Класс

Класс

07 августа 2014 16.14Интервью

Владислав Крейнин: «Гражданин в человеке сегодня вытесняет потребителя»

На «Городском пикнике» «Класс» представил совместный проект с платформой «Йополис» под названием «Карта перемен». О том, что может дать Омску «Йополис» и как будет реализован проект мы поговорили с руководителем платформы Владиславом Крейниным.
Владислав Крейнин: «Гражданин в человеке сегодня вытесняет потребителя»


На «Городском пикнике» «Класс» представил свой совместный проект с общероссийской гражданской интернет-платформой «Йополис» под названием «Карта перемен». Омичи оставляли свои идеи по улучшению Омска, которые сегодня собраны на сайте «Йополиса». За каждую идею можно проголосовать, после чего лучшие проекты будут переданы городским властям и реализованы.

В сентябре «Йополис» запускает в Омске свой проект «Инкубатор локальных инициатив», в котором примут участие городские активисты и все неравнодушные. О том, что может дать Омску «Йополис», мы поговорили с генеральным директором платформы Владиславом Крейниным.

— Голосование за идеи «Карты перемен» продлится до 10 августа. Что произойдет дальше?
— Три проекта, которые наберут больше всего голосов, будут переданы в городскую администрацию, и мы будем добиваться их реализации. Также на «Йополисе» есть специальный раздел «Обращения», которым может воспользоваться любой житель. Наш юридический департамент помогает грамотно составлять заявки в органы власти, отправляет их в компетентные структуры и следит за реализацией. Благодаря этому сервису только за прошлый год было решено более 500 общественно-значимых проблем по всей стране.

F6pR8rf2On8

— Владислав, расскажи о сути проекта «Йополис», чем он может помочь городу, городским активистам?
— «Йополис» — это компания, которая помогает жителям городов принимать непосредственное участие в городских процессах. Они касаются взаимодействия людей с органами власти и бизнесом, друг с другом, с местными лидерами, с общественными организациями. Наша философия основана на концепции общества участия. Мы считаем, что постепенно мир меняется — от общества спрос-потребление мы переходим к обществу потребление-соучастие. Социальные общества давно поднимают вопрос о том, как Я —потребитель влияет на Я — гражданина. Раньше первый однозначно подавлял второго. Сейчас происходит слом сознания — гражданский компонент в человеке побеждает жажду потребления.

Для того чтобы предоставить пользователю возможность участвовать в жизни города мы используем как интернет технологии, так и социальные офлайн-проекты. Сейчас мы развиваем проекты, часто пилотные, в России и постепенно выходим за ее пределы. У нас есть уже ряд партнеров в странах Латинской Америки, в Испании. Сейчас думаем про выход на английский рынок. В России мы реализуем пилотные проекты в Кировской области, на Урале, активно развиваем отношения с югом России — Ростовом, Таганрогом, Магнитогорском, республикой Башкортостан. И вот мы приехали в Омск. В начале июля мы встретились с городскими властями, и уже с 1 сентября будем активно развивать отношения с омскими представителями власти, активистами и местным бизнесом.

— Какие конкретно проекты уже были реализованы с помощью «Йополиса»?
— У нас есть ряд «вкусных» проектов, которые успешно функционируют. Например, существует такая концепция Participatory budgeting, на русский ее можно перевести как «Бюджет с участием жителей». Зародилась она в конце 80-х годов в штате Бразилии Порту-Алегри. Там жителям предложили принять непосредственное участие в распределении бюджетов населенных пунктов этого штата. Они сами определяли, что нужнее сегодня — улучшение системы водоснабжения или, например, ремонт дорог, выставляли приоритеты. Постепенно эта концепция распределения бюджета с участием жителей начала распространяться по миру, в том числе она была опробована в России. Пилотным регионом стала Кировская область, но только на уровне сел. Перед нами встала задача — как сделать то же самое, только в городе с населением 300 000 или хотя бы 100 000 человек. В этом случае невозможно собрать людей на сход, чтобы они подняли руки и проголосовали. Здесь требовались интернет-технологии, и мы сделали первый в мире онлайн-проект распределения бюджетных приоритетов с участием горожан.

Жители конкретного региона голосовали на специально созданном разделе сайте за различные инфраструктурные объекты, которые могут быть реализованы в городе, при этом бОльшая часть из них была предложена не властью, а самими жителями. Посетители сайта выставляли каждому проекту баллы. В результате сформировался рейтинг приоритетов, на основании которых принималось решение, какие проекты будут реализованы в этом году за счет бюджетных средств, а какие нет. Фактически к голосу жителей в таком важном вопросе впервые в нашей стране прислушались, и это очень важно. В 2013 году в проекте приняли участие около 18 000 человек, уже в 2014 году он собрал 41 000 пользователей, что составляет более 15% от всей интернет-аудитории Кировской области.

