Деловой Омск

Деловой Омск

30 апреля 2014 10.05Статьи

Андрей Ерин: «Это как впрячь в одну телегу вола и трепетную лань»

На прошлой неделе директор по корпоративным отношениям «САН ИнБев» Андрей Ерин побывал в редакции «Делового Омска» и рассказал о перспективах пивоваренного бизнеса в России и судьбе омских производственных мощностей.

Андрей Ерин: «Это как впрячь в одну телегу вола и трепетную лань»

Для пивоваров России, после бурного роста рынка, наступили не лучшие времена. Административные ограничения, масса регулятивных нововведений, серьезное увеличение акцизов, привели отрасль к сворачиванию производства. Не стало исключением и ОАО «САН ИнБев», у которого из десяти, к настоящему времени осталось шесть пивоваренных заводов. 

Крупные пивоваренные компании с иностранным участием сейчас объявляют о сворачивании производственных мощностей в России. САН ИнБев не стало исключением. Хотя совсем недавно все было ровно наоборот. Произошло перенасыщение рынка или есть другие причины?

Причины закрытия заводов крупных пивоваренных компаний, в том числе и закрытие завода «САН ИнБев» в Перми в конце марта этого года, вызваны исключительно экономическими факторами. Во-первых, длительным периодом падения пивоваренного рынка вследствие продолжающегося административного давления на отрасль и увеличивающейся фискальной нагрузки. Во-вторых, крайне жесткой регулирующей политикой федеральных властей, которая приводит к закономерному падению индустрии в целом. Решение о прекращении производственной деятельности Пермского филиала было принято компанией после тщательного изучения ее текущих продаж и операционной деятельности в сравнении с оптимальной организацией производства, а также с учетом общей ситуации на рынке пива.

К сожалению, законодательные ограничения и налоговое регулирование пивной индустрии в России на данный момент относятся к числу наиболее жестких в мире. За период с 2009 по 2014 гг. ставка акциза на пиво была увеличена в 6 раз – с 3-х до 18 рублей за литр. Пивовары также лишились возможности продавать пиво в киосках - через этот канал продавалось, по разным оценкам, от 10% до 30% всего пива в зависимости от региона.
Рынок пива в России сократился более чем на 25% за период 2008-2013 гг. Доходность отрасли снизилась более чем на 40%. По итогам 2013 г., согласно данным Росстата, объем производства пива в стране сократился еще не менее, чем на 8,5%.

Есть мнение, что рост популярности пива в нашей стране сильно напугал производителей крепких спиртных напитков. И через лоббистов, им удалось приравнять напиток к алкоголю, со всеми вытекающими для пивоваренной отрасли последствиями. Вы согласны с такой точкой зрения?

Я считаю некорректным комментировать действия других участников рынка. А что касается пивоваренной отрасли, мы предпочитаем отстаивать свою точку зрения через участие в открытых дискуссиях с привлечением экспертного сообщества. Это, на наш взгляд, правильно и перспективно. Поскольку мы, как отрасль, вносим серьёзный вклад в бюджет страны в виде налоговых отчислений от алкогольного рынка (около 50 % всех акцизных сборов), то разговаривать с нами, безусловно, нужно: это поможет как развитию самой пивоваренной индустрии, так и смежных отраслей промышленности, где мы создаем от 12 до 15 рабочих мест на каждое рабочее место в Индустрии.

Тем не менее бюджет Омской области, куда напрямую идут акцизные сборы, от таких последствий сейчас только выигрывает. В прошлом году вы заплатили в региональную казну 15 руб. а в 2014 году платите уже 18 руб. с литра произведенного пива.

Совершенно верно. Все в соответствии с Налоговым кодексом России. 100% наших акцизов остается в региональных бюджетах, в отличие от производителей крепкого алкоголя. Там пропорция 40 на 60%, и основные отчисления идут в федеральный бюджет. Поэтому, в частности, в Омской области мы находим полное взаимопонимание с правительством по предоставлению нам льгот, других видов поддержки бизнеса. Что касается нашего омского завода, то, уверен, его ждет прекрасное будущее. Он как был, так и останется флагманом Компании в России. А когда наступят более благоприятные времена – а они придут, мы уверены, и в этом нас убеждает поддержка властей в регионах нашего присутствия, мы будем развиваться дальше.

А есть куда развиваться? В нашей стране мы достигли, например, европейских показателей потребления пива на среднестатистического человека?

