Класс

Класс

28 октября 2014 12.26Интервью

Николай Артемьев: «С омскими чиновниками быстро решать задачи невозможно»

Николай Артемьев (ООО «Автодор») рассказал «Деловому Омску» о новых тарифах на проезд в маршрутных такси и о сложных отношениях перевозчиков друг с другом.
Николай Артемьев: «С омскими чиновниками быстро решать задачи невозможно»


Подрыв гранатой автомобиля председателя НП «СРО «Омские перевозчики» Владимира Геворгяна породил череду пересудов о маршрутных войнах в городе. Участник рынка Николай Артемьев (ООО «Автодор») пообщался с «Деловым Омском», отделив котлеты от бытовых конфликтов, а ущербную систему автоперевозок от мух, и назвал-таки главного врага предпринимателя.

— Николай, вы — самый молодой участник рынка, занимаетесь этим бизнесом не более 3 лет. Почему пришли в эту сферу?
— Я занимался сетью газовых заправок ГК «Нефтегаз». Логическое развитие этого бизнеса — вертикально интегрированная система: наша сеть заправляет «Газели», которые приносят выручку от потребителя. Рынок автоперевозок на тот момент представлял из себя странную схему: он никак не регулировался, у маршрутов были хозяева, взимавшие плату с предпринимателей. То есть, с одной стороны, ниша создана законодателем, а с другой — сформировалась из-за бездействия муниципалитета.

— Я помню кричащие заголовки в СМИ про конфликты автоперевозчиков, разбитые стекла, проколотые шины... Это был результат передела рынка?
— Когда мы зашли на рынок, конкуренция усилилась, стали возникать конфликтные ситуации. Это нормальный процесс для конкурентной среды. Представляете, 4 тысячи «Газелей» в Омске, сотни субъектов бизнеса! Но работа была организована плохо — не было системы. И мы выступили за права предпринимателей. Сегодня рынок уже другой, автоперевозчики взаимодействуют друг с другом.

nik2

— Действительно, последние год-полтора на рынке автоперевозчиков не было резонансных столкновений, пока не взорвали машину Геворгяна. Это связано с очередным переделом? Появились новые игроки?
— Думаю, нет. Это связано с общим положением дел в мегаполисе. Из всех городов-миллионников в Омске ситуация самая плачевная. Бюджет — дотационный, предпринимательских проектов, увеличивающих занятость населения с крупными инвестициями в развитие города, практически нет. Бизнес не чувствует поддержки.
При этом в публичной плоскости все шиворот-навыворот. Все интерпретируется через конфликт. СМИ обращают внимание на разбитые стекла и взорванные машины, но никто не хочет посмотреть на ситуацию в целом, никто не задумывается — системная это проблема или банальный бытовой конфликт.

— А вы как считаете — бытовой или системный?
— Это системная проблема. Вообще не стоит обращать внимания на частные конфликты. Проблемы у крупных предпринимателей и перевозчиков с одной машиной одинаковые: всем тяжело при такой системе платить налоги, все испытывают неудобства из-за того, что нет инфраструктуры. Скажу больше, вообще в бизнесе основная проблема выглядит так — если в системе присутствует чиновник, быстро решить задачу невозможно.

— Получается, конфликт автоперевозчиков не внутренний, а внешний? Ваш оппонент — это департамент транспорта?
— Нет. Поймите, департамент транспорта — это обычный хозяйствующий субъект. Но почему-то вместо поддержки бизнеса он поддерживает муниципальные предприятия. В Минтранспорта РФ разработана стратегия развития транспорта в стране. Она предусматривает отсутствие госпредприятий. А у нас мэр говорит, что поддерживает МУПы! Получается, мэр не слышит, что говорят президент и премьер!

Сегодня мы можем констатировать, что Омск с задачами муниципального транспорта не справляется. В советское время мы ездили только на муниципальных автобусах, а сейчас их осталось всего 700 штук. Выходит, предприниматель экономически эффективнее. И без дотаций, и без административного ресурса. Вот и ответ на все вопросы.

А у нас наоборот — газелистов склоняют по всем падежам. Но предприниматель, у которого одна-две «Газели», и есть тот самый инвестор. Именно он инвестирует в городскую среду. Вокруг этого рынка сосредоточены газелисты, автомойки, магазины, пункты питания — колоссальная занятость населения! И надо озадачиться вопросом, как защитить этих людей!

Вот в чем задача департамента транспорта. А не в том, чтобы конкурировать с автоперевозчиками.

Они говорят: «Нужно навести порядок». А в чем заключается этот порядок?

— Насколько я помню, когда депутаты говорили о порядке, то имели в виду медосмотр водителей на конечных остановках, обновление подвижного состава...
— Есть государственные органы, которые контролируют эту сферу бизнеса: транспортная инспекция, налоговая инспекция, ГИБДД. А администрация города — это организатор маршрутной сети. Для меня удивительно, когда департаменту транспорта говорят: «Наведите порядок с налоговыми платежами в этой сфере». Каким образом департамент транспорта может влиять на предпринимательское сообщество, чтобы мы стали платить налоги?

— Вы часто упоминаете департамент транспорта... Какие отношения у вас были с бывшим его руководителем Олегом Осинским?
— Он очень профессионально подходил к своей работе. Много сделал для безопасности дорожного движения и создания инфраструктуры. Были изменены многие направления уличного движения, светофоры, знаки — это огромная работа, которую до него никто практически не делал!

nik3

— Чего ожидаете от нового руководителя Виталия Маслика?
— Ожидаем, что курс Осинского не будет изменен. По крайней мере, пока это декларируется.

— Я представляю себе две модели бизнеса автоперевозок: первая — это свой подвижной состав и нанятые водители, второй — это выигранный маршрут, который сдается в аренду предпринимателю с собственной «Газелью». Какая модель превалирует у вас?
— У нас собственный транспорт, от которого мы и получаем доход. Но есть некоммерческое партнерство «ОмскАвтодор», в которое входят частники с собственным транспортом. В силу занятости или других причин не все предприниматели могут защитить себя от необоснованных претензий со стороны контролирующих органов, и мы как раз обеспечиваем защиту их прав.

— Иногда кажется, что и систему нужно защищать от предпринимателей. Знаменитый случай — когда вместо «Газели» транспортным средством зарегистрировали катафалк. Как такое могло произойти?
— Голь на выдумки хитра. В условиях конкурса приоритет имеет подвижной состав с вместимостью более 80 мест, то есть автобусы. А у предпринимательского сообщества в основном машины средней вместимости, которые в условиях данного конкурса не конкурентоспособны. Это неравные условия.

Да, мы можем оспорить результаты конкурса в суде. Но на это уйдут годы, а бизнес за это время разорится. Разве это справедливо? Поэтому предприниматели вынуждены придумывать, искать ухищрения. Так будет до тех пор, пока не будет отлажена грамотная система.

— Вы говорите, что есть опыт правильной организации перевозок пассажиров в других регионах. Расскажите о нем.
— В городах европейской части России есть проекты, где тариф и стоимость проезда для жителей гораздо ниже, чем в Омске. Более того, есть регионы, где проезд для жителей бесплатный. У нас же налоги трудоспособного населения муниципалитет отдает МУПам в виде дотаций. Где эти деньги? Как они расходуются? Нет ответов!

Но есть другая система, когда налоги распределяются между жителями города. Им выдают транспортные карты, а в каждой машине (любой — частной или муниципальной) устанавливается устройство — картридер. И жители платят за проезд из тех денег, которые им перечислил муниципалитет. Все иногородние платят живыми деньгами. А предприниматель получает прибыль и платит налоги.
Это и называется — равные условия! Тогда и человек будет ездить на предпочтительном транспортном средстве, и доходы перевозчиков станут прозрачными, и налоговые поступления увеличатся.

— Как вы думаете, если предложить жителю на выбор отправлять налоги в МУП или выдать ему для проезда, что он предпочтет? Думаю, ответ очевиден.
Мои коллеги заметили тенденцию ухудшения подвижного состава в Омске. Бытует мнение, что это протест против политики департамента транспорта...
— Это никакой не протест. Старые «Газели» естественным образом остаются на рынке. Идет смена подвижного состава, машины меняются на новые. Но это длительный процесс. Посмотрите, как изменилась ситуация в стране за последние полгода. Те машины, на которых нам хотелось бы ездить (Ford, Mercedes, Iveco, Citroёn), производятся за границей. Доллар и евро выросли. А тариф-то старый. Будут новые автомобили?

И мы (СРО «Омские перевозчики». — «ДО») приняли решение, что сами добровольно убираем старый подвижной состав. Органы государственной власти не в состоянии устранить эту проблему — это противоречит антимонопольному законодательству. Но мы настаиваем на добровольном обновлении машин.

А потом слышим, как власти декларируют обещания о замене транспорта, выдвигая к нам общественное требование. Так дайте нам условия!

— Так тариф же вырос до 20 рублей с 1 октября. Этого недостаточно?
— Это на маршрутки 20 рублей, а на муниципальные автобусы оставили 18 рублей. Это и есть аффилированность администрации и МУПов — создание для них благоприятной среды. Если бы условия, тарифы были одинаковыми, то в ближайшие месяцы МУПы закончили бы свое существование.

— То есть вы предлагаете полностью отказаться от компенсации?
— Конечно, нет! Компенсационные механизмы необходимы. Есть маршруты, которые находятся в менее благоприятной экономической зоне — водители едут порожняком. Здесь администрация должна или предусмотреть компенсацию в виде дотации, или следить за балансом маршрутов — отдать предпринимателю пакетом очень хороший и не очень выгодный маршруты.

— Если автоперевозчики сейчас объединились, а основным оппонентом является администрация города, то не оттуда ли летят гранаты в предпринимателей? Или это малоинтеллигентные люди, которые дерутся на конечных? Кто все-таки подорвал «Мерседес» Геворгяна?
— Я думаю, об этом и говорить не стоит. В Омске полно малоинтеллигентных людей. Жители озлоблены. По сравнению с Тюменью и Новосибирском Омск стоит на коленях. Жители могут взорваться в любую минуту.

— А вам самому не страшно? Сегодня подорвали машину Геворгяна, завтра — Меняйлова (Иван, владелец ООО «Безопасный город». — «ДО»), послезавтра — вашу...
— Страшно. Я же не знаю, кто хочет реализовать свои интересы такими методами. Конечно, страшно.

— Для меня подрыв машины предпринимателя выглядит дико. Дело даже не в том, что в Омск возвращаются лихие времена. Я спрашиваю — почему это произошло с автоперевозчиком, а не с руководителем банка или директором цветочного магазина? Почему такие методы именно в этом бизнесе?
— Не соглашусь с вами. Думаю, если мы посмотрим статистику, то увидим, что совершаются и более тяжкие преступления на бытовой почве. Просто предприниматель находится в публичной сфере, поэтому все этот случай обсуждают, пытаются найти какие-то следы.
Вы поймите: нет предпосылок, чтобы такие вещи совершал кто-то из предпринимателей. Обратите внимание на проблему в целом.

Сколько у нас совершается убийств? Сотни! Потому что в образовании, в культуре, в религии у населения провал. Люди своих детей нормально не воспитывают. По-настоящему интеллигентных людей очень мало.

— Контингент, с которым вам приходится работать, — зачастую как раз малоинтеллигентные персоны. Каково это — руководить ими?
— Весьма непросто. В управлении мы используем стратегию Суворова, у нас военная дисциплина. Этим занимаются специальные сотрудники — бывшие военные, офицеры ФСБ в отставке, офицеры спецподразделений. Они следят, чтобы на маршрутах не было пьяных водителей, разгильдяйства и незаконных иммигрантов.

— Доносите ли вы до администрации те проекты, о которых сейчас рассказали? Вы предлагали ввести их в Омске?
— Конечно! На каждом совещании в департаменте транспорта, где мы присутствуем, мы проговариваем свои предложения. Но нас просто не хотят слушать.

Досье
Николай Артемьев родился в 1974 году.
Окончил ОГМА, ОмГУ (юридический факультет), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (факультет государственного управления и национальной безопасности), Президентскую программу подготовки управленческих кадров.
Является учредителем перечня организаций в разных сферах бизнеса: производство кирпича, управление коммерческой недвижимостью, деревообрабатывающее производство, реклама, стоматология, медицинская клиника, производство мебели, розничная торговля нефтепродуктами и газом, лицензированная охранная деятельность, пассажирские перевозки.
Помимо прочего в настоящий момент является руководителем
ООО «Автодор».
Член Союза предпринимателей Омской области
На выборах президента России в 2012 году был доверенным лицом М. Д. Прохорова, кандидата на должность президента РФ.
Женат, трое детей.
Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.