21 января 2014 06.29Бизнес

Посредники

«В Омске аналогичную компанию уже никто не создаст. Это бессмысленно! На что рассчитывать конкурентам, если уже есть мы», — заявил «ДО» владелец системы онлайн-платежей ВсеПлатежи.ru Максим Лахтин.

Посредники

Решение человеческой проблемы — это и есть ценность, за которую люди готовы платить. И чем острее проблема, тем выше гонорары. Эта мысль из разряда многочисленных пособий «Как добиться успеха и стать самым-пресамым богатым в мире» могла бы принадлежать отцу экономической теории Адаму Смиту или другому человеку. Неважно. Главное, этот принцип реализовали два молодых предпринимателя из Омска, предложивших решить проблему очередей на «Почте России», в «Сбербанке». Можно сказать, они монетизировали человеческую лень. Конечно, очереди на почте остались, но теперь омичи имеют выбор — стоять или оплатить коммунальные услуги через сайт vseplatezhi.ru. Сегодня это команда из 15 человек с оборотом компании в 500 млн рублей в год. О том, как организовывался бизнес онлайн-платежей, «Деловому Омску» рассказал тридцатилетний автор проекта Максим Лахтин.


Идея сайта принадлежит двоим: собственно Максиму Лахтину, возглавившему компанию, и его партнеру Денису Черткову, занимающему должность технического директора. Они познакомились в 2008, сотрудничая в компании, предоставляющей услуги доступа в интернет «Омские Телекоммуникации». В 2010 году Лахтин и Чертков впервые создали совместный бизнес — компанию «Новые телефонные технологии» (НТТ), которая предоставляла услуги виртуальной АТС. Суть была в том, чтобы создать внутреннюю телефонную связь между филиалами компаний и интеллектуальный прием входящей связи.

«Интересная была тема, но тогда рынок не был к этому готов. Сейчас я наблюдаю, что запрос компаний на подобную услугу повысился, но мне уже неинтересно этим заниматься. Хотя могу сказать, что бизнес не был убыточным».

НТТ просуществовала меньше года — молодые бизнесмены нащупали для себя новую нишу — онлайн-оплату коммунальных платежей.

«Изначально, работая в телекоммуникационной сфере, мы поняли, что сможем решить эту проблему через единый сервис оплаты коммунальных услуг. Хотя близкие наши не верили, что двое парней смогут организовать этот процесс. Первое исследование, как водится, провели среди своих друзей и знакомых. Опросили, кто где платит, насколько это удобно, как можно улучшить такой процесс. Поняли, что мы не ошиблись», — рассказывает Лахтин.

В октябре 2011 партнеры зарегистрировали ООО «Перспектива» и, используя собственные накопления, привлекли фрилансера для создания сайта. В декабре родился бренд ВсеПлатежи.ru.

«Казалось, идея лежит на поверхности, но никто не берется ее реализовать. Часто у людей нет времени платить за коммунальные услуги, а если и есть, то это лишняя трата нервов в очереди».

Становление

Учитывая опыт работы Лахтина и Черткова, а также их знакомства на телекоммуникационном рынке, неудивительно, что их первыми партнерами стали не коммунальщики, а «Омские кабельные сети». Провайдер, имея проблемы с дебиторской задолженностью, увидел перспективу в предложении Максима Лахтина.
«Когда человек забыл заплатить за интернет, то первого числа каждого месяца, открывая браузер, он попадает на наш сайт, где может оплатить услугу онлайн. Для нас это, кстати, стало мощной рекламой, считай, все абоненты ОКС ежемесячно заходили на наш сайт».

Заручившись первым успешным контрактом, бизнесмены отправились к крупным ресурсоснабжающим компаниям: «ОмскВодоканал», «ТГК-11», «Омскэнерго» (ныне «МРСК-Сибири»). Однако, в отличие от «Омских кабельных сетей», на рынке ЖКХ ребята еще не имели доверия и натолкнулись на универсальный ответ: «Все здорово, но вы пока подключите остальных, а потом и мы присоединимся».

Максим Лахтин вспоминает, что некоторые компании к сотрудничеству приходилось вынуждать. Так было, например, с «Омскэнергосбытом». Без прямого договора ВсеПлатежи.ru выступала в роли банковского платежного агента, и банк в свою очередь направлял поставщику платежное поручение по каждому платежу.

«Представьте, каждое платежное поручение нужно обработать вручную. Каждую платежку распечатать, по каждому счету разнести данные: фамилия, вид услуги, сумма к оплате и так далее. Когда у них ежемесячно стало приходить по 700 платежных поручений, два сотрудника ежедневно пытались разгрести этот завал. Тогда-то они в инициативной форме обратились к нам».

Меньше чем за год подключили критическую массу клиентов, выведя бизнес на точку безубыточности. Первыми крупными поставщиками услуг стали компании «ОмскВодоканал» и «ТГК-11», плюс десяток управляющих компаний. Видя в списке партнеров столь крупные организации, остальные фирмы охотнее соглашались на сотрудничество. Сейчас портал оказывает услугу всем поставщикам Омска, за исключением ОАО «Омскгоргаз».

«Из-за отсутствия прямого договора с «Горгазом» ряд управляющих компаний, у которых услуга «Газ» выведена в квитанциях отдельной графой, пока не могут сотрудничать с нами. Потому что мы не можем разделить их платеж. Переговоры с этой компанией идут, и, надеемся, ситуация изменится в ближайшее время».
В середине 2013 года бизнесмены имели договоры уже с четырьмя десятками управляющих компаний — это порядка 90% всех игроков на рынке. Хотя остаются и такие, кто категорически отказывается сотрудничать. К примеру, директор УК «Партнер-Гарант» (обслуживает практически весь Чкаловский поселок), несмотря даже на инициативу жильцов, не идет на контакт с компанией. В результате люди могут оплатить через интернет почти все услуги, а плату за саму управляющую компанию вынуждены вносить на почте.

