Класс

Класс

28 октября 2014 12.26Интервью

Николай Артемьев: «С омскими чиновниками быстро решать задачи невозможно»

Николай Артемьев (ООО «Автодор») рассказал «Деловому Омску» о новых тарифах на проезд в маршрутных такси и о сложных отношениях перевозчиков друг с другом.
Николай Артемьев: «С омскими чиновниками быстро решать задачи невозможно»


Подрыв гранатой автомобиля председателя НП «СРО «Омские перевозчики» Владимира Геворгяна породил череду пересудов о маршрутных войнах в городе. Участник рынка Николай Артемьев (ООО «Автодор») пообщался с «Деловым Омском», отделив котлеты от бытовых конфликтов, а ущербную систему автоперевозок от мух, и назвал-таки главного врага предпринимателя.

— Николай, вы — самый молодой участник рынка, занимаетесь этим бизнесом не более 3 лет. Почему пришли в эту сферу?
— Я занимался сетью газовых заправок ГК «Нефтегаз». Логическое развитие этого бизнеса — вертикально интегрированная система: наша сеть заправляет «Газели», которые приносят выручку от потребителя. Рынок автоперевозок на тот момент представлял из себя странную схему: он никак не регулировался, у маршрутов были хозяева, взимавшие плату с предпринимателей. То есть, с одной стороны, ниша создана законодателем, а с другой — сформировалась из-за бездействия муниципалитета.

— Я помню кричащие заголовки в СМИ про конфликты автоперевозчиков, разбитые стекла, проколотые шины... Это был результат передела рынка?
— Когда мы зашли на рынок, конкуренция усилилась, стали возникать конфликтные ситуации. Это нормальный процесс для конкурентной среды. Представляете, 4 тысячи «Газелей» в Омске, сотни субъектов бизнеса! Но работа была организована плохо — не было системы. И мы выступили за права предпринимателей. Сегодня рынок уже другой, автоперевозчики взаимодействуют друг с другом.

nik2

— Действительно, последние год-полтора на рынке автоперевозчиков не было резонансных столкновений, пока не взорвали машину Геворгяна. Это связано с очередным переделом? Появились новые игроки?
— Думаю, нет. Это связано с общим положением дел в мегаполисе. Из всех городов-миллионников в Омске ситуация самая плачевная. Бюджет — дотационный, предпринимательских проектов, увеличивающих занятость населения с крупными инвестициями в развитие города, практически нет. Бизнес не чувствует поддержки.
При этом в публичной плоскости все шиворот-навыворот. Все интерпретируется через конфликт. СМИ обращают внимание на разбитые стекла и взорванные машины, но никто не хочет посмотреть на ситуацию в целом, никто не задумывается — системная это проблема или банальный бытовой конфликт.

— А вы как считаете — бытовой или системный?
— Это системная проблема. Вообще не стоит обращать внимания на частные конфликты. Проблемы у крупных предпринимателей и перевозчиков с одной машиной одинаковые: всем тяжело при такой системе платить налоги, все испытывают неудобства из-за того, что нет инфраструктуры. Скажу больше, вообще в бизнесе основная проблема выглядит так — если в системе присутствует чиновник, быстро решить задачу невозможно.

— Получается, конфликт автоперевозчиков не внутренний, а внешний? Ваш оппонент — это департамент транспорта?
— Нет. Поймите, департамент транспорта — это обычный хозяйствующий субъект. Но почему-то вместо поддержки бизнеса он поддерживает муниципальные предприятия. В Минтранспорта РФ разработана стратегия развития транспорта в стране. Она предусматривает отсутствие госпредприятий. А у нас мэр говорит, что поддерживает МУПы! Получается, мэр не слышит, что говорят президент и премьер!

Сегодня мы можем констатировать, что Омск с задачами муниципального транспорта не справляется. В советское время мы ездили только на муниципальных автобусах, а сейчас их осталось всего 700 штук. Выходит, предприниматель экономически эффективнее. И без дотаций, и без административного ресурса. Вот и ответ на все вопросы.

А у нас наоборот — газелистов склоняют по всем падежам. Но предприниматель, у которого одна-две «Газели», и есть тот самый инвестор. Именно он инвестирует в городскую среду. Вокруг этого рынка сосредоточены газелисты, автомойки, магазины, пункты питания — колоссальная занятость населения! И надо озадачиться вопросом, как защитить этих людей!

Вот в чем задача департамента транспорта. А не в том, чтобы конкурировать с автоперевозчиками.

Они говорят: «Нужно навести порядок». А в чем заключается этот порядок?

— Насколько я помню, когда депутаты говорили о порядке, то имели в виду медосмотр водителей на конечных остановках, обновление подвижного состава...
— Есть государственные органы, которые контролируют эту сферу бизнеса: транспортная инспекция, налоговая инспекция, ГИБДД. А администрация города — это организатор маршрутной сети. Для меня удивительно, когда департаменту транспорта говорят: «Наведите порядок с налоговыми платежами в этой сфере». Каким образом департамент транспорта может влиять на предпринимательское сообщество, чтобы мы стали платить налоги?

— Вы часто упоминаете департамент транспорта... Какие отношения у вас были с бывшим его руководителем Олегом Осинским?
— Он очень профессионально подходил к своей работе. Много сделал для безопасности дорожного движения и создания инфраструктуры. Были изменены многие направления уличного движения, светофоры, знаки — это огромная работа, которую до него никто практически не делал!

nik3

— Чего ожидаете от нового руководителя Виталия Маслика?
— Ожидаем, что курс Осинского не будет изменен. По крайней мере, пока это декларируется.

— Я представляю себе две модели бизнеса автоперевозок: первая — это свой подвижной состав и нанятые водители, второй — это выигранный маршрут, который сдается в аренду предпринимателю с собственной «Газелью». Какая модель превалирует у вас?
— У нас собственный транспорт, от которого мы и получаем доход. Но есть некоммерческое партнерство «ОмскАвтодор», в которое входят частники с собственным транспортом. В силу занятости или других причин не все предприниматели могут защитить себя от необоснованных претензий со стороны контролирующих органов, и мы как раз обеспечиваем защиту их прав.

— Иногда кажется, что и систему нужно защищать от предпринимателей. Знаменитый случай — когда вместо «Газели» транспортным средством зарегистрировали катафалк. Как такое могло произойти?
— Голь на выдумки хитра. В условиях конкурса приоритет имеет подвижной состав с вместимостью более 80 мест, то есть автобусы. А у предпринимательского сообщества в основном машины средней вместимости, которые в условиях данного конкурса не конкурентоспособны. Это неравные условия.

Да, мы можем оспорить результаты конкурса в суде. Но на это уйдут годы, а бизнес за это время разорится. Разве это справедливо? Поэтому предприниматели вынуждены придумывать, искать ухищрения. Так будет до тех пор, пока не будет отлажена грамотная система.

— Вы говорите, что есть опыт правильной организации перевозок пассажиров в других регионах. Расскажите о нем.
— В городах европейской части России есть проекты, где тариф и стоимость проезда для жителей гораздо ниже, чем в Омске. Более того, есть регионы, где проезд для жителей бесплатный. У нас же налоги трудоспособного населения муниципалитет отдает МУПам в виде дотаций. Где эти деньги? Как они расходуются? Нет ответов!

Но есть другая система, когда налоги распределяются между жителями города. Им выдают транспортные карты, а в каждой машине (любой — частной или муниципальной) устанавливается устройство — картридер. И жители платят за проезд из тех денег, которые им перечислил муниципалитет. Все иногородние платят живыми деньгами. А предприниматель получает прибыль и платит налоги.
Это и называется — равные условия! Тогда и человек будет ездить на предпочтительном транспортном средстве, и доходы перевозчиков станут прозрачными, и налоговые поступления увеличатся.

— Как вы думаете, если предложить жителю на выбор отправлять налоги в МУП или выдать ему для проезда, что он предпочтет? Думаю, ответ очевиден.
Мои коллеги заметили тенденцию ухудшения подвижного состава в Омске. Бытует мнение, что это протест против политики департамента транспорта...
— Это никакой не протест. Старые «Газели» естественным образом остаются на рынке. Идет смена подвижного состава, машины меняются на новые. Но это длительный процесс. Посмотрите, как изменилась ситуация в стране за последние полгода. Те машины, на которых нам хотелось бы ездить (Ford, Mercedes, Iveco, Citroёn), производятся за границей. Доллар и евро выросли. А тариф-то старый. Будут новые автомобили?

