Класс

Класс

29 апреля 2014 10.05Культура

Борис Любимов: «Моя работа — растворяться в других»

26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Российский театровед поделился с будущими актерами, режиссерами и всеми желающими творческими планами и своими мыслями о жизни, связанной с театром.
Борис Любимов: «Моя работа — растворяться в других»


26 апреля в рамках фестиваля «Движение» в ОмГУ прошла творческая встреча с Борисом Любимовым. Российский театровед поделился с будущими актерами, режиссерами и всеми желающими творческими планами и своими мыслями о жизни, связанной с театром.

Вечер, пятый корпус ОмГУ, школьники, студенты и педагоги собрались пообщаться с Борисом Николаевичем Любимовым — российским театроведом, педагогом, критиком, искусствоведом, профессором, ректором Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина, заместителем художественного руководителя Государственного академического Малого театра России и заведующим кафедрой истории театра России ГИТИС. Общение прошло в свободной форме: вопрос-ответ.
О своем выборе профессии
Скажу честно, в те годы, когда я поступал в ГИТИС, о Каннах никто и не мечтал, разве что о Московском фестивале. Если не слава привлекла, то что же? Понятно, что мозги были устроены не так, как у математиков, физиков, химиков. Но с другой стороны, что мешало пойти на филфак? Семья у меня литературная. Отец переводчик, переводил Рабле, Сервантеса, Мольера и так далее. Дома — литераторы, дома — готовые писатели. Почему же я выбрал театр?

В подъезде, где я жил, ковалась советская драматургия того времени, которая частично дошла и до наших дней. Моими соседями по дому были драматурги Розов, Арбузов, Зорин и другие. Так получилось, что я с пятого класса был в курсе всех дел, которые творятся в нашей драматургии. В те же годы загорались звёзды Золотухина, Высоцкого, Табакова, Ланового, Чуриковой и многих других замечательных советских актёров. И именно в это время я рос, взрослел и пропитывался атмосферой рассвета советского театра и кино. Это время, эти люди вытянули меня из литературы и направили из филологии в театр. О чем я ни капли не жалею спустя 50 лет.

О выпускниках
Сегодня, к сожалению, затащить главных режиссеров в театр посмотреть дипломные работы студентов очень трудно. В лучшем случае мэтры посылают помощников. С другой стороны, порой они узнают о наших дарованиях, следят за ними и приглашают на службу по завершении их обучения.

А теперь представьте себе дипломный показ, к которому вы готовились долгое время, на сцене 25 человек, из них режиссёр берет к себе двоих. 23 вздыхают. Причем зачастую режиссеры берут не тех ребят, которые считались на курсе корифеями. Ты видел девочку звездой, готовил ее, а в результате она ходит ошеломлённая по коридорам училища, потому что взяли не ее, а другую девочку, которую никто не считал способной. Все, как в спорте, та девочка бежала аутсайдером и отставала от лидеров, но на четвертом круге рванула и пришла к финишу первой. После этого можно долго доказывать, что ты лучшая и показывать на свой красный диплом. Но у режиссеров свои видение.

lubimov.jpg2

О внебюджетниках
Говоря о ребятах, учащихся на внебюджетных местах, поделюсь опытом текущего года: на многие конкурсы и фестивали от училища ездили или поедут именно они, так как их спектакли оказались лучше. 25 бюджетников ходят и обижаются, у них так и хочется спросить: «Ребят, а где вы были? Четыре года работали, посматривая на внебюджетников, как на людей второго сорта, а тут выясняется, что они все это время пахали больше вашего и превзошли вас». Вообще в жизни так не бывает, что ты — «второй сорт» навсегда, и не бывает так, что ты — «первый сорт» навсегда.


О качествах, которыми должны обладать актёры и режиссеры
Если нет у тебя терпения, то в актерской стезе еще можно попробовать себя найти, но режиссёром ты не будешь точно. Если же нет воли к осуществлению того, что ты задумал, о режиссуре можно и не мечтать. Это каторжный труд. Собирать актеров, постановщиков, художников, композиторов и других творческих личностей вместе. Как их заставить взаимодействовать? Взаимодействовать так, чтобы в итоге на сцене получилось цельное произведение? Нужна воля и лидерские качества.

Если же говорить об актёрах… то я сошлюсь на фразу Станиславского: «Вы счастливец, вам дан высший сценический дар — обаяние». Как это перевести на язык рациональный? Я не знаю. Могу пояснить на примере: поступила на курс девушка-красавица, самая красивая из всех. Но выходит на сцену и её не видно, она уже и не самая красивая. А вот, не очень симпатичная девушка, которая выходит на ту же сцену, и от нее никто не может глаз оторвать. Это обаяние, которое влюбляет в тебя, когда ты на сцене, когда ты играешь.

Вообще в жизни так не бывает, что ты — «второй сорт» навсегда, и не бывает так, что ты — «первый сорт» навсегда.

О творческих планах
Я могу сравнить себя с пятиборцем — есть люди, которые максимально прыгают в высоту, а есть люди, которые не берут рекорды, но зато хороши в нескольких видах спорта.

Во-первых, я ректор театрального училища имени М. С. Щепкина, поэтому моя ближайшая задача — выпустить и набрать. Провести экзамены, выдать дипломы. Это рутинная, трудная и ответственная работа.

Во-вторых, я заместитель художественного Малого театра, впереди — премьера пьесы Эдуарда Радзинского, посвященная России 18 века.

В-третьих, я думаю над премьерами следующего театрального сезона.

В-четвертых, я заведую кафедрой в ГИТИСе, вскоре мне нужно будет читать курс, который я никогда до этого не читал. А для человека моего возраста это вызов себе.

В-пятых, я все-таки давно не собирал все написанное мной воедино. Уже 15 лет. И сейчас мне бы хотелось опубликовать сборник моих статей. Конечно, если хватит на это времени и сил.

А вообще моя работа заключается в том, чтобы растворятся в других. Это не благодарное на самом деле занятие. Когда ректор плохой, это видно сразу же и это все отмечают, все об этом говорят. А когда ректор хороший — ну, хороший и хороший, это его работа.

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.