Класс

Класс

29 апреля 2014 17.37Город

За «Державу» обидно

Шар на площади Бухгольца или как правильнее его назвать памятный знак «Держава», чуть не укатившийся со своего постамента из-за ураганного ветра, не покорился бы стихии, если бы его изначально изготовили, четко следуя проекту, а не на скорую руку. «Класс» вспомнил историю создания и непростую судьбу одного из символов города.

За «Державу» обидно



Шар на площади Бухгольца или как правильнее его назвать памятный знак «Держава», чуть не укатившийся со своего постамента из-за ураганного ветра, не покорился бы стихии, если бы его изначально изготовили, четко следуя проекту, а не на скорую руку. «Класс» вспомнил историю создания и непростую судьбу одного из символов города.

До установки памятного знака «Держава» его место занимала стела с двуглавым орлом, стоявшая там еще с середины 80-х годов прошлого века. Она находилась на площади до 1997 года, пока вместо нее не установили знакомый нам шар. Стелу сегодня можно увидеть у восстановленных Тобольских ворот, куда ее впоследствии перенесли.

Проект «Державы» был разработан омским скульптором Василием Трохимчуком и выиграл конкурс городской администрации в 1995 году. Проектировала объект Нина Сальникова, а архитектором был Анатолий Александрович.

Если говорить о художественном смысле этого памятного знака, то «Державу» можно трактовать, как символ власти, идущий еще от древнего Египта. Шар может символизировать сферу, яйцеклетку, ядро или зерно.

«Можно трактовать этот символ еще и как метеорит, улетевший из Руси в Сибирь. Он упал, и вокруг него зародилась жизнь. Трохимчук был скульптором, который вкладывал в свои работы философский смысл», — говорит научный сотрудник музея им. Врубеля Виктор Касьянов.

Как известно, идея творца воплощается в жизнь часто не так, как планировалось сначала. Подобный казус произошел и с проектом памятного знака Трохимчука. Изначально, шар должны были сделать из нержавеющей стали, а изображения, идущие по экватору сферы — из бронзы. Дорожки вокруг «Державы» должны были отходить в стороны как радиальные лучи, однако то, что мы видим сейчас не совсем соответствует задумке автора.

inxXrAxmNj4

«В то время областные власти и городские были друг с другом в сложных отношениях. Финансировал строительство памятного знака городской бюджет, но так как денег и времени было мало, пошли по короткому пути», — говорит Виктор Касьянов.

Каркас шара обшили легкими по сравнению с нержавеющей сталью листами ДВП, которые затем покрасили, зашпаклевали и промазали эпоксидной смолой. Металлические барельефы заменили рисованными изображениями сцен покорения Сибири и портретами основателя первой Омской крепости Ивана Бухгольца, автора первого атласа сибирской земли Семена Ремезова и исследователя Сибири Григория Потанина.

Василий Трохимчук, конечно, был недоволен тем, что получившийся монумент оказался настолько далек от его замысла. Автору обещали — как только поступит финансирование, памятник заменят на аналогичный из нержавеющей стали и бронзы. Однако, 17 лет спустя шар по-прежнему не обрел свой «правильный» вид, который автор так и не увидит.

Позже появилась идея вообще убрать «Державу» и установить на ее месте памятник Петру I. Логика понятна — город был заложен по повелению императора, а Бухгольц всего лишь выполнял его приказы.

IMG 8462.jpg 3


«В Европе Петра знают, как покорителя новых неизведанных территории России. Нам же сейчас важно, чтобы город стал привлекательным для туристов, а имя Петра — это бренд, которые известен во всем мире», — отмечает научный сотрудник музея им. Врубеля Виктор Касьянов.

Дальнейшая судьба памятного знака покрыта тенью чиновничьих разговоров. А пока где-то наверху спорят, что же сделать, «Держава» все больше ветшает от времени и погоды. Исторический объект, расположенный в центре города между двумя крупными отелями, куда съезжаются гости Омска, выглядит совершенно непрезентабельно. Сцены покорения Сибири местами пробиты, поверхность шара весьма потрепана, немного разрисована. Что же это за символ власти, который так легко скинуть со своего «престола» одним только ветром? Пока неизвестно, может быть, «Державу» отреставрируют или вовсе заменят ее мужественной фигурой императора Петра I. Есть и еще один вариант — завершить начатое и сделать памятный знак таким, каким задумывал его скульптур Трохимчук. Это было бы правильнее по отношению к создателю «Державы», но вряд ли эта идея устроит властей, для которых привлечение в регион туристов сегодня — идея фикс.


Майя Соерова

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.