Деловой Омск

Деловой Омск

30 апреля 2014 10.05Статьи

Андрей Ерин: «Это как впрячь в одну телегу вола и трепетную лань»

На прошлой неделе директор по корпоративным отношениям «САН ИнБев» Андрей Ерин побывал в редакции «Делового Омска» и рассказал о перспективах пивоваренного бизнеса в России и судьбе омских производственных мощностей.

Андрей Ерин: «Это как впрячь в одну телегу вола и трепетную лань»

Для пивоваров России, после бурного роста рынка, наступили не лучшие времена. Административные ограничения, масса регулятивных нововведений, серьезное увеличение акцизов, привели отрасль к сворачиванию производства. Не стало исключением и ОАО «САН ИнБев», у которого из десяти, к настоящему времени осталось шесть пивоваренных заводов. 

Крупные пивоваренные компании с иностранным участием сейчас объявляют о сворачивании производственных мощностей в России. САН ИнБев не стало исключением. Хотя совсем недавно все было ровно наоборот. Произошло перенасыщение рынка или есть другие причины?

Причины закрытия заводов крупных пивоваренных компаний, в том числе и закрытие завода «САН ИнБев» в Перми в конце марта этого года, вызваны исключительно экономическими факторами. Во-первых, длительным периодом падения пивоваренного рынка вследствие продолжающегося административного давления на отрасль и увеличивающейся фискальной нагрузки. Во-вторых, крайне жесткой регулирующей политикой федеральных властей, которая приводит к закономерному падению индустрии в целом. Решение о прекращении производственной деятельности Пермского филиала было принято компанией после тщательного изучения ее текущих продаж и операционной деятельности в сравнении с оптимальной организацией производства, а также с учетом общей ситуации на рынке пива.

К сожалению, законодательные ограничения и налоговое регулирование пивной индустрии в России на данный момент относятся к числу наиболее жестких в мире. За период с 2009 по 2014 гг. ставка акциза на пиво была увеличена в 6 раз – с 3-х до 18 рублей за литр. Пивовары также лишились возможности продавать пиво в киосках - через этот канал продавалось, по разным оценкам, от 10% до 30% всего пива в зависимости от региона.
Рынок пива в России сократился более чем на 25% за период 2008-2013 гг. Доходность отрасли снизилась более чем на 40%. По итогам 2013 г., согласно данным Росстата, объем производства пива в стране сократился еще не менее, чем на 8,5%.

Есть мнение, что рост популярности пива в нашей стране сильно напугал производителей крепких спиртных напитков. И через лоббистов, им удалось приравнять напиток к алкоголю, со всеми вытекающими для пивоваренной отрасли последствиями. Вы согласны с такой точкой зрения?

Я считаю некорректным комментировать действия других участников рынка. А что касается пивоваренной отрасли, мы предпочитаем отстаивать свою точку зрения через участие в открытых дискуссиях с привлечением экспертного сообщества. Это, на наш взгляд, правильно и перспективно. Поскольку мы, как отрасль, вносим серьёзный вклад в бюджет страны в виде налоговых отчислений от алкогольного рынка (около 50 % всех акцизных сборов), то разговаривать с нами, безусловно, нужно: это поможет как развитию самой пивоваренной индустрии, так и смежных отраслей промышленности, где мы создаем от 12 до 15 рабочих мест на каждое рабочее место в Индустрии.

Тем не менее бюджет Омской области, куда напрямую идут акцизные сборы, от таких последствий сейчас только выигрывает. В прошлом году вы заплатили в региональную казну 15 руб. а в 2014 году платите уже 18 руб. с литра произведенного пива.

Совершенно верно. Все в соответствии с Налоговым кодексом России. 100% наших акцизов остается в региональных бюджетах, в отличие от производителей крепкого алкоголя. Там пропорция 40 на 60%, и основные отчисления идут в федеральный бюджет. Поэтому, в частности, в Омской области мы находим полное взаимопонимание с правительством по предоставлению нам льгот, других видов поддержки бизнеса. Что касается нашего омского завода, то, уверен, его ждет прекрасное будущее. Он как был, так и останется флагманом Компании в России. А когда наступят более благоприятные времена – а они придут, мы уверены, и в этом нас убеждает поддержка властей в регионах нашего присутствия, мы будем развиваться дальше.

А есть куда развиваться? В нашей стране мы достигли, например, европейских показателей потребления пива на среднестатистического человека?

