Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж

22 мая 2014 04.45

Денис Кошель: «Законодатель заложил общественную бомбу»

В Омской области набирает обороты обсуждение проблем, связанных со специальными налоговыми режимами. В частности, местные бизнесмены хотят понять, что такое патентная система налогообложения и чем она отличается от привычного всем единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Во время бизнес-конференции «Кризис: время возможностей» на эту тему рассуждал известный бизнесмен, председатель комитета по законодательному и нормативному обеспечению омского союза предпринимателей Денис Кошель. В основном он рассказал о минусах двух систем и способе их устранения.

«В Омской области действует патентная система налогообложения. Пока процент перешедших на нее предпринимателей очень незначительный. Доходы этой системы, поступающие в местный бюджет, крайне малы. В России конструкция налогообложения состоит из 4 специальных налоговых режимов (СНР). И считается, что ее безпроблемно поменять не получится. Тем не менее законодатель в последние два года все ведет к тому, чтобы серьезно изменить модель налогообложения малого и среднего бизнеса. Первое - введена патентная система налогообложения. Одновременно предусматривается добровольность использования ЕНВД, и это уже негативно сказалось на бюджетах в связи с перетеканием от одного вида налога в другой. И самое главное - с 1 января 2018 года планируется полная отмена ЕНВД. Над ней работает огромная масса предпринимателей и организаций. И боюсь, что на сегодня абсолютное большинство об этой грядущей революции еще не знают. Поэтому законодатель здесь заложил общественную бомбу. И чем ближе дата, тем острее будет эта проблема.

В СНР два основных вида, которые формируют бюджеты по доходам, — это как раз упрощенная система налогообложения и ЕНВД. Доля упрощенной системы в условиях патента минимальна — 15% от доходов. Та ставка законодателя на патентную систему - она не работает на сегодняшний день.

Здесь проблема кроется в первую очередь в несовершенстве норм федерального законодательства налогового кодекса. Первая проблема - ограничена дифференциация размера потенциального дохода. Всего три критерия такого потенциального дохода, и они все вызывают вопросы.

Один из них — численность работников. Негативен, потому что предприниматели вынуждены будут сокращать официальную численность своих работников для того, чтобы минимизировать налоговые обязательства. Вторая проблема — это не учитываются территориальные особенности ведения деятельности. На сегодня областным законом идет налоговая уравниловка для всех предпринимателей, работающих как внутри города, так и внутри области в независимости от степени экономического развития территории. Ну и самая большая проблема, которая не позволяет говорить о патентной системе как о правопреемнике ЕНВД, — это использование патентной системы исключительно предпринимателями. Здесь законодатель непоследовательный, потому что мы предполагаем, что тенденции должны приводить к организации предпринимательства на основе юридических лиц, потому что это большая социальная ответственность и другие преимущества для государства. 

Также несовершенна и вмененка. Основные проблемы: несоответствие вмененного дохода реальному доходу. ЕНВД был принят в 1999 году. С тех пор доходы предпринимателей выросли значительно, а коэффициент, внесенный в изменения основания внеменного дохода, он не компенсировал эти возросшие доходы предпринимателей с точки зрения налоговых отношений. Но это проблема опять же только законодательная, а не предпринимателей. Не они виноваты в том, что, по мнению законодателя, платят меньше, чем должны. Вторая проблема - это недостаточная дифференциация по коэффициенту К2, который определяет условия ведения деятельности, точно такая же проблема, как и в патентной системе. Потому что на сегодняшний день магазин в центре города и магазин где-нибудь в Порт-Артуре платит одинаково. И третья проблема несовершенства - наличие контроля физических показателей. Ярче всего она видна на примере наших маршруток. Не может налоговое ведомство взимать налог с целого сектора экономики эффективно, что сказывается на доходах бюджетов.

Мы предлагаем сохранить ЕНВД и после 2018 года, но несколько его реформировать. В первую очередь произвести ревизию базовой доходности, то есть поднять базовую доходность по всем видам предпринимательской деятельности. Параллельно мы будем настаивать на дифференциации коэффициента К2 для вмененки, который позволил бы уравниловку исключить. Мы делаем предложение по изменению патентной системы. Она должна распространяться и на организации. А также нужно дифференцировать потенциальный доход. В конечном итоге нашей законодательной инициативой предусмотрено создание единой системы налогообложения малого бизнеса на основе вмененки и отмена патентной системы. Так как эти две системы неминуемо конкурируют, это не может положительно сказаться на всей системе налогообложения малого и среднего бизнеса».

Анна Бамбульская

Фото: Вадим Харламов

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий