Класс

Класс

30 июля 2014 12.58Город

Железнодорожная романтика

Корреспондент «Класса» побывала в самом крупном железнодорожном эксплуатационном депо в России и опробовала на себе профессию осмотрщик вагонов.

Железнодорожная романтика



Корреспондент «Класса» побывала в самом крупном железнодорожном эксплуатационном депо в России и опробовала на себе профессию осмотрщик вагонов.

На первый взгляд профессия железнодорожника простая и приятная. Поезда, рельсы, шпалы, истории людей... романтика. Но это в теории. На практике, для работы с составом, необходимо не только потратить годы на обучение в техникуме или университете, но и ежедневно подкреплять знания собственной внимательностью и дисциплиной.  

poezd1

В Омске осмотрщики вагонов работают как на пассажирских, так и на грузовых составах. Станция Входная — одна из крупнейших сортировочных станций в России. Именно там корреспондент «Класса» и попробовала стать работником РЖД. В реальной жизни прикоснуться к профессии осмотрщика вагонов девушка бы не смогла — для женщин на железной дороге есть другие профессии. Например, оператор, машинист компрессорной установки, инженер-технолог и другие.

poezd2

График работы осмотрщика вагонов по смене в ночь и в день, а затем два выходных. Каждая смена длится 12 часов, в течение которых приходится проверить около двадцати поездов. Надев оранжевый жилет и кепку, приобщаемся к 16 тысячам омских железнодорожников. Оборудование — щетку, зеркало и молоток — дают в руки только с разрешения специалиста, за которым закрепили журналиста.

poezd3

«Вот какое у меня зеркальце, — смеется осмотрщик вагонов Дмитрий Коваленко, показывая зеркало-сердечко. — Оно больше стандартного, мне с ним удобнее». В мужских рабочих руках девичий аксессуар действительно смотрится забавно. Но предназначение зеркала более чем серьезное — с его помощью можно увидеть дефекты в труднодоступных местах.

poezd4

Мы осматриваем порожняк (состав с порожними вагонами. — Прим. ред.) из 72 вагонов, начиная с хвоста. На осмотр одного состава шести осмотрщикам дается 28 минут. Поезд зрительно делится на три части по 28 вагонов. Это значит, что у специалиста есть 60 секунд на проверку каждого вагона. Обычно ребята работают в паре — один обходит поезд слева, другой — справа. И после того как установлено, что со сцепкой все в порядке, осмотрщики изучают каждый свою сторону.

«Порожняк-то старый, 1988 года. Это много для вагона, он ведь постоянно эксплуатируется. Весь парк обновить не получается, в России он огромный», — рассказывает Дмитрий Коваленко.

poezd5

Начинаем осмотр вагона с колесной пары: проверяем внутреннюю часть обода на наличие трещин, лабиринтное кольцо, наружный радиус R-55 боковой рамы тележки. «Это самое опасное место, ну вы поняли», — уверен в осведомленности журналиста Дмитрий. Остается только кивнуть.

poezd6

Без фонаря трещину не найдешь, поэтому мы дополнительно подсвечиваем каждую деталь. «Вообще хочу сказать, что искать сколы — это очень тяжелый и скрупулезный труд. Нужно терпение. Можно безуспешно месяц искать, а потом каждый день находить и в ночь, и в дождь, и в снег», — объясняет Дмитрий.

poezd7

Помимо терпения осмотрщикам нужен еще уникальный слух, почти музыкальный. Например, ослабление кольцевого крепления проверяется молотком: если гайка открутилась — звук будет как бы раздваиваться. Также по звуку проверяется и наличие трещины диска или обода: патологию выдает глухой звон.

poezd8

Затем от «ходовки» переходим к кузову. Летом боковины не так часто ломаются, основные проблемы начинаются ближе к зиме — металл из-за холодов становится хрупким, а рельсовые пути — жесткими. Часто причина поломки — литейный брак. Особенно часто этим грешит украинский завод номер 14, сейчас, правда, его продукция уже не поступает на российский рынок.

poezd9

Конструкция грузового и пассажирского вагонов сильно отличается. Однако осмотрщик должен уметь выявлять дефекты на каждом из них. Найдя проблему, мастер пишет мелом, что нужно починить. Если вагон «болен» по кузову, он попадает в механизированный пункт подготовки вагонов (МППВ), а если неисправность относится к ходовой части — в механизированный вагоноремонтный пункт (МВРП).

poezd10

После того как все трещинки будут заварены, порожняк направится в Кузбасс, где в него будут грузить уголь. Осматривать все детально в интересах работника не только из-за потенциальных мук совести за пропущенную поломку. За каждую обнаруженную неисправность специалист получает премиальные, общая сумма которых в случае хорошей работы может оказаться значительно больше зарплаты. Она кстати в среднем составляет 28 тысяч рублей в месяц. За год Дмитрий Коваленко, передовик с которым «Класс» осматривал поезда, получил премию в 305 тысяч рублей — об этом смело сообщает начальство. Сами работники о зарплате говорить не хотят — коммерческая тайна.

poezd11

У работников РЖД есть особенные личностные качества, уверен заместитель начальника ЗСЖД по Омскому территориальному управлению Евгений Шапуленко: «Если человек активный и он поддерживает это качество знаниями, то из вчерашнего студента он вырастает до серьезного руководителя. Железнодорожники всегда отличались внутренней дисциплиной и ответственностью».

Свободную минуту работники РЖД проводят в бытовке. Там есть душевая, шкафчики и кухня. «Обед у нас не регламентирован. Но вообще-то время находим», — объясняет Дмитрий Коваленко. Все железнодорожники понимают, что поезд не будет ждать. Наверное, поэтому девушек в профессии осмотрщик-ремонтник вагонов нет.

Фото: Стас Клевако

Добавить комментарий
«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.