Деловой Омск

Деловой Омск

19 мая 2014 04.47Статьи

SMMотри, как надо!

Технология продвижения бренда, товара или услуги в социальных сетях (SMM) для большинства омских предпринимателей до сих пор остается не более чем причудливой абракадаброй. Хотя эксперты полагают, что максимум спустя 2 года подавляющее число сфер бизнеса не сможет существовать без этих технологий.

SMMотри, как надо!

Омский рынок SMM (Social Media Marketing) только развивается.

В отличие от столичных городов, где продвижение бизнес-проектов в социальных сетях занимает серьезную нишу на медиарынке, лишь немногие омские компании спешат использовать данный инструмент коммуникации.

Рынок

Первыми осваивать SMM в Омске стали интернет-магазины. Как правило, их владельцы — недавние выпускники вузов, сами неоднократно заказывающие через интернет одежду в федеральных сетях для реализации на местном рынке. Многие не имели даже собственного сайта, и площадкой распространения стала для них социальная сеть «ВКонтакте», идеально подходящая для этой цели.

Сегодня аналогичным образом продвигают не только одежду, но и другие детали гардероба, аксессуары, ювелирные украшения, косметику, бытовую технику и тренинги. А за последний год в социальных сетях свои услуги стали предлагать омские кафе, рестораны и торговые центры.

Всего «ВКонтакте» зарегистрировано 400-500 тыс. омичей. Статистика размыта из-за фейковых (ложных) аккаунтов. Аудитория, с которой приходится работать онлайн-продажникам, — в пределах 2-7 тыс. человек. В целом по местным меркам стандартным критерием оценки эффективности SMM со стороны заказчика является группа в соцсети численностью в 3-5 тыс. человек. Впрочем, количество в вопросах продвижения не всегда означает качество.

По мнению SMM-специалиста Светланы Фиксель, адекватным показателем числа приглашенных по инвайт-коду людей (инвайтинга) является прирост в паблике по 200-300 человек в месяц. Активные участники паблика и группа «ВКонтакте» с числом подписчиков в 750 человек окажутся эффективнее, чем 5-тысячная группа с размытой аудиторией.

«Все зависит от задач. Бывает так, что после серого SMM в группе с 15 тыс. подписчиков активность проявляет лишь один человек. На практике принято, что идеальной статистикой является равное число подписчиков и активных участников плюс-минус 150 человек», — поясняет Фиксель.

Эксперт настаивает, что в группах, продающих вещи, покупку совершают 20% лояльной аудитории. Если же речь идет о продвижении заведения, то его будут посещать 50% аудитории. Из них 60% придут хотя бы раз, чтобы посмотреть. В случае с продажей бытовой техники и сотовых телефонов можно рассчитывать на 10-15% разовых покупок от числа подписчиков паблика.

«Если мы тратим 20-25 тысяч в месяц на развитие группы в социальной сети и привлекаем туда 3-5 тыс. подписчиков, то 10-15% из них отобьют затраты на SMM. Все продажи сверху — чистая прибыль. Не говоря уже о лояльном отношении к бренду. В 99% случаев SMM себя окупает», — комментирует Фиксель.

Сферы применения

Многие московские эксперты настаивают, что в России любой бизнес нуждается в SMM. Омские специалисты при этих словах загадочно улыбаются, поясняя, что между московским и омским бизнесом большая разница.

В отличие от столицы, где предприниматели пришли к пониманию необходимости выстраивать имидж компании, региональные предприниматели в основном нацелены на продажи и быструю монетизацию прилагаемых усилий.

«В Москве сосредоточены центры крупных федеральных компаний, они и задают тренды. В столице понимают, что привлекать клиентов нужно не только специальными акциями, необходимо еще работать над лояльностью аудитории. В Омске, по сути, все SMM —акционные. Акция — самый простой способ продать товар, навязать услугу или побудить прийти в заведение или торговый центр», — считает креативный директор рекламного агентства «Коперник» Кирилл Терлеев.

Омские эксперты сходятся во мнении, что максимально эффективным SMM будет в том случае, если товар визуально эстетичен и решение о его покупке человек готов принять, не выходя из интернета.

«Даже сидя на работе, ты можешь думать о вечернем досуге и искать варианты, как провести время. Тогда паблик ресторана или клубной вечеринки будет для тебя актуальным. А если ты продаешь кирпич или асфальт, то здесь потенциальный клиент подходит более взвешенно. Он будет мониторить рынок кирпича, а для этого скорее подойдет «2ГИС», чем соцсети», — поясняет Терлеев.

Работой на имидж в Омске занимаются только компании, зависящие от потока посетителей: рестораны, кафе и торговые центры. Хотя эксперты уверены, что года через два рынок управления репутацией в соцсетях будет заполнен спросом. Показательным примером в этом смысле может служить заказ в 2013 году SMM-услуг правительством Челябинской области.

Стратегия

Учебники гласят, что для эффективного SMM-продвижения необходимо ответить на 3 вопроса: «Зачем? Для кого? Что?».

Зачем?

