Класс

Класс

03 июля 2014 13.58Город

«Мостовик» подвинули с метро

После введения процедуры банкротства в отношении «Мостовика» компания может потерять права на строительство многострадального омского метро. Тендер на проект завершения первых трех станций омской подземки уже выиграла компания из Новосибирска.
«Мостовик» подвинули с метро


После введения процедуры банкротства в отношении «Мостовика» под вопросом оказалась реализация многомиллиардных контрактов по строительству инфраструктурных объектов в Омской области, самый неоднозначный из которых — многострадальное омское метро. Тендер на проект завершения первых трех станций омской подземки уже выиграла компания из Новосибирска.

Компания «Мостовик» является генподрядчиком строительства ряда крупных объектов в регионе. Но если, к примеру, участок окружной дороги на западном обходе Омска с помощью «Мостовика» обещают сдать до наступления морозов, а путепровод на Торговой улице к концу ноября, то ситуация с метро не так однозначна. Возможно, Олегу Шишову придется уйти с этой стройки.

По словам губернатора Виктора Назарова, озвученным на пресс-конференции 25 июня, когда в «Мостовике» будет утвержден арбитражный управляющий, власти будут отрабатывать с ним варианты взаимодействия. «Если они нам скажут, что дальше работать не смогут, мы потребуем возврата авансовых платежей и будем переходить к другому контрагенту, — пояснил губернатор. — Авансовые платежи были заложены в размере 15% от суммы контрактов, которые мы оплатили, а они не освоили».

Но Виктор Назаров признает, что самое сложное здесь — потеря сроков. Если область разорвет контракт на строительство с «Мостовиком», это будет означать новые торги, и с реализацией этих проектов мы откатимся назад как минимум на год. «Поэтому хотелось бы сделать работы даже в рамках банкротного предприятия через субподрядчика», — прокомментировал губернатор.

Проект по метро завершат новосибирцы
В начале года Виктор Назаров заявил о решении правительства переформатировать недострой метрополитена — соединить его с трамвайными линиями в проект легкого рельсового транспорта (ЛРТ).

Свои варианты проектов представили московская «ТрансМашГрупп» (его частично озвучил в марте министр строительства Омской области Олег Илюшин) и агентство «Городские проекты» с американским профессором Вуканом Вучиком, презентовавшие в марте свою концепцию публично. Региональные власти ушли думать, пообещав к маю сформулировать базовое техзадание на разработку проектной документации и презентовать проект ЛРТ в федеральном Минтрансе.

IMG 3699.jpg  2

Однако этого до сих пор не произошло. Тем временем правительство решило потратить еще порядка 100 млн рублей на рабочую документацию по завершению уже существующих объектов метрополитена. 26 июня конкурсная комиссия КУ Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» подвело итоги аукциона по контракту на подготовку рабочей документации по архитектурным, техническим и технологическим решениям для первого пускового участка первой линии метро с начальной ценой 105 млн рублей. Речь идет о достройке трех станций: «Библиотека им. А. С. Пушкина», «Заречная» и «Кристалл».

Можно было предположить, что у «Мостовика» хотя бы часть этой проектной документации уже имеется. Ведь проект этот разрабатывал и защищал в Главгосэкспертизе именно «Мостовик». Однако НПО даже не стало подавать заявку на конкурс. За контракт торговались два участника из Новосибирска — ОАО «Сибгипротранс» и ОАО «Сибмост», предложившие за свои услуги 86,1 и 84,6 млн рублей соответственно. Победителем аукциона выбрали ОАО «Сибмост», который должен будет подготовить всю документацию к 5 декабря.

Так подземка или ЛРТ?
По мнению «Городских проектов», в этом тендере спорным для достройки объектом является станция «Кристалл». В концепции, предложенной Вуканом Вучиком и «Городскими проектами», на этой станции необходимо выходить на поверхность. В противном случае придется потратить еще минимум 4 млрд рублей на достройку тоннелей к следующей наземной станции.

Однако руководитель Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов рассказал «ДО», что котлован станции «Кристалл» уже сделан, а выход метро на уровень земли возможен уже только за бульваром Архитекторов с постепенным подъемом на поверхность вдоль проспекта Комарова. Там же, где это предлагали сделать «Городские проекты», всегда планировалась автомагистраль до улицы Конева.

