Класс

Класс

13 октября 2014 15.21Культура

Исследователь изнанки

Вера Полозкова вынула душу корреспондента «Класса», час вертела в руках и вернула в тело, но уже полную тоски.
 Исследователь изнанки


Вера Полозкова вынула душу корреспондента «Класса», час вертела в руках и вернула в тело, но уже полную тоски. 

Программа «Города и числа», с которой поэтесса выступает уже больше года, в Омске собрала полный зал. Стоит ли говорить, что на выступление Полозковой пришел ценитель тонкой материи первый зам губернатора Вячеслав Синюгин с супругой Татьяной? Имеет ли значение, что на концерте в ТЮЗе оказался и гендиректор «ГТРК Омск» Александр Малькевич, известный любитель шахмат и преферанса? Вовсе нет! Важно, что на сцене появилась сама Вера Полозкова, а остальные четыре сотни человек остались скрыты темнотой софитов. Там нам и место.

Поздоровавшись, поэтесса прочитала цикл своих стихов о Боге. Точнее, как и все ее творчество, первые стихотворения были посвящены изучению человеческой изнанки, происхождению чувств. Бог же оказался рядовым персонажем, участником событий, наряду с другими более человекоподобными героями.

vera1


Скажи, какой твой Бог, и я скажу, кто ты. Помните, например, у Маяковского:

И Бог заплачет над моею книжкой!

Не слова — судороги слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами подмышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым».

В. Маяковский. А все-таки. 1914

Бог Маяковского страстный, как сам поэт. У Веры Полозковой другой — чувственный и ранимый.

господи мой, господи, неизбывные допамин и серотонин

доживу, доумру ли когда до своих единственных именин

побреду ли когда через всю твою музыку, не закатывая штанин

через всю твою реку света, все твои звёздные лагеря,

где мои неживые братья меня приветствуют, ни полслова не говоря,

где узрю, наконец, воочию — ничего не бывает зря

где ты будешь стоять спиной (головокружение и джетлаг)

по тому, как рябью идет на тебе футболка, так, словно под ветром флаг

я немедленно догадаюсь, что ты ревешь, закусив кулак


В. Полозкова. Рябью. октябрь 2012

Выстраивая композицию концерта, во вторую часть автор поставила свою лирику. Признаться, многое здесь казалось мне одинаковым, словно гвозди, летело мимо. Летело в зал и попадало в охающие женские сердца.

Зато, оставаясь невосприимчивым к женскому закулисью чувств, я получил отличную возможность оценить мастерство автора. Аллитерация Полозковой бросалась в уши, ушатом поливала душу. Поэт, выбравший такой инструмент, обречен на успех. На этом она, впрочем, не остановилась. Рифмы ее новые, не глагольные, по существу сложные.

расскажи мне о том, как он носит очки без диоптрий, чтобы казаться старше,

чтобы нравиться билетёрше,

вахтёрше,

папиной секретарше,

но когда садится обедать с друзьями и предается сплетням,

он снимает их, становясь почти семнадцатилетним

В.Полозкова. Снова не мы. 2014

Образы подчас по-бабелевски смачные.

и красивые, пьяные и не мы выбегают курить, он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у нее в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

В. Полозкова. Снова не мы. 2014

Читая, Вера не общалась с залом. В том смысле, что выступление не предусматривало интерактива. Она даже не объявляла стихов. Просто читала-читала, делая между произведениями небольшие паузы, куда, разрывая интимную тишину, вклинивались аплодисменты.

Вкраплениями в потоке лирики поэтесса читала сюжеты. Их герои — обычные люди, с западными именами и не родными русскому человеку привычками, но все же понятные.

Миссис Корстон знает, что муж в раю, и не беспокоится.

Там его и найдет, как станет сама покойницей.

Только что-то гнетет ее, между ребер колется,

Стоит вспомнить про этот рай:

Иногда сэр Корстон видится ей с сигарой и «Джонни Уокером»,

Очень пьяным, бессонным, злым, за воскресным покером.

«Задолжал, вероятно, мелким небесным брокерам.

Говорила же – не играй».

В. Полозкова. Миссис Корстон. 2008

Свое выступление она закончила циклом стихов, в котором красной нитью, словно финишной ленточкой, раскрывалась тема Индии. Каждое стихотворение здесь — противопоставление западной и восточной философии. Быстрее-выше-сильнее — против любви. Деньги против Бога. Стихи эти выстроены так, что я со своим набором западных ценностей чувствовал себя неблагодарной собакой. Эти ее «Записки с випассаны», «Что рассказал Шанкар своему другу Раджу, когда вернулся домой» или «Яблоко» как восклицательные знаки акцентировали внимание на быте, на мыслях, на восприятии.

В конце автор обратилась к залу. Впервые за весь концерт она говорила не в рифму.

«Пожалуйста, берегите друг друга. Будьте как можно более умны к информационным ядам, окружающим нас в эти непростые времена. Не позволяйте им отравлять свое сердце. И уж тем более не позволяйте себе ругаться с близкими людьми из-за того, что говорят по телевизору и радио», — сказала Вера Полозкова. Пусть не складно, зато правда.

Фото: Елена Грязнова
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.