Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

19 мая 2014 04.47

SMMотри, как надо!

Технология продвижения бренда, товара или услуги в социальных сетях (SMM) для большинства омских предпринимателей до сих пор остается не более чем причудливой абракадаброй. Хотя эксперты полагают, что максимум спустя 2 года подавляющее число сфер бизнеса не сможет существовать без этих технологий.

Омский рынок SMM (Social Media Marketing) только развивается.

В отличие от столичных городов, где продвижение бизнес-проектов в социальных сетях занимает серьезную нишу на медиарынке, лишь немногие омские компании спешат использовать данный инструмент коммуникации.

Рынок

Первыми осваивать SMM в Омске стали интернет-магазины. Как правило, их владельцы — недавние выпускники вузов, сами неоднократно заказывающие через интернет одежду в федеральных сетях для реализации на местном рынке. Многие не имели даже собственного сайта, и площадкой распространения стала для них социальная сеть «ВКонтакте», идеально подходящая для этой цели.

Сегодня аналогичным образом продвигают не только одежду, но и другие детали гардероба, аксессуары, ювелирные украшения, косметику, бытовую технику и тренинги. А за последний год в социальных сетях свои услуги стали предлагать омские кафе, рестораны и торговые центры.

Всего «ВКонтакте» зарегистрировано 400-500 тыс. омичей. Статистика размыта из-за фейковых (ложных) аккаунтов. Аудитория, с которой приходится работать онлайн-продажникам, — в пределах 2-7 тыс. человек. В целом по местным меркам стандартным критерием оценки эффективности SMM со стороны заказчика является группа в соцсети численностью в 3-5 тыс. человек. Впрочем, количество в вопросах продвижения не всегда означает качество.

По мнению SMM-специалиста Светланы Фиксель, адекватным показателем числа приглашенных по инвайт-коду людей (инвайтинга) является прирост в паблике по 200-300 человек в месяц. Активные участники паблика и группа «ВКонтакте» с числом подписчиков в 750 человек окажутся эффективнее, чем 5-тысячная группа с размытой аудиторией.

«Все зависит от задач. Бывает так, что после серого SMM в группе с 15 тыс. подписчиков активность проявляет лишь один человек. На практике принято, что идеальной статистикой является равное число подписчиков и активных участников плюс-минус 150 человек», — поясняет Фиксель.

Эксперт настаивает, что в группах, продающих вещи, покупку совершают 20% лояльной аудитории. Если же речь идет о продвижении заведения, то его будут посещать 50% аудитории. Из них 60% придут хотя бы раз, чтобы посмотреть. В случае с продажей бытовой техники и сотовых телефонов можно рассчитывать на 10-15% разовых покупок от числа подписчиков паблика.

«Если мы тратим 20-25 тысяч в месяц на развитие группы в социальной сети и привлекаем туда 3-5 тыс. подписчиков, то 10-15% из них отобьют затраты на SMM. Все продажи сверху — чистая прибыль. Не говоря уже о лояльном отношении к бренду. В 99% случаев SMM себя окупает», — комментирует Фиксель.

Сферы применения

Многие московские эксперты настаивают, что в России любой бизнес нуждается в SMM. Омские специалисты при этих словах загадочно улыбаются, поясняя, что между московским и омским бизнесом большая разница.

В отличие от столицы, где предприниматели пришли к пониманию необходимости выстраивать имидж компании, региональные предприниматели в основном нацелены на продажи и быструю монетизацию прилагаемых усилий.

«В Москве сосредоточены центры крупных федеральных компаний, они и задают тренды. В столице понимают, что привлекать клиентов нужно не только специальными акциями, необходимо еще работать над лояльностью аудитории. В Омске, по сути, все SMM —акционные. Акция — самый простой способ продать товар, навязать услугу или побудить прийти в заведение или торговый центр», — считает креативный директор рекламного агентства «Коперник» Кирилл Терлеев.

Омские эксперты сходятся во мнении, что максимально эффективным SMM будет в том случае, если товар визуально эстетичен и решение о его покупке человек готов принять, не выходя из интернета.

«Даже сидя на работе, ты можешь думать о вечернем досуге и искать варианты, как провести время. Тогда паблик ресторана или клубной вечеринки будет для тебя актуальным. А если ты продаешь кирпич или асфальт, то здесь потенциальный клиент подходит более взвешенно. Он будет мониторить рынок кирпича, а для этого скорее подойдет «2ГИС», чем соцсети», — поясняет Терлеев.

Работой на имидж в Омске занимаются только компании, зависящие от потока посетителей: рестораны, кафе и торговые центры. Хотя эксперты уверены, что года через два рынок управления репутацией в соцсетях будет заполнен спросом. Показательным примером в этом смысле может служить заказ в 2013 году SMM-услуг правительством Челябинской области.

Стратегия

Учебники гласят, что для эффективного SMM-продвижения необходимо ответить на 3 вопроса: «Зачем? Для кого? Что?».

Зачем?

Начинать кампанию, не определив четкой цели, значит, зря растратить временные и материальные ресурсы. Это глупо. Есть 5 направлений SMM: мониторинг, продвижение, управление репутацией, продажи и клиентская поддержка. Каждое из направлений является самостоятельной задачей, ради которой и стоит прибегнуть к социальным сетям. Все они могут быть частью одной кампании.

