающимся театром-лабораторией, чтобы не спускаться до уровня приевшегося детского утренника с пришедшей добровольно-принудительно толпой школьников. В планах ТЮЗа продолжить идею «Внеклассных чтений» в фестивале, который должен состояться ориентировочно в апреле 2015 года. Он охватит все формы возможной работы с юным зрителем от подростков до самых маленьких.

В завершение хочется выразить благодарность всем волонтерам Тюз-клуба и его руководителю Серафиме Орловой. Тюз-клуб – это еще одна омская молодежная площадка, контактирующая со зрителем и формирующая его. И на протяжении «Внеклассных чтений» все члены клуба активно участвовали в привлечении зрителей, размещении информации и диалоге во время обсуждений эскизов.

Добавить комментарий
Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.