Класс

Класс

26 августа 2014 17.37Интервью

Людмила Каменцева, кондуктор трамвая: «В основном в трамвае обсуждают Путина»

«Класс» возрождает проект «Лица города». Мы будем знакомить читателей с представителями городских профессий, которых мы видим каждый день. Новый герой — кондуктор трамвая Людмила Каменцева.
Людмила Каменцева, кондуктор трамвая: «В основном в трамвае обсуждают Путина»
«Класс» возрождает проект «Лица города». Мы будем знакомить читателей с представителями городских профессий, которых мы видим каждый день. Новый герой — кондуктор трамвая Людмила Каменцева.

63-летняя Людмила Каменцева работает кондуктором трамвая четыре года. По сравнению с женщинами, которые провели в депо более 45 лет, это совсем немного. Однако стать кондуктором Людмилу заставила жизнь, в которой она кем только не работала. Женщина часто повторяет: «Вы же понимаете, приходилось выживать». Но Людмила Михайловна за долгие годы не растеряла оптимизма и, наверное, лучше каждого из нас знает, что такое счастье.

kon 1

Когда наступила перестройка, я работала на заводе. Я вообще человек заводской, работала и на телевизионном заводе, и на заводе им. Октябрьской революции, а последнее время — на «Электроточприборе». Предприятия тогда все закрывались, трудно было с деньгами, работы постоянной не было. Жизненная ситуация заставила что-то думать, так я стала предпринимателем. Оформила ИП и начала торговать кондитерскими изделиями и фруктами, а позже и молочной продукцией. Сначала было ничего, а потом стало хуже, большая конкуренция, налоги. Я снимала помещение на территории аэропорта. Плату за аренду постоянно повышали, а покупательская способность была низкая. И в один прекрасный момент я уехала из города на три дня, а арендодатель отключил электроэнергию. Тогда вся молочка испортилась, и я полностью разорилась.

Если человек хочет работать, он найдет себе дело. Естественно, я не стала сидеть сложа руки и некоторое время занималась недвижимостью, но уже подходил пенсионный возраст. За вредные уловия труда я должна была выйти на пенсию в 51 год, но законодательство сменилось, и льготные профессии убрали. Год я судилась с государством, чтобы выйти на пенсию и все-таки добилась своего. Потом у меня умер муж. Как всегда, нужны были деньги. Мне было уже за 55 и во многие места меня не брали... И тут я решила позвонить в трамвайное депо, готова была работать хоть кем. И устроилась кондуктором буквально за один день.

Я как человек заводской настроена всегда честно работать. Стимул у нас такой был пионерский, для Родины. (Смеется.) В общем, работать можно, и я ничего — втянулась. Я всю жизнь работала с людьми, поэтому опыт был.

kon 2

Мы встаем очень рано, и работа у нас, честно сказать, тяжелая. Трамвай выходит на линию в полшестого, а мы должны прийти в депо раньше, оформить все документы и только затем выйти на маршрут. К тому же график таков, что все должно быть строго минута в минуту. Рабочий день около 12,5 часов, при этом время обеда, которых у нас два, вычитается. Выходит, если выехали в шесть, то заканчиваем где-то в полвосьмого.

И все это время постоянно с людьми, на ногах, ведь если сядешь, пассажиров не обслужишь.

Люди пожилого возраста еще рассчитываются сами, а есть те, кто заходят в трамвай и сразу садятся, ждут, что кондуктор сама подойдет. Однако, так не везде. Например, я ездила в Новосибирск, и там кондуктор сидит, а пассажиры сначала рассчитываются, а потом занимают места. В Омске такого нет — мы ходим по салону, потому что у нас есть план на день, который мы должны выполнить.

Планы на маршруты ставят очень большие, а мы как можем стараемся их собрать. В основном у нас какие пассажиры — пенсионеры, льготники. А по четвертому маршруту, например, нам надо сделать шесть тысяч в день. Если я не выполняю план, то не получаю премиальные, только голый оклад.

Бывает, пассажир не успеет зайти и сразу начинает грубить. Обидно. Я считаю, что независимо от того, кем работает человек, нельзя его принижать. 
Тарифная ставка кондуктора, я боюсь испугать вас, составляет 3 083 рубля. Можно на эти деньги существовать? Но если план сделан, то премия — 100%. Бывает, что и 15000 тысяч получаем, но это очень редко. За такую работу хотелось бы больше. Молодежь на такие деньги не пойдет. А я, может, еще и могу грамотно помочь предприятию, но мне 63 года, я уже не востребована, меня на другую работу не возьмут, и это правильно. В основном люди работают моложе меня, 63 — это ведь много, по-моему. Но приходят пенсионеры, куда деваться им. Хоть какие-то деньги зарабатывают к своему бюджету. (Смеется.)

