Класс

Класс

26 августа 2014 17.37Интервью

Людмила Каменцева, кондуктор трамвая: «В основном в трамвае обсуждают Путина»

«Класс» возрождает проект «Лица города». Мы будем знакомить читателей с представителями городских профессий, которых мы видим каждый день. Новый герой — кондуктор трамвая Людмила Каменцева.
Людмила Каменцева, кондуктор трамвая: «В основном в трамвае обсуждают Путина»
«Класс» возрождает проект «Лица города». Мы будем знакомить читателей с представителями городских профессий, которых мы видим каждый день. Новый герой — кондуктор трамвая Людмила Каменцева.

63-летняя Людмила Каменцева работает кондуктором трамвая четыре года. По сравнению с женщинами, которые провели в депо более 45 лет, это совсем немного. Однако стать кондуктором Людмилу заставила жизнь, в которой она кем только не работала. Женщина часто повторяет: «Вы же понимаете, приходилось выживать». Но Людмила Михайловна за долгие годы не растеряла оптимизма и, наверное, лучше каждого из нас знает, что такое счастье.

kon 1

Когда наступила перестройка, я работала на заводе. Я вообще человек заводской, работала и на телевизионном заводе, и на заводе им. Октябрьской революции, а последнее время — на «Электроточприборе». Предприятия тогда все закрывались, трудно было с деньгами, работы постоянной не было. Жизненная ситуация заставила что-то думать, так я стала предпринимателем. Оформила ИП и начала торговать кондитерскими изделиями и фруктами, а позже и молочной продукцией. Сначала было ничего, а потом стало хуже, большая конкуренция, налоги. Я снимала помещение на территории аэропорта. Плату за аренду постоянно повышали, а покупательская способность была низкая. И в один прекрасный момент я уехала из города на три дня, а арендодатель отключил электроэнергию. Тогда вся молочка испортилась, и я полностью разорилась.

Если человек хочет работать, он найдет себе дело. Естественно, я не стала сидеть сложа руки и некоторое время занималась недвижимостью, но уже подходил пенсионный возраст. За вредные уловия труда я должна была выйти на пенсию в 51 год, но законодательство сменилось, и льготные профессии убрали. Год я судилась с государством, чтобы выйти на пенсию и все-таки добилась своего. Потом у меня умер муж. Как всегда, нужны были деньги. Мне было уже за 55 и во многие места меня не брали... И тут я решила позвонить в трамвайное депо, готова была работать хоть кем. И устроилась кондуктором буквально за один день.

Я как человек заводской настроена всегда честно работать. Стимул у нас такой был пионерский, для Родины. (Смеется.) В общем, работать можно, и я ничего — втянулась. Я всю жизнь работала с людьми, поэтому опыт был.

kon 2

Мы встаем очень рано, и работа у нас, честно сказать, тяжелая. Трамвай выходит на линию в полшестого, а мы должны прийти в депо раньше, оформить все документы и только затем выйти на маршрут. К тому же график таков, что все должно быть строго минута в минуту. Рабочий день около 12,5 часов, при этом время обеда, которых у нас два, вычитается. Выходит, если выехали в шесть, то заканчиваем где-то в полвосьмого.

И все это время постоянно с людьми, на ногах, ведь если сядешь, пассажиров не обслужишь.

Люди пожилого возраста еще рассчитываются сами, а есть те, кто заходят в трамвай и сразу садятся, ждут, что кондуктор сама подойдет. Однако, так не везде. Например, я ездила в Новосибирск, и там кондуктор сидит, а пассажиры сначала рассчитываются, а потом занимают места. В Омске такого нет — мы ходим по салону, потому что у нас есть план на день, который мы должны выполнить.

Планы на маршруты ставят очень большие, а мы как можем стараемся их собрать. В основном у нас какие пассажиры — пенсионеры, льготники. А по четвертому маршруту, например, нам надо сделать шесть тысяч в день. Если я не выполняю план, то не получаю премиальные, только голый оклад.

Бывает, пассажир не успеет зайти и сразу начинает грубить. Обидно. Я считаю, что независимо от того, кем работает человек, нельзя его принижать. 
Тарифная ставка кондуктора, я боюсь испугать вас, составляет 3 083 рубля. Можно на эти деньги существовать? Но если план сделан, то премия — 100%. Бывает, что и 15000 тысяч получаем, но это очень редко. За такую работу хотелось бы больше. Молодежь на такие деньги не пойдет. А я, может, еще и могу грамотно помочь предприятию, но мне 63 года, я уже не востребована, меня на другую работу не возьмут, и это правильно. В основном люди работают моложе меня, 63 — это ведь много, по-моему. Но приходят пенсионеры, куда деваться им. Хоть какие-то деньги зарабатывают к своему бюджету. (Смеется.)