Нет еще. Россия находится лишь на 19 месте по количеству потребляемого пива на душу населения, а вот по крепкому алкоголю аж на 2-м. И сейчас можно наблюдать продолжающийся спад и производства, и потребления. Рост акцизов – это только одна из причин. Есть еще ряд факторов. Это и излишнее административное давление, и регулирование отрасли, особенно с 2011 года, когда пиво причислили к алкоголю. До этого, как вы помните, пиво входило в категорию «пиво-безалкогольной продукции». Отрасль стали регулировать точно так же как и производителей крепких спиртных напитков. Что на наш взгляд, неприемлемо, как «в одну телегу впрячь вола и трепетную лань». Производство водки и производство пива – это совершенно разные уровни производства и по технологии, и по длительности. И уже сам регулятор понимает это. Вносятся поправки в закон и НПА, что-то дорабатывается, что исправляется. И это этот процесс идет постоянно. Для более эффективного взаимодействия с отраслью на базе Росалкогольрегулирования был создан Экспертный совет, где мы стараемся совместно решать проблемы, возникающие в пивоваренной отрасли. Получилось все как в шутке об армии: дали приказ, выполнили, а потом стали смотреть, насколько все это применимо.

В армии, бывает, отменяют приказы.

Да, бывает. Например, введение счетчиков было отложено: они должны были появиться на пивоваренных заводах еще в 2013 году. Но в нашем производстве есть специфика: углекислый газ и сопровождающая его пена, а счетчиков способных вести корректный учет – пока нет. А что касается мелких пивоварен, до 300 тыс. дал в год (единица измерения объема жидкости: 1 дал/декалитр = 10 литрам), то им они вообще не потребуется. Это достижение Союза пивоваров, в который входит и «САН ИнБев».

Вы так заботливо говорите о мелких пивоварнях, а ведь они злейшие конкуренты, значительно потеснившие вас на рынке.

Должна быть конкуренция. В противном случае это уже монополия. И если вы посмотрите состав Союза российских пивоваров, то в нем только четыре крупные компании и около шестидесяти малых и средних приварен. Это 90% рынка, а есть еще компании, не входящие в Союз, с которыми мы также сотрудничаем. Все вместе мы работаем над тем, чтобы были прозрачные правила игры, была взаимосвязь с регулятором, чтобы рынок развивался в цивилизованном русле.

Тем не менее каждый выживает самостоятельно. Рынок находится в постоянном движении, и необходимо реагировать на любые изменения. У вас есть понимание, в каком направлении сейчас нужно двигаться?

Естественно. В противном случае, мы бы не были первой пивоваренной компанией в мире. В контексте общего падения рынка мы стремимся сохранить конкурентоспособность нашего бизнеса в России за счет повышения эффективности производства, затрат и логистики.

Также мы выводим на рынок новые продукты, отвечающие ожиданию потребителей. Например, в феврале-марте этого года состоялось две большие премьеры. Россия стала первой в мире страной, где налажен выпуск безалкогольного сорта бренда BUD – BUD Alcohol Free. На омском заводе мы начали производство светлого пива DAO, которое продается в восточной части России.

Мы уже несколько лет развиваем премиальные и супер премиальные брэнды. Это в общем тренде того, что происходит не только на пивоваренном рынке. Такие же тенденции и в других отраслях производства. Сейчас люди больше внимания уделяют именно качественным и более дорогим товарам.

Есть такое мнение, что производители вначале разрушают рынок, снижая качество и доводя до самого низкого предела. А потом когда дошли до точки и маркетинговые ходы и яркая упаковка уже не работают, опять возвращаются к качеству. Может быть с пивом произошло тоже самое?

У нашей компании другой подход. У нас есть мировые брэнды, есть локальные. Все они высочайшего качества. И если мы продолжим разговор о направлениях нашего движения, то мы увидим новые запросы потребителей. Речь идет о новом тренде - безалкогольном пиве. Мы надеемся, что наша страна пошла по пути изменения алкогольных предпочтений. В европейском союзе потребление крепкого алкоголя составляет 30-35%, а легких спиртных напитков, таких как вино и пиво, – около 70% - 75%. В России все ровно наоборот. В настоящее время государством воплощается в жизнь Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, в частности, изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков. Правда, Концепция подписана, но серьезных административных шагов в этом направлении еще не было. Регулятивное давление на отрасль не только не способствует реализации Концепции, но и толкает потребителей к покупке более крепкого алкоголя, зачастую, сомнительного качества.

Сейчас много говорят о санкциях, в связи с известными событиями. Давайте, пока теоретически, представим себе что вдруг хмель и солод стало невозможно получать из Европы. Вы готовы перестроиться на исключительно отечественные компоненты?

