Класс

Класс

18 апреля 2014 16.07Культура

Лабораторные опыты: анализ реакции

15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.
Лабораторные опыты: анализ реакции


15 и 16 апреля в Омском ТЮЗе прошла Лаборатория молодой режиссуры «Внеклассные чтения». На суд театральных критиков и зрителей начинающие режиссеры выставили четыре эскиза по пьесам современных авторов.

Подобное мероприятие проходило в Омском Тюзе последний раз в 1992 году, поэтому Лабораторию молодой режиссуры можно смело назвать новинкой в развитии культурной жизни нашего города. В течение трех дней режиссер готовит эскиз, «черновик» той пьесы, которую хотел бы поставить на сцене. Его задача - максимально ясно выразить свою идею и показать ее форму выражения. В обсуждении плюсов и минусов результата его работы участвуют не только критики, но и зрители. Необходимость такого общения лучше всего выражают слова куратора лаборатории Олега Семеновича Лоевского, театрального критика российского масштаба и инициатора лабораторного движения в нашей стране:

- Сейчас театр посещают в основном два сегмента зрителей: это молодые девушки и женщины после первого развода. И режиссеры ориентируются именно на этого зрителя, ставя пустые комедии или скучную классику. Таким образом, на сегодня у нас нет ориентации на молодого современного зрителя. Во-первых, потому что его сложнее привлечь, а во-вторых, что зачастую театру нечего ему сказать. Лаборатория молодой режиссуры – это некая разведка, попытка понять, что будет востребовано зрителем и как эту потребность воплотить в действительность.

Пионерами этой «разведки» в нашем городе стал ТЮЗ. Лаборатория – это не только поиск нового театрального языка и прогноз реакции аудитории. Пожалуй, основная ее задача – привлечение в театр талантливых режиссеров, готовых работать на детскую и юношескую аудиторию.

- С этим у нас сейчас большая проблема, - рассказывает художественный руководитель ТЮЗа, обладатель «Золотой маски» Владимир Золотарь. - Как правило, молодой режиссер, носитель сегодняшнего драйва, сегодняшнего ощущения жизни, не очень охотно идет в детский театр. А если идет, то с мыслью: «Я поставлю детский спектакль, за это худрук или режиссер пригласит меня наконец-то на что-то более серьезное». Однако дети, особенно подростки, - это сложная категория зрителей, где нужно подходить к отбору материала очень серьезно. Именно для этого мы и организовали «Внеклассные чтения».

Название «Внеклассные чтения» отражает инновационную суть лаборатории: пьесы, предложенные зрителю, ничем не напоминают стандартную школьную программу, привычную для ТЮЗа. Судите сами: волшебная сказка с недетским смыслом, пьеса о геноциде, юмористическая эпопея борьбы американского школьника с Шекспиром и жесткая панк-история.

Лаборатория – это в первую очередь диалог: диалог с критиками и диалог со зрителями. За два дня зал ТЮЗа собрал более трехсот зрителей, причем тех, которых обычно в театр не «загонишь»: на просмотр и обсуждение эскизов пришло очень много школьников и студентов. Показ открыл эскиз режиссера Натальи Шумилкиной (Санкт-Петербург) по пьесе Ярославы Пулинович «Птица Феникс возвращается домой». Это сказка об уставшем от жизни бессмертном фениксе Феликсе и бездомной кошечке Тосе, которая мечтает стать настоящей поп-звездой. Забегая вперед, хочется отметить, что эта пьеса больше всех была приближена к привычному формату ТЮЗа, но при этом имела достаточно глубокий для детской сказки подтекст.
fenix

Больше споров на обсуждении вызвал второй эскиз: работа Константина Стрельникова. Он представил на суд свою интерпретацию пьесы польского драматурга Ингмара Вилквиста «Ночь Гельвера». Изменив концепцию, Стрельников вплетает в и так острополитическую пьесу о геноциде проблемы современной России. Однако своего апогея споры достигли на обсуждении эскиза Андрея Карионова с пометкой «18+»: брутальной истории от бывшего панка Юрия Клавдиева «Собиратель пуль». Подобная постановка была непривычна для сцены ТЮЗа не столько из-за использования ненормативной лексики, сколько из-за проблематики пьесы.

sobiratel

И завершились «Внеклассные чтения» легким, излучающим свет и радость отрывком из «Битвы по средам» американского драматурга Гэри Шмидта. Режиссер Олег Молитвин представил сокращенный вариант этой масштабной пьесы о простом американском школьнике и роковой роли Шекспира в его судьбе.

Все эти пьесы объединяло много положительных качеств: содержательность, направленность на подростковую аудиторию и молодежь, поиск нового театрального языка, способного «достучаться» до этой аудитории. Но только одна из них будет удостоена «главного приза» - постановки на сцене нашего Театра юного зрителя. После каждого просмотра зрителям предлагалось проголосовать: убрать пьесу, доработать или оставить, как есть, для постановки. Также зрители, наряду с театральными критиками, принимали участие в обсуждениях. Особенно порадовало, что на протяжении всех «чтений» активно дискутировала молодежь.

По результатам голосования «выиграл» эскиз Олега Молитвина «Битвы по средам».

- Я смотрела этот эскиз на одном дыхании, - делится впечатлениями член Тюз-клуба 19-летняя Яна Волошина. У нее очень интересный сюжет и легкий язык. Если говорить о языке, то для меня такие пьесы, как «Собиратель пуль», неприемлемы: театральный язык должен быть в первую очередь литературным. Жестокости и грубости нам хватает и в жизни.
12345

Выбор пьесы для постановки еще в процессе обсуждения. И далеко не факт, что мнение «жюри» совпадет со зрительским. Например, видение петербуржского театрального критика, лауреата Театральной премии им. В. И. Стржельчика Жанны Зарецкой расходится со взглядами зала.

- На сцене нужно выстраивать мироздание, а для этого нужен опыт. Андрей Корионов показал это более четко в своем «Собирателе пуль», чем остальные. Бесспорно, Олег Молитвин умеет держать внимание зрителя, «собирать картинку», но создаст ли он Вселенную в «Битвах по средам» - это вопрос. Он продемонстрировал скорее прием, нежели эскиз. Однако в любом случае, опыт омской лаборатории – это очень хорошее конструктивное начало для дальнейшей большой работы.

obsujdenie

И дальнейшая работа обязательно будет. По словам Золотаря, детский театр обязан быть постоянно развивающимся театром-лабораторией, чтобы не спускаться до уровня приевшегося детского утренника с пришедшей добровольно-принудительно толпой школьников. В планах ТЮЗа продолжить идею «Внеклассных чтений» в фестивале, который должен состояться ориентировочно в апреле 2015 года. Он охватит все формы возможной работы с юным зрителем от подростков до самых маленьких.

В завершение хочется выразить благодарность всем волонтерам Тюз-клуба и его руководителю Серафиме Орловой. Тюз-клуб – это еще одна омская молодежная площадка, контактирующая со зрителем и формирующая его. И на протяжении «Внеклассных чтений» все члены клуба активно участвовали в привлечении зрителей, размещении информации и диалоге во время обсуждений эскизов.

Добавить комментарий
Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...