Класс

Класс

30 июля 2014 12.58Город

Железнодорожная романтика

Корреспондент «Класса» побывала в самом крупном железнодорожном эксплуатационном депо в России и опробовала на себе профессию осмотрщик вагонов.

Железнодорожная романтика



Корреспондент «Класса» побывала в самом крупном железнодорожном эксплуатационном депо в России и опробовала на себе профессию осмотрщик вагонов.

На первый взгляд профессия железнодорожника простая и приятная. Поезда, рельсы, шпалы, истории людей... романтика. Но это в теории. На практике, для работы с составом, необходимо не только потратить годы на обучение в техникуме или университете, но и ежедневно подкреплять знания собственной внимательностью и дисциплиной.  

poezd1

В Омске осмотрщики вагонов работают как на пассажирских, так и на грузовых составах. Станция Входная — одна из крупнейших сортировочных станций в России. Именно там корреспондент «Класса» и попробовала стать работником РЖД. В реальной жизни прикоснуться к профессии осмотрщика вагонов девушка бы не смогла — для женщин на железной дороге есть другие профессии. Например, оператор, машинист компрессорной установки, инженер-технолог и другие.

poezd2

График работы осмотрщика вагонов по смене в ночь и в день, а затем два выходных. Каждая смена длится 12 часов, в течение которых приходится проверить около двадцати поездов. Надев оранжевый жилет и кепку, приобщаемся к 16 тысячам омских железнодорожников. Оборудование — щетку, зеркало и молоток — дают в руки только с разрешения специалиста, за которым закрепили журналиста.

poezd3

«Вот какое у меня зеркальце, — смеется осмотрщик вагонов Дмитрий Коваленко, показывая зеркало-сердечко. — Оно больше стандартного, мне с ним удобнее». В мужских рабочих руках девичий аксессуар действительно смотрится забавно. Но предназначение зеркала более чем серьезное — с его помощью можно увидеть дефекты в труднодоступных местах.

poezd4

Мы осматриваем порожняк (состав с порожними вагонами. — Прим. ред.) из 72 вагонов, начиная с хвоста. На осмотр одного состава шести осмотрщикам дается 28 минут. Поезд зрительно делится на три части по 28 вагонов. Это значит, что у специалиста есть 60 секунд на проверку каждого вагона. Обычно ребята работают в паре — один обходит поезд слева, другой — справа. И после того как установлено, что со сцепкой все в порядке, осмотрщики изучают каждый свою сторону.

«Порожняк-то старый, 1988 года. Это много для вагона, он ведь постоянно эксплуатируется. Весь парк обновить не получается, в России он огромный», — рассказывает Дмитрий Коваленко.

poezd5

Начинаем осмотр вагона с колесной пары: проверяем внутреннюю часть обода на наличие трещин, лабиринтное кольцо, наружный радиус R-55 боковой рамы тележки. «Это самое опасное место, ну вы поняли», — уверен в осведомленности журналиста Дмитрий. Остается только кивнуть.

poezd6

Без фонаря трещину не найдешь, поэтому мы дополнительно подсвечиваем каждую деталь. «Вообще хочу сказать, что искать сколы — это очень тяжелый и скрупулезный труд. Нужно терпение. Можно безуспешно месяц искать, а потом каждый день находить и в ночь, и в дождь, и в снег», — объясняет Дмитрий.

poezd7

Помимо терпения осмотрщикам нужен еще уникальный слух, почти музыкальный. Например, ослабление кольцевого крепления проверяется молотком: если гайка открутилась — звук будет как бы раздваиваться. Также по звуку проверяется и наличие трещины диска или обода: патологию выдает глухой звон.

poezd8

Затем от «ходовки» переходим к кузову. Летом боковины не так часто ломаются, основные проблемы начинаются ближе к зиме — металл из-за холодов становится хрупким, а рельсовые пути — жесткими. Часто причина поломки — литейный брак. Особенно часто этим грешит украинский завод номер 14, сейчас, правда, его продукция уже не поступает на российский рынок.

poezd9

Конструкция грузового и пассажирского вагонов сильно отличается. Однако осмотрщик должен уметь выявлять дефекты на каждом из них. Найдя проблему, мастер пишет мелом, что нужно починить. Если вагон «болен» по кузову, он попадает в механизированный пункт подготовки вагонов (МППВ), а если неисправность относится к ходовой части — в механизированный вагоноремонтный пункт (МВРП).

poezd10

После того как все трещинки будут заварены, порожняк направится в Кузбасс, где в него будут грузить уголь. Осматривать все детально в интересах работника не только из-за потенциальных мук совести за пропущенную поломку. За каждую обнаруженную неисправность специалист получает премиальные, общая сумма которых в случае хорошей работы может оказаться значительно больше зарплаты. Она кстати в среднем составляет 28 тысяч рублей в месяц. За год Дмитрий Коваленко, передовик с которым «Класс» осматривал поезда, получил премию в 305 тысяч рублей — об этом смело сообщает начальство. Сами работники о зарплате говорить не хотят — коммерческая тайна.

poezd11

У работников РЖД есть особенные личностные качества, уверен заместитель начальника ЗСЖД по Омскому территориальному управлению Евгений Шапуленко: «Если человек активный и он поддерживает это качество знаниями, то из вчерашнего студента он вырастает до серьезного руководителя. Железнодорожники всегда отличались внутренней дисциплиной и ответственностью».

Свободную минуту работники РЖД проводят в бытовке. Там есть душевая, шкафчики и кухня. «Обед у нас не регламентирован. Но вообще-то время находим», — объясняет Дмитрий Коваленко. Все железнодорожники понимают, что поезд не будет ждать. Наверное, поэтому девушек в профессии осмотрщик-ремонтник вагонов нет.

Фото: Стас Клевако

Добавить комментарий
Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».