Деловой Омск

Деловой Омск

21 января 2014 05.33Интервью

Сергей Лисовский: «Алчные ритейлеры – худший регулятор...»

В 90-е годы имя Сергея Лисовского активно звучало в контексте рекламного, медийного и шоу-бизнеса. Название фирмы молодого выходца из комсомольских организаций (ЛИС'С) даже попало в песню популярного певца Игоря Талькова «Метаморфозы», которая стала своеобразным символом новой противоречивой эпохи. Широкую известность господин Лисовский приобрел после работы над проектом «Голосуй или проиграешь» во время избирательной кампании Бориса Ельцина в 1996 году. Тогда же он был задержан на выходе из Дома правительства с коробкой от копировального аппарата (вошла в историю как коробка от ксерокса), в которой было 500 тысяч долларов.

Сергей Лисовский: «Алчные ритейлеры – худший регулятор...»

Сейчас Сергей Лисовский — сенатор от Курганской области, активно интересующийся аграрным бизнесом. Он с большим удовольствием беседует о мясе и морковке, чем о пиаре и 90-х. Находясь в Омске с коротким визитом, член Совета Федерации дал интервью нашему изданию.

Сергей Федорович, читая вашу биографию, диву даешься... Реклама, пиар, шоу-бизнес, избирательные технологии, а потом в конце
90-х — бац! — аграрный бизнес. Чем объясняется такой крутой поворот, учитывая расхожую фразу, что самый верный способ потерять деньги — вложить их в сельское хозяйство.

— Эта фраза не имеет никакого отношения к реальности. Формально сельхозбизнес ничем не отличается от любого другого. Во всем мире — это базис экономики. Наше государство долго этого не понимало, поскольку в начале 90-х пришли «либералы» и сказали, что село убыточно по определению. Но посмотрите на американцев — они голову оторвут за своих фермеров. При этом самые крупные американские компании — это продовольственные компании, а вовсе не Google или Microsoft.

Только что состоялась встреча с губернатором Виктором Назаровым по поводу проекта логистического центра компании «С-Фрут альянс». О чем удалось договориться?

— Эта компания сейчас реализует ряд таких центров по стране, и мы еще в прошлом году договорились, что она придет в Омск с проектом обеспечения сельскохозяйственной логистики в Западной Сибири. Нужно понимать, что этот центр не только для омичей, но и соседних областей Сибири, Дальнего Востока, Казахстана. С губернатором мы обсуждали разработку уже конкретного плана действий с датами и четкими реперными точками реализации проекта.

Когда начнется строительство? 

— Летом 2014 года. Площадка определена — это Верхний Карбуш. Территория — 150 га. Скажем, в Китае, под Шанхаем подобный объект занимает
500 га, и это только первая очередь. Сумма инвестиций около 10 миллиардов рублей.

«С-Фрут альянс» — единственный инвестор или со временем подключатся другие?

— Задача этой компании создать узел притяжения с мощной инфраструктурой и необходимой массой фермеров. А дальше придут компании, которые занимаются смежными сферами, те же банки, образовательные и инновационные организации.

Скажется ли это на упрощении системы кредитования для малого бизнеса? Сегодня получить кредит очень сложно.

— На мой взгляд, азербайджанская диаспора контролирует довольно большой объем рынка овощей и фруктов в стране. И дело не в коррупции, как считают многие, хотя и в ней тоже... Главное, что крепкие семейные и родственные связи в диаспоре позволяют одному поставщику оперативно кредитовать другого. А быстрые кредиты — это движущая сила в развитии процесса. А что происходит у нас в сельском хозяйстве? Фермер идет в банк, тратит массу времени, готовит целый пакет документов и зачастую остается без кредита. На этом фоне даже такая феодальная семейная система диаспоры является более прогрессивной. В Европе каждый, кто работает в аналогичном центре, имеет свою кредитную историю, свой бюджет, свой лимит кредитования. Никому не надо никуда ходить. Все происходит автоматически. В частности, в Испании я сам видел случай. Приходит владелец нескольких ресторанчиков к производителю, вставляет карточку в терминал — там все сразу высвечивается. У покупателя есть лимит — 30 тысяч евро. Производитель ему на 5 тысяч отпускает товар. У первого сразу списываются, а у второго мгновенно появляются деньги на счете. И у обоих выскакивает полис государственной компании, которая страхует сделку на 95%. Нам, правда, пока до этого еще далеко. Но мы надеемся, что центр сможет эту систему приблизить.

Сергей Федорович, вы активно продвигаете этот проект, но сами-то как заинтересованы в нем?

— Я с коллегами почти четыре года работал над законом о регулировании торговой деятельности. Мы понимали, что торговые сети пользуются своей монополией, и на сегодня вся страна, все граждане и вся экономика обложены данью. Не наценкой, а именно данью. Говорят, что у нас есть право выбора, но фактически его нет. Все сети давно картельно договорились. У них даже договоры поставки написаны под копирку. 

Наш закон о торговой деятельности облегчает ситуацию для граждан страны, но все равно он получился слишком компромиссным, потому что у сетей очень серьезные лоббисты. Эта отрасль сейчас чуть ли не единственная, которая показывает рост. Три российских компании даже вошли в тридцатку крупнейших в мире. Это говорит лишь о том, что торговые сети реально обладают силой и реально ей пользуются. Однако проблема не только в алчности сетей и негодяйстве их владельцев. Мы сами им позволили экономически это делать. Я много работал с европарламентом по этой теме — монополия сетей есть во всех странах. Единственная возможность снижать их рыночное влияние — создавать альтернативные источники реализации продукции.

