Класс

Класс

13 ноября 2014 12.54Город

Чекин на Валиханова

Омский общественный деятель Леонид Полежаев озвучил желание видеть улицу Ленина «омским Монмартром». Обозреватель сайта «Деловой Омск» вспоминал улицы российских городов, которые соответствовали бы такому названию.
Чекин на Валиханова


Омский общественный деятель Леонид Полежаев озвучил желание видеть улицу Ленина «омским Монмартром». Обозреватель сайта «Деловой Омск» вспоминал улицы российских городов, которые соответствовали бы такому названию.


Некие абстрактные «омичи» — имена их в СМИ не называются — попросили бывшего губернатора выразить свое отношение к планам компании «Газпром» на обновление улицы Ленина. Полежаев не подвел — как всегда красноречивый заслуженный пенсионер нашел нужные слова, которые понравились бы и абстрактным «омичам», и журналистам. «Мне представляется, что Любинский проспект должен стать пешеходной зоной. Знаете, таким омским Монмартром — с сувенирными лавками, цветочными магазинами, уютными кафе, художественными мастерскими, галереями современного искусства…», — рассказал известный «омский мечтатель» журналистам.

«Монмартр» — хорошее определение для центральной городской улицы в сибирской провинции. Зародившись как район для горожан, которым была не по карману жизнь в центре Парижа, после франко-прусской войны этот холм стал колыбелью Парижской коммуны. А после ее кровавого подавления в 1871 году район принял художников и писателей, у которых по-прежнему не хватало денег на жизнь в престижных районах. Представители богемы снимали вскладчину комнатушки в чердачных помещениях домов, где часто не было света, а один водопроводный кран приходился на пять этажей. Впрочем, вряд ли Леонид Константинович и процитировавшие его слова журналисты имели ввиду этот период в жизни 18 муниципального округа французской столицы.

Стремление давать местным объектам громкие имена для Омска не ново. Ранее отремонтированную улицу Чокана Валиханова горожане называют омским Арбатом. Примерно то же имя давали участку на стыке Тарской улицы и Спартаковского переулка, где любили раньше — как раз в «эпоху» Полежаева — выставляться омские художники и играть омские уличные музыканты. Куда делись представители местной богемы с Тарской, неясно, ведь пропали они из центра города еще при Полежаеве.

Улица Чокана Валиханова, отремонтированная с помощью «Газпрома» (даже не на его средства, а именно под его контролем), не стала «городским бульваром» как таковым. Внешний вид отремонтированной улицы омичам пришелся по вкусу, однако «одеть в гранит и мрамор» тротуары и поставить сюрреалистичные «кристаллы» для декора мало для того, чтобы улица обрела свою атмосферу и свою аудиторию. Средняя продолжительность нахождения омичей на улице Чокана Валиханова сегодня — десять минут.

Этого времени хватает, чтобы прогулочным шагом пройти от Маркса до Ленина и от Ленина до пляжа на Иртыше, то есть от одного конца обновленной улицы до другого. Никаких других «развлечений», кроме сенсорных экранов в «пещерках» в виде кристаллов, рассказывающих об истории Омска, проектировщики не предусмотрели. В итоге мы получили улицу «для картинки», на которой хорошо фотографироваться и делать селфи, но, пожалуй, это единственное, что можно делать на ЧВ сегодня. Ни кофеен, ни площадок для уличных кинотеатров, ни фонтантов, ни площадок для детей на ЧВ нет.

Что удивительно, в России есть достаточное количество примеров, когда к проектированию городской среды подходили не только с точки зрения формирования красивой картинки, но и с точки зрения удобства для горожан. Причем, не только в столичных городах.

130-й квартал в Иркутске — псевдоисторический район столицы Прибайкалья. За три года до празднования 350-летнего юбилея Иркутска, в 2008 году, на уровне губернатора области было решено превратить квартал, состоящий из обветшавших деревянных домов в центре города в зону отдыха горожан. Всего за полтора года район превратился из своеобразного «гетто» в настоящую «душу города»: ветхое и аварийное жилье было расселено, 32 исторических дома отреставрировано и отстроено заново таким образом, чтобы их деревянная часть сохранила исторический облик, а нижняя, современная каменная часть стала функциональной. Здесь разместились кофейни, пивные пабы, лавки сувениров, музеи и мини-отели для туристов. Надземный переход соединил 130-й квартал с музыкальным театром, а в этом году в комплексе появился современный многоэтажный торговый центр «Модный квартал», который архитекторы органично вписали в многоуровневое историческое пространство.

UkneL4W3MUQ

Ленинградская улица в Самаре тоже исторический район города, однако без приставки псевдо. Здания, которые расположены на этой пешеходной улице старинной столицы Поволжья, действительно были построены в XVIIIXIX веках и до сих пор несут отпечаток исторических событий. Между тем, Ленинградская улица, которая начинается в центре города и спускается к Волге, выглядит вполне современно. И в дореволюционные, и в советские времена здесь располагалось достаточно большое количество заведений общественного питания, поэтому проектировщики современной Ленинградской не стали ломать эту традицию. Здесь по-прежнему расположены многочисленные кофейни и кулинарные лавки, торгующие местным шоколадом, а горожане могут посидеть в тени деревьев или у фонтанов на удобных скамейках. Кроме того, на Ленинградской есть специальные участки, где могут играть уличные музыканты.

Пешеходная улица дважды прерывается улицами, где разрешено движение транспорта, в том числе трамвая. Однако на этих участках пешеходы имеют приоритет — по европейскому проекту, наземный пешеходный посреди проезжей части вымощен в Самаре камнем — таким образом у пешеходов не возникает чувства дискомфорта при переходе улицы — они словно продолжают движение по тому же пешеходному бульвару, а вот водители вынуждены притормаживать.

hNXCZA7 aNk

Улица Вайнера в Екатеринбурге носит неофициальное название Уральского Арбата. Главный пешеходный проспект столицы Урала тоже «укоренен» в истории — первое упоминание о ней относится к 1740 году. Здесь традиционно располагались главные городские магазины, банки и рестораны. Почти километровая в длину, Вайнера сегодня — одна из самых широких пешеходных улиц не только в Екатеринбурге, но и в России. Городские скульптуры становятся персонажами для селфи туристов, а в заведениях общественного питания, которых на Вайнера более тридцати, можно провести время в выходные. Если прибавить к этому близость к станции метро и основным достопримечательностям бывшего Свердловска, то этот пример может и должен стать основным для любых «улицестроителей» в России.

FAOpPDFN6eM

Проспект адмирала Фокина во Владивостоке — еще один местный Арбат. 800-метровый бульвар, спускающийся к Тихому океану — это главная пешеходная улица Владивостока. Саму столица Приморья сложно назвать удобной для пешеходов, особенно в зимнее время из-за особенностей климата и ландшафта — Владивосток расположен фактически на холмах и открыт океанским ветрам, поэтому передвигаться по нему достаточно сложно. Однако улица адмирала Фокина, названная так в честь командующего Тихоокеанским флотом в 1960-х, компенсирует климатические проблемы наличием многочисленных кофеен и пабов. Мощеная брусчаткой улица словно предназначена для того, чтобы там могли проводить свое время не только горожане, но и туристы, которым хочется одновременно и проникнуться духом Владивостока и увидеть главную городскую достопримечательность — Тихий океан.

tuqoICw32C4

Что действительно объединяет большинство этих улиц — так это то, что на них можно проводить достаточно больше количество времени. При всей своей функциональности — многие расположены в центре города, и горожане включают их в свои ежедневные рабочие маршруты, эти улицы остаются настолько же и «зонами отдыха», куда можно приходить в выходные с детьми, например.

На открытии улицы Валиханова глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что «городу нужна еще и центральная, имперская улица...», имея в виду улицу Ленина. Эта «имперскость» в подходе главы госкорпорации к градостроительству, конечно, должна льстить омским властям. Однако, простых омичей масштаб планов Миллера может и должен насторожить. В городе, где всерьез говорили о закрытии Омской крепости для прохожих, «имперскость» главной улицы может обернуться и пропускным режимом для жителей, желающих прогуляться по ней.

На какой-либо диалог с проектировщиками омичам и здесь рассчитывать, видимо, не придется, потому что, по заявлению того же Миллера, «при реконструкции улицы Ленина [строители] будут ориентироваться на те стандарты, которые применены в отношении улицы Чокана Валиханова». А значит, Омск к 300-летию получит еще одну улицу, на которой можно будет сделать нестыдную свадебную фотографию и зачекиниться, проходя мимо нее, задержавшись лишь для селфи или чекина. Вряд ли для предпринимателей, желающих открыть здесь свою кофейню или паб, улица Ленина станет своим «Монмартром», где можно дешево арендовать место для «богемного» заведения.

Главное фото: Вадим Харламов
Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.