Нет еще. Россия находится лишь на 19 месте по количеству потребляемого пива на душу населения, а вот по крепкому алкоголю аж на 2-м. И сейчас можно наблюдать продолжающийся спад и производства, и потребления. Рост акцизов – это только одна из причин. Есть еще ряд факторов. Это и излишнее административное давление, и регулирование отрасли, особенно с 2011 года, когда пиво причислили к алкоголю. До этого, как вы помните, пиво входило в категорию «пиво-безалкогольной продукции». Отрасль стали регулировать точно так же как и производителей крепких спиртных напитков. Что на наш взгляд, неприемлемо, как «в одну телегу впрячь вола и трепетную лань». Производство водки и производство пива – это совершенно разные уровни производства и по технологии, и по длительности. И уже сам регулятор понимает это. Вносятся поправки в закон и НПА, что-то дорабатывается, что исправляется. И это этот процесс идет постоянно. Для более эффективного взаимодействия с отраслью на базе Росалкогольрегулирования был создан Экспертный совет, где мы стараемся совместно решать проблемы, возникающие в пивоваренной отрасли. Получилось все как в шутке об армии: дали приказ, выполнили, а потом стали смотреть, насколько все это применимо.

В армии, бывает, отменяют приказы.

Да, бывает. Например, введение счетчиков было отложено: они должны были появиться на пивоваренных заводах еще в 2013 году. Но в нашем производстве есть специфика: углекислый газ и сопровождающая его пена, а счетчиков способных вести корректный учет – пока нет. А что касается мелких пивоварен, до 300 тыс. дал в год (единица измерения объема жидкости: 1 дал/декалитр = 10 литрам), то им они вообще не потребуется. Это достижение Союза пивоваров, в который входит и «САН ИнБев».

Вы так заботливо говорите о мелких пивоварнях, а ведь они злейшие конкуренты, значительно потеснившие вас на рынке.

Должна быть конкуренция. В противном случае это уже монополия. И если вы посмотрите состав Союза российских пивоваров, то в нем только четыре крупные компании и около шестидесяти малых и средних приварен. Это 90% рынка, а есть еще компании, не входящие в Союз, с которыми мы также сотрудничаем. Все вместе мы работаем над тем, чтобы были прозрачные правила игры, была взаимосвязь с регулятором, чтобы рынок развивался в цивилизованном русле.

Тем не менее каждый выживает самостоятельно. Рынок находится в постоянном движении, и необходимо реагировать на любые изменения. У вас есть понимание, в каком направлении сейчас нужно двигаться?

Естественно. В противном случае, мы бы не были первой пивоваренной компанией в мире. В контексте общего падения рынка мы стремимся сохранить конкурентоспособность нашего бизнеса в России за счет повышения эффективности производства, затрат и логистики.

Также мы выводим на рынок новые продукты, отвечающие ожиданию потребителей. Например, в феврале-марте этого года состоялось две большие премьеры. Россия стала первой в мире страной, где налажен выпуск безалкогольного сорта бренда BUD – BUD Alcohol Free. На омском заводе мы начали производство светлого пива DAO, которое продается в восточной части России.

Мы уже несколько лет развиваем премиальные и супер премиальные брэнды. Это в общем тренде того, что происходит не только на пивоваренном рынке. Такие же тенденции и в других отраслях производства. Сейчас люди больше внимания уделяют именно качественным и более дорогим товарам.

Есть такое мнение, что производители вначале разрушают рынок, снижая качество и доводя до самого низкого предела. А потом когда дошли до точки и маркетинговые ходы и яркая упаковка уже не работают, опять возвращаются к качеству. Может быть с пивом произошло тоже самое?

У нашей компании другой подход. У нас есть мировые брэнды, есть локальные. Все они высочайшего качества. И если мы продолжим разговор о направлениях нашего движения, то мы увидим новые запросы потребителей. Речь идет о новом тренде - безалкогольном пиве. Мы надеемся, что наша страна пошла по пути изменения алкогольных предпочтений. В европейском союзе потребление крепкого алкоголя составляет 30-35%, а легких спиртных напитков, таких как вино и пиво, – около 70% - 75%. В России все ровно наоборот. В настоящее время государством воплощается в жизнь Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, в частности, изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков. Правда, Концепция подписана, но серьезных административных шагов в этом направлении еще не было. Регулятивное давление на отрасль не только не способствует реализации Концепции, но и толкает потребителей к покупке более крепкого алкоголя, зачастую, сомнительного качества.

Сейчас много говорят о санкциях, в связи с известными событиями. Давайте, пока теоретически, представим себе что вдруг хмель и солод стало невозможно получать из Европы. Вы готовы перестроиться на исключительно отечественные компоненты?