По поводу санкций рассуждать рано: окончательные решения еще не приняты. «САН ИнБев» в значительной степени ориентирована на работу с отечественными поставщиками и производителями сельскохозяйственного сырья. Так «САН ИнБев» на протяжении многих лет является одним из крупнейших потребителей пивоваренного ячменя в России, из которого производится солод. Компания активно взаимодействует с региональными властями и запустила уже несколько программ развития производства этой культуры. Свои текущие потребности в пивоваренном ячмене компания полностью покрывает за счет пивоваренного ячменя отечественного производства. Стоит отметить, что на территории России функционирует 2 солодовенных завода «САН ИнБев».

Что касается Омска, то более 10 лет назад компания «САН ИнБев» при взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области запустила программу развития производства этой культуры в регионе рискованного земледелия. Несмотря на природно-климатические особенности Сибири, производство этой культуры было поднято на новый уровень, внедрены международные стандарты качества.

Функционирующий в Омской области солодовенный завод и высокопроизводительное пивоваренное производство «САН ИнБев» стали основой единого технологического кластера. В него объединены местные сельхозпроизводители и переработчики. Конечным продуктом является пиво, производимое в соответствии с международными стандартами качества. Потребности пивоваров создали в сельском хозяйстве региона гарантированный рынок сбыта для качественного сырья и дополнительные рабочие места.

Пиво стали варить еще в древнем Египте. Если бы нам с вами сейчас удалось попробовать именно тот самый напиток, то какую разницу почувствовали бы?

На эту тему можно только фантазировать, поскольку, не смотря на большое количество исследований, очевидно, что на 100% воспроизвести продукт не удастся. Но важно отметить, что владея искусством приготовления пива из ячменного солода, египтяне также успешно варили пиво и из других злаков. К тому же, по свидетельствам археологов, в различные сорта пива добавляли шафран, анис, другие натуральные пряности.

Технологии не стоят на месте: производства модернизируются, процессы улучшаются, огромное значение придается качеству ингредиентов и его контролю. Сейчас в мире выпускаются тысячи сортов пива, сваренного как по классическому рецепту, так и с различными натуральными добавками, такими как, цедра апельсина, кориандр, малина и др. На мой взгляд, хорошие сорта пива всегда должны отличаться по вкусу между собой. В противном случае, это был бы один продукт. Для этого и существует ассортимент. Есть сорта из ячменя, есть из пшеницы, есть из кукурузы, есть из риса. Это все пиво. В разных странах есть свои традиции приготовления, своя история пивоварения.

Сейчас для приготовления пива на российских предприятиях «САН ИнБев» используется оборудование европейского класса. На всех заводах компании осуществлено техническое перевооружение с внедрением самых современных мировых технологий и стандартов производства и управления, что позволяет точно выдерживать технологические режимы на всех этапах производства пива.

Справка

ОАО «САН ИнБев» является российским подразделением крупнейшего в мире пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев». Компания работает на пивоваренном рынке России 15 лет и занимает одну из ведущих позиций.

«САН ИнБев» владеет сетью современных пивоваренных заводов в Клину, Волжском, Омске, Саранске, Иваново и Ангарске.

«Анхойзер-Буш ИнБев» является лидирующей в мире пивоваренной компанией и входит в ТОП-5 лидеров среди глобальных производителей товаров повседневного спроса.

Компания была образована в конце 2008 года в результате слияния бельгийского пивоваренного концерна «ИнБев» и американской компании «Анхойзер-Буш». Штаб квартира расположена в городе Левен, Бельгия.

Биография

Андрей Владимирович Ерин, родился 21 января 1964 года. В 1987 году окончил московский институт тонкой химической технологии. В 1992 – аспирантуру МГУ.

Кандидат химических наук.

С 1987 по 1996 год - инженер-технолог саранского завода «Резинотехника».

С 1996 по 1997 год - главный специалист Госстандарта России.

С 1997 по 1998 год - менеджер по маркетингу и продажам компании «ЗМ Россия» (Minnesota Mining and Manufacturing Company).

С 1999 по 2002 год - руководитель отдела по производственным вопросам, связям с госструктурами и PR в компании «Реемтсма» (Reemtsma).

С 2002 по 2005 год - управляющий по связям с общественностью в Japan Tobacco International.

В настоящий момент - директор по корпоративным отношениям ОАО «САН ИнБев».

Анатолий Шестаков

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №16 (020) 29 апреля

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.