Народ сейчас сложный, честно сказать, озлобленный. Я работала мастером на заводе в советские времена, и тогда люди были добрее, как-то сочувствовали друг другу, помогали, вежливо отвечали, и шутки, и смех, все это было. Конечно, могла быть какая-то мелкая перебранка по работе, но все это сглаживалось. Все, конечно, и сейчас зависит от самого человека. Если он интересный, воспитанный, то никогда не пойдет на конфликт. Но бывает, не успеет зайти и сразу начинает грубить. Обидно. Я считаю, независимо от того, кем работает человек, нельзя его принижать. Мне еще бабушка говорила: «Относись к людям с добром, Бог это увидит, и тебе вернется». Но система сегодняшней жизни построена на нервах и в стране, и между людьми.

Вся эта отрицательная энергетика ложится на кондуктора, однако стараешься не грубить, сдерживать себя. Все-таки тяжело работать с людьми. У меня есть очень опытной водитель Эльвира, она все время говорит: «Людмила, если бы я пошла кондуктором, я бы всех поубивала». (Смеется.) Но вообще, где промолчишь на грубость, где улыбнешься, а где-то и шуткой ответишь.

kon 3

Чтобы люди улыбались, мы встаем еще на час раньше и моем свой трамвай. В новые и чистые трамваи люди заходят с другим настроением. Поэтому отработаем два дня, а потом скоблим и пол, и стекла, а вечером через мойку прогоняем. Сейчас ведь люди одеваются прекрасно, девушки заходят в светлых платьях, сядут на грязное — расстроятся. Все довольны, когда чисто. Это касается и новых трамваев — в них ехать куда приятнее.

За безбилетников наказывают кондукторов, хотя это ведь несправедливо! Пассажира штрафуют на определенную сумму, а кондуктора — на 10-20% премии. Невозможно всех за минуту запомнить, а кто-то специально отвернется или обманет — скажет, что проездной у него.

Чтобы разгрузить Омск, нужно пустить трамваи в каждом районе города. Люди возмущались, когда прошла информация о том, что трамваи уберут. Меня спрашивали пассажиры: «Что теперь будет?». И вообще все сильно переживали. Я езжу в Москву к дочери, и мне очень нравится, как там организовано движение: метро-трамвай — трамвай-метро. А вот эти скоростные трамваи, которые выпускает завод Нижнего Тагила — это сказка. К тому же трамвай — экологически чистый транспорт, это ведь тоже многого стоит. Говорят, пустить трамвай по всему городу — очень трудоемко. Но я помню свою молодость, и у меня в голове рисуется картинка — трамвай, который идет по проспекту Карла Маркса и цветы вокруг.

Чтобы пассажиры улыбались, мы встаем еще на час раньше и моем свой трамвай.
Когда я пришла работать, проезд стоил девять рублей, потом — 16, теперь вот 18. Последнее повышение прошло как-то тихо. Люди до сих пор протягивают 16 рублей, но когда прошу доплатить, народ не сильно возмущается. Стараешься объяснить, что во всем мире инфляция — цены растут. На месте жизнь стоять не может.

В основном в трамвае обсуждают Путина. Сейчас такое в стране товрится, что говорят обычно о политике и президенте. Это, может быть, и некрасиво, но едут-то в основном пожилые люди. Они смотрят новости и каждое утро рассказывают, что творится на Украине. Да и мне самой жалко украинский народ. У меня папа прошел всю войну и умер очень рано, в 45 лет. И я запомнила, когда показывали военные фильмы, у него текли слезы, и он говорил: «Мне бы давали сто грамм хлеба и стакан воды, и я бы был счастлив, лишь бы никогда на планете не было войны». Это о многом говорит. А сейчас народ жестокий. Люди ведь сейчас неплохо живут, ведь правда, только все время хотят большего. А человеку ведь надо маленько в жизни для счастья.

kon 4

И я считаю, что самое главное — это счастье жить, а Омск — самое лучшее место на планете. Вот мы живем, у нас нет ни войны, ни наводнений, ни торнадо. Так почему же не жить? Живи да зарабатывай, а дальше... лишь бы дети были счастливы. Да и страна у нас хорошая. У меня зять — американец чистокровный, воспитанный до ногтей, порядочный, добрый, и он всегда говорит: «Россия — это прекрасная страна. Я объездил полмира, но добрее и порядочнее людей , чем русские, нигде не видел». Вот так, даже в связи с сегодняшней политической ситуацией.

Добавить комментарий
Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.

Поступи в пятый класс

Поступи в пятый класс

С Днем знаний, друзья! 1 сентября «Новый Омск» решил проверить, насколько хорошо вы помните программу начальной школы. Пройдите тест и узнаете, перевели бы вас в пятый класс или оставили еще прогрызть ...