Дело в том, что в 2007 году некоторые УК уже были втянуты в проект единого центра оплаты коммунальных услуг.

В то время реализацией занималась ОАО «Тюменский расчетно-информационный центр» (ТРИЦ) при поддержке админи-страции Омска.

Однако дело закончилось крупным скандалом и судебными исками к ТРИЦ. Ссылаясь на этот опыт, управляющие компании с осторожностью отнеслись к предложению ВсеПлатежи.ru. Здесь вступает в силу человеческий фактор и даже позитивный опыт остальных 90% компаний не может изменить настрой нескольких директоров.

«В этой ситуации собственники жилья — наши лучшие союзники. Они постоянно требуют от своей УК присоединиться к проекту», — говорит Лахтин.

Выгода

У компании два варианта источника дохода. Первый и идеальный, по мнению генерального директора, — это небольшая комиссия за услугу, которую предоставляет поставщик. В таком случае, население не несет дополнительных затрат. То есть помимо того, что услуга людям удобна, она еще и выгодна, поскольку и «Почта России», и «Сбербанк» в таких случаях берут с них комиссию. При этом комиссия компании ВсеПлатежи.ru для поставщиков ниже той, что взимают почта и банк. То есть такое сотрудничество выгодно и поставщикам тоже.

Второй вариант — комиссия взимается с населения или в формате 50 на 50 с поставщиком.

Клиенты

Максим вспоминает случай, когда в компанию обратился пенсионер 1935 года рождения. Он сетовал, что не может правильно заполнить форму регистрации на портале, поскольку календарь, где следует указать возраст, ограничен 1940 годом. Пришлось доделать календарь. Но это, скорее, исключение из правил. 80% целевой аудитории ВсеПлатежи.ru — это омичи в возрасте от 25 до 35 лет. В декабре 2013 года услугой воспользовались 50 тысяч человек.

Оправдывая свое название, ВсеПлатежи.ru стремятся предоставить максимально полный перечень оплаты услуг, возможных в онлайне. Помимо коммуналки, авторы проекта согласились без комиссий принимать пожертвования для фонда «Радуга», добровольные взносы на проект «Городской каток».

«С «Радугой» мы сотрудничаем с весны 2011 года. Они сами на нас вышли, с предложением собирать для них средства через наш ресурс. Первые полгода мы даже брали комиссию с плательщиков. Но со временем отказались от комиссии вообще», — вспоминает Лахтин.

Сейчас обсуждается вариант сотрудничества с оргкомитетом строительства Серафимо-Вырицкой обители милосердия в Омской области.

«Самое сложное в этом бизнесе — донести до людей, что услуга онлайн-платежа через нас — это безопасно. Все понимают, что это удобно, классно, но пользуются не все. Хотя данные банковских карт вводятся не на нашем сайте, а на сайте банков-партнеров. У нас только то, что необходимо отправить поставщику. Банки же прошли все необходимые сертификации от MasterCard и Visa и несут полную ответственность за обработку персональных данных. Они защищены технологией 3-D Secure, позволяющей идентифицировать плательщика».

Конкуренты

В Омске их нет. И по убеждению Максима Лахтина, вряд ли появятся.

«До сих пор не видим аналогов ни в Омске, ни в других городах. На самом деле, это низкомаржинальный бизнес и человек просто с большими деньгами, без вовлеченности в процесс, без интереса, наверное, не станет им заниматься. Несмотря на то, что мы развиваемся, фиксируем ежемесячный прирост пользователей услуги, бизнес остается низкомаржинальным. Рентабельность порядка 1%», — уверен собственник портала.

На федеральном уровне «Почта России» запустила сервис А3 «Универсальный платежный портал». Однако, как утверждает Максим Лахтин, в сравнении с проектом ВсеПлатежи.ru у этого сайта есть два минуса. Во-первых, «Сервис А3» пока не работает по прямым договорам с региональными коммунальщиками, а использует дополнительного посредника вроде «КиберПлат» или Qiwi, которые в свою очередь также взимают комиссию. Во-вторых, сам сервис создан таким образом, что в строку оплаты вносится итоговая сумма без назначения платежа.

Поэтому в планах владельцев ВсеПлатежи.ru в ближайшие годы максимально увеличить географию своего присутствия. Помимо Томска, где уже работает представительство, филиалы будут открыты в Красноярске, Хабаровске, Чите и Новосибирске.

В перспективе на очереди стоят еще 15 субъектов России, завоевать которые ВсеПлатежи.ru рассчитывают в 2015 году.

Владимир Червонящий

Добавить комментарий
JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

О «заброшках», гомофобии, пассивности и других общих для Омска и Санкт-Петербурга проблемах и методах борьбы с ними.

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть векаФото

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть века

Когда британской писательнице Джоан Роулинг пришла в голову блестящая идея написать книгу о волшебнике Гарри Поттере, ей было 25 лет. Столько же лет исполнилось и Марку Цукербергу, когда социальная сеть Facebook ...

Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)Фото

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня, 21 января, мир отмечает день объятий. Воодушевленные этим событием, мы собрали фотографии медийных персон Омска, которые дружелюбно обнимаются с коллегами.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Не надо ла-ла, или Пять причин не смотреть лучший мюзикл года

Осторожно, заголовок не соответствует содержанию рецензии!

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

«Новый Омск» утопил iPhone 7 (ВИДЕО)

К юбилею культового бренда мы выяснили, чем отличается новая модель от ставшего допотопным iPnone 6.