Класс

Класс

05 сентября 2014 15.55Интервью

Сергей Якупов: «Сегодня человек, заинтересованный в информации, впитывает ее кончиками пальцев»

Редактор интернет-журнала MediaMedia.me из Перми Сергей Якупов рассказал «Классу», как создать журнал за 24 часа, и объяснил, как можно заработать на СМИ.
Сергей Якупов: «Сегодня человек, заинтересованный в информации, впитывает ее кончиками пальцев»


На прошлой неделе в Омске прошел региональный медиафорум #mediom, собравший вместе журналистов, блогеров и других медиаперсон страны. Одним из спикеров стал 35-летний Сергей Якупов, знающий толк в современных медиатехнологиях, редактор интернет-журнала MediaMedia.me из Перми. Сергей рассказал «Классу», как создать журнал за 24 часа, и объяснил, как можно заработать на СМИ.

mad 1

- Ты был идейным вдохновителем «Журнала за 24 часа» в Перми. Расскажи, где подсмотрел формат и чем он тебя заинтересовал?
- Однажды, в июле 2009 года, мне пришла новость о том, что где-то в Бельгии группа фотографов собралась вместе и сделала журнал. Бельгийцы за 24 часа выпустили готовые PDFки, которые можно было отправлять в печать. И я подумал, почему бы не сделать это у нас в городе? В европейском варианте были в основном фотографии, но идею - люди в жестких условиях, которые делают журнал за сутки, — я выдержал.

- Чем ты занимался на тот момент?
- Я был директором местного филиала рекламного агентства. Первый журнал мы делали со знакомыми людьми, решили просто потренироваться. Мы не потратили на проект ни копейки: нам предоставили помещение в ресторане на сутки, дали интернет. В 12 дня в субботу 15 человек собрались вместе и за час придумали концепцию. Затем мы дали задание дизайнерам - они пошли рисовать логотип и дизайн-макет, а журналисты, фотографы и блогеры на основе концепции предложили свои материалы и отправились на их проработку. К полуночи мы собрались с готовыми текстами и фоторепортажами, тогда началась работа по верстке. К 12 часам следующего дня мы сделали PDFку на 96 страниц.

«За сутки мы создали готовый продукт на 96 страниц»
- Чем этот проект был интересен тебе?
- Интерес в том, что все это происходило на глазах у людей: мы вели трансляцию в твиттере, «ВКонтакте», у нас был свой ЖЖ, личный сайт. Со второго номера мы поставили веб-камеру и все могли в реальном времени видеть, что происходит. Люди участвовали, комментировали, предлагали свои темы. Проект стал реалити-шоу, которое заинтересовало публику.

- Всеми организационными вопросами ты занимался один?
- У нас появился костяк из четырех человек, отвечающих за технику, креативную команду, тексты, дизайн. Во второй раз мы набрали уже порядка 30 человек. А потом это стало наркотиком ,захотелось выпускать продукт снова и снова, с новыми людьми, тем более, что присоединились участники со всей России. С нами был Сахалинск, Челябинск, Барнаул и многие другие города.

- Люди работали удаленно?
- Личное присутствие было не обязательным условием. Мы собирались, участвовали в обсуждении, затем расходились по своим делам. Также мы делали сквозные проекты, например, у нас в городе на улице Ленина, 21 находится ФСБ, и мы подумали, а что находится в других городах по этому адресу? Оказалось, что в некоторых городах тоже находится ФСБ, в некоторых это заброшенный дом... На мой взгляд, получился очень интересный материал.

- А вы печатали свой журнал?
- Однажды помещение нам предоставила типография, и было грех не воспользоваться такой возможностью и не напечатать журнал. А у меня дома есть вся подборка, для себя распечатал их все.

mad 2

- Ты стал первым в России, кто воплотил этот проект?
- Да, потом его подхватили другие города. Особенно идея понравилась украинцам. Днепропетровск, Луганск, Одесса — заболели этим. Там начали делать все за 24 часа: коллекцию одежды, софт... Такая тема интересна отсутствием коммерческой составляющей и ограниченностью ресурсов: необходимо аккумулировать все, что у тебя есть, и выдать результат.

