Класс

Класс

15 июля 2014 16.29Бизнес

Точное попадание

Директор пейнтбольных клубов «Кутузов» и «Чапаев», а также лазертаг-клуба «Метеор» Михаил Самотой начинал свой бизнес еще в студенческие годы. По прошествии 6 лет его предприятие, работающее в сфере индустрии развлечений, стало одним из лидеров своего рынка. Но при этом продолжает расширять спектр услуг и улучшать сервис обслуживания клиентов.
Точное попадание


Директор пейнтбольных клубов «Кутузов» и «Чапаев», а также лазертаг-клуба «Метеор» Михаил Самотой начинал свой бизнес еще в студенческие годы. По прошествии 6 лет его предприятие, работающее в сфере индустрии развлечений, стало одним из лидеров своего рынка. Но при этом продолжает расширять спектр услуг и улучшать сервис обслуживания клиентов.

Пейнтболом Михаил Самотой увлекся на первом курсе, когда вместе с одногруппниками сходил в один из клубов Омска. И это увлечение вскоре переросло в идею для бизнеса.

«Уже через год я решил пригласить пострелять весь факультет, — вспоминает он. — Съездил в один из клубов и договорился о мероприятии. Поскольку я привез с собой много людей, мне даже сделали скидку. И тогда я подумал: а почему бы не заняться организацией групп-участников и зарабатывать небольшие деньги за счет скидок? Для студента эти деньги не лишние».

Вовремя открылся

А когда небольшой бизнес уже был налажен, Михаил задумался о собственном пейнтбольном клубе. За время организации групп-участников для игры он получил представление о том, как можно было бы построить собственное дело.

«Постепенно нашлась и территория для организации площадки для пейнтбола. Были разные варианты, и я остановился на участке в поселке Светлом. Из-за экономии все пришлось делать самому. Нанимать работников тогда было не на что, и я сам обустраивал пространство для игры», — говорит Михаил.

В 2008 году 20-летний предприниматель берет в долг у родственников 200 тысяч рублей и начинает работу. Михаил рассказывает, что на первом этапе было очень тяжело: финансы не позволяли быстро развернуться, к тому же первоочередной задачей было привлечение клиентов. Больших денег на рекламу выделить было сложно, поэтому бизнесмен ограничился развешиванием объявлений. В 2008 году реклама в интернете только набирала обороты, и мало кто понимал, как с этим работать.

«Первыми клиентами стали друзья, которых я сам приглашал, чтобы они поиграли, — продолжает директор «Кутузова», «Чапаева» и «Метеора». — Для меня это было хорошим опытом: я посмотрел на практике, как все работает в моем клубе, можно сказать, это был такой экспериментальный старт».

Новое направление досуга привлекало все больше клиентов, а вот конкуренция в те годы была еще небольшая, поэтому первый год работы удалось закончить в плюсе. Тем более что Михаил в 2008 году провел первое масштабное городское соревнование, что сразу привлекло внимание публики. Проблемы ждали позже — 2009 год стал кризисным, и индустрия развлечений едва ли не больше всех пострадала от оттока клиентов:

«На второй год работы у меня даже стали появляться мысли о закрытии бизнеса. Но удалось справиться со сложностями, и в 2010 году ситуация стала выправляться — рост бизнеса возобновился. Зато с тех пор, если смотреть по темпам роста выручки, можно сказать, что в среднем год от года она растет на 70%. Это очень хорошие цифры».

Годовой оборот предприятия в прошлом году был зафиксирован в пределах 10 млн рублей, но, по словам Самотоя, рост продолжается, и по итогам текущего года эта цифра увеличится.

01IMG 4375

Михаил признается, что ему очень повезло: он открыл свой бизнес вовремя, когда рынок еще был далек от насыщения.

«Уже в 2009 году в Омске появилось больше 20 подобных клубов, позднее эта цифра менялась. Многие из игроков вынуждены закрывать бизнес, они просто не справляются с конкуренцией старожилов. Есть энтузиасты, которые хотели открывать площадки для пейнтбола в районах области, но там устойчивый спрос получить сложно, поэтому и они не выживают больше года-двух», — поясняет предприниматель.

По оценкам владельца пейнтбольного бизнеса, сейчас, чтобы открыть успешный клуб, 200 тысяч рублей может уже не хватить. Михаил утверждает, что если новички по его примеру будут организовывать бизнес самостоятельно, то на грамотное продвижение и маркетинг им придется потратить значительно больше.

«Чтобы новое дело пошло, нужно, чтобы открывающийся клуб чем-то отличался от конкурентов, имел свои преимущества и особенности,
— считает бизнесмен. — Думаю, сейчас придется вложить не меньше миллиона рублей, чтобы открыть бизнес, претендующий на сравнительно успешное существование на рынке».

Лазертаг — писк моды

Сейчас под управлением Михаила Самотоя работает два пейнтбольных клуба: «Кутузов» и «Чапаев», а с нынешнего года бизнес расширился новым предложением — открылся лазертаг-клуб «Метеор». В лазертаге, в отличие от пейнтбола, участники стреляют в друг друга не шариками с краской, а лишь световым лучом. В таком случае исключены болевые ощущения от попадания. Помимо этого предприниматель организует игры и на разнообразных арендованных площадках под открытым небом.

«Мы видим, как в последние годы стал популярен лазертаг и тоже решили расширить свой бизнес в этом направлении. На этом рынке уже наметилась конкуренция, но наше преимущество в том, что мы предлагаем пейнтбол и лазертаг в комплексе. Первый интересен мужской аудитории, а второй популярен среди детей и женщин, которые не хотят болевых ощущений от шариков с краской и боятся синяков после жарких пейнтбольных сражений», — рассказал он.

По словам Михаила, основными конкурентами его бизнеса являются отнюдь не другие пейнтбольные клубы, а иные представители индустрии развлечений:

«Если человек пришел пострелять с друзьями в один клуб и ему понравилось, то он захочет для разнообразия посетить и другие площадки. В этом смысле и мы, и наши конкуренты сообща развиваем рынок. Поэтому владельцев других пейнтбольных клубов я считаю своими партнерами. Особенно выделю коллег из пейнтбольного клуба «Гангстер» и лазертаг-клуба «Лазергейминг». Но в Омске существует множество альтернатив проведению досуга и вот именно они отнимают у нас целевую аудиторию. Поэтому я считаю конкурентами кафе, сауны, боулинг и кинотеатры».

При этом на рост популярности своего бизнеса Михаил не жалуется.

В прошлом году в его клубы пришло более 11 тысяч человек. В этом году, с появлением лазертага и привлечением новых групп клиентов, он рассчитывает увеличить аудиторию до 17 тысяч. Для сравнения: в первые годы удавалось привлечь от 500 до тысячи клиентов.

02IMG 4372

«Аудитория лазертага, думаю, будет и дальше расти, а вот пейнтбол растет скорее по инерции: пиковая фаза его популярности уже прошла и рынок поделен, — предполагает Михаил. — Тем не менее, среднегодовой темп роста бизнеса — 30-40%. Думаю, на многих рынках о таких темпах можно только мечтать».

Пейтнбольный бизнес не кошмарят

Несмотря на стремительное развитие рынка, за все годы работы в этом бизнесе по заверению предпринимателя, ему еще не приходилось сталкиваться с административными препонами.

«Мне никто никогда не мешал в построении бизнеса. Более того, скажу, что у нас сложились конструктивные отношения с департаментом по физической культуре, спорту и молодежной политике городской администрации и областным минспортом. Мы участвуем в конкурсах на получение грантов и нередко организуем благотворительные акции для воспитанников детских домов. Наш бизнес можно назвать социально-ориентированным», — говорит он.

Одним из основных направлений работы можно считать организацию корпоративных мероприятий. Михаил Самотой рассказывает, что фирмы и организации все чаще стали предпочитать этот вид активного отдыха. За последние годы клиентами клуба стали коллективы Омского аэропорта, сотрудники омского филиала компании «Мегафон», команды из Сбербанка, ВТБ-24, МДМ банка, ОТП банка, ДНС, «Атлантиды», Сибирской алкогольной группы, сотрудники завода «Полет», «Омсктехуглерода» и Радиозавода им. А. Попова.

Но бизнесмен признается, что значительная часть усилий направлена на привлечение новых клиентов. Основная целевая аудитория для игры в пейнтбол — мужчины от 15 до 35 лет, и традиционные способы рекламы для информирования этой категории клиентов уже не подходят:

«Мы пробовали размещать рекламу на телевидении, но быстро поняли, что это не наш канал коммуникации. Не могу сказать, что эта рекламная кампания была провальной, но мы ждали большего. В нашем бизнесе, не буду оригинальным, лучшими инструментами продвижения являются интернет и наружная реклама. Костяк аудитории сети как раз совпадает с нашей целевой аудиторией».

03IMG 4378


А для удержания постоянной клиентской базы предприниматель еще в 2011 году придумал проводить так называемые «маневры». Это массовые мероприятия, в которых раз в две недели участвует от 80 до 120 человек.

«Мы собираем на наших базах или выездных площадках всех желающих, придумываем для них интересные сценарии, которые пользуются большой популярностью. При этом у постоянных игроков появилась необходимость в покупке пейнтбольного оборудования. Мы и этим готовы помочь», — рассказал Михаил.

Потребитель приходит за сервисом

Сейчас в штате организации на постоянной основе числится 8 работников, плюс есть определенный пул внештатных инструкторов, которые работают по договору.

Предприниматель отмечает: «Расширение штата очень облегчило нашу работу. Когда на предприятии работало 2-3 человека, приходилось заниматься сразу всем. А сейчас у каждого сотрудника появилась определенная специализация. К тому же в индустрии развлечений работа кипит все семь дней недели, поэтому я считаю достижением, что нам удалось составить определенный график выходных дней для коллектива».

По словам Михаила, в ближайшем будущем пейнтбольный бизнес продолжит свое развитие, клиентов ждет появление новых форматов, станет больше качественных и хорошо организованных мероприятий. Как признается бизнесмен, потребитель перестал воспринимать пейнтбол как экстремальный способ проведения досуга, сейчас клиент требует улучшения сервиса. Поэтому этой индустрии приходится перестраиваться и предлагать комплексные решения.

Например, после того как клиенты сыграют в пейнтбол, они хотели бы с комфортом отдохнуть на природе, а значит, им нужны беседки, мангальные зоны и зоны отдыха. И глава пейнтбольных клубов ставит новые цели:

«Для нас главное, чтобы клиент остался доволен и в следующий раз опять пришел в наш клуб. Хотя я сейчас задумываюсь не только о будущем пейнтбола в Омске, но и о новых направлениях бизнеса. Предприниматель тем и отличается от менеджера, что должен постоянно видеть возможности для приложения своих сил».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №26 (030) 15 июля

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.