Вы хотите сказать, что этот логистический центр и станет такой альтернативой. Получается, вы тем самым вступаете в конфронтацию с торговыми сетями?

— Я разговаривал с французами — передовиками в этом направлении. Они говорят: да, на первом этапе есть элемент конкуренции. Но со временем сети понимают, что мы занимаемся параллельными направлениями. Торговая сеть, в принципе, не может работать с мелким производителем, поскольку ей необходимы гарантированные объемы поставок. Кстати, сейчас в мире сети активно используют эти логистические комплексы для того, чтобы получать продукцию высокого качества. Ведь некоторое время назад они в своей алчности и непродуманности стали уничтожать производителей качественного продукта. Ритейлеров, в первую очередь, интересует дешевое индустриальное массовое производство, и они добились этого, уничтожив качественное. Но скоро покупатель стал требовать продукт высокого качества, причем не только состоятельные люди, но и средний класс. И сейчас сети в Европе с помощью этих центров пытаются этот спрос удовлетворить.

В России производитель находится почти в кабальном положении у сетей. Ваш проект изменит эту ситуацию или просто появится альтернативный диктатор?

— Почувствуйте разницу — торговая сеть покупает, скажем, у фермера товар, но в кредит, и реализует его с наценкой, а площадка логистического центра действует иначе — продает фермеру покупателя. Производитель торгует сам по своей цене. А что касается кабальных условий — действительно, сегодня в сетях договоры поставки долгосрочные — формально годовые. Но фактически сеть может разорвать его в течение двух недель. Также ритейлер имеет право в течение трех дней определять объем поставки. Сегодня берет у тебя тонну продукции, а завтра, скажем, сто килограммов, и ты не можешь отказаться, даже если тебе невыгодно продавать всего сто кило и ты не знаешь, куда девать оставшиеся 900. Отказ от поставки приводит к огромному штрафу. То есть ситуация действительно довольно запущенная. Сети чувствуют себя полноценными хозяевами страны. В свое время мы критиковали Советский Союз, который сверху регулировал цены, а сейчас получили еще худшего регулятора — алчных владельцев сетей. Между тем в Союзе регулирование осуществлялось в интересах народа, а сейчас это происходит в интересах узкой группы владельцев, которые выкачивают деньги за границу. 

Вы сказали, что на вашей площадке фермер будет сам продавать свой товар. У нас в регионе было нечто похожее — губернаторские ярмарки. Судя по прак-тике, не все торговцы остались довольны этим форматом.

— Вы знаете, среди сельхозников тоже есть иждивенческие настроения, мол, придет некий дядя и все за них сделает. Мы когда обсуждали эту идею с различными фермерскими союзами, они говорили, как здорово, пусть ваши логистические центры у нас все выкупают. Нет, так не бывает. Центр предоставляет место, покупателя и сопутствующие услуги — например, переработку. Фермер может привезти морковку навалом. Сетям и ресторанам такая морковь не нужна. А в центре будут работать линии — продукт почистят, помоют, упакуют, как ему нужно. Держать свой очистной или помывочный цех, понятно, невыгодно. А здесь он на час арендовал эту линию, и цена его продукта увеличивается в три-четыре раза. Взять те же диаспоры — они покупают, предположим, лук у фермеров по 6 рублей, а затем в каких-то подвалах таджики его шелушат, упаковывают и товар реализуют сетям уже по 20 рублей, то есть в несколько раз дороже. 

Фермеру некогда стоять у прилавка, ему надо производством заниматься.

— На этот случай будет услуга — комиссионная реализация. Не хочешь стоять у прилавка — твой товар будут продавать другие за небольшую комиссию 5-10%. Эта система очень удачно прижилась на Украине, кстати.

Проект «С-Фрут альянса» в Омске — это первая попытка выйти в регионы?

— Нет. Сейчас идет работа над крупным объектом в Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде и в Подмосковье.

В Омске сейчас провозгласили культ инвестора. Почувствовали ли вы это на себе?

— Могу сказать, что ваша область одна из немногих, где администрация заинтересована в развитии проектов. Понятно, что любой губернатор заинтересован в инвестициях, но можно быть заинтересованным и сидеть на месте, а можно помогать. На сегодня инвестиционная привлекательность страны очень низкая из-за неразвитой инфраструктуры. Когда разговариваешь с немецким инвестором — ему и в голову не придет, что он должен за свои средства для объекта провести газ, энергию, за дорогу заплатить. В Европе газовики и энергетики сами это делают с удовольствием, понимая, что получают клиента — потребителя их услуг. Инфраструктура — это задача государства, а мы почему-то расслабились и считаем, что частник должен все создавать. Так что многое зависит от воли губернатора, потому что во всех регионах сегодня бюджетная ситуация сложная, и найти средства, которые окупятся в перспективе, способен не каждый.

В одной из областей, куда пытался зайти «С-Фрут альянс», по расчетам местной администрации стоимость инфраструктуры равнялась объему инвестиций. Это совершенно удивительная ситуация. Понятно, что за такой проект никто никогда не возьмется. Здесь не получится так же?

— В Омской области есть проблема с дорогами — проект инфраструктурный требует много коммуникаций. Но понимание того, что это зона ответственности области, вроде бы достигнуто.

Станислав Жоглик

Добавить комментарий
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.