Мы вели проект два года, а потом делать одно и то же стало неинтересно. Но у каждого остался след. Я вот ударился в тематику медиатехнологий, и начал вращаться в этих кругах.

- Через сколько ты стал редактором MediaMedia.me?
- Через два года, в 2012. Есть такая расхожая фраза: когда я захочу прочитать интересную книгу, я ее напишу. Я понял, что русскоязычных ресурсов, которые исследуют медиатематику и рассматривают различные технологические проекты, в журналистике нет. Тогда их реально не было: ни рубрик в федеральных изданиях, ни отдельных проектов. За неделю я сделал сайт в «вордпрессе», да и до сих пор весь сайт я делаю один — это все несложно.

- Когда ты понял, что сайт востребован?
- Через полгода, и это был кайф. Мои материалы начали цитировать на «Ленте.ру» на «РИА.Новостях». Предыдущая редакция ленты часто постила мои тексты у себя в «Фейсбуке» и твиттере. Это вообще основные рычаги распространения моего контента. «ВКонтакте» - другая аудитория, концепция скорее развлекательная. А у меня все-таки больше обучающая форма, мне хочется в это верить.

Тема начала развиваться. Я не хочу сказать, что я стал толчком, но рубрики, посвященные этой теме, стали появляться и расти.

mad 3

- Как ты считаешь, отдача пошла, потому что людям интересна медиакухня? Или все-таки твой посетитель - часть медиаструктуры?
- У меня не огромная посещаемость, поэтому сказать, что это массовый проект, нельзя. Думаю, это просто люди, которым в принципе интересна журналистика, медиа и современные технологии. Студенты, специализированные блогеры. Мне трудно представить, чтобы моя мама или мои школьные друзья читали этот сайт. Все-таки журналистика - отрасль специфическая.

- Ты анализируешь мировой рынок?
- Одно время я принципиально не писал про российские медиа, поскольку сказать было нечего. Я брал западные ресурсы, переводил их, компилировал и делал какой-то обзор. Про российские медиа было, откровенно говоря, писать неинтересно. Есть зоны влияния и перемещения внутри них. Это все предсказуемо.

- Несмотря на то, что ты не пишешь о российских СМИ, ты все же серьезно рассматриваешь и наши медиа. Возможно ли сравнить пермский и омский рынки СМИ?
- В Перми, кстати, развивается ряд холдингов, подконтрольных разным структурам, я думаю, будет, о чем писать. А вообще есть очень качественные продукты и у нас, и у вас, а есть регионы, где качественных продуктов вовсе нет. Я, наверное, сейчас скажу вещь не очень приятную для всей России, но Сибирь — кузница медийных технологий и кадров. Сколько я общался в последнее время с медийными людьми в столице — их корни здесь. Дело в том, что в Сибири есть то, чего нет в европейской части России — снобизма, а следовательно, новые технологии приживаются здесь очень хорошо. Это можно отследить и по вашему журналу «Класс». У нас в городе только последние два года начался сдвиг, и бизнес стал обращать внимание на медиа. Развитие идет.

mad 4

- MediaMedia.me — некоммерческий проект, а чем ты зарабатываешь?
- Этот сайт - моя отдушина, а занимаюсь разработкой информационных проектов. Есть заказчик, которому нужен какой-то ресурс - журнал, сайт, газета. А у меня есть команда людей, с которыми мы разрабатываем информационную концепцию, визуальный образ, техническую составляющую, описываем, какие технологии будут применяться и как будет работать этот проект. Отдаем задание на реализацию и защищаем готовый продукт перед заказчиком.

- Заказы только из Перми?
- Пока да.

- Неужели в вашем городе медиа настолько развито, что ты можешь существовать за счет этого и выдавать продукты, как на конвейере?
- Протяженность одного проекта может занимать год, а сейчас все наши сайты нуждаются в ребрендинге - большинство из них были сделаны в начале 2000-х и долгое время не обновлялись. Думаю, что в следующем году в Перми мне делать будет уже нечего. У нас в городе уже большое количество СМИ, а любой рынок конечен.

