Класс

Класс

26 августа 2014 17.37Интервью

Людмила Каменцева, кондуктор трамвая: «В основном в трамвае обсуждают Путина»

«Класс» возрождает проект «Лица города». Мы будем знакомить читателей с представителями городских профессий, которых мы видим каждый день. Новый герой — кондуктор трамвая Людмила Каменцева.
Людмила Каменцева, кондуктор трамвая: «В основном в трамвае обсуждают Путина»
«Класс» возрождает проект «Лица города». Мы будем знакомить читателей с представителями городских профессий, которых мы видим каждый день. Новый герой — кондуктор трамвая Людмила Каменцева.

63-летняя Людмила Каменцева работает кондуктором трамвая четыре года. По сравнению с женщинами, которые провели в депо более 45 лет, это совсем немного. Однако стать кондуктором Людмилу заставила жизнь, в которой она кем только не работала. Женщина часто повторяет: «Вы же понимаете, приходилось выживать». Но Людмила Михайловна за долгие годы не растеряла оптимизма и, наверное, лучше каждого из нас знает, что такое счастье.

kon 1

Когда наступила перестройка, я работала на заводе. Я вообще человек заводской, работала и на телевизионном заводе, и на заводе им. Октябрьской революции, а последнее время — на «Электроточприборе». Предприятия тогда все закрывались, трудно было с деньгами, работы постоянной не было. Жизненная ситуация заставила что-то думать, так я стала предпринимателем. Оформила ИП и начала торговать кондитерскими изделиями и фруктами, а позже и молочной продукцией. Сначала было ничего, а потом стало хуже, большая конкуренция, налоги. Я снимала помещение на территории аэропорта. Плату за аренду постоянно повышали, а покупательская способность была низкая. И в один прекрасный момент я уехала из города на три дня, а арендодатель отключил электроэнергию. Тогда вся молочка испортилась, и я полностью разорилась.

Если человек хочет работать, он найдет себе дело. Естественно, я не стала сидеть сложа руки и некоторое время занималась недвижимостью, но уже подходил пенсионный возраст. За вредные уловия труда я должна была выйти на пенсию в 51 год, но законодательство сменилось, и льготные профессии убрали. Год я судилась с государством, чтобы выйти на пенсию и все-таки добилась своего. Потом у меня умер муж. Как всегда, нужны были деньги. Мне было уже за 55 и во многие места меня не брали... И тут я решила позвонить в трамвайное депо, готова была работать хоть кем. И устроилась кондуктором буквально за один день.

Я как человек заводской настроена всегда честно работать. Стимул у нас такой был пионерский, для Родины. (Смеется.) В общем, работать можно, и я ничего — втянулась. Я всю жизнь работала с людьми, поэтому опыт был.

kon 2

Мы встаем очень рано, и работа у нас, честно сказать, тяжелая. Трамвай выходит на линию в полшестого, а мы должны прийти в депо раньше, оформить все документы и только затем выйти на маршрут. К тому же график таков, что все должно быть строго минута в минуту. Рабочий день около 12,5 часов, при этом время обеда, которых у нас два, вычитается. Выходит, если выехали в шесть, то заканчиваем где-то в полвосьмого.

И все это время постоянно с людьми, на ногах, ведь если сядешь, пассажиров не обслужишь.

Люди пожилого возраста еще рассчитываются сами, а есть те, кто заходят в трамвай и сразу садятся, ждут, что кондуктор сама подойдет. Однако, так не везде. Например, я ездила в Новосибирск, и там кондуктор сидит, а пассажиры сначала рассчитываются, а потом занимают места. В Омске такого нет — мы ходим по салону, потому что у нас есть план на день, который мы должны выполнить.

Планы на маршруты ставят очень большие, а мы как можем стараемся их собрать. В основном у нас какие пассажиры — пенсионеры, льготники. А по четвертому маршруту, например, нам надо сделать шесть тысяч в день. Если я не выполняю план, то не получаю премиальные, только голый оклад.

Бывает, пассажир не успеет зайти и сразу начинает грубить. Обидно. Я считаю, что независимо от того, кем работает человек, нельзя его принижать. 
Тарифная ставка кондуктора, я боюсь испугать вас, составляет 3 083 рубля. Можно на эти деньги существовать? Но если план сделан, то премия — 100%. Бывает, что и 15000 тысяч получаем, но это очень редко. За такую работу хотелось бы больше. Молодежь на такие деньги не пойдет. А я, может, еще и могу грамотно помочь предприятию, но мне 63 года, я уже не востребована, меня на другую работу не возьмут, и это правильно. В основном люди работают моложе меня, 63 — это ведь много, по-моему. Но приходят пенсионеры, куда деваться им. Хоть какие-то деньги зарабатывают к своему бюджету. (Смеется.)

Народ сейчас сложный, честно сказать, озлобленный. Я работала мастером на заводе в советские времена, и тогда люди были добрее, как-то сочувствовали друг другу, помогали, вежливо отвечали, и шутки, и смех, все это было. Конечно, могла быть какая-то мелкая перебранка по работе, но все это сглаживалось. Все, конечно, и сейчас зависит от самого человека. Если он интересный, воспитанный, то никогда не пойдет на конфликт. Но бывает, не успеет зайти и сразу начинает грубить. Обидно. Я считаю, независимо от того, кем работает человек, нельзя его принижать. Мне еще бабушка говорила: «Относись к людям с добром, Бог это увидит, и тебе вернется». Но система сегодняшней жизни построена на нервах и в стране, и между людьми.

Вся эта отрицательная энергетика ложится на кондуктора, однако стараешься не грубить, сдерживать себя. Все-таки тяжело работать с людьми. У меня есть очень опытной водитель Эльвира, она все время говорит: «Людмила, если бы я пошла кондуктором, я бы всех поубивала». (Смеется.) Но вообще, где промолчишь на грубость, где улыбнешься, а где-то и шуткой ответишь.

kon 3

Чтобы люди улыбались, мы встаем еще на час раньше и моем свой трамвай. В новые и чистые трамваи люди заходят с другим настроением. Поэтому отработаем два дня, а потом скоблим и пол, и стекла, а вечером через мойку прогоняем. Сейчас ведь люди одеваются прекрасно, девушки заходят в светлых платьях, сядут на грязное — расстроятся. Все довольны, когда чисто. Это касается и новых трамваев — в них ехать куда приятнее.

За безбилетников наказывают кондукторов, хотя это ведь несправедливо! Пассажира штрафуют на определенную сумму, а кондуктора — на 10-20% премии. Невозможно всех за минуту запомнить, а кто-то специально отвернется или обманет — скажет, что проездной у него.

Чтобы разгрузить Омск, нужно пустить трамваи в каждом районе города. Люди возмущались, когда прошла информация о том, что трамваи уберут. Меня спрашивали пассажиры: «Что теперь будет?». И вообще все сильно переживали. Я езжу в Москву к дочери, и мне очень нравится, как там организовано движение: метро-трамвай — трамвай-метро. А вот эти скоростные трамваи, которые выпускает завод Нижнего Тагила — это сказка. К тому же трамвай — экологически чистый транспорт, это ведь тоже многого стоит. Говорят, пустить трамвай по всему городу — очень трудоемко. Но я помню свою молодость, и у меня в голове рисуется картинка — трамвай, который идет по проспекту Карла Маркса и цветы вокруг.

Чтобы пассажиры улыбались, мы встаем еще на час раньше и моем свой трамвай.
Когда я пришла работать, проезд стоил девять рублей, потом — 16, теперь вот 18. Последнее повышение прошло как-то тихо. Люди до сих пор протягивают 16 рублей, но когда прошу доплатить, народ не сильно возмущается. Стараешься объяснить, что во всем мире инфляция — цены растут. На месте жизнь стоять не может.

В основном в трамвае обсуждают Путина. Сейчас такое в стране товрится, что говорят обычно о политике и президенте. Это, может быть, и некрасиво, но едут-то в основном пожилые люди. Они смотрят новости и каждое утро рассказывают, что творится на Украине. Да и мне самой жалко украинский народ. У меня папа прошел всю войну и умер очень рано, в 45 лет. И я запомнила, когда показывали военные фильмы, у него текли слезы, и он говорил: «Мне бы давали сто грамм хлеба и стакан воды, и я бы был счастлив, лишь бы никогда на планете не было войны». Это о многом говорит. А сейчас народ жестокий. Люди ведь сейчас неплохо живут, ведь правда, только все время хотят большего. А человеку ведь надо маленько в жизни для счастья.

kon 4

И я считаю, что самое главное — это счастье жить, а Омск — самое лучшее место на планете. Вот мы живем, у нас нет ни войны, ни наводнений, ни торнадо. Так почему же не жить? Живи да зарабатывай, а дальше... лишь бы дети были счастливы. Да и страна у нас хорошая. У меня зять — американец чистокровный, воспитанный до ногтей, порядочный, добрый, и он всегда говорит: «Россия — это прекрасная страна. Я объездил полмира, но добрее и порядочнее людей , чем русские, нигде не видел». Вот так, даже в связи с сегодняшней политической ситуацией.

Добавить комментарий
Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...