Класс

Класс

27 мая 2014 10.44Город

«Культурный» форум: вопросы и ответы

24 мая завершился Международный научно-практический форум «Современные коммуникативные тенденции в кросс-культурном пространстве региона: образование, культура, туризм». С 22 по 24 мая как омские, так и приглашенные специалисты в области PR, рекламы и маркетинга решали актуальные вопросы использования коммуникационных технологий для продвижения Омской области и формирования территориального бренда.
«Культурный» форум: вопросы и ответы


24 мая завершился Международный научно-практический форум «Современные коммуникативные тенденции в кросс-культурном пространстве региона: образование, культура, туризм». С 22 по 24 мая как омские, так и приглашенные специалисты в области PR, рекламы и маркетинга решали актуальные вопросы использования коммуникационных технологий для продвижения Омской области и формирования территориального бренда.

Эта тема стала активно подниматься с 2010 года, результатом чего стало создание «брендолапы» в 2011-м и официальный отказ от неё в 2012-м. Спущенный «сверху» бренд несмотря на вложенные в него 10 миллионов рублей был отторгнут «снизу». Это случилось потому что, возможно, мы до конца не понимаем значение слова бренд и его природу. Если говорить общо, то прошедший форум был попыткой разобраться в требованиях современного потребителя и его влиянии на формирование культурных брендов той или иной территории.

DSC 0061.JPG  1

Как показывает статистика, за последние годы в Омске увеличивается количество иностранных туристов, повышается интерес к нашему региону и у жителей других российских городов. Однако эти цифры все равно ничтожно малы: доход от туризма по России в целом составляет 3-4 % против европейских 30-40%. А ведь и у нас есть своя, не менее интересная история, красивые места и масса природных и исторических памятников. Как привлечь современного туриста в наш регион, как научиться правильно «продавать идею» развитому информированному человеку? На эти и другие вопросы искали ответы участники площадки «Кросс-культурные коммуникации в сфере туризма: туристические локусы и технологии их продвижения», работавшей 24 мая на территории Большереченского района.

По мнению кандидата филологических наук С. Д. Бакулиной, на сегодняшний день наблюдается рост количества музеев и выставок, но у нас нет механизмов для их продвижения. Современному туристу не интересно просто ходить и смотреть, он ждет зрелища, активного действия. Поэтому особое внимание следует уделять событийным турам и разного вида интерактивам. Живое участие в действии не только более привлекательно, но и дает лучший эффект усвоения информации по сравнению с пассивным созерцанием. И один из примеров тому — контактный зоопарк. Руководство Большереченского зоопарка запустило проект контактного зоопарка для детей: с мая по сентябрь малыши могут пообщаться с животными, покормить их, погладить. Идея не новая, однако удачная.
{gallery}joomgallery/details/_177/__377{/gallery}
И если вернуться к разговору о культурных брендах Омской области, то один из главных претендентов — именно Большереченский зоопарк им. В. Д. Соломенникова. Животных любят все — беспроигрышный вариант. А если говорить про его уникальность, то это единственный сельский зоопарк на всю Россию. Сначала может показаться, что «зоопарк = культурный бренд» звучит как-то натянуто. Зоопарк — это всё же нечто физическое и конкретное. Доклад географа, экономиста, урбаниста, специалиста в области маркетинга и брендинга территорий Д. В. Визгалова «Бренд города в числах» был, пожалуй, самым содержательным и касался самых острых проблем, актуальных для российских городов.

Сложно не согласиться с утверждением Дениса Валерьевича, что у нас в России всё стандартизовано, и, прилетая во Владивосток, мы натыкаемся на ту же гостиницу «Сибирь» и улицу Ленина. И если сравнивать города с книгами, то Омск — это такой увесистый серый томик советских рассказов, который и букинисту отдать жалко и на полку ставить в первый ряд не хочется. Однако все мы хотим выбраться из этой одинаковости и добавить в нашу жизнь ярких страниц. Совпадение культурных кодов — что есть только здесь и только у нас — формирует культурный бренд. Причем формируется он «снизу»: неофициальными сообществами, «лайками» в «ВКонтакте» или на «Фейсбуке» и даже сарафанным радио — почему бы и нет! Настоящий культурный бренд всегда основан на иррациональном, на том, что не измеряется деньгами: например, любовью к определённому месту или событию. Главное — нащупать это настроение и начать его развивать в нужном направлении. Ведь мы сами и авторы и герои нашей книги. А насаждать бренд, также как и культуру — бесполезная трата времени и денег.

Президент ОГОО «ЛИР «Наследие Сибири» А. С. Старцева подошла к этой проблеме с другой стороны: а как видят нас иностранцы, как им объяснить, кто мы, кто такой настоящий сибиряк? Отталкиваясь от нашего исторического прошлого, был создан проект «Служилые люди Сибири». Воины Ермака, Омская крепость, суровость и непоколебимость — вот, что ярче всего, по её мнению, характеризует нас с исторической точки зрения. А главное — это зрелищно, привлекательно, красиво. Движение реконструкторов сейчас набирает силу по России, и кто знает, может, через пару лет удастся сделать именно Омск его центром?

Если же снова вернуться к Большеречью, то ещё один перспективный, развивающийся культурный знак нашей области — интерактивный культурно-исторический комплекс «Старина Сибирская». Это место, где турист полностью окунается в прошлое и на несколько часов становится жителем сибирской деревни. Благодаря главе поселка Василию Ивановичу Майстепанову и самоотверженному труду работников комплекса на данный момент там полностью восстановлено 11 исторических зданий и воссоздан их быт. Это уникальное место каждый год привлекает всё больше и больше туристов, и на данный момент нужно развивать другую сторону проекта — привлечение инвесторов. По своему духу этот проект чем-то перекликается с проектом «Служилые люди», только реконструирует жизнь сибиряка не с военной, а с мирной стороны. Возможно ли слияние проектов в единый бренд — тоже хороший вопрос.

starina

starina.jpg2

Ещё говорили про Сибирский тракт, Тару, чайный путь и другие сибирские места. Но снова и снова вставал вопрос: насколько эти идеи продаваемы, готов ли будет турист купить их? И опять возвращаясь к докладу Дениса Визгалова, хочется сказать — чтобы то или иное место стало культурным брендом, стало «продаваемым», нужно, чтобы его искренне любил каждый. И хороший пример этому — выступление студента ОмГПУ, гостя из Японии Йоичи Небата с докладом под названием «Поехали в Японию!». Наверняка, многим слушателям захотелось увидеть Страну восходящего солнца благодаря его яркому и эмоциональному диалогу с аудиторией.

japonec

В заключение хочется выразить благодарность всем участникам форума: они представили по-настоящему интересные идеи и разработки, которые действительно при должном развитии могли бы вывести Омскую область на новый уровень. Но, наверное, залог успеха развития той или иной идеи — именно диалог и открытость, готовность к обмену мнениями. Поэтому слова коммуникативные тенденции, используемые в его названии, можно смело назвать ключевыми. Но просто поделиться своими идеями, даже очень хорошими, — это не основная задача, которая была поставлена перед участниками форума.

Насколько удалось сделать какие-то выводы и прийти к конкретным результатам, если где-то мы ещё не можем переломать самих себя — это уже другой вопрос. Как мы можем справиться с какими-то общественными проблемами, когда не умеем обуздать собственную гордость и необоснованное преувеличение своей значимости? Насколько ценна идея докладчика, который отказывается ей делиться из-за установленного лимита во времени? Если человеку есть что сказать, ему хватит и пяти минут. Насколько захватит аудиторию мысль, читаемая с бумаги? Верит ли он сам в своё творение? А что будет с проектом, автор которого закрыт для сотрудничества? К сожалению, на форуме, где коммуникация и культура были ключевыми словами, такие прецеденты имели место быть. И самое главное: на каком форуме найти ответы на эти вопросы?

Фото: Светланы Маляренко

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.