Класс

Класс

03 октября 2014 14.52Интервью

Илья Нодия: «Вы всегда сможете вернуться в родной город. Шучу. Не сможете»

Фотохудожник Илья Нодия рассказал «Классу», как важна поддержка близких в трудную минуту и почему в Омск он уже не вернется.
Илья Нодия: «Вы всегда сможете вернуться в родной город. Шучу. Не сможете»


Фотограф Илья Нодия, работающий в своем неповторимом стиле, известный портретными съемками людей с интересными профессиями и судьбами, уехал в Москву два года назад. Сейчас Илья работает в проекте «Клаустрофобия», который предлагает людям пройти какой-либо квест в реальности, и продолжает искать невероятных героев для своих фотосессий. Фотохудожник рассказал «Классу», как важна поддержка близких в трудную минуту и почему в Омск он уже не вернется.

В Омске можно быстро стать узнаваемым фотографом. Вообще, как мне кажется, в любом сравнительно небольшом городе не нужно много времени, чтобы вас начали замечать, особенно если окружающим кажется, что у вас сложился собственный стиль и вы неплохо снимаете.

face 1

Желание уехать из Омска было очень давним и едва ли его можно уместить в паре слов. Дело в том, что почти всю свою жизнь я провел в Омске и мне всегда не нравился этот город. Даже самое раннее творчество — рисунки и любительские снимки — показывали мое внутреннее отношение к окружающему: я изображал старые серые дома, мосты, грязь на улицах, расписанные стены, гаражи, обклеенные кучей грязных и глупых объявлений, пустынные аллеи частного сектора, черный снег зимой и пыльные обочины летом. Тем не менее я не могу сказать о том, что остальные провинциальные города лучше или хуже.

А вот люди в Омске — замечательные, интересные и необычные. Пожалуй, только на них этот город и держится.

Вскоре желание уехать стало не столько осмысленным, сколько профессионально необходимым - я понял, что достиг потолка своего технического развития. Это не означает, что я стал снимать лучше всех - скорее я потерял необходимость искать что-то новое, поскольку не видел дальнейших целей своей работы. Съемки для меня всегда были не бизнесом, скорее творчеством с техническими задачами, которые к определенному времени оказались решенными. Я всегда мечтал работать со сложными картинками, большими проектами и грезил о рекламных съемках.

В декабре будет уже два года, как я переехал в Москву. Увы, работа такого характера возможна лишь в крупных мегаполисах, и даже Петербург в этом плане сильно проигрывает. Однако изначально я и не думал оказаться в Москве. Целью был Нью-Йорк, и я потратил довольно много времени на поиск возможностей для переезда туда, но не сложилось.

face 2

Решаться на переезд не пришлось - я просто отдал последние съемки, собрал вещи и через три дня стоял в семь утра на Красной Площади с тремя огромными сумками, температурой 39 и совершенно не понимающий, где проведу ночь. Можно сказать, что прежде я никогда не был в Москве, да и знакомых в столице почти не было.

Переехали с девушкой и другом - это было очень здорово, боюсь, что без их поддержки в Москве я бы не удержался. Да и в целом жить вместе всегда веселей, а в условиях стоимости аренды квартир еще и необходимо. Как минимум в первое время.

Переезд был отождествлен с желанием кардинальной смены направления съемок, и продолжать заниматься свадебными съемками не было никакого желания. Увы, в самом начале дела шли не самым лучшим образом и приходилось браться за все подряд, в том числе и продолжать снимать свадьбы. Затем я устроился на постоянную работу в продакшн-студию Fotohaus, где встретил кучу замечательных людей, и они помогли мне пережить зиму.

face 3

Прошло полгода предметной съемки, и я с ужасом обнаружил, что мое творческое портфолио не обновлялось уже очень давно. Это оказалось очень обидным и грустным фактом. Ровно в этот момент я и познакомился с Янисом Берилисом - человеком, ставшим моим первым иностранным «портретным героем» с интересной историей жизни. Так мне удалось найти новое направление своей работы и применить к нему все имеющиеся технические навыки, постепенно нарабатывая опыт работы со светом и получая новые снимки в портфолио, выполненные в формате, приближенном к рекламной съемке. После этого последовало три путешествия в Европу, два из которых подготовила студия - это был прекрасный опыт.