- Планируете выходить на российский рынок?
- Я буду заниматься текущим проектом чуть дольше, чем остальными. Все мои мысли и цели были связаны с ним, поэтому я пока не готов говорить о развитии этого направления. Но я хочу дать понимание, что журналистика сегодня не просто текст и фото. Нам мало создать контент. Нам нужно его продвинуть и доставить в нужное время в нужное место, в том формате, который будет наиболее удобоварим.

Есть разные средства, из которых мы потребляем информацию. Стационарный компьютер, планшет, смартфон — поведенческие шаблоны разнятся.
- То есть всем этим должен заниматься журналист?
- Да, журналист сегодняшнего дня — это мультимедийный «комбайн», который если и не заменит целую съемочную бригаду, то сможет в одиночку снять небольшой сюжет, репортаж который не требует постановочных вещей, потом прийти на работу, сесть за компьютер и дополнить свой текст диаграммами или инфографикой. Есть десятки ресурсов, которые позволяют это делать без художественного образования. Вы просто вносите туда свои данные, используете шаблоны. Главное - объяснить человеку, что это возможно, нужно, востребовано.

- Речь не идет о том, что мы теряем качество в погоне за временем?
Нет, даже наоборот. Мы сознательно уходим от репортерской журналистики, от скорости и эксклюзива. Это формат объясняющей журналистики, докрутка новости до большого материала, привязка ее к географическому месту. В деревнях, например, федеральные новости вообще не читаются, у них выходит в местной газете сообщение о том, что у Ивановны корова отелилась. Это гиперлокальная журналистика, и я глубоко убежден, что такие маленькие газетки будут жить всегда, их ничего не заменит, а другие печатные издания умрут в ближайшие лет пять.

- Интернет?
- Мобильный интернет. Он всех задавит.

- Сначала европейские и американские СМИ, а потом и наши?
- Да, у них уже существуют проблемы с продажей печатного контента.

- А если это бесплатное распространение?
- Бесплатная пресса продержится дольше. Платная - она, конечно, более качественная, но человеку важно не что в ней написано, а факт, что «я, ребятушки, утрами читаю газету и пью кофе». Газета сегодня — это эстетство, снобство... А человек, который реально заинтересован в информации, смотрит ее со смартфона, пока едет на работу, пока завтракает.

- Ты опять же говоришь о скорости. При этом не забываешь про детальную проработку материала. Быстро и качественно — ты действительно считаешь, что это может сосуществовать?
- Есть разные средства, из которых мы потребляем информацию. Стационарный компьютер, планшет, смартфон — поведенческие шаблоны разные. Со смартфона быстро пробегаемся по заголовкам, с планшета читаем небольшие новости, дома со стационарных компьютеров мы вчитываемся. Российская публика, конечно, легко программируется с помощью медиа. Но я верю, что есть определенная категория людей, которая думает над новостями. Это наиболее благодарная публика, наиболее активная. На них удобнее зарабатывать, они наиболее ценны для рекламодателей.

mad 5

- Но их меньше, а следовательно, меньше просмотров и меньше пользы для рекламодателя?
- Сейчас тенденция такова, что медиа уходит в нишевость. В американском городке Чарльстон есть журнал, который посвящен женщинам-барабанщицам. Прекрасно он живет, выходит ежемесячно, потому что у них есть своя аудитория. Дело не в ее количестве, а в лояльности.

- Узкоспециализированный продукт нужен и потребителю?
- Нишевое медиа является системообразующим: связывает некоторое сообщество. Оптимизация общества происходит в любом случае. Мы становимся более индивидуальными, объединяемся с такими же индивидуалистами,и для этой почвы тоже нужна своя журналистика. А также есть рекламодатели, которые готовы платить за то, чтобы попадать в аудиторию. На СМИ можно зарабатывать разными способами. Есть магазин «Пятерочка», рассчитанный на массовую аудиторию, а есть магазин «Гурмэ», куда ходят условно двести человек, и 20% аудитории дает 80% дохода. Все это бизнес-процессы. Медиа — это тоже продукт, который должен иметь свою маркетинговую стратегию. Я думаю, что кризис журналистики и печатных медиа — он подстегивает. И поскольку от медиа никуда не деться - чем больше кризис, тем больше развитие. 
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.