Класс

Класс

06 ноября 2014 16.33Культура

Вадим Иванкин: «Европейское и азиатское искусство может сосуществовать вместе»

1 ноября в Омске открылась международная выставка «ЕвразияАрт», объединившая Россию, Китай и Казахстан. У омичей есть две недели, чтобы увидеть работы лучших художников трех стран. Одним из кураторов и участников выставки стал живописец, акварелист, член Союза художников СССР/России, заслуженный художник РФ Вадим Иванкин из Новосибирска. Художник рассказал «Классу», как выбираются работы на выставки и чем отличается художественное ремесло в Европе и Азии.
 Вадим Иванкин: «Европейское и азиатское искусство может сосуществовать вместе»


1 ноября в Омске открылась международная выставка «ЕвразияАрт», объединившая Россию, Китай и Казахстан. У омичей есть две недели, чтобы увидеть работы лучших художников трех стран. Одним из кураторов и участников выставки стал 
живописец, акварелист, член Союза художников СССР/России, заслуженный художник РФ Вадим Иванкин из Новосибирска. Художник рассказал «Классу», как выбираются работы на выставки и чем отличается художественное ремесло в Европе и Азии. 


— Какие обязанности вы выполняете в качестве куратора выставки?
— Есть выставки, которые формируются через выставкомы. Художники приносят туда свои работы, и что прошло отбор, то и будет представлено публике. Второй способ — это кураторские проекты: назначается человек, который отбирает работы на свой субъективный вкус. «ЕвразияАрт» — именно такой кураторский проект. То есть новосибирский куратор называет омских художников, которых хотел бы видеть на выставке. То же самое делает и омский куратор. Это значит, что учитываются пожелания и от принимающей, и от приезжающей сторон. Так гости видят то, что кураторы считают наиболее значимым.

— Выходит, также были отобраны и ваши работы?
— Все это было очень просто. Господин Чирков (Владимир Чирков, один из кураторов «ЕвразиАрт», искусствовед, член СХ с 1993 года, кандидат философских наук, доцент. Живет и работает в Омске. — Прим. ред.) приехал в Новосибирск, и я его провел по всем мастерским. На него никто не давил, в уши не жужжал, целевых указаний не давал. Он сам отобрал работы определенных художников.

Я смотрел омскую экспозицию, могу ошибиться, но мне показалось, что представлены работы только членов Союза художников. У нас же Чирков выбрал и работы художников, которые не состоят в каких-либо творческих организациях. Ведь вступать туда или не вступать — это их право.

— То есть регалии в данном случае не были важны?
— Есть достоинства художественные, есть интересный автор, работы которого стоило показать именно в Омске. Например, потому что здесь он ранее не выставлялся или в городе не развито представленное им определенное художественное направление. Нам в Новосибирске соответственно интересно посмотреть то, чего у нас нет. Базовый принцип таков.

iv 1
Автопортрет. 2010. Холст, масло, 50/50

— А как отбирались сами картины?
— Это оставалось на совести автора. К примеру, мне как автору выразили определенные пожелания: какие картины хотели бы увидеть в вашем городе. Однако я высказался против. Дело в том, что эти работы я уже привозил.

— Это был единственный критерий отбора для вас — показать то, что еще не демонстрировали в нашем городе?
— Нет, я привез одни из последних своих работ, представил именно то, чем занимаюсь сейчас. Одна картина 2013 года, другие были закончены чуть раньше.

Дело в том, что сейчас я не пишу маслом, а использую акварель и темпера (краски, изготовленные на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. — Прим. ред).

— Расскажите, как вы попали на Международный пленэр в Монголии?
— Есть замечательный человек в городе Иркутске Диана Антольевна Салацкая, владелец частной галереи. Это приглашение от нее было совершенно неожиданным, но я с удовольствием согласился. Все-таки сам никогда в Монголию не поедешь, тем более мы жили в степи, в юртах. Все это совершенно изумительная ситуация. Честно говоря, ничего там не писал, бродил по полям, по горкам и фотографировал. Впечатлений очень много, я пока не реализовал их на холсте, но очень хочется, и есть определенные идеи.

