Деловой Омск

Деловой Омск

02 сентября 2014 12.15Статьи

Бизнес в тонусе

Бывшая спортсменка, а сегодня хозяйка сети спортивных клубов Energy Zone Марина Руднева, рассказала Деловому Омску, как «Качалка» в «Красном уголке» СибАДИ развилась в сеть фитнес-центров, и почему она против заниженных цен.

Бизнес в тонусе



Спорт для Марины Рудневой всегда был просто профессией, но когда она открыла первый клуб под вывеской Energy Zone, то поняла, что сбылась ее мечта. Как сообщает «Деловой Омск», сейчас эта сеть занимает значительную долю омского рынка фитнеса, и руководство уже думает о расширении бизнеса и о выходе в другие города.


В ранней молодости Марина Руднева активно занималась сверхпопулярной в нашей стране художественной гимнастикой, доросла до звания кандидата в мастера спорта. После поступила в институт физкультуры, окончила аспирантуру и уже сама стала преподавать гимнастику в политехническом институте (так до 1993 года назывался Омский государственный технический университет).

Тяжелая экономическая ситуация в стране в начале 90-х годов (зарплату в вузе стали выдавать продуктами) стала для Марины Рудневой стимулом уйти в свободное плавание. Ушла она к своему тренеру Ларисе Лебедевой и год проработала на должности замдиректора школы по художественной гимнастике. А параллельно арендовала залы и проводила платные тренировки. Посетителей было так много, что Марина Руднева решила сосредоточиться на строительстве своего бизнеса.

Фитнес в красном уголке
«Постепенно у нас собралась команда тренеров, многих из которых я знала еще со времен своей спортивной карьеры. И к 1998 году пришла идея взять в аренду помещение и начать работать как небольшой фитнес-клуб, — вспоминает Марина Юрьевна. — Первым залом стал чуть ли не бывший красный уголок в общежитии СибАДИ. Мы вместе с коллегами и моей старшей дочерью самостоятельно привели зал в порядок: покрасили стены, повесили зеркала, сколотили степики (приспособления для занятий аэробикой. — «ДО»). Работать начали с нуля, никакого стартового капитала не было».

Тогда Руднева и представить не могла, что у нее будет нечто большее, чем один самодельный зал для занятий. Но потом случилось так, что в ведении коллектива будущей сети Energy Zone появился еще один фитнес-клуб — знакомая предпринимательницы уезжала в Канаду и оставила ей в управление арендованные помещения на улице Ленина, где также работал спортивный зал.

«Мы достаточно долго работали на два клуба — вкладывали свои деньги, делали ремонт, покупали оборудование. Но арендодатели взвинчивали цены. Тогда-то и пришлось задуматься о покупке собственных площадей. Ведь фитнес — бизнес специфический. Он требует больших помещений, а клиенты не готовы платить за занятия большие деньги», — рассказывает хозяйка Energy Zone.

IMG 4484.jpg 1

Ответственность собственника
Марина Руднева вспоминает, как тяжело далось решение приобрести в 2002 году собственные помещения. Средств на покупку необходимых площадей не было и пришлось взять кредит в банке. Однако с оформлением кредита повезло: менеджер Абсолют Банка, от которого зависело решение, сам был посетителем фитнес-клуба и поверил в будущее проекта.

Хотя с купленными помещениями для первого клуба под вывеской Energy Zone пришлось изрядно понервничать. Был приобретен цокольный этаж в только что сданной жилой новостройке на Волочаевской. Но в тот момент еще не было регламентирующих документов, и никто до конца не понимал, можно открывать такой непрофильный бизнес в цокольном этаже жилого дома или нельзя.

«Первые трудности бизнеса возникли именно в тот момент, когда появился собственный клуб. Раньше все было просто — мы арендовали помещения и возмещали затраты за счет клиентской платы. А теперь все проблемы легли на наши плечи. Например, очень много в первые годы было претензий у пожарных инспекторов: приходилось устранять много нарушений. Хотя я не могу назвать это большими проблемами, скорее это были текущие вопросы, которые в итоге удалось решить», — рассказывает Руднева.

Очень скоро стало ясно, что одного помещения мало. К тому моменту дочь Марины Юрьевны стала развивать танцевальное направление, и нужно было думать о новом кредите на покупку второго зала.

«Мы первыми в городе параллельно с фитнесом стали развивать танцы. Тогда еще на рынке не было такого обилия танцевальных школ, как сейчас, а спрос был велик. И мы очень удачно воспользовались моментом. Но очень скоро танцовщикам и спортсменам стало тесно в одном клубе. Решили выделить танцы в отдельный проект. Так и появилась танцевальная академия Energy Zone. Правда, моя дочь уехала в Петербург и продала академию своей ученице. Теперь эта школа работает под нашей вывеской по франшизе», — рассказывает владелица сети.

Сейчас под руководством Марины Рудневой два фитнес-клуба — на Лукашевича и на Волочаевской. А танцевальная академия на Волочаевской и студия танца и фитнеса на Дачной работают по франшизе.

Рынок спортивной конкуренции
«Эти франшизы ведут люди, которые долгое время проработали у нас тренерами. Они очень амбициозны и решили попробовать себя в свободном плавании. Но самим начать с нуля страшно. Гораздо удобнее подключиться к чему-то большому, что может научить стандартам работы. К тому же у нас общая рекламная кампания и постоянные совместные мероприятия. Все это помогает франшизным клубам работать успешно», — говорит владелица сети.

Рынок фитнеса в Омске достаточно конкурентный, хотя, по словам Марины Рудневой, переизбытка предложения пока нет. Каждый игрок занимает определенную нишу и привлекает свою аудиторию.

«В Омске давно и качественно работает сеть Park Fitness, еще из старожилов можно выделить «Озон», а из новых игроков — Flex Gym. Этот клуб четко определил свою аудиторию — его открыли выходцы из бодибилдинга. Рынок распределен достаточно равномерно, поэтому открытой вражды между клубами не случается. Хотя бывают случаи, когда клубы сознательно опускают цену и переманивают аудиторию у старожилов рынка. Недавно так поступили в новой сети Alex Fitness. Правда, не уверена, что такая политика полезна для общего рынка», — рассказывает Марина Руднева.

Руководители различных клубов часто созваниваются, консультируясь по рабочим вопросам, например, нанимать или нет того или иного тренера. А до прошлого года даже организовывались фитнес-олимпиады. Хотя, по мнению Рудневой, такого сотрудничества недостаточно. По словам владелицы Energy Zone, профессиональному сообществу необходимо объединиться в ассоциацию, чтобы сообща решать возникающие проблемы.

Например, одной из серьезнейших сложностей для рынка фитнеса можно считать взаимоотношения с Российским авторским обществом (РАО), которое требует отчислений за воспроизведение музыки во время занятий. Даже если речь идет о прослушивании радиостанций.
«Мы никак не можем с этим справиться, просто платим. И это большая проблема, — поясняет Руднева. — Мы консультировались с юристами и узнали, что большие продуктовые сети и рестораны успешно судятся с РАО. Но у нас нет таких ресурсов, чтобы нанять юриста для судебных тяжб».

Клиент устал от скидок
Общая численность сотрудников сети фитнес-клубов Energy Zone — около 30 человек. В основном штате числятся 15 человек, еще примерно столько же приглашенных почасовиков. По словам руководительницы бизнеса, при отборе кандидатов на свободные вакансии большое значение имеет спортивное прошлое соискателя. Хорошо, если у человека за плечами есть физкультурное, медицинское или педагогическое образование, а спортивный опыт подтвержден сертификатами.

«В прошлом году нашему бизнесу исполнилось 15 лет, и есть люди, работающие с самого начала. Есть те, кто пришли еще студентами и выросли до управляющих. Мы стараемся создать команду, подбирая тех, кто разделяет те же принципы, что и я. Для меня очень важно, чтобы человек был профессионалом и очень любил свою работу. Мне не нужны люди, которые отбывают время в спортзале. Что они с таким настроем могут дать клиенту?», — рассказывает Марина Руднева.

Руководство сети уделяет большое внимание дальнейшему обучению своих тренеров. В этом помогает сотрудничество с международной школой фитнеса ITS. В Омске ITS проводит свои семинары на базе клубов Energy Zone, и сотрудники сети имеют возможность повышать квалификацию прямо на рабочем месте.

Мне категорически не нравится продвижение на рынке за счет низкой цены. Аудитория переела халявы, и уже мало кого можно заманить большими скидками.

У Energy Zone, говорит владелица сети фитнес-клубов, сложилась и своя клиентская аудитория: «Мы работаем для молодых людей. 75% нашей аудитории — это люди от 14 до 25 лет. Хотя в прошлом году мы решили расширить клиентскую базу и разработали специальные программы для более взрослой аудитории и даже пенсионеров. Мне категорически не нравится продвижение на рынке за счет низкой цены. Аудитория переела халявы, и уже мало кого можно заманить большими скидками. Мы действуем иначе — ежегодно предлагая новые и интересные программы для тренировок».

Не забывают в Energy Zone и о рекламе своих услуг. Как рассказывает Марина Руднева, исходя из возрастного состава аудитории основным каналом продвижения является интернет. Особенно масштабно представлены фитнес-клубы в соцсетях. Хотя и от традиционных рекламных инструментов владельцы бизнеса не отказываются: рекламу Energy Zone можно увидеть на билбордах. Но, по словам руководительницы сети, такие инструменты продвижения нужны лишь для имиджевой поддержки.

Пора расширяться
О планах на будущее Марина Руднева говорит с осторожностью. С одной стороны, еще много предстоит сделать, чтобы довести работу в двух существующих клубах сети до автоматизма. А с другой, отработав механизм строительства бизнеса, нужно развиваться дальше — выходить в другие города и расширять сеть.

«Когда ты понимаешь, как работает структура, прописаны должностные инструкции, ты знаешь, где набирать персонал и как находить людей. Тогда работать намного легче, — делится наблюдением владелица сети фитнес-клубов. — В том же Новосибирске ценник фитнес-клубов выше по меньшей мере раза в два. И залы у них заняты с утра до вечера. У нас же в городе о таком можно пока только мечтать. Чтобы найти достаточно клиентов на дневные занятия, нужно предложить что-то невероятное. Естественно, мы хотим расширяться. Но пока не знаем, когда эти планы сбудутся».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №33 (0372 сентября

Добавить комментарий
Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Новосибирская журналистка пообещала лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову показать сиськи за эксклюзив, а редактор «Нового Омска» поблагодарил его за популяризацию старого имени Стас.