«На "Кристалле" осталось сделать конструкции самой станции, на станции "Соборная" в районе Левобережного рынка пока установлен забор и выносятся инженерные коммуникации, — рассказал Владимир Плеханов. — Вот там уже вместо котлована предлагалось делать наземную станцию и эстакаду. Тот конкурс, итоги которого мы сейчас подвели и который касается работ на станции "Кристалл", уже никак не влияет на то, пройдет ли дальше метро под землей или выйдет на поверхность».

IMG 3718.jpg   3


Подземелье под пейнтбол
Как заявил губернатор на пресс-конференции 25 июня, решение о судьбе метро и перспективах его трансформации в ЛРТ будет проработано с Минтрансом РФ до конца года.

«Если мы получим понимание, что нам эти деньги выделят даже на переформатированное метро, то мы будем его запускать и начнем восстановление и ремонт трамвайных путей, — предположил Виктор Назаров. — Но если этих денег в полном объеме нам не дадут, то придется строить за счет бюджета Омской области. Конечно, тогда мы будем сжимать этот проект».

Если федералы не поддержат идею метротрама, то область, скорее всего, просто заморозит проект, продолжая терять десятки миллионов рублей ежегодно на содержание уже построенных объектов. Такой обузой для бюджета уже несколько лет является участок метро, выкопанный в районе улицы Б. Хмельницкого. Это 700 метров тоннеля, где сегодня стоит забор и полностью приостановлены все
работы.

«На то, чтобы поддерживать этот объект в надлежащем состоянии (на откачку воды), мы ежегодно тратим из бюджета Омской области 6 млн рублей, — посетовал Виктор Назаров. — Посчитали, сколько необходимо денег, чтобы закопать эти 700 метров. Нужно 200 млн рублей. Уже думали отдать его каким-нибудь игрокам в пейнтбол или открыть подземную стоянку. Пока желающих нет».
Очевидно, что промедление с решением о переформатировании метро обходится бюджету недешево. Однако проблема в данном случае совсем не в обанкротившемся генподрядчике, потому что его финансовое состояние вряд ли уже сыграет большую роль в судьбе омского метро.

Комментарии
Виктор Назаров, губернатор Омской области

Мы все понимаем, что даже метротрам — это затраты в пределах 10-12 млрд рублей. Это, конечно, наполовину меньше той суммы, которую мы озвучивали в рамках строительства метро. Но тем не менее это колоссальные деньги. Если мы до конца года проработаем вопрос с Министерством транспорта РФ и получим понимание, что нам эти деньги выделят даже на переформатированное метро, то мы будем его запускать и начнем восстановление и ремонт трамвайных путей. Но если этих денег в полном объеме нам не дадут, то придется строить за счет бюджета Омской области. Конечно, тогда мы будем сжимать этот проект.

Вадим Гинзбург, директор агентства «Городские проекты» (Москва)

Вся эта история с метро дискредитирует власть. Областная и городская администрации показали, что не способны решить этот вопрос. И причина не в конкретном конкурсе, а в подходе, предполагающем не ясные и последовательные действия в целях развития города, а шептание в кабинетах и балансирование между чьими-то интересами.

В подготовленном нами предложении мы рекомендовали губернатору, во-первых, открыто обсудить предложения (наши и других компаний) с независимыми экспертами, сформировать техзадание на корректировку проекта метро. При подготовке техзадания и должны были бы решаться такие вопросы, как, например, место выхода на поверхность (на станции «Кристалл» или где-то в другом месте). Но решать их должны независимые эксперты, а не местные чиновники. Кстати, по оценкам специалистов того же «Мостовика», состояние котлована станции «Кристалл» еще в марте позволяло организовать там выход на поверхность, а сейчас оказалось, что котлован достроен.

Во-вторых, нужно было разработать и публично представить стратегию развития городского пассажирского транспорта, определить направления и сроки решения острейших для города транспортных вопросов. Система ЛРТ будет эффективна только при изменении принципов управления городским пассажирским транспортом и реализации мероприятий по организации дорожного движения.
Но не было даже намека на подобные шаги или какие-то другие логичные действия, и сейчас непонятно, на что собирается губернатор просить денег у федерального центра, на какой проект.

У Омска был шанс не только получить современную городскую транспортную систему, но и показать пример реализации проекта с понятными целями и прозрачными решениями. Готов поспорить, что к 300-летию в Омске построят очередную «потемкинскую деревню» в виде трех станций метро, которое никого не будет возить, и торжественно разрежут ленточку. Виктор Иванович, не желаете заключить пари?

Текст опубликова в газете «Деловой Омск» № 24 (028) 1 июля 2014 
Добавить комментарий
Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.