Народ сейчас сложный, честно сказать, озлобленный. Я работала мастером на заводе в советские времена, и тогда люди были добрее, как-то сочувствовали друг другу, помогали, вежливо отвечали, и шутки, и смех, все это было. Конечно, могла быть какая-то мелкая перебранка по работе, но все это сглаживалось. Все, конечно, и сейчас зависит от самого человека. Если он интересный, воспитанный, то никогда не пойдет на конфликт. Но бывает, не успеет зайти и сразу начинает грубить. Обидно. Я считаю, независимо от того, кем работает человек, нельзя его принижать. Мне еще бабушка говорила: «Относись к людям с добром, Бог это увидит, и тебе вернется». Но система сегодняшней жизни построена на нервах и в стране, и между людьми.

Вся эта отрицательная энергетика ложится на кондуктора, однако стараешься не грубить, сдерживать себя. Все-таки тяжело работать с людьми. У меня есть очень опытной водитель Эльвира, она все время говорит: «Людмила, если бы я пошла кондуктором, я бы всех поубивала». (Смеется.) Но вообще, где промолчишь на грубость, где улыбнешься, а где-то и шуткой ответишь.

kon 3

Чтобы люди улыбались, мы встаем еще на час раньше и моем свой трамвай. В новые и чистые трамваи люди заходят с другим настроением. Поэтому отработаем два дня, а потом скоблим и пол, и стекла, а вечером через мойку прогоняем. Сейчас ведь люди одеваются прекрасно, девушки заходят в светлых платьях, сядут на грязное — расстроятся. Все довольны, когда чисто. Это касается и новых трамваев — в них ехать куда приятнее.

За безбилетников наказывают кондукторов, хотя это ведь несправедливо! Пассажира штрафуют на определенную сумму, а кондуктора — на 10-20% премии. Невозможно всех за минуту запомнить, а кто-то специально отвернется или обманет — скажет, что проездной у него.

Чтобы разгрузить Омск, нужно пустить трамваи в каждом районе города. Люди возмущались, когда прошла информация о том, что трамваи уберут. Меня спрашивали пассажиры: «Что теперь будет?». И вообще все сильно переживали. Я езжу в Москву к дочери, и мне очень нравится, как там организовано движение: метро-трамвай — трамвай-метро. А вот эти скоростные трамваи, которые выпускает завод Нижнего Тагила — это сказка. К тому же трамвай — экологически чистый транспорт, это ведь тоже многого стоит. Говорят, пустить трамвай по всему городу — очень трудоемко. Но я помню свою молодость, и у меня в голове рисуется картинка — трамвай, который идет по проспекту Карла Маркса и цветы вокруг.

Чтобы пассажиры улыбались, мы встаем еще на час раньше и моем свой трамвай.
Когда я пришла работать, проезд стоил девять рублей, потом — 16, теперь вот 18. Последнее повышение прошло как-то тихо. Люди до сих пор протягивают 16 рублей, но когда прошу доплатить, народ не сильно возмущается. Стараешься объяснить, что во всем мире инфляция — цены растут. На месте жизнь стоять не может.

В основном в трамвае обсуждают Путина. Сейчас такое в стране товрится, что говорят обычно о политике и президенте. Это, может быть, и некрасиво, но едут-то в основном пожилые люди. Они смотрят новости и каждое утро рассказывают, что творится на Украине. Да и мне самой жалко украинский народ. У меня папа прошел всю войну и умер очень рано, в 45 лет. И я запомнила, когда показывали военные фильмы, у него текли слезы, и он говорил: «Мне бы давали сто грамм хлеба и стакан воды, и я бы был счастлив, лишь бы никогда на планете не было войны». Это о многом говорит. А сейчас народ жестокий. Люди ведь сейчас неплохо живут, ведь правда, только все время хотят большего. А человеку ведь надо маленько в жизни для счастья.

kon 4

И я считаю, что самое главное — это счастье жить, а Омск — самое лучшее место на планете. Вот мы живем, у нас нет ни войны, ни наводнений, ни торнадо. Так почему же не жить? Живи да зарабатывай, а дальше... лишь бы дети были счастливы. Да и страна у нас хорошая. У меня зять — американец чистокровный, воспитанный до ногтей, порядочный, добрый, и он всегда говорит: «Россия — это прекрасная страна. Я объездил полмира, но добрее и порядочнее людей , чем русские, нигде не видел». Вот так, даже в связи с сегодняшней политической ситуацией.

Добавить комментарий
Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.