Класс

Класс

29 апреля 2014 10.05Культура

Борис Любимов: «Моя работа — растворяться в других»

26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Российский театровед поделился с будущими актерами, режиссерами и всеми желающими творческими планами и своими мыслями о жизни, связанной с театром.
Борис Любимов: «Моя работа — растворяться в других»


26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Российский театровед поделился с будущими актерами, режиссерами и всеми желающими творческими планами и своими мыслями о жизни, связанной с театром.

Вечер, пятый корпус ОмГУ, школьники, студенты и педагоги собрались пообщаться с Борисом Николаевичем Любимовым — российским театроведом, педагогом, критиком, искусствоведом, профессором, ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместителем художественного руководителя Государственного академического Малого театра России и заведующим кафедрой истории театра России ГИТИС. Общение прошло в свободной форме: вопрос-ответ.
О своем выборе профессии
Скажу честно, в те годы, когда я поступал в ГИТИС, о Каннах никто и не мечтал, разве что о Московском фестивале. Если не слава привлекла, то что же? Понятно, что мозги были устроены не так, как у математиков, физиков, химиков. Но с другой стороны, что мешало пойти на филфак? Семья у меня литературная. Отец переводчик, переводил Рабле, Сервантеса, Мольера и так далее. Дома — литераторы, дома — готовые писатели. Почему же я выбрал театр?

В подъезде, где я жил, ковалась советская драматургия того времени, которая частично дошла и до наших дней. Моими соседями по дому были драматурги Розов, Арбузов, Зорин и другие. Так получилось, что я с пятого класса был в курсе всех дел, которые творятся в нашей драматургии. В те же годы загорались звёзды Золотухина, Высоцкого, Табакова, Ланового, Чуриковой и многих других замечательных советских актёров. И именно в это время я рос, взрослел и пропитывался атмосферой рассвета советского театра и кино. Это время, эти люди вытянули меня из литературы и направили из филологии в театр. О чем я ни капли не жалею спустя 50 лет.

О выпускниках
Сегодня, к сожалению, затащить главных режиссеров в театр посмотреть дипломные работы студентов очень трудно. В лучшем случае мэтры посылают помощников. С другой стороны, порой они узнают о наших дарованиях, следят за ними и приглашают на службу по завершении их обучения.

А теперь представьте себе дипломный показ, к которому вы готовились долгое время, на сцене 25 человек, из них режиссёр берет к себе двоих. 23 вздыхают. Причем зачастую режиссеры берут не тех ребят, которые считались на курсе корифеями. Ты видел девочку звездой, готовил ее, а в результате она ходит ошеломлённая по коридорам училища, потому что взяли не ее, а другую девочку, которую никто не считал способной. Все, как в спорте, та девочка бежала аутсайдером и отставала от лидеров, но на четвертом круге рванула и пришла к финишу первой. После этого можно долго доказывать, что ты лучшая и показывать на свой красный диплом. Но у режиссеров свои видение.

lubimov.jpg2

О внебюджетниках
Говоря о ребятах, учащихся на внебюджетных местах, поделюсь опытом текущего года: на многие конкурсы и фестивали от училища ездили или поедут именно они, так как их спектакли оказались лучше. 25 бюджетников ходят и обижаются, у них так и хочется спросить: «Ребят, а где вы были? Четыре года работали, посматривая на внебюджетников, как на людей второго сорта, а тут выясняется, что они все это время пахали больше вашего и превзошли вас». Вообще в жизни так не бывает, что ты — «второй сорт» навсегда, и не бывает так, что ты — «первый сорт» навсегда.


О качествах, которыми должны обладать актёры и режиссеры
Если нет у тебя терпения, то в актерской стезе еще можно попробовать себя найти, но режиссёром ты не будешь точно. Если же нет воли к осуществлению того, что ты задумал, о режиссуре можно и не мечтать. Это каторжный труд. Собирать актеров, постановщиков, художников, композиторов и других творческих личностей вместе. Как их заставить взаимодействовать? Взаимодействовать так, чтобы в итоге на сцене получилось цельное произведение? Нужна воля и лидерские качества.

Если же говорить об актёрах… то я сошлюсь на фразу Станиславского: «Вы счастливец, вам дан высший сценический дар — обаяние». Как это перевести на язык рациональный? Я не знаю. Могу пояснить на примере: поступила на курс девушка-красавица, самая красивая из всех. Но выходит на сцену и её не видно, она уже и не самая красивая. А вот, не очень симпатичная девушка, которая выходит на ту же сцену, и от нее никто не может глаз оторвать. Это обаяние, которое влюбляет в тебя, когда ты на сцене, когда ты играешь.

Вообще в жизни так не бывает, что ты — «второй сорт» навсегда, и не бывает так, что ты — «первый сорт» навсегда.

О творческих планах
Я могу сравнить себя с пятиборцем — есть люди, которые максимально прыгают в высоту, а есть люди, которые не берут рекорды, но зато хороши в нескольких видах спорта.

Во-первых, я ректор театрального училища имени М. С. Щепкина, поэтому моя ближайшая задача — выпустить и набрать. Провести экзамены, выдать дипломы. Это рутинная, трудная и ответственная работа.

Во-вторых, я заместитель художественного Малого театра, впереди — премьера пьесы Эдуарда Радзинского, посвященная России 18 века.

В-третьих, я думаю над премьерами следующего театрального сезона.

В-четвертых, я заведую кафедрой в ГИТИСе, вскоре мне нужно будет читать курс, который я никогда до этого не читал. А для человека моего возраста это вызов себе.

В-пятых, я все-таки давно не собирал все написанное мной воедино. Уже 15 лет. И сейчас мне бы хотелось опубликовать сборник моих статей. Конечно, если хватит на это времени и сил.

А вообще моя работа заключается в том, чтобы растворятся в других. Это не благодарное на самом деле занятие. Когда ректор плохой, это видно сразу же и это все отмечают, все об этом говорят. А когда ректор хороший — ну, хороший и хороший, это его работа.

Добавить комментарий
Дмитрий Васильев, дирижер омского симфонического оркестра: «И рэп сыграем»Видео

Дмитрий Васильев, дирижер омского симфонического оркестра: «И рэп сыграем»

19 января в концертном зале состоялась репетиция программы Classic&Rock.

Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Готов ли ты нырнуть в прорубь?

Перед тем как перекреститься и самоотверженно отправиться к купели — пройдите наш тест и со всей ответственностью оцените свои силы еще раз.

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.