— Удалось пообщаться с местными художниками?
— Конечно. Монголы хорошо говорят по-русски, языкового барьера не было никакого, все они учились в наших институтах и свободно владеют русским языком. Даже прогуливаясь по базару, можно услышать русскую речь. Я говорю, конечно, о нашем поколении (Вадиму викторовичу 53 года. — Прим. ред. ) Молодежь сегодня все же более ориентирована на запад и англоязычные страны.

iv 2
Художник на фоне своих работ, привезенных на выставку «ЕварзияАрт»

— Если сравнивать сибирский вариант художественного искусства и азиатский, осталась ли принципиальная разница или сейчас эти культурные пласты уже сравнялись?
— Где-то сравнялись, те же самые монголы привносят «европейскость» в свое творчество. Однако есть художники, которые продолжают традицию монгольской живописи. Например, «монгол зураг» — это совершенно особенный стиль живописи со множеством мелких деталей, очень красивые вещи. Такая же история с казахскими работами на выставке «ЕвразияАрт». Европейское и азиатское искусство могут сосуществовать вместе.

— ...И не спорить?
— Нет, равно как и в Китае. Китайское национальное искусство совершенно шикарно.

Нас возили в национальный музей. (В 2012 году Иванкин участвовал в творческой поездке сибирских художников в Харбин, Китай, а затем работал в международной творческой группе в Пекине. — Прим. ред.) В том числе нам показывали то, что они делают маслом. Я не могу сказать, что мне понравилось все. Некоторые вещи вторичны. Например, когда китайский художник начинает работать в рамках европейской живописи, мне не интересно это. Я могу посмотреть такую живопись и в Европе. Однако возможен сплав китайского и европейского образования, который может привести к интересным вещам.

— В Китае вы были почти сразу после Монголии...
— Да, но это были разные приглашающие линии. Поездка в Пекин была организована министерством иностранных дел, и там же состоялась выставка.

— Вы свои работы тоже представляли?
— У китайцев все очень просто, «бери вот это, вот это и приезжай на выставку». Эти же работы остаются там, как плата за проезд.

— Не жалко оставлять оригиналы?
— Жалко. В Пекине китайцы просто испортили мои работы. Вдребезги.

Условия участия следующие: вышли нам десяток работ, мы сами выберем нужные, а после этого пригласим тебя. Отправляется все почтой в свернутом состоянии. В итоге были отобраны две небольшие картины, приблизительно 60х70 см, из серии пейзажей Германии, 1996—1997 гг. Так скажем, это достаточно «пожилые холсты», написанные маслом. Когда оно высыхает, становится как стекло, и с ним нужно обращаться очень бережно.

Когда я пришел на открытие выставки во Дворец народных собраний и подошел к своим работам, то увидел, что их просто разорвало. Стоило провести пальцем, и все бы осыпалось. Дело в том, что натянуты холсты были по-дилетантски. В общем, организаторы больше денег потратят на реставрацию работ, чем на мой перелет.

Художникам, чьи работы были посвежее, повезло больше.

— Насколько Китай интересуется творчеством сибирских авторов?
— В Китае принята программа развития масляной живописи, и все это происходит на государственном уровне. Однако у них действительно есть искренний интерес к российскому искусству. Он немного специфический, правда. Китайцам, по крайней мере тем, у которых мы были, нужны совершенно реалистичные работы в традициях передвижничества. Все остальное их меньше интересует, хотя мы были в других китайских галереях, и там представлены иные вещи, более современные.

iv 3

— Вы ведь собираете работы различных художников. Это целая частная коллекция?
— Совсем нет. В новосибирском отделении Союза художников есть картины местных художников. Ну и иногда мы приобретаем работы по мере наших сил и возможностей. Мы общественная организация и соперничать с государственными или частными коллекциями не можем. Но небольшая коллекция у нас есть, и мы ее продолжим формировать.

Общественная организация, хочет она того или нет, должна помогать художникам и в творческом, и в материальном смысле. При наличии некоторых своих свободных средств никто нам не запрещает приобрести у художника картину, если она нам понравилась. Также в коллекции есть и подаренные работы.

— Это все современные авторы?
— Конечно. Антиквариат мы не приобретаем (Смеется. — Прим. ред)

— Планируете передавать работы в музеи?
— У нас есть некоторые произведения, которые, скажу без ложной скромности, украсили бы любой музей. Но мы пока не хотим передавать или продавать картины.

Вадим Иванкин
Советский, российский художник — живописец, акварелист; член Союза художников СССР / России, Секретарь СХР и председатель новосибирского отделения. Заслуженный художник Российской Федерации, педагог, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств.

Добавить комментарий
Акварельный классик ожил на сцене омского театра

Акварельный классик ожил на сцене омского театра

«Театр живописи» представил необычный спектакль.

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.