Для кого?

Понимание целевой аудитории эксперты сводят к конкретному портрету клиента: кто этот человек, чем интересуется, в каких социальных сетях проводит время. Сегодня есть несколько десятков соцсетей. Основными в России считаются представленные в зоне Ru и имеющие аудиторию свыше миллиона человек. Это «ВКонтакте», Facebook, LiveJournal, YouTube, Instagram, Twitter и развивающаяся быстрыми темпами Foursquare (или 4sq).

Каждая из платформ уникальна. «ВКонтакте» имеет самую многочисленную аудиторию и лучший таргетинг — целевое назначение. Однако в последнее время она окутана спекулятивными слухами о том, что информация сети доступна российским силовикам. Это вызывает панические настроения аудитории. Как шутят эксперты, людям скрывать особенно нечего, кроме переписки с любовницами, но, от греха подальше, пользователи уходят на Facebook.

Что касается этого ресурса, то омский бизнес здесь практически не представлен. Максимум, на что способны компании, это создать своими силами аккаунт бренда. А как вычленить свою аудиторию и затем привлечь ее на страницу, предприниматели, как правило, не знают.

YouTube — социальная сеть для обмена видео. Это единственная на сегодняшний день соцсеть, оплачивающая работу топ-блогеров. LiveJournal — площадка для ведения блога. И YouTube, и LiveJournal в омском SMM применяются крайне редко. В основном это разовые публикации топовых блогеров.

Лучше дела обстоят с Twitter и Instagram. Работа обеих этих площадок построена на хэштегах (ключевых словах). Относительно новая Foursquare — платформа для геопозиционирования, она показывает местонахождение человека и актуальна для заведений.

Что?

«В SMM продают не товар, продают контент», — говорит редактор социальных сетей ХК «Авангард» Илья Ельчанинов.

«4 информационных сообщения в день — именно столько публикаций требуется для технологического процесса привлечения трафика: утренняя новость, музыкальная часть, новость компании, вечерняя новость», — рассказывает Светлана Фиксель.

Раз в 1-2 недели — акция. В контенте паблика специалисты не рекомендуют уделять новостям компании более 25%. И категорически отговаривают делать паблик бренда. Вместо этого необходимо разворачивать общение вокруг социального объекта или единой темы: воспитание малыша, рыбалка, Ирландия...

Например, SMM-специалисты франшизы паба Harat's в группе «ВКонтакте» разработали концепцию подачи новостей через ирландскую тему. Впоследствии это распространилось на всех франчайзи сети, и теперь все ее участники постят фотографии Ирландии и кельтскую музыку.

Хороших результатов добились, работая «ВКонтакте», продвиженцы салонов мобильной связи «IZюм». За год они милыми картинками и вежливым ненавязчивым общением с участниками сообщества подписали в паблик 17 тыс. человек.

Положительный пример работы в Instagram показала студия по пошиву одежды, галстуков и бабочек Zalesov & Skok. Вся продвинутая молодежь Омска имеет бабочку от этой компании. Причем, раскручивая свой бренд, ребята не прибегали к помощи SMM-специалиста, а делали все сами, по наитию. А вот магазин эксклюзивных вещей «Кот, комод и волшебный браслет», где они выставляют продукцию, наоборот, недооценивает Instagram.

«Ребятам стоило бы сделать акцент на этом ресурсе. Во-первых, сами вещи необычные, и каждый день можно выкладывать по одной. Во-вторых, их кто-то покупает. И этот кто-то сам по себе может быть интересным персонажем, раз ему нужны необычные вещи», — размышляет Светлана Фиксель.

Каждый из опрошенных экспертов отметил стратегию продвижения Skuratov Coffee в Foursquare и Instagram. Сперва каждый клиент, зачекинившийся в заведении, получал кофе бесплатно. Сейчас акции чередуются, но в том же ключе — каждый 6-й чекин приносит клиенту бесплатный десерт или стакан латте и так далее. Это самая действенная на сегодня реклама, когда все друзья клиента видят, где он проводит время. Это IT-сарафанное радио.

Стоимость

На SMM сегодня приходится не более 1% всего оборота рекламного рынка в Омске. В отличие от столицы, где SMM обходится заказчикам в 150-200 тыс. рублей, омские кампании значительно дешевле. Наиболее распространенный вариант — привлечение студентов или школьников на аутсорсинге за 10 тыс. рублей в месяц. Однако такой способ приводит только к разочарованию от продвижения.

Следует учитывать, например, что раскрученный паблик «ВКонтакте» с аудиторией в 100 тыс. человек стоит порядка 80 тыс. рублей. Компании, которые требуют от специалиста мгновенного привлечения 5 тыс. человек, получают, как правило, именно такую группу с непонятной аудиторией — когда просто меняют логотип и описание сообщества.

Эффективнее сработает команда специалистов, но и стоить они будут дороже студентов — 30-60 тыс. рублей в месяц в зависимости от задач.

Владимир Червонящий

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №17 (021) 13 мая

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий