Класс

Класс

18 апреля 2014 16.07Культура

Лабораторные опыты: анализ реакции

15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.
Лабораторные опыты: анализ реакции


15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.

Подобное мероприятие проходило в Омском Тюзе последний раз в 1992 году, поэтому Лабораторию молодой режиссуры можно смело назвать новинкой в развитии культурной жизни нашего города. В течение трех дней режиссер готовит эскиз, «черновик» той пьесы, которую хотел бы поставить на сцене. Его задача - максимально ясно выразить свою идею и показать ее форму выражения. В обсуждении плюсов и минусов результата его работы участвуют не только критики, но и зрители. Необходимость такого общения лучше всего выражают слова куратора лаборатории Олега Семеновича Лоевского, театрального критика российского масштаба и инициатора лабораторного движения в нашей стране:

- Сейчас театр посещают в основном два сегмента зрителей: это молодые девушки и женщины после первого развода. И режиссеры ориентируются именно на этого зрителя, ставя пустые комедии или скучную классику. Таким образом, на сегодня у нас нет ориентации на молодого современного зрителя. Во-первых, потому что его сложнее привлечь, а во-вторых, что зачастую театру нечего ему сказать. Лаборатория молодой режиссуры – это некая разведка, попытка понять, что будет востребовано зрителем и как эту потребность воплотить в действительность.

Пионерами этой «разведки» в нашем городе стал ТЮЗ. Лаборатория – это не только поиск нового театрального языка и прогноз реакции аудитории. Пожалуй, основная ее задача – привлечение в театр талантливых режиссеров, готовых работать на детскую и юношескую аудиторию.

- С этим у нас сейчас большая проблема, - рассказывает художественный руководитель ТЮЗа, обладатель «Золотой маски» Владимир Золотарь. - Как правило, молодой режиссер, носитель сегодняшнего драйва, сегодняшнего ощущения жизни, не очень охотно идет в детский театр. А если идет, то с мыслью: «Я поставлю детский спектакль, за это худрук или режиссер пригласит меня наконец-то на что-то более серьезное». Однако дети, особенно подростки, - это сложная категория зрителей, где нужно подходить к отбору материала очень серьезно. Именно для этого мы и организовали «Внеклассные чтения».

Название «Внеклассные чтения» отражает инновационную суть лаборатории: пьесы, предложенные зрителю, ничем не напоминают стандартную школьную программу, привычную для ТЮЗа. Судите сами: волшебная сказка с недетским смыслом, пьеса о геноциде, юмористическая эпопея борьбы американского школьника с Шекспиром и жесткая панк-история.

Лаборатория – это в первую очередь диалог: диалог с критиками и диалог со зрителями. За два дня зал ТЮЗа собрал более трехсот зрителей, причем тех, которых обычно в театр не «загонишь»: на просмотр и обсуждение эскизов пришло очень много школьников и студентов. Показ открыл эскиз режиссера Натальи Шумилкиной (Санкт-Петербург) по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой». Это сказка об уставшем от жизни бессмертном фениксе Феликсе и бездомной кошечке Тосе, которая мечтает стать настоящей поп-звездой. Забегая вперед, хочется отметить, что эта пьеса больше всех была приближена к привычному формату ТЮЗа, но при этом имела достаточно глубокий для детской сказки подтекст.
fenix

Больше споров на обсуждении вызвал второй эскиз: работа Константина Стрельникова. Он представил на суд свою интерпретацию пьесы польского драматурга Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Изменив концепцию, Стрельников вплетает в и так острополитическую пьесу о геноциде проблемы современной России. Однако своего апогея споры достигли на обсуждении эскиза Андрея Карионова с пометкой «18+»: брутальной истории от бывшего панка Юрия Клавдиева «Собиратель пуль». Подобная постановка была непривычна для сцены ТЮЗа не столько из-за использования ненормативной лексики, сколько из-за проблематики пьесы.

sobiratel

И завершились «Внеклассные чтения» легким, излучающим свет и радость отрывком из «Битвы по средам» американского драматурга Гэри Шмидта. Режиссер Олег Молитвин представил сокращенный вариант этой масштабной пьесы о простом американском школьнике и роковой роли Шекспира в его судьбе.

Все эти пьесы объединяло много положительных качеств: содержательность, направленность на подростковую аудиторию и молодежь, поиск нового театрального языка, способного «достучаться» до этой аудитории. Но только одна из них будет удостоена «главного приза» - постановки на сцене нашего Театра юного зрителя. После каждого просмотра зрителям предлагалось проголосовать: убрать пьесу, доработать или оставить, как есть, для постановки. Также зрители, наряду с театральными критиками, принимали участие в обсуждениях. Особенно порадовало, что на протяжении всех «чтений» активно дискутировала молодежь.

По результатам голосования «выиграл» эскиз Олега Молитвина «Битвы по средам».

- Я смотрела этот эскиз на одном дыхании, - делится впечатлениями член Тюз-клуба 19-летняя Яна Волошина. У нее очень интересный сюжет и легкий язык. Если говорить о языке, то для меня такие пьесы, как «Собиратель пуль», неприемлемы: театральный язык должен быть в первую очередь литературным. Жестокости и грубости нам хватает и в жизни.
12345

Выбор пьесы для постановки еще в процессе обсуждения. И далеко не факт, что мнение «жюри» совпадет со зрительским. Например, видение петербуржского театрального критика, лауреата Театральной премии им. В. И. Стржельчика Жанны Зарецкой расходится со взглядами зала.

- На сцене нужно выстраивать мироздание, а для этого нужен опыт. Андрей Корионов показал это более четко в своем «Собирателе пуль», чем остальные. Бесспорно, Олег Молитвин умеет держать внимание зрителя, «собирать картинку», но создаст ли он Вселенную в «Битвах по средам» - это вопрос. Он продемонстрировал скорее прием, нежели эскиз. Однако в любом случае, опыт омской лаборатории – это очень хорошее конструктивное начало для дальнейшей большой работы.

obsujdenie

И дальнейшая работа обязательно будет. По словам Золотаря, детский театр обязан быть постоянно развивающимся театром-лабораторией, чтобы не спускаться до уровня приевшегося детского утренника с пришедшей добровольно-принудительно толпой школьников. В планах ТЮЗа продолжить идею «Внеклассных чтений» в фестивале, который должен состояться ориентировочно в апреле 2015 года. Он охватит все формы возможной работы с юным зрителем от подростков до самых маленьких.

В завершение хочется выразить благодарность всем волонтерам Тюз-клуба и его руководителю Серафиме Орловой. Тюз-клуб – это еще одна омская молодежная площадка, контактирующая со зрителем и формирующая его. И на протяжении «Внеклассных чтений» все члены клуба активно участвовали в привлечении зрителей, размещении информации и диалоге во время обсуждений эскизов.

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.