Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

22 мая 2014 07.57

Владимир Анисимов: «Москвичи за нашу комиссию даже со стула не встанут»

Председатель совета директоров ЗАО «Миард» Владимир Анисимов рассказал «ДО» о том, как ребрендинг повлиял на работу фирмы и почему омскому рынку недвижимости не грозит нашествие федеральных компаний.

Владимир Владимирович, вы уже 16 лет у руля компании, хотя лицом фирмы стали относительно недавно, после ухода вашего бессменного партнера Павла Кручинского в политику и общественную деятельность. Сейчас он вернулся в бизнес? Какую должность он занимает в компании?

— Павел Кручинский сейчас — директор по развитию ЗАО «Миард». Он временно вернулся к управлению. Не исключено, что он продолжит карьеру во власти — уже прошел собеседование в президентский кадровый резерв. А вместе мы работаем с 1991 года.

А как вы оказались в риелторском бизнесе?

— В свое время был торговый дом «Сибвест», его основал ныне покойный Юрий Андреевич Кожевников (первый президент Омского cоюза предпринимателей. — С. Б.). Занимались тем, что в Китае покупали товары — кожаные куртки, ботинки, туфли, а здесь продавали. Павел Николаевич был руководителем центра торговли и аукционов — так красиво назывался отдел, который отвечал за реализацию этих товаров в городе и областях. Я тоже работал в этом отделе.

По образованию туда попали?

— По знакомству. Я тогда только политехнический институт окончил и не знал, куда податься. Мой дядя работал директором птицефабрики в Таре и был знаком с Кожевниковым, который возглавлял в свое время Иртышскую птицефабрику. Он и предложил поработать в «Сибвесте». Я согласился.

Чуть позже при «Сибвесте» создали отдел недвижимости. Это была идея Кожевникова. У него в Шанхае был приятель, который, как он рассказывал, весной квартиры покупал, а осенью продавал и на разнице зарабатывал большие деньги.

Это был 1991 год — начало приватизации. Начали с того, что поменяли квартиры всем директорам компании. Для этого расселяли коммуналки в центре или престижные дома старой постройки, например, на Спартаковской.

А когда недвижимость стала уже вашим бизнесом?

— В какой-то момент, когда в «Сибвесте» удовлетворили все потребности руководства, мы посчитали, что надо начинать работать самостоятельно. Все-таки недвижимость не была профильным направлением торгового дома. Мы с Павлом Николаевичем и партнерами организовали «Ледон». Но долго там не проработали. Почему? Получилось, что из семи учредителей двое работали, а остальные пять спрашивали: «Где деньги?» (смеется).

Потом познакомились с Григорием Львовичем Куликовым — на тот момент его фирма «Миэль» в Москве входила в десятку лучших. На одном из съездов риелторов он обронил фразу: «Кому интересно, можете прийти в офис — пообщаемся, расскажем все, никакого секрета нет».

А до этого у нас были встречи с другими московскими компаниями. Они отказывались сотрудничать: мол, у нас ноу-хау. Куликов оказался не таким. Мы набрались смелости и поехали к нему в компанию.

«Миэль» нас тогда впечатлила своим размахом! Ничего подобного в омских агентствах недвижимости не было. Офис на трех этажах, по 300-600 «квадратов» на каждом, свой буфет с демократичными ценами. Много сотрудников, и все что-то делают. И мы сказали: «Хотим». Он ответил: «Если хотите — занимайтесь». Мы занялись. Проработали 15 лет.

Это была франшиза, или вы стали частью его компании?

— Нет. Была устная договоренность. Нам предоставили название и возможность приезжать, консультироваться. Были чисто условные деньги, я даже не буду называть сумму. Никаких финансовых обязательств ни у нас, ни у них не было. Единственная просьба была — чтобы не замарали честное имя компании.

Для чего вам нужно было это имя? В Омске-то компания не была широко известна. Или нужны были технологии?

— Скорее технологии. Уникальность их работы заключалась в том, что компания должна быть как живой организм и каждый ее орган должен быть подконтролен определенному лицу. Мы и сейчас этот принцип используем. Если посмотреть на работу агентств недвижимости (а их в Омске около 600) — это больше семейный бизнес. Там директор — он же агент, секретарь-референт, водитель и т. д. А у нас прописана жесткая технология, где у каждого своя роль. И четкий контроль. Например, агент не может провести сделку, не подписав прежде допуск у руководителя и юриста.

Среди этих 600 компаний у вас сейчас какая доля на рынке?

— По данным нашего отдела аналитики, по объему предложения «Миард» занимает 7% рынка. Это почти в 2 раза больше, чем у остальных крупнейших игроков: у «Авесты» — 4%, у «Аркады-Стиль» и «Варианта» — по 3,6%.

После ребрендинга ваши показатели изменились?

— Мы считаем, что улучшились. Нас по-прежнему знают как компанию Кручинского и Анисимова. Но новое имя привлекает и новых людей. Доходило до смешного. Приходит клиент продать квартиру и предупреждает, что кроме нас будет обращаться еще в 2 агентства. Мы спрашиваем: «В какие?» — В «Миэль» и в «Авесту». Получилось, что и узнаваемость осталась, и новые люди пришли.

Долго готовились к ребрендингу?

— 2 года.

На это решение не повлиял скандал с микрорайоном «Аванград», где московская «Миэль» выступила инвестором?

— Что касается «Аванграда», