Класс

Класс

06 июня 2014 12.36Интервью

Михаил Грачев: «Автомобильный спорт в Омске под угрозой»

Михаил Грачев — один из самых ярких представителей гоночного спорта не только в Омске, но и на федеральном уровне. Омский гонщик рассказал «Классу», почему будущее омского автоспорта под угрозой.

Михаил Грачев: «Автомобильный спорт в Омске под угрозой»



Михаил Грачев — один из самых ярких представителей гоночного спорта не только в Омске, но и на федеральном уровне. В конце мая действующий чемпион России Грачев выиграл
 два заезда в классе «Туринг» на первом этапе Российской серии кольцевых гонок, а федеральные СМИ назвали его победу выдающейся. Омский гонщик рассказал «Классу», будущее омского автоспорта под угрозой.

— Твою последнюю победу на первом этапе кольцевых гонок назвали триумфальной. Какие у тебя остались впечатления от этих соревнований?
— В этом году улучшилась организация чемпионата, и СМИ оказались лучше информированы. Именно поэтому журналисты уделили столько внимания моей победе, хотя, может быть, она была не такой уж триумфальной, по сравнению с предыдущими. Но, действительно, так получилось, что в обеих гонках я уехал с большим отрывом от второго преследователя, поэтому победу и назвали такой выдающейся.

— Значит, для тебя эта гонка не была какой-то особенной?
 Мы очень давно к ней готовились. Я участвовал и в других соревнованиях — уже в этом году начал с европейских гонок, проехал два этапа кубка Европы, один этап чемпионата Германии. Ездил в Италию тренироваться, потому что только в Европе можно найти автодромы необходимого уровня для занятия автомобильным спортом. В Омске таких трасс нет и в помине. Кроме того, моя команда серьезно занималась подготовкой автомобиля с прошлого года. Поэтому я не могу назвать свою победу легкой — серьезная работа вылилась в достойный результат.

gr 01IMG 9760

 В одном интервью ты говорил, что не можешь долго без автоспорта. А как часто ты участвуешь в гонках?
 Я действительно не могу долго без гонок, но помимо моих личных ощущений есть календарь, в котором расписан график моих соревнований на год вперед. Например, в этом году у меня восемь этапов, следующий будет через неделю. Сейчас идет первая часть заездов — четыре этапа раз в две недели до июля, потом перерыв и опять раз в две недели четыре гонки до сентября.

 Расскажи, как ты готовишься к гонкам? Зависят ли твои тренировки от сложности и уровня предстоящего заезда?
 Гонщики готовятся всю свою жизнь. Каждая гонка — это новый опыт, который запоминается, анализируется и накапливается. Чем больше гонок проехал пилот, тем увереннее он себя чувствует. При этом перед каждым этапом пилоту дают один день, чтобы обкатать трассу, на которой будут проходить соревнования. Может быть, этого и недостаточно, но других вариантов нет. Помимо трассы я просто стараюсь поддерживать физическую форму, потому что на заездах приходится выдерживать достаточно большие нагрузки.

 Какая из твоих гонок была для тебя самой яркой и запоминающейся?
 Сложно сказать, я не так давно выступаю. Надеюсь, она еще впереди.

 А самый первый свой заезд помнишь? Страшно было?
 Это было еще в 1997 году, в Омске, на картинговой трассе. Шел дождь, мне было очень тяжело, я ничего не понимал. Но при этом пришел вторым, хотя и в шоковом состоянии.

Каждая гонка — это новый опыт, который запоминается, анализируется и накапливается. Чем больше гонок проехал пилот, тем увереннее он себя чувствует.
 Автоспорт считается очень опасным. У тебя были моменты, когда твоей жизни действительно что-то угрожало?
 На самом деле, автоспорт далеко не самый опасный. Автомобиль надежно защищает пилота, хотя со стороны может так не показаться — внутри машины каркас безопасности, а также специальные ремни и сидения, которые прочно фиксируют гонщика. Плюс трассы сейчас создают с учетом так называемой пассивной безопасности. Пилот знает «зоны вылета», у него есть время быстро исправить ошибку.

У меня случались аварии, но обычно все обходилось без серьезных последствий. Самая серьезная произошла в 2011-м на городской гонке в Москве. Мы выступали на кольцевой трассе вокруг большой спортивной арены в Лужниках, которая была выложена по периметру бетонными блоками. Шел проливной дождь, я ехал вторым, за полтора круга до финиша неудачно въехал в лужу, не смог повернуть и уехал напрямую в эти блоки. Около двух недель чувствовал себя не очень, но в целом ничего серьезного. Плюс была травма спины в картинге, но она была связана не с аварией, а с нагрузками. В этом виде спорта у каждого второго такие проблемы, и я оказался несчастливым вторым.

 Твои близкие не против того, чтобы ты занимался таким опасным видом спорта?
 Нет, моя семья и моя девушка очень меня поддерживают, радуются моим успехам, помогают преодолеть трудности. Они, конечно, переживают, но верят в меня и не мешают идти вперед.

gr 02 IMG 9769

 У тебя есть какие-то приметы, которых ты придерживаешься перед выходом на трассу?
 Я не слишком суеверный, не совершаю никаких особенных ритуалов перед выходом на трассу. Знаю, что у гонщиков есть общие приметы. Например, нельзя никого садить в машину перед стартом, давать померить шлем. Я просто стараюсь делать то, что я умею максимально хорошо.

 У тебя есть какая-то глобальная цель в карьере? Может быть, стать новым Шумахером?
 Я хочу стать чемпионом мира — это моя главная цель.

 Ты определил для себя какой-то возраст, после которого завяжешь с гонками? И чем будешь заниматься потом?
 Пока у меня хватит сил и здоровья — буду этим заниматься. Нет каких-то конкретных временных рамок — к примеру, что в 28 лет я закончу гоночную карьеру. Честно говоря, я вообще не планирую совсем завязывать со спортом, поэтому стараюсь не загадывать на какую-то длительную перспективу. Уже сейчас я иногда тренирую молодых гонщиков, может быть, буду заниматься этим в дальнейшем. Точно не хочу идти в политику, как это делают многие спортсмены. Потому что осознаю — там ничего невозможно изменить.

— Как ты оцениваешь уровень гоночного спорта в Омске по сравнению с другими городами Сибири?
 Омск — не гоночный город. Есть соревнования среди любителей, пытаются проводить массовые соревнования. Но на профессиональном уровне развиваться некуда, на чемпионатах России омичи представлены только в одной дисциплине — автокросс. Но, к сожалению, и там их можно встретить не очень много, когда я начинал, было гораздо больше. Похожая ситуация и с картингом — интерес постепенно угасает из-за отсутствия поддержки. Это не такой простой вид спорта, как футбол, где достаточно одного мячика. Здесь нужно и место, и трасса, и техника. Все это требует затрат.

gr 03 IMG 9749

 Проблема в недостатке трасс и оборудования?
 Трасса на ДОСААФ, где мы сейчас находимся, достаточно качественная, но нам не хватает помощи от городской администрации. При этом дети постоянно с удовольствием приходят к нам тренироваться. Лично мне хотелось бы видеть дальнейшее развитие детского автомобильного спорта.

 А назначение министром спорта бывшего гонщика Александра Фабрициуса вам не помогло?
 Пока чуда не случилось. Пока ждем и надеемся. Но нужно понимать, что бюджет Омской области небольшой в принципе. Не все зависит от Фабрициуса. А автоспорт — достаточно затратный вид спорта. Александр много помогал мне в свое время, когда я только начинал. И сейчас всегда звонит, поздравляет с победами. Но я сейчас уже соревнуюсь на таком уровне, где опыта у него не очень много, да и у него очень мало свободного времени, все-таки министр спорта — серьезная должность, требующая полной отдачи.

 Я знаю, что ты имел непосредственное отношение к созданию картинговой трассы на ДОСААФ?
 Мы с моей семьей с нуля построили эту трассу, содержим ее, проводим здесь соревнования. Но в скором времени трасса может исчезнуть, так как землю, на которой она находится, отдали под строительство гостиницы.

 Как так получилось?
 Ситуация довольно сложная. На этой земле мы при поддержке ДОСААФ построили трассу для картинга и развивали детский спорт. Однако полгода назад выяснилось, что некоторые ее участки отданы под строительство — здесь должна появиться гостиница. Трасса — готовый спортивный объект, который будет очень сложно восстановить, если его все-таки разрушат. Здесь очень много юридических тонкостей, в которых нужно разобраться. Но мы решили обратиться за помощью к губернатору, чтобы сохранить нашу картинговую трассу. Если здесь начнется строительство, она будет разрушена.

Автоспорт в Омске держится на энтузиазме людей, которые им занимаются. Но этот энтузиазм имеет свойство заканчиваться — люди устают и бросают даже любимое дело, если нет никакой поддержки сверху.

 Правильно ли я понимаю, что картинговая трасса такого уровня в городе одна?
 Более того, подобных трасс нет ни в области, ни даже в ближайших регионах. Ее значение для картингового спорта сложно переоценить. Я в свое время начинал именно с картов, и только потом перешел к автоспорту. Если Омск лишить этой трассы, картинг в городе может совсем исчезнуть.

 Омские драгрейсеры в скором времени останутся без своих излюбленных трасс — аэропорт «Федоровка» должны в скором времени начать реконструировать, а трассу в Морозовке у автомобилистов уже забрали. Учитывая ситуацию с картинговой трассой на ДОСААФ, складывается ощущение, что автоспорт в Омске переживает не лучшие времена. Почему так происходит?
 Автоспорт в Омске держится на энтузиазме людей, которые им занимаются. Но этот энтузиазм имеет свойство заканчиваться — люди устают и бросают даже любимое дело, если нет никакой поддержки сверху. Они уходят, и никто их не заменяет. Поэтому исчезают трассы — у одного человека или группы людей просто не хватает сил противостоять обстоятельствам. Такие проблемы есть и в других городах. К сожалению, это уже часть нашей жизни — развитие спорта упирается в деньги. Чтобы дать людям возможность заниматься спортом, нужно создать инфраструктуру, для этого нужны средства, которых практически всегда не хватает. Любым инвесторам выгоднее вложить деньги в ресторан и «отбить» их через год, чем в спортивный объект, который не окупится и через десятилетия.

 Ты как человек, добившийся успехов в автоспорте, можешь продвигать его через свое имя, которое постепенно становится брендом. Не думал сделать что-то вроде социальной рекламы с твоим участием?
 Были такие идеи, но у меня просто не хватает времени на подобные проекты. Но если бы кто-то занялся чем-то подобным и пригласил меня поучаствовать, я бы с удовольствием присоединился.

Добавить комментарий
JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

О «заброшках», гомофобии, пассивности и других общих для Омска и Санкт-Петербурга проблемах и методах борьбы с ними.

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть векаФото

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть века

Когда британской писательнице Джоан Роулинг пришла в голову блестящая идея написать книгу о волшебнике Гарри Поттере, ей было 25 лет. Столько же лет исполнилось и Марку Цукербергу, когда социальная сеть Facebook ...

Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)Фото

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня, 21 января, мир отмечает день объятий. Воодушевленные этим событием, мы собрали фотографии медийных персон Омска, которые дружелюбно обнимаются с коллегами.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.