Начинать кампанию, не определив четкой цели, значит, зря растратить временные и материальные ресурсы. Это глупо. Есть 5 направлений SMM: мониторинг, продвижение, управление репутацией, продажи и клиентская поддержка. Каждое из направлений является самостоятельной задачей, ради которой и стоит прибегнуть к социальным сетям. Все они могут быть частью одной кампании.

Для кого?

Понимание целевой аудитории эксперты сводят к конкретному портрету клиента: кто этот человек, чем интересуется, в каких социальных сетях проводит время. Сегодня есть несколько десятков соцсетей. Основными в России считаются представленные в зоне Ru и имеющие аудиторию свыше миллиона человек. Это «ВКонтакте», Facebook, LiveJournal, YouTube, Instagram, Twitter и развивающаяся быстрыми темпами Foursquare (или 4sq).

Каждая из платформ уникальна. «ВКонтакте» имеет самую многочисленную аудиторию и лучший таргетинг — целевое назначение. Однако в последнее время она окутана спекулятивными слухами о том, что информация сети доступна российским силовикам. Это вызывает панические настроения аудитории. Как шутят эксперты, людям скрывать особенно нечего, кроме переписки с любовницами, но, от греха подальше, пользователи уходят на Facebook.

Что касается этого ресурса, то омский бизнес здесь практически не представлен. Максимум, на что способны компании, это создать своими силами аккаунт бренда. А как вычленить свою аудиторию и затем привлечь ее на страницу, предприниматели, как правило, не знают.

YouTube — социальная сеть для обмена видео. Это единственная на сегодняшний день соцсеть, оплачивающая работу топ-блогеров. LiveJournal — площадка для ведения блога. И YouTube, и LiveJournal в омском SMM применяются крайне редко. В основном это разовые публикации топовых блогеров.

Лучше дела обстоят с Twitter и Instagram. Работа обеих этих площадок построена на хэштегах (ключевых словах). Относительно новая Foursquare — платформа для геопозиционирования, она показывает местонахождение человека и актуальна для заведений.

Что?

«В SMM продают не товар, продают контент», — говорит редактор социальных сетей ХК «Авангард» Илья Ельчанинов.

«4 информационных сообщения в день — именно столько публикаций требуется для технологического процесса привлечения трафика: утренняя новость, музыкальная часть, новость компании, вечерняя новость», — рассказывает Светлана Фиксель.

Раз в 1-2 недели — акция. В контенте паблика специалисты не рекомендуют уделять новостям компании более 25%. И категорически отговаривают делать паблик бренда. Вместо этого необходимо разворачивать общение вокруг социального объекта или единой темы: воспитание малыша, рыбалка, Ирландия...

Например, SMM-специалисты франшизы паба Harat's в группе «ВКонтакте» разработали концепцию подачи новостей через ирландскую тему. Впоследствии это распространилось на всех франчайзи сети, и теперь все ее участники постят фотографии Ирландии и кельтскую музыку.

Хороших результатов добились, работая «ВКонтакте», продвиженцы салонов мобильной связи «IZюм». За год они милыми картинками и вежливым ненавязчивым общением с участниками сообщества подписали в паблик 17 тыс. человек.

Положительный пример работы в Instagram показала студия по пошиву одежды, галстуков и бабочек Zalesov & Skok. Вся продвинутая молодежь Омска имеет бабочку от этой компании. Причем, раскручивая свой бренд, ребята не прибегали к помощи SMM-специалиста, а делали все сами, по наитию. А вот магазин эксклюзивных вещей «Кот, комод и волшебный браслет», где они выставляют продукцию, наоборот, недооценивает Instagram.

«Ребятам стоило бы сделать акцент на этом ресурсе. Во-первых, сами вещи необычные, и каждый день можно выкладывать по одной. Во-вторых, их кто-то покупает. И этот кто-то сам по себе может быть интересным персонажем, раз ему нужны необычные вещи», — размышляет Светлана Фиксель.

Каждый из опрошенных экспертов отметил стратегию продвижения Skuratov Coffee в Foursquare и Instagram. Сперва каждый клиент, зачекинившийся в заведении, получал кофе бесплатно. Сейчас акции чередуются, но в том же ключе — каждый 6-й чекин приносит клиенту бесплатный десерт или стакан латте и так далее. Это самая действенная на сегодня реклама, когда все друзья клиента видят, где он проводит время. Это IT-сарафанное радио.

Стоимость

На SMM сегодня приходится не более 1% всего оборота рекламного рынка в Омске. В отличие от столицы, где SMM обходится заказчикам в 150-200 тыс. рублей, омские кампании значительно дешевле. Наиболее распространенный вариант — привлечение студентов или школьников на аутсорсинге за 10 тыс. рублей в месяц. Однако такой способ приводит только к разочарованию от продвижения.

Следует учитывать, например, что раскрученный паблик «ВКонтакте» с аудиторией в 100 тыс. человек стоит порядка 80 тыс. рублей. Компании, которые требуют от специалиста мгновенного привлечения 5 тыс. человек, получают, как правило, именно такую группу с непонятной аудиторией — когда просто меняют логотип и описание сообщества.

Эффективнее сработает команда специалистов, но и стоить они будут дороже студентов — 30-60 тыс. рублей в месяц в зависимости от задач.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №17 (021) 13 мая

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».