Класс

Класс

05 сентября 2014 15.55Интервью

Сергей Якупов: «Сегодня человек, заинтересованный в информации, впитывает ее кончиками пальцев»

Редактор интернет-журнала MediaMedia.me из Перми Сергей Якупов рассказал «Классу», как создать журнал за 24 часа, и объяснил, как можно заработать на СМИ.
Сергей Якупов: «Сегодня человек, заинтересованный в информации, впитывает ее кончиками пальцев»


На прошлой неделе в Омске прошел региональный медиафорум #mediom, собравший вместе журналистов, блогеров и других медиаперсон страны. Одним из спикеров стал 35-летний Сергей Якупов, знающий толк в современных медиатехнологиях, редактор интернет-журнала MediaMedia.me из Перми. Сергей рассказал «Классу», как создать журнал за 24 часа, и объяснил, как можно заработать на СМИ.

mad 1

- Ты был идейным вдохновителем «Журнала за 24 часа» в Перми. Расскажи, где подсмотрел формат и чем он тебя заинтересовал?
- Однажды, в июле 2009 года, мне пришла новость о том, что где-то в Бельгии группа фотографов собралась вместе и сделала журнал. Бельгийцы за 24 часа выпустили готовые PDFки, которые можно было отправлять в печать. И я подумал, почему бы не сделать это у нас в городе? В европейском варианте были в основном фотографии, но идею - люди в жестких условиях, которые делают журнал за сутки, — я выдержал.

- Чем ты занимался на тот момент?
- Я был директором местного филиала рекламного агентства. Первый журнал мы делали со знакомыми людьми, решили просто потренироваться. Мы не потратили на проект ни копейки: нам предоставили помещение в ресторане на сутки, дали интернет. В 12 дня в субботу 15 человек собрались вместе и за час придумали концепцию. Затем мы дали задание дизайнерам - они пошли рисовать логотип и дизайн-макет, а журналисты, фотографы и блогеры на основе концепции предложили свои материалы и отправились на их проработку. К полуночи мы собрались с готовыми текстами и фоторепортажами, тогда началась работа по верстке. К 12 часам следующего дня мы сделали PDFку на 96 страниц.

«За сутки мы создали готовый продукт на 96 страниц»
- Чем этот проект был интересен тебе?
- Интерес в том, что все это происходило на глазах у людей: мы вели трансляцию в твиттере, «ВКонтакте», у нас был свой ЖЖ, личный сайт. Со второго номера мы поставили веб-камеру и все могли в реальном времени видеть, что происходит. Люди участвовали, комментировали, предлагали свои темы. Проект стал реалити-шоу, которое заинтересовало публику.

- Всеми организационными вопросами ты занимался один?
- У нас появился костяк из четырех человек, отвечающих за технику, креативную команду, тексты, дизайн. Во второй раз мы набрали уже порядка 30 человек. А потом это стало наркотиком ,захотелось выпускать продукт снова и снова, с новыми людьми, тем более, что присоединились участники со всей России. С нами был Сахалинск, Челябинск, Барнаул и многие другие города.

- Люди работали удаленно?
- Личное присутствие было не обязательным условием. Мы собирались, участвовали в обсуждении, затем расходились по своим делам. Также мы делали сквозные проекты, например, у нас в городе на улице Ленина, 21 находится ФСБ, и мы подумали, а что находится в других городах по этому адресу? Оказалось, что в некоторых городах тоже находится ФСБ, в некоторых это заброшенный дом... На мой взгляд, получился очень интересный материал.

- А вы печатали свой журнал?
- Однажды помещение нам предоставила типография, и было грех не воспользоваться такой возможностью и не напечатать журнал. А у меня дома есть вся подборка, для себя распечатал их все.

mad 2

- Ты стал первым в России, кто воплотил этот проект?
- Да, потом его подхватили другие города. Особенно идея понравилась украинцам. Днепропетровск, Луганск, Одесса — заболели этим. Там начали делать все за 24 часа: коллекцию одежды, софт... Такая тема интересна отсутствием коммерческой составляющей и ограниченностью ресурсов: необходимо аккумулировать все, что у тебя есть, и выдать результат.

Мы вели проект два года, а потом делать одно и то же стало неинтересно. Но у каждого остался след. Я вот ударился в тематику медиатехнологий, и начал вращаться в этих кругах.

- Через сколько ты стал редактором MediaMedia.me?
- Через два года, в 2012. Есть такая расхожая фраза: когда я захочу прочитать интересную книгу, я ее напишу. Я понял, что русскоязычных ресурсов, которые исследуют медиатематику и рассматривают различные технологические проекты, в журналистике нет. Тогда их реально не было: ни рубрик в федеральных изданиях, ни отдельных проектов. За неделю я сделал сайт в «вордпрессе», да и до сих пор весь сайт я делаю один — это все несложно.

- Когда ты понял, что сайт востребован?
- Через полгода, и это был кайф. Мои материалы начали цитировать на «Ленте.ру» на «РИА.Новостях». Предыдущая редакция ленты часто постила мои тексты у себя в «Фейсбуке» и твиттере. Это вообще основные рычаги распространения моего контента. «ВКонтакте» - другая аудитория, концепция скорее развлекательная. А у меня все-таки больше обучающая форма, мне хочется в это верить.

Тема начала развиваться. Я не хочу сказать, что я стал толчком, но рубрики, посвященные этой теме, стали появляться и расти.

mad 3

- Как ты считаешь, отдача пошла, потому что людям интересна медиакухня? Или все-таки твой посетитель - часть медиаструктуры?
- У меня не огромная посещаемость, поэтому сказать, что это массовый проект, нельзя. Думаю, это просто люди, которым в принципе интересна журналистика, медиа и современные технологии. Студенты, специализированные блогеры. Мне трудно представить, чтобы моя мама или мои школьные друзья читали этот сайт. Все-таки журналистика - отрасль специфическая.

- Ты анализируешь мировой рынок?
- Одно время я принципиально не писал про российские медиа, поскольку сказать было нечего. Я брал западные ресурсы, переводил их, компилировал и делал какой-то обзор. Про российские медиа было, откровенно говоря, писать неинтересно. Есть зоны влияния и перемещения внутри них. Это все предсказуемо.

- Несмотря на то, что ты не пишешь о российских СМИ, ты все же серьезно рассматриваешь и наши медиа. Возможно ли сравнить пермский и омский рынки СМИ?
- В Перми, кстати, развивается ряд холдингов, подконтрольных разным структурам, я думаю, будет, о чем писать. А вообще есть очень качественные продукты и у нас, и у вас, а есть регионы, где качественных продуктов вовсе нет. Я, наверное, сейчас скажу вещь не очень приятную для всей России, но Сибирь — кузница медийных технологий и кадров. Сколько я общался в последнее время с медийными людьми в столице — их корни здесь. Дело в том, что в Сибири есть то, чего нет в европейской части России — снобизма, а следовательно, новые технологии приживаются здесь очень хорошо. Это можно отследить и по вашему журналу «Класс». У нас в городе только последние два года начался сдвиг, и бизнес стал обращать внимание на медиа. Развитие идет.

mad 4

- MediaMedia.me — некоммерческий проект, а чем ты зарабатываешь?
- Этот сайт - моя отдушина, а занимаюсь разработкой информационных проектов. Есть заказчик, которому нужен какой-то ресурс - журнал, сайт, газета. А у меня есть команда людей, с которыми мы разрабатываем информационную концепцию, визуальный образ, техническую составляющую, описываем, какие технологии будут применяться и как будет работать этот проект. Отдаем задание на реализацию и защищаем готовый продукт перед заказчиком.

- Заказы только из Перми?
- Пока да.

- Неужели в вашем городе медиа настолько развито, что ты можешь существовать за счет этого и выдавать продукты, как на конвейере?
- Протяженность одного проекта может занимать год, а сейчас все наши сайты нуждаются в ребрендинге - большинство из них были сделаны в начале 2000-х и долгое время не обновлялись. Думаю, что в следующем году в Перми мне делать будет уже нечего. У нас в городе уже большое количество СМИ, а любой рынок конечен.

- Планируете выходить на российский рынок?
- Я буду заниматься текущим проектом чуть дольше, чем остальными. Все мои мысли и цели были связаны с ним, поэтому я пока не готов говорить о развитии этого направления. Но я хочу дать понимание, что журналистика сегодня не просто текст и фото. Нам мало создать контент. Нам нужно его продвинуть и доставить в нужное время в нужное место, в том формате, который будет наиболее удобоварим.

Есть разные средства, из которых мы потребляем информацию. Стационарный компьютер, планшет, смартфон — поведенческие шаблоны разнятся.
- То есть всем этим должен заниматься журналист?
- Да, журналист сегодняшнего дня — это мультимедийный «комбайн», который если и не заменит целую съемочную бригаду, то сможет в одиночку снять небольшой сюжет, репортаж который не требует постановочных вещей, потом прийти на работу, сесть за компьютер и дополнить свой текст диаграммами или инфографикой. Есть десятки ресурсов, которые позволяют это делать без художественного образования. Вы просто вносите туда свои данные, используете шаблоны. Главное - объяснить человеку, что это возможно, нужно, востребовано.

- Речь не идет о том, что мы теряем качество в погоне за временем?
Нет, даже наоборот. Мы сознательно уходим от репортерской журналистики, от скорости и эксклюзива. Это формат объясняющей журналистики, докрутка новости до большого материала, привязка ее к географическому месту. В деревнях, например, федеральные новости вообще не читаются, у них выходит в местной газете сообщение о том, что у Ивановны корова отелилась. Это гиперлокальная журналистика, и я глубоко убежден, что такие маленькие газетки будут жить всегда, их ничего не заменит, а другие печатные издания умрут в ближайшие лет пять.

- Интернет?
- Мобильный интернет. Он всех задавит.

- Сначала европейские и американские СМИ, а потом и наши?
- Да, у них уже существуют проблемы с продажей печатного контента.

- А если это бесплатное распространение?
- Бесплатная пресса продержится дольше. Платная - она, конечно, более качественная, но человеку важно не что в ней написано, а факт, что «я, ребятушки, утрами читаю газету и пью кофе». Газета сегодня — это эстетство, снобство... А человек, который реально заинтересован в информации, смотрит ее со смартфона, пока едет на работу, пока завтракает.

- Ты опять же говоришь о скорости. При этом не забываешь про детальную проработку материала. Быстро и качественно — ты действительно считаешь, что это может сосуществовать?
- Есть разные средства, из которых мы потребляем информацию. Стационарный компьютер, планшет, смартфон — поведенческие шаблоны разные. Со смартфона быстро пробегаемся по заголовкам, с планшета читаем небольшие новости, дома со стационарных компьютеров мы вчитываемся. Российская публика, конечно, легко программируется с помощью медиа. Но я верю, что есть определенная категория людей, которая думает над новостями. Это наиболее благодарная публика, наиболее активная. На них удобнее зарабатывать, они наиболее ценны для рекламодателей.

mad 5

- Но их меньше, а следовательно, меньше просмотров и меньше пользы для рекламодателя?
- Сейчас тенденция такова, что медиа уходит в нишевость. В американском городке Чарльстон есть журнал, который посвящен женщинам-барабанщицам. Прекрасно он живет, выходит ежемесячно, потому что у них есть своя аудитория. Дело не в ее количестве, а в лояльности.

- Узкоспециализированный продукт нужен и потребителю?
- Нишевое медиа является системообразующим: связывает некоторое сообщество. Оптимизация общества происходит в любом случае. Мы становимся более индивидуальными, объединяемся с такими же индивидуалистами,и для этой почвы тоже нужна своя журналистика. А также есть рекламодатели, которые готовы платить за то, чтобы попадать в аудиторию. На СМИ можно зарабатывать разными способами. Есть магазин «Пятерочка», рассчитанный на массовую аудиторию, а есть магазин «Гурмэ», куда ходят условно двести человек, и 20% аудитории дает 80% дохода. Все это бизнес-процессы. Медиа — это тоже продукт, который должен иметь свою маркетинговую стратегию. Я думаю, что кризис журналистики и печатных медиа — он подстегивает. И поскольку от медиа никуда не деться - чем больше кризис, тем больше развитие. 
Добавить комментарий
«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.