По поводу санкций рассуждать рано: окончательные решения еще не приняты. «САН ИнБев» в значительной степени ориентирована на работу с отечественными поставщиками и производителями сельскохозяйственного сырья. Так «САН ИнБев» на протяжении многих лет является одним из крупнейших потребителей пивоваренного ячменя в России, из которого производится солод. Компания активно взаимодействует с региональными властями и запустила уже несколько программ развития производства этой культуры. Свои текущие потребности в пивоваренном ячмене компания полностью покрывает за счет пивоваренного ячменя отечественного производства. Стоит отметить, что на территории России функционирует 2 солодовенных завода «САН ИнБев».

Что касается Омска, то более 10 лет назад компания «САН ИнБев» при взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области запустила программу развития производства этой культуры в регионе рискованного земледелия. Несмотря на природно-климатические особенности Сибири, производство этой культуры было поднято на новый уровень, внедрены международные стандарты качества.

Функционирующий в Омской области солодовенный завод и высокопроизводительное пивоваренное производство «САН ИнБев» стали основой единого технологического кластера. В него объединены местные сельхозпроизводители и переработчики. Конечным продуктом является пиво, производимое в соответствии с международными стандартами качества. Потребности пивоваров создали в сельском хозяйстве региона гарантированный рынок сбыта для качественного сырья и дополнительные рабочие места.

Пиво стали варить еще в древнем Египте. Если бы нам с вами сейчас удалось попробовать именно тот самый напиток, то какую разницу почувствовали бы?

На эту тему можно только фантазировать, поскольку, не смотря на большое количество исследований, очевидно, что на 100% воспроизвести продукт не удастся. Но важно отметить, что владея искусством приготовления пива из ячменного солода, египтяне также успешно варили пиво и из других злаков. К тому же, по свидетельствам археологов, в различные сорта пива добавляли шафран, анис, другие натуральные пряности.

Технологии не стоят на месте: производства модернизируются, процессы улучшаются, огромное значение придается качеству ингредиентов и его контролю. Сейчас в мире выпускаются тысячи сортов пива, сваренного как по классическому рецепту, так и с различными натуральными добавками, такими как, цедра апельсина, кориандр, малина и др. На мой взгляд, хорошие сорта пива всегда должны отличаться по вкусу между собой. В противном случае, это был бы один продукт. Для этого и существует ассортимент. Есть сорта из ячменя, есть из пшеницы, есть из кукурузы, есть из риса. Это все пиво. В разных странах есть свои традиции приготовления, своя история пивоварения.

Сейчас для приготовления пива на российских предприятиях «САН ИнБев» используется оборудование европейского класса. На всех заводах компании осуществлено техническое перевооружение с внедрением самых современных мировых технологий и стандартов производства и управления, что позволяет точно выдерживать технологические режимы на всех этапах производства пива.

Справка

ОАО «САН ИнБев» является российским подразделением крупнейшего в мире пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев». Компания работает на пивоваренном рынке России 15 лет и занимает одну из ведущих позиций.

«САН ИнБев» владеет сетью современных пивоваренных заводов в Клину, Волжском, Омске, Саранске, Иваново и Ангарске.

«Анхойзер-Буш ИнБев» является лидирующей в мире пивоваренной компанией и входит в ТОП-5 лидеров среди глобальных производителей товаров повседневного спроса.

Компания была образована в конце 2008 года в результате слияния бельгийского пивоваренного концерна «ИнБев» и американской компании «Анхойзер-Буш». Штаб квартира расположена в городе Левен, Бельгия.

Биография

Андрей Владимирович Ерин, родился 21 января 1964 года. В 1987 году окончил московский институт тонкой химической технологии. В 1992 – аспирантуру МГУ.

Кандидат химических наук.

С 1987 по 1996 год - инженер-технолог саранского завода «Резинотехника».

С 1996 по 1997 год - главный специалист Госстандарта России.

С 1997 по 1998 год - менеджер по маркетингу и продажам компании «ЗМ Россия» (Minnesota Mining and Manufacturing Company).

С 1999 по 2002 год - руководитель отдела по производственным вопросам, связям с госструктурами и PR в компании «Реемтсма» (Reemtsma).

С 2002 по 2005 год - управляющий по связям с общественностью в Japan Tobacco International.

В настоящий момент - директор по корпоративным отношениям ОАО «САН ИнБев».

Анатолий Шестаков

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №16 (020) 29 апреля

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.