Совершенно другой наш проект — городской краудсорсинг. Мы реализовали его в Сыктывкаре, столице республики Коми. Там было очень мало памятников и мест, где можно было бы назначать встречи с друзьями, свидания. Администрация города решила провести конкурс, в котором жители сами предлагали идеи, какие скульптуры они бы хотели увидеть в городе. Дальше сами сыктывкарцы рейтинговали эти идеи, и на их основе в каждом районе города будут установлены памятники. Всего на сайте оставили 161 идею, из которых было отобрано 11 самых популярных. И они действительно реализуются прямо сейчас, эти памятники находятся на изготовлении. При этом жители сами придумали концепцию скульптур, сами выбрали, какие идеи наиболее привлекательны, определили финалистов. Этот проект неплохо иллюстрирует концепцию общества участия.

— Но все эти проекты предполагают какое-то финансирование со стороны властей, а у нас в регионе со свободными деньгами сейчас большая проблема. Как можно в такой ситуации реализовывать даже самые полезные проекты?
— Ну мы же предлагаем брать средства из системных бюджетных денег, которые должны быть направлены на реализацию первоочередных программ. То есть бюджет на развитие инфраструктуры города есть всегда, просто сейчас жители не принимают участие в его распределении. Вам не нужен дополнительный бюджет, чтобы реализовывать эти проекты, просто пользуйтесь тем, который есть.

— У нас власти уже пытаются реализовывать проекты, подобные тем, о которых вы рассказывали. Например, есть сайт, на котором жители могут оставить свои идеи по поводу распределения бюджета в регионе. Но к сожалению, чиновники не слишком обращают внимание на мнение жителей, когда принимают какие-то решения. Как вы взаимодействуете с властями и заставляете их действительно прислушиваться к голосу людей?
— В Омске мы встречались с представителями местной городской администрации, Ириной Касьяновой в том числе, решили продолжить наш диалог, но пока ни к чему не пришли. В то же время мы общались с администрацией области, с министерством по молодежной политике мы договорились о конкретных проектах, которые хотим постепенно реализовывать. Решение здесь следующее: должно пройти время, чтобы власть начла понимать  современные технологии облегчают, а не усложняют ее задачу.

Должна проводиться правильная грамотная работа с общественными лидерами, которые предлагают идеи, хотят участвовать в общественной жизни. Сейчас в Омске существует система КТОСов, которая давно устарела. Мы встречались с представителями КТОСов, рассказывали им про наши технологии. Для них все это звучит как фантастика из XXIII века по сравнению с текущим состоянием дел. В тоже время администрации уверена, что система КТОСов довольно совершенна, технологична и отражает мнение жителей. Эти вещи вскрываются в процессе диалога, постепенно происходит выработка новой модели. Это как раз тот этап, на котором, как мне кажется, мы находимся сейчас с нашими коллегами в Омске. Постепенно через диалог, через сбор различных мнений, через различные аргументы мы сможем прийти к взаимопониманию.

— У нас в городе есть несколько городских активистов, которые как раз пытаются заставить власть прислушаться к мнению людей. Но их зачастую воспринимают как каких-то агрессоров, которые создают движение ради движения. Я знаю, что вы работаете и с городскими активистами, учите их правильно общаться с городскими властями.
— У нас есть система, которая называется «Инкубатор локальных инициатив». Ее основная задача — сделать так, чтобы инициативы, которые исходят от активистов, были логичны, обоснованы, соответствовали стратегии развития города, текущим возможностям и т. д. Мы, скорее, настраиваем активистов на конструктив. Действительно мы встретили довольно много интересных людей в Омске, которые делают полезные правильные вещи. Они могут стать активом для развития города, просто важно правильно подготовить к этому диалогу и власть, и бизнес, и самих урбанистов. Мы как раз этим и занимаемся. Но нет универсального рецепта, как в городе, в котором не выстроен диалог власти и общества, нет дополнительного финансирования, сразу же все наладить. Это длительная работа, но мы на правильном пути —готовности к диалогу. Сам факт, что в Омске поднимаются городские вопросы, существуют активисты, нас пускают на порог к власти, с которой мы взаимодействуем, говорит, о том, что прогресс возможен. Просто времени прошло еще очень мало.

— А что конкретно вы планируете делать в сентябре в Омске?
— Мы как раз хотим запустить «Инкубатор локальных инициатив» в партнерстве с министерством по делам молодежи. Собрать активистов, поговорить с ними про актуальные задачи, потребности и их решения, рассказать про лучшие мировые практики по части городского активизма, развития городов с участием их жителей и о многом другом. Мы хотим запустить импульс коллективного активизма, который был бы способен менять ситуацию системно, а не хаотично и от случая к случаю. Главная проблема городского активизма в России да и по всему миру в том, что он не существует как система, как институт, он чаще всего разрознен. Инициативы, которые проявляют городские активисты, чаще всего носят спонтанный характер, не отражающий реальных потребностей городской среды, городского планирования и т. д. 

