Класс

Класс

29 апреля 2014 10.05Культура

Борис Любимов: «Моя работа — растворяться в других»

26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Российский театровед поделился с будущими актерами, режиссерами и всеми желающими творческими планами и своими мыслями о жизни, связанной с театром.
Борис Любимов: «Моя работа — растворяться в других»


26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Российский театровед поделился с будущими актерами, режиссерами и всеми желающими творческими планами и своими мыслями о жизни, связанной с театром.

Вечер, пятый корпус ОмГУ, школьники, студенты и педагоги собрались пообщаться с Борисом Николаевичем Любимовым — российским театроведом, педагогом, критиком, искусствоведом, профессором, ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместителем художественного руководителя Государственного академического Малого театра России и заведующим кафедрой истории театра России ГИТИС. Общение прошло в свободной форме: вопрос-ответ.
О своем выборе профессии
Скажу честно, в те годы, когда я поступал в ГИТИС, о Каннах никто и не мечтал, разве что о Московском фестивале. Если не слава привлекла, то что же? Понятно, что мозги были устроены не так, как у математиков, физиков, химиков. Но с другой стороны, что мешало пойти на филфак? Семья у меня литературная. Отец переводчик, переводил Рабле, Сервантеса, Мольера и так далее. Дома — литераторы, дома — готовые писатели. Почему же я выбрал театр?

В подъезде, где я жил, ковалась советская драматургия того времени, которая частично дошла и до наших дней. Моими соседями по дому были драматурги Розов, Арбузов, Зорин и другие. Так получилось, что я с пятого класса был в курсе всех дел, которые творятся в нашей драматургии. В те же годы загорались звёзды Золотухина, Высоцкого, Табакова, Ланового, Чуриковой и многих других замечательных советских актёров. И именно в это время я рос, взрослел и пропитывался атмосферой рассвета советского театра и кино. Это время, эти люди вытянули меня из литературы и направили из филологии в театр. О чем я ни капли не жалею спустя 50 лет.

О выпускниках
Сегодня, к сожалению, затащить главных режиссеров в театр посмотреть дипломные работы студентов очень трудно. В лучшем случае мэтры посылают помощников. С другой стороны, порой они узнают о наших дарованиях, следят за ними и приглашают на службу по завершении их обучения.

А теперь представьте себе дипломный показ, к которому вы готовились долгое время, на сцене 25 человек, из них режиссёр берет к себе двоих. 23 вздыхают. Причем зачастую режиссеры берут не тех ребят, которые считались на курсе корифеями. Ты видел девочку звездой, готовил ее, а в результате она ходит ошеломлённая по коридорам училища, потому что взяли не ее, а другую девочку, которую никто не считал способной. Все, как в спорте, та девочка бежала аутсайдером и отставала от лидеров, но на четвертом круге рванула и пришла к финишу первой. После этого можно долго доказывать, что ты лучшая и показывать на свой красный диплом. Но у режиссеров свои видение.

lubimov.jpg2

О внебюджетниках
Говоря о ребятах, учащихся на внебюджетных местах, поделюсь опытом текущего года: на многие конкурсы и фестивали от училища ездили или поедут именно они, так как их спектакли оказались лучше. 25 бюджетников ходят и обижаются, у них так и хочется спросить: «Ребят, а где вы были? Четыре года работали, посматривая на внебюджетников, как на людей второго сорта, а тут выясняется, что они все это время пахали больше вашего и превзошли вас». Вообще в жизни так не бывает, что ты — «второй сорт» навсегда, и не бывает так, что ты — «первый сорт» навсегда.


О качествах, которыми должны обладать актёры и режиссеры
Если нет у тебя терпения, то в актерской стезе еще можно попробовать себя найти, но режиссёром ты не будешь точно. Если же нет воли к осуществлению того, что ты задумал, о режиссуре можно и не мечтать. Это каторжный труд. Собирать актеров, постановщиков, художников, композиторов и других творческих личностей вместе. Как их заставить взаимодействовать? Взаимодействовать так, чтобы в итоге на сцене получилось цельное произведение? Нужна воля и лидерские качества.

Если же говорить об актёрах… то я сошлюсь на фразу Станиславского: «Вы счастливец, вам дан высший сценический дар — обаяние». Как это перевести на язык рациональный? Я не знаю. Могу пояснить на примере: поступила на курс девушка-красавица, самая красивая из всех. Но выходит на сцену и её не видно, она уже и не самая красивая. А вот, не очень симпатичная девушка, которая выходит на ту же сцену, и от нее никто не может глаз оторвать. Это обаяние, которое влюбляет в тебя, когда ты на сцене, когда ты играешь.

Вообще в жизни так не бывает, что ты — «второй сорт» навсегда, и не бывает так, что ты — «первый сорт» навсегда.

О творческих планах
Я могу сравнить себя с пятиборцем — есть люди, которые максимально прыгают в высоту, а есть люди, которые не берут рекорды, но зато хороши в нескольких видах спорта.

Во-первых, я ректор театрального училища имени М. С. Щепкина, поэтому моя ближайшая задача — выпустить и набрать. Провести экзамены, выдать дипломы. Это рутинная, трудная и ответственная работа.

Во-вторых, я заместитель художественного Малого театра, впереди — премьера пьесы Эдуарда Радзинского, посвященная России 18 века.

В-третьих, я думаю над премьерами следующего театрального сезона.

В-четвертых, я заведую кафедрой в ГИТИСе, вскоре мне нужно будет читать курс, который я никогда до этого не читал. А для человека моего возраста это вызов себе.

В-пятых, я все-таки давно не собирал все написанное мной воедино. Уже 15 лет. И сейчас мне бы хотелось опубликовать сборник моих статей. Конечно, если хватит на это времени и сил.

А вообще моя работа заключается в том, чтобы растворятся в других. Это не благодарное на самом деле занятие. Когда ректор плохой, это видно сразу же и это все отмечают, все об этом говорят. А когда ректор хороший — ну, хороший и хороший, это его работа.

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.