Героями снимков становились случайные прохожие, которые «обменивали» эти портреты на короткие истории своей жизни. В каждом из городов мы задерживались на 3-5 дней: мы сделали портретные серии в Париже и Женеве, а после моей поездки в Прагу мы собрали цельный проект и провели выставку в центре дизайна ARTPLAY. В первые дни ее посетили по большей части только друзья и случайно проходящие люди, но вскоре выставка попала на день «Ночи Музеев» и это была настоящая феерия. Удивительно, сколько людей оказалось там в один момент. Мы были очень рады!

face 4

До сих пор я ищу интересных героев везде, где могу. Это является моим бессрочным творческим проектом, и многие из таких съемок абсолютно бесплатны, поскольку коммерческие съемки приносят мне куда меньше удовольствия, хоть я и чертовски люблю деньги - вот такие противоречия. Основной доход сейчас, к счастью, мне приносит именно рекламно-ориентированная съемка людей.

Стиль немного изменился в «киношную сторону» - теперь герои моих снимков взаимодействуют с предметами в кадре, зачастую их можно разглядеть в полный рост, в их привычном окружении. Мне нравится эта эволюция, но, как и всегда, не до конца устраивает результат - я довольно самокритичен и везде вижу недостатки своей работы.

Сотрудничество с «Клаустрофобией» - это целый этап моей жизни, и я благодарен случаю, который дал старт нашей совместной работе. Как я уже говорил - я всегда ищу героев для съемок и интересные команды, проекты, в которых можно принять участие. Первые квесты клаустрофобии я увидел на сайте «Лепрозорий» - в посте было описание игры, о которой я прежде никогда не слышал. Я посмотрел на сайт и предложил ребятам поменять снимки на те, которые умею делать я, - к тому времени я как раз закончил портретную Европейскую серию. Сегодня «Клаустрофобия» переросла в очень крупный проект, о котором пишут в Forbes, а гостями квестов становятся звезды.

face 5

Было очень забавно и приятно в диалоге с фоторедактором одного из московских журналов услышать фразу: «О, вы снимаете в стиле клаустрофобии!». Сложно судить о дальнейшем развитии корпорации, ведь это совершенно новый вид бизнеса, в котором ребята стали первопроходцами в России. Уверен, что «Клаустрофобия» проживет еще очень долго - это очень неординарный проект.

В Омске я бываю пару раз в год - последний раз всего полторы недели назад. Это был один из самых грустных визитов, хоть и серьезных причин для этого не было - в городе просто нечем заняться. Если бы не родственники и близкие друзья, часть из которых остались в Омске, то, уверен, про родной город я бы и вовсе забыл.

О том, чтобы вернуться в Омск, не может быть и речи. Я знаю, многие скажут, что неправильно бежать от проблем, нужно пробовать создавать что-то новое в своем городе, способствовать его развитию, ведь однажды все могут собраться и уехать. Увы, для моей деятельности пребывание в Омске полностью перечеркивает любое развитие, а причина проста до невероятия: головные офисы почти всех крупных компаний, производства, медийные продакшны, кино, музыка, спорт - все это сосредоточено в Москве и никогда не появится в Омске. В нем просто невозможно снимать подобный контент и принимать участие в крупных рекламных проектах, поскольку это абсолютно не востребовано - как и в любом другом провинциальном городе.

face 6

Всем уезжающим я бы пожелал решительности. Следуйте за своей мечтой без особых раздумий. Вы всегда сможете вернуться в свой родной город, если что-то пойдет не так. Шучу. Не сможете.
Добавить комментарий
Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».