— А как вы вообще выбираете города, в которых будете работать, и почему был выбран Омск?
— Для нас в приоритете — города-миллионники, в которых высокое проникновение интернета, с активным населением, потому что без него ничего невозможно сделать, и с высоким качеством государственного управления и бизнеса. Качество госуправления — вполне научный термин, который характеризует все процессы, существующие в каждом конкретном регионе с точки зрения открытости, вменяемости власти. И в Омске, можно сказать, что по этим показателям все хорошо.

— После того как в сентябре вы проведете ряд мероприятий, встретитесь с городскими активистами, останется ли у вас здесь какое-то представительство?
— «Инкубатор» как раз и создан для этого. Если бы мы хотели приехать, потусоваться, уехать и забыть, мы бы просто провели фестиваль или встречу. Но мы действуем по-другому. «Инкубатор» и есть система, которая остается на местах. Сейчас решается вопрос, на базе чего такой инкубатор может быть создан в Омске. Нам кажется, что мы найдем здесь партнеров, которые будут системно заниматься после нашего отъезда развитием местных инициатив.

— Я знаю, что у «Йополиса» есть свои СМИ — портал «Йод» и онлайн-газета «Ситибум». О чем эти издания пишут, в какой тематике и насколько они привязаны к «Йополису»?
— У нас есть платформа для создания городских локальных и тематических СМИ — «Ситибум». Контент, который мы на «Ситибуме» делали, — это были пробы форматов. Пока у нас на базе этой платформы только одно живое и активное издание «Йод». Оно уже имеет довольно неплохие аудиторные показатели и узнаваемость бренда, хотя было запущено только 7 июля. Уже после первого месяца работы издания стало понятно, что мы выбрали правильную стратегию. У нас есть профессиональные авторы, а есть гражданские журналисты. Мы называем этот формат журналистика жителей, когда сами горожане со всей России становятся авторами наших материалов.

Это не блогерство, потому что блогер пишет то, что думает, в том жанре, в котором ему захотелось. Журналистика жителей — наши авторы работают по законам профессиональной журналистики, придерживаются плюрализма мнений, используют жанры, которые характерны для СМИ (репортаж, очерки прежде всего). Мы обучаем жителей быть корреспондентами, проводим мастер-классы, в том числе интернет-вебинары, не только от наших сотрудников, но и от именитых журналистов, например, Алексея Венедиктова, главреда «Эха Москвы». Издание делается совместно профессиональной редакцией и жителями. Такая концепция идеально укладывается в философию общества участия, нам это кажется очень правильной моделью. С сентября мы начнем активно развивать «Ситибум». Наша цель — чтобы более 1000 изданий по всему миру были реализованы на базе нашей платформы.

— Ты профессионально занимался журналистикой, маркетингом, написал книгу о финансовых пирамидах. Почему решил заняться урбанистикой и как вообще попал в «Йополис»?
— Проект придумал Максим Ноготков, основатель группы компаний «Связной». В тот момент, когда «Йополис» создавался, не было ясно, что это будет. Было только понимание, что рынок городских инициатив, урбанистики — очень перспективное направление, которое станет трендом. Можно сказать, что во многом все так и получилось, и мы как раз те люди, которые делают этот тренд более популярным, а технологии в его рамках более совершенными.

Когда создавался «Йополис», он был одним из немногих проектов в этой области. Сейчас каждый месяц мы читаем про «убийц» «Йополиса» — наших конкурентов. Мы знаем, что вдохновили многих людей на развитие своих проектов в этой области.

Я же эксперт конкретно в digital-продуктах, работал 2,5 года в компании «Афиша Rambler», разрабатывал их маркетинговую стратегию. После ребрендинга этой компании и завершения проекта, в который я пришел, я как раз стал думать, чем заниматься дальше, и Максим Ноготков пригласил меня в «Йополис». Сначала, порядка трех месяцев, я был директором по маркетингу, потом стал исполнительным директором и в конце концов возглавил полностью компанию.

Мы стараемся создавать то, чего еще не было ни на рынке, ни в сознании людей. Тот же «Инкубатор локальных инициатив» — такой технологии раньше не существовало. Вот эта возможность делать несуществующие вещи, выполнять задачи, которые ориентированы не только на российский, но и на глобальный рынок, — это и есть моя основная мотивация, которая заставляет меня активно и в очень жестком личном режиме работать в «Йополисе».

Уже сейчас мы являемся единственной российской компанией, представленной на глобальном форуме «умных» городов. Это очень большая честь, я долго ее добивался. Российские компании в целом пока не играют на этом рынке никакой мало-мальски значительной роли, а мы ребята, которые добавляют российский след в эту индустрию, и это нам очень приятно.


Добавить комментарий
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.