Класс

Класс

30 июля 2014 12.58Город

Железнодорожная романтика

Корреспондент «Класса» побывала в самом крупном железнодорожном эксплуатационном депо в России и опробовала на себе профессию осмотрщик вагонов.

Железнодорожная романтика



Корреспондент «Класса» побывала в самом крупном железнодорожном эксплуатационном депо в России и опробовала на себе профессию осмотрщик вагонов.

На первый взгляд профессия железнодорожника простая и приятная. Поезда, рельсы, шпалы, истории людей... романтика. Но это в теории. На практике, для работы с составом, необходимо не только потратить годы на обучение в техникуме или университете, но и ежедневно подкреплять знания собственной внимательностью и дисциплиной.  

poezd1

В Омске осмотрщики вагонов работают как на пассажирских, так и на грузовых составах. Станция Входная — одна из крупнейших сортировочных станций в России. Именно там корреспондент «Класса» и попробовала стать работником РЖД. В реальной жизни прикоснуться к профессии осмотрщика вагонов девушка бы не смогла — для женщин на железной дороге есть другие профессии. Например, оператор, машинист компрессорной установки, инженер-технолог и другие.

poezd2

График работы осмотрщика вагонов по смене в ночь и в день, а затем два выходных. Каждая смена длится 12 часов, в течение которых приходится проверить около двадцати поездов. Надев оранжевый жилет и кепку, приобщаемся к 16 тысячам омских железнодорожников. Оборудование — щетку, зеркало и молоток — дают в руки только с разрешения специалиста, за которым закрепили журналиста.

poezd3

«Вот какое у меня зеркальце, — смеется осмотрщик вагонов Дмитрий Коваленко, показывая зеркало-сердечко. — Оно больше стандартного, мне с ним удобнее». В мужских рабочих руках девичий аксессуар действительно смотрится забавно. Но предназначение зеркала более чем серьезное — с его помощью можно увидеть дефекты в труднодоступных местах.

poezd4

Мы осматриваем порожняк (состав с порожними вагонами. — Прим. ред.) из 72 вагонов, начиная с хвоста. На осмотр одного состава шести осмотрщикам дается 28 минут. Поезд зрительно делится на три части по 28 вагонов. Это значит, что у специалиста есть 60 секунд на проверку каждого вагона. Обычно ребята работают в паре — один обходит поезд слева, другой — справа. И после того как установлено, что со сцепкой все в порядке, осмотрщики изучают каждый свою сторону.

«Порожняк-то старый, 1988 года. Это много для вагона, он ведь постоянно эксплуатируется. Весь парк обновить не получается, в России он огромный», — рассказывает Дмитрий Коваленко.

poezd5

Начинаем осмотр вагона с колесной пары: проверяем внутреннюю часть обода на наличие трещин, лабиринтное кольцо, наружный радиус R-55 боковой рамы тележки. «Это самое опасное место, ну вы поняли», — уверен в осведомленности журналиста Дмитрий. Остается только кивнуть.

poezd6

Без фонаря трещину не найдешь, поэтому мы дополнительно подсвечиваем каждую деталь. «Вообще хочу сказать, что искать сколы — это очень тяжелый и скрупулезный труд. Нужно терпение. Можно безуспешно месяц искать, а потом каждый день находить и в ночь, и в дождь, и в снег», — объясняет Дмитрий.

poezd7

Помимо терпения осмотрщикам нужен еще уникальный слух, почти музыкальный. Например, ослабление кольцевого крепления проверяется молотком: если гайка открутилась — звук будет как бы раздваиваться. Также по звуку проверяется и наличие трещины диска или обода: патологию выдает глухой звон.

poezd8

Затем от «ходовки» переходим к кузову. Летом боковины не так часто ломаются, основные проблемы начинаются ближе к зиме — металл из-за холодов становится хрупким, а рельсовые пути — жесткими. Часто причина поломки — литейный брак. Особенно часто этим грешит украинский завод номер 14, сейчас, правда, его продукция уже не поступает на российский рынок.

poezd9

Конструкция грузового и пассажирского вагонов сильно отличается. Однако осмотрщик должен уметь выявлять дефекты на каждом из них. Найдя проблему, мастер пишет мелом, что нужно починить. Если вагон «болен» по кузову, он попадает в механизированный пункт подготовки вагонов (МППВ), а если неисправность относится к ходовой части — в механизированный вагоноремонтный пункт (МВРП).

poezd10

После того как все трещинки будут заварены, порожняк направится в Кузбасс, где в него будут грузить уголь. Осматривать все детально в интересах работника не только из-за потенциальных мук совести за пропущенную поломку. За каждую обнаруженную неисправность специалист получает премиальные, общая сумма которых в случае хорошей работы может оказаться значительно больше зарплаты. Она кстати в среднем составляет 28 тысяч рублей в месяц. За год Дмитрий Коваленко, передовик с которым «Класс» осматривал поезда, получил премию в 305 тысяч рублей — об этом смело сообщает начальство. Сами работники о зарплате говорить не хотят — коммерческая тайна.

poezd11

У работников РЖД есть особенные личностные качества, уверен заместитель начальника ЗСЖД по Омскому территориальному управлению Евгений Шапуленко: «Если человек активный и он поддерживает это качество знаниями, то из вчерашнего студента он вырастает до серьезного руководителя. Железнодорожники всегда отличались внутренней дисциплиной и ответственностью».

Свободную минуту работники РЖД проводят в бытовке. Там есть душевая, шкафчики и кухня. «Обед у нас не регламентирован. Но вообще-то время находим», — объясняет Дмитрий Коваленко. Все железнодорожники понимают, что поезд не будет ждать. Наверное, поэтому девушек в профессии осмотрщик-ремонтник вагонов нет.

Фото: Стас Клевако

Добавить комментарий

Календарь

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...