Класс

Класс

30 сентября 2014 18.14Город

Такое кино

Звездные гости из ВГИКа рассказали омичам о проблемах российского кинематографа.
Такое кино


Звездные гости из ВГИКа рассказали омичам о проблемах российского кинематографа.

Современная российская молодежь в большинстве своем предпочитает новый американский блокбастер свежей отечественной ленте. Слыша о российском кино, потенциальные зрители привычно пожимают плечами или морщат нос. Как случилось, что великое наследие СССР не дало ростки в сегодняшнем кино, объяснили звездные гости из ВГИКа.

От Москвы до Владивостока и обратно до Москвы

vgik 1

Свое девяностопятилетие ВГИК решил отметить с размахом, а именно — прокатившись по всей стране на брендированном поезде. Студенты, педагоги и выпускники ВГИКа в течение 25 дней объедут всю Россию от Москвы до Владивостока. Но не стоит покачивать головой, жалея бедных звезд отечественного кинематографа. Исходя из программы, не все они проделают путь продолжительностью почти в месяц. Режим работы напряженный: ночью ВГИКовцы едут, а днем общаются с прессой, играют спектакли и дают творческие вечера в новом городе. Помимо прочего, ведутся съемки дневников поезда и фильма о Великой Отечественной войне.

На пути необычного состава Омск стал седьмым городом. Из тех людей, чьи лица и фамилии, что называется, на слуху, до нашего города добрались заслуженная артистка РСФСР Наталья Бондарчук, директор Учебной киностудии ВГИК Владимир Попеску и заслуженная артистка России Елена Ксенофонтова. Все они собрались под крышей омской библиотеки имени А. С. Пушкина, чтобы ответить на вопросы журналистов. Правда разносторонней беседы не получилось, скорее, вышла лекция о том, как российское кино катится в тар-тарары, если уже не скатилось.

Взгляд изнутри
vgik 2

«
Я утверждаю, что национального российского кинематографа пока не существует по одной простой причине — нет смычки с прокатом. Когда вышел мой фильм "Детство Бемби", его за неделю посмотрело около семи миллионов детей», — кинула первый камень в огород современного кино не только заслуженная артистка России, но и режиссер Наталья Бондарчук. Фильм этот был выпущен в 1985 году. Тогда, еще во время Советского Союза, кинематограф в нашей стране находился на очень высоком уровне. Это утверждение настолько аксиономично, что смысла с ним спорить или подтверждать словами людей знающих — нет. Однако, когда артистка завела речь о уровне ротации, всем слушающим стало понятно, насколько низок сейчас интерес к отечественному продукту.

«Сейчас я делаю фильм "Тайна снежной королевы",  серьезный и недешевый проект. Но я с ужасом понимаю, что не могу потеснить великий американский кинематограф. Обязательно будут какие-нибудь лапуты»,  продолжила Бондарчук. Лапуты в переводе с бондарчуковского на русский — это хоббит. Слово это не обзывательное  Наталья призналась, что такие фильмы ей даже нравятся. Тем не менее, есть одно большое но: на один такой фильм приходится весь бюджет, которые выделяется государством на поддержку российского кинематографа.

По мнению столичных гостей, в России есть фильмы, которые могут выдержать сравнение с западными картинами, например, «Легенда№17» или «Метро». Такие ленты себя хотя бы окупили. Фильм «Сталинград» и вовсе вышел в лидеры проката. Однако сотен картин разных жанров крайне мало для того, чтобы можно было говорить о существовании полноценного российского кинематографа.

Кушайте, что дают

vgik 3

Помимо финансирования, есть еще один важный момент — прокат. Знаете ли вы, что американские и зарубежные фильмы покупаются комплектами? Вместе с одной культовой картиной кинотеатр приобретает идущее в связке некачественное кино. Но поскольку за него уже заплачено, деньги нужно отбивать.

«Американцы очень опытные торговцы. На руинах нашего проката легко был построен существующий порядок. К блокбастеру пристегивают все остальные фильмы», — рассказал директор Учебной киностудии ВГИК Владимир Попеску.

Все эти купленные по принуждению ленты мы и смотрим в кинотеатрах.

«Наши великие режиссеры — Тарковский, Герасимов, Мотыль — были бы в ужасе от состояния сегодняшнего проката, — сетует режиссер. — на Урале я спросила маленькую девочку :"Какой твой самый любимый русский актер?". Она ответила: "Шварценеггер". Все рассмеялись, а девочка не поняла, почему. Мы сами создали "попкорновую" публику».

Реклама — двигатель кино
vgik 4

«
Франция себя защитила от американского кино давно, еще после войны. Мы не смогли этого сделать, вошли в дикий рынок, который никак не управляем. Либо мы дальше будем вот так на задворках существовать, либо... давайте сделаем кинотеатр повторного фильма», — предлагает Наталья Бондарчук.

Смысл предложения вот в чем: даже те немногие российские фильмы, что транслируются на большом экране, крайне мало рекламируются. В конечном итоге до потребителя не доходит даже эта капля в море. В Америке на рекламу фильма уходит половина бюджета, а иногда и полный бюджет картины. А вот телевидение все же перестроилось.

Фильмы — плохо, сериалы — хорошо?
vgik 5

На телевидении сегодня российского продукта достаточно, а говоря конкретнее — сериального российского продукта.

«Производством сериалов занимается не только Первый и телеканал "Россия". Я знаю кучу киностудий и совсем маленьких, которые за это берутся. Это дело выгодное. Насколько это имеет отношение к искусству, вопрос спорный. Я не считаю, что с сериалами у нас все замечательно и качество их на высоком уровне. Но зачастую качество сериального сценария намного честнее, интереснее, завершеннее, чем у большого кино. Поэтому когда встает выбор, я делаю его в сторону сериалов,  рассказывает заслуженная артистка России Елена Ксенофонтова.  Я бы не сказала, что мы вытеснили зарубежные сериалы. Когда наступает полночь — многие смотрят и подсаживаются на зарубежные сериалы, которые транслируют по Первому каналу. К сожалению, мы все еще не формат. Сериальные продюсеры работают на потребу, а не ведут за собой поколения».

Дело не в тебе

vgik 6

Одно выходцы и преподаватели ВГИКа знают наверняка: дело не в людях. Талантливых актеров и режиссеров в России множество. Видно это и по подрастающему поколению.

«Дать бы им какие то героические роли, дать уникальный материал, и мы бы получили много звезд»,  считает Татьяна Бондарчук.

Поддерживает ее и директор Учебной киностудии ВГИК Владимир Попеску: «Пока не будет выстроена цепочка от обучения до проката, мы не увидим ярких ролей. Должна быть еще и некая, более активная поддержка государства. Телевидение — это больше коммерческая составляющая, рекламные ролики дают денежный возврат. А вкладывать в хорошее качественное кино без того, чтобы что-то вернулось обратно, никто не хочет. Студенты есть. Вырастают хорошие молодые таланты, но они уходят на телевидение и в театр, это не плохо, но... Порой на съемочную площадку не загонишь режиссера, потому что он уже где-то работает в другой сфере».

Пути решения
vgik 7

Гости нашего города видят решение сложившей ситуации в введении квоты на российские и американские ленты, а также предлагают возобновить муниципальный прокат.

«На примере Омска. У нас есть множество кинотеатров. Из них муниципальных два — ДИ им. Малунцева и ДИ "Сибиряк". С таким багажом конкурировать с коммерческими кинотеатрами мы не можем. Во-первых, там всего по сто мест, во-вторых, денег на их содержание выделено совсем немного»,  рассказал министр культуры Омской области Виктор Лапухин.

Помимо прочего, к художнику деньги с продажи билетов практически не возвращаются. Это вопрос нужно решать также законодательно, считает Владимир Попеску. Плюс, дополнительная боль деятель искусства — пиратство. Однако, как с ним бороться в условиях тотальной гаджетизации, пока непонятно.

Вопрос качества
vgik 8

В большинстве своем качество страдает уже на этапе рекламы, считает Елена Ксенофонтова. Помимо этого, российские фильмы снимают «не о том»: «Мы все знаем про американскую мечту, про их цели, но ничего не знаем про нас. Нам не хватает идеологии. Я считаю, что это хорошее правильное слово. Мои дети до пяти лет не смотрели американские мультфильмы, но, попав в детский садик, они обсуждают американское кино и американские мультфильмы. К собственному продукты мы относимся с пренебрежением, это неправильно».

Сошлись гости на том, что какой бы положительный процесс сейчас ни был запущен, на то, чтобы плачевная ситуация в русском кино хоть немного устаканилась, потребуются десятилетия. Однако надежда умирает последней.
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.