И мы (СРО «Омские перевозчики». — «ДО») приняли решение, что сами добровольно убираем старый подвижной состав. Органы государственной власти не в состоянии устранить эту проблему — это противоречит антимонопольному законодательству. Но мы настаиваем на добровольном обновлении машин.

А потом слышим, как власти декларируют обещания о замене транспорта, выдвигая к нам общественное требование. Так дайте нам условия!

— Так тариф же вырос до 20 рублей с 1 октября. Этого недостаточно?
— Это на маршрутки 20 рублей, а на муниципальные автобусы оставили 18 рублей. Это и есть аффилированность администрации и МУПов — создание для них благоприятной среды. Если бы условия, тарифы были одинаковыми, то в ближайшие месяцы МУПы закончили бы свое существование.

— То есть вы предлагаете полностью отказаться от компенсации?
— Конечно, нет! Компенсационные механизмы необходимы. Есть маршруты, которые находятся в менее благоприятной экономической зоне — водители едут порожняком. Здесь администрация должна или предусмотреть компенсацию в виде дотации, или следить за балансом маршрутов — отдать предпринимателю пакетом очень хороший и не очень выгодный маршруты.

— Если автоперевозчики сейчас объединились, а основным оппонентом является администрация города, то не оттуда ли летят гранаты в предпринимателей? Или это малоинтеллигентные люди, которые дерутся на конечных? Кто все-таки подорвал «Мерседес» Геворгяна?
— Я думаю, об этом и говорить не стоит. В Омске полно малоинтеллигентных людей. Жители озлоблены. По сравнению с Тюменью и Новосибирском Омск стоит на коленях. Жители могут взорваться в любую минуту.

— А вам самому не страшно? Сегодня подорвали машину Геворгяна, завтра — Меняйлова (Иван, владелец ООО «Безопасный город». — «ДО»), послезавтра — вашу...
— Страшно. Я же не знаю, кто хочет реализовать свои интересы такими методами. Конечно, страшно.

— Для меня подрыв машины предпринимателя выглядит дико. Дело даже не в том, что в Омск возвращаются лихие времена. Я спрашиваю — почему это произошло с автоперевозчиком, а не с руководителем банка или директором цветочного магазина? Почему такие методы именно в этом бизнесе?
— Не соглашусь с вами. Думаю, если мы посмотрим статистику, то увидим, что совершаются и более тяжкие преступления на бытовой почве. Просто предприниматель находится в публичной сфере, поэтому все этот случай обсуждают, пытаются найти какие-то следы.
Вы поймите: нет предпосылок, чтобы такие вещи совершал кто-то из предпринимателей. Обратите внимание на проблему в целом.

Сколько у нас совершается убийств? Сотни! Потому что в образовании, в культуре, в религии у населения провал. Люди своих детей нормально не воспитывают. По-настоящему интеллигентных людей очень мало.

— Контингент, с которым вам приходится работать, — зачастую как раз малоинтеллигентные персоны. Каково это — руководить ими?
— Весьма непросто. В управлении мы используем стратегию Суворова, у нас военная дисциплина. Этим занимаются специальные сотрудники — бывшие военные, офицеры ФСБ в отставке, офицеры спецподразделений. Они следят, чтобы на маршрутах не было пьяных водителей, разгильдяйства и незаконных иммигрантов.

— Доносите ли вы до администрации те проекты, о которых сейчас рассказали? Вы предлагали ввести их в Омске?
— Конечно! На каждом совещании в департаменте транспорта, где мы присутствуем, мы проговариваем свои предложения. Но нас просто не хотят слушать.

Досье
Николай Артемьев родился в 1974 году.
Окончил ОГМА, ОмГУ (юридический факультет), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (факультет государственного управления и национальной безопасности), Президентскую программу подготовки управленческих кадров.
Является учредителем перечня организаций в разных сферах бизнеса: производство кирпича, управление коммерческой недвижимостью, деревообрабатывающее производство, реклама, стоматология, медицинская клиника, производство мебели, розничная торговля нефтепродуктами и газом, лицензированная охранная деятельность, пассажирские перевозки.
Помимо прочего в настоящий момент является руководителем
ООО «Автодор».
Член Союза предпринимателей Омской области
На выборах президента России в 2012 году был доверенным лицом М. Д. Прохорова, кандидата на должность президента РФ.
Женат, трое детей.
Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.