Класс

Класс

09 сентября 2014 10.29Бизнес

Из редакторов — в пасечники

Павел Аксенов, недавно покинувший пост редактора газеты «Омская правда», рассказал «Деловому Омску», что в его семье давние традиции пчеловодства: дед Павла в свое время держал свою пасеку, а до него и прадед.
Из редакторов — в пасечники


Известный в Омске журналист Павел Аксенов решил кардинально поменять сферу деятельности и занялся собственными бизнес-проектами. Сейчас предприниматель ведет сразу несколько направлений, но приоритетное — торговля медом с собственной пасеки. Павел Аксенов, недавно покинувший пост редактора газеты «Омская правда», рассказал «Деловому Омску», что в его семье давние традиции пчеловодства: дед Павла в свое время держал свою пасеку, а до него и прадед.


«Когда деда не стало, мы еще долго ели мед с его пасеки. Вот и я решил в каком-то смысле пойти по его стопам. Прочитал в интернете ряд пособий, на базовом уровне подтянул матчасть, — рассказывает Павел Аксенов. — Хотя понятно, что большим профессионалом я еще не стал — пчелы работают на Земле 25 млн лет, и узнать все о них невозможно. Поэтому можно сказать, что я постоянно нахожусь в процессе обучения».

Устные договоренности
Магазин-павильон под вывеской «Огонь-мед» начинающий бизнесмен открыл в центре Омска на одной из остановок общественного транспорта в марте текущего года. А еще с прошлого года он торговал медом напрямую: через социальные сети и предлагая знакомым. Развивать пасеку стал параллельно с редакторской работой.

«Я вообще верю в случай. В свое время на меня вышел человек, который предложил организовать пасеку. Мы решили объединить усилия. За мной — финансирование и сбыт продукции, а мой партнер сосредоточился на работе на пасеке, где очень нужны его опыт, знания и золотые руки», — рассказывает предприниматель.

aksenov

Павел признается, что отношения между партнерами основываются лишь на устных договоренностях и никак не оформлены юридически.

«В этом бизнесе на таких договоренностях держится очень многое. Могут и обмануть. Но вообще быть слишком боязливым в бизнесе — неправильно. Наше дело небольшое, чтобы прописывать все на бумаге. К тому же мой партнер очень порядочный человек, и наших джентльменских договоренностей вполне достаточно», — уверен Павел Аксенов.

Первые деньги для организации своего дела удалось скопить на предыдущей работе. В последние лет семь Павел занимал руководящие посты в омских СМИ, и ему удалось скопить кое-какой стартовый капитал. Эти деньги предприниматель откладывал на покупку квартиры, но в итоге вложил в свое дело. Есть в стартовом капитале и часть заемных средств.

Вообще на реализацию идеи начинающему пасечнику потребовалось почти полтора миллиона рублей. Эти средства пошли на организацию пасеки, закупку пчел, аренду и ремонт торгового павильона, а также на транспортировку и закупку меда. Магазин торгует не только медом с собственной пасеки, но и привозным качественным продуктом из Тамбова, Башкирии и Республики Алтай.

«Мед стоит недешево, потому что его производство очень трудозатратно. Пчелы могут заболеть, зарядят дожди и холода — не будет меда. Все эти риски заложены в стоимость. Но и пользы от меда столько, что любому продукту фору даст», — рассказывает пчеловод.

Закупки по всей стране
Наладить контакты с иногородними поставщиками помогли интернет и социальные сети. Правда, закупая первые партии меда, предприниматель снова рисковал. Во-первых, его просто могли обмануть и при 100-процентной предоплате не прислать обещанную партию продукта. А, во-вторых, качество меда могло не устроить самого покупателя, и тогда средства можно было считать потраченными зря.

«Я старался обезопасить себя от мошенников. Поэтому тщательно проверял, чтобы телефоны башкирских поставщиков были реально башкирскими. На рынке много оптовиков, которые торгуют медом Башкирии и Алтая из Москвы и Питера. Меня такие контакты настораживали, и я старался их исключать. В результате все поставщики прислали первые партии продукции, как обещали, — делится секретом предприниматель. — Правда, в паре случаев качество меда меня не устроило, и пришлось продавать этот продукт кондитерам по себестоимости, а сотрудничество с такими поставщиками прекратить».

aksenov2


Павел объясняет, что оценить качество меда не так сложно по вкусу и по запаху. К тому же на всю продукцию, которую закупает предприниматель, он требует сертификаты соответствия и результаты лабораторных испытаний.

«Бывает, что мне предлагают мед без документов. Но в этом случае я отказываюсь от покупки — мало ли какой мед это может быть. На рынке очень много ненастоящего «сахарного» меда, торговать которым я не стану», — рассказывает пасечник.

Вообще в этом бизнесе есть очень много нюансов. Например, пчел в случае их болезни лечат антибиотиками, и тогда мед, который они приносят, нельзя продавать. Но лабораторные испытания могут легко показать наличие препаратов в продукте пчеловодства. Поэтому недобросовестные пасечники, чтобы не выбрасывать собранный мед, могут предлагать его покупателю без всяких документов.

«Я такой продукт не беру — зачем мне рисковать? Тем более, что этот риск себя не оправдает — я могу потерять покупателя», — поясняет Аксенов.

Китайские подделки
По словам Павла, рынок продажи меда в Омске очень конкурентный.

«По результатам исследований, в среднем россиянин съедает около 400 граммов меда в год, это меньше поллитровой банки! Для сравнения: в Германии гражданин съедает за год 2 килограмма, житель Австралии — 3, — рассказывает пасечник. — Поэтому за попадание на стол покупателя мне как производителю приходится активно бороться с конкурентами».

Конкурентов на омском рынке у Павла Аксенова множество. По словам предпринимателя, можно назвать десяток магазинов, которые торгуют в Омске качественным продуктом.

«Качественный натуральный мед на рынке предлагают многие. Например, "Медвеница" на улице Орджоникидзе уже лет 20 работает, можно назвать и много индивидуальных предпринимателей, которые продают мед с собственной пасеки. Вообще нужно сказать, что ко всем, кто торгует качественным продуктом, я отношусь положительно — ведь мы все формируем культуру медопотребления, все делаем общее дело», — подчеркнул Аксенов.

При этом предприниматель рассказывает, что много на рынке и подделок: ряд нечистоплотных предпринимателей предлагают под видом настоящего так называемый «сахарный» мед китайского производства.

«Мне тоже предлагали торговать этой подделкой, но я отказался. В интернете пишут, что его производят в Китае. То, что потом продается в России, — смесь «сахарного» меда, патоки, муки и других ингредиентов. Более точно могли бы сказать профессионалы по результатам лабораторных исследований, но продавцы такого меда никогда не имеют на руках вообще никаких документов. А контролирующие органы как-то не очень этим интересуются, — сетует предприниматель. — Такой товар я встречал только у гастролирующих продавцов, наши местные его не берут. А приезжие продают его под видом алтайского, кубанского или башкирского меда, причем по очень высоким ценам. И люди активно берут эту подделку. Уж на рекламу эти ребята не скупятся».

Проблемы и риски
Не хватает профессионалам и регионального закона о пчеловодстве. Пробелы в федеральном законодательстве и своеобразный менталитет сельхозпроизводителей нередко приводят к конфликтным ситуациям. Например, при обработке полей химическими веществами.

«По закону нужно проводить обработку пестицидами после заката, в пасмурную погоду, когда пчелы не работают, да еще и предупредить пчеловода накануне. А по факту в этом году пришлось буквально за руку ловить местных товарищей — они поутру вдруг решили поля обрабатывать. Объяснили им популярно, что если они потравят пчел, то получат судебные иски. У них сразу отпала необходимость обрабатывать поле», — рассказывает Аксенов.

По словам предпринимателя, на Западе сложилась нормальная практика, когда владелец угодий договаривается с пчеловодами, чтобы те привозили ульи, и пчелы работают. И даже деньги пасечникам за это платят — ведь от работы пчел зависит урожай. У нас же, наоборот, иногда владелец поля пытается взять плату с пчеловода — деньгами или медом.

Реклама в стиле хендмейд
У омских производителей солидных бюджетов на рекламу нет. Павел Аксенов рассказывает, что этих средств хватает лишь на скромные размещения в печатной прессе и на радио. Более доступна раскрутка в социальных сетях.
«По мере сил в соцсетях я работаю сам: описываю наши битвы с продавцами «сахарного» меда, популяризирую медопотребление. Многих друзей и знакомых таким образом я уже подсадил на натуральный и качественный мед. Получается, в каком-то смысле занимаюсь прямыми продажами», — рассказывает Аксенов.

aksenov3

Есть и другие интересные особенности в продвижении. В частности, предприниматель заметил, что ценники и инфографика, выполненные от руки, лучше воспринимаются покупателями, чем выполненные типографским способом.

«Люди первые месяцы вообще не замечали моего павильона. На этом месте раньше торговали самсой, и покупатели так привыкли, что и не обратили внимания на перемены. Поэтому пока я не организовал дегустацию, продажи были очень скромными. Люди ходят одним и тем же маршрутом, отвыкают смотреть по сторонам, и нужно очень постараться, чтобы заинтересовать покупателя. Я даже на банках с медом разместил рекламу собственного магазина. Чтобы покупатели знали, куда возвращаться в случае, если мед им понравился», — делится нехитрыми маркетинговыми находками бизнесмен.

По словам предпринимателя, в будущем ему хотелось бы расширить торговлю: открыть еще два-три магазина по продаже меда и организовать поставки продукта в другие города и страны.

«Сейчас магазину всего восемь месяцев, и нужно хотя бы годовой цикл пройти, чтобы понять, где резервы роста, а где нужно изменить подход. Если силы и средства позволят, расширим пасеку», — рассказал предприниматель.

Помимо медовой торговли Павел Аксенов ведет еще несколько направлений: работают магазин детской обуви и компания-разработчик программных продуктов. Как признается сам предприниматель, такая диверсификация «не дает скучать и голодать».

«Столько писать о развитии малого и среднего бизнеса и не попробовать самому было бы неправильно. Классика жанра — журналист меняет профессию», — резюмирует Аксенов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №34 (038) 9 сентября

Добавить комментарий
Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.

Как приветствуют друг друга в разных странах: факты и рекорды

Как приветствуют друг друга в разных странах: факты и рекорды

Ответьте на наши вопросы и узнайте, сможете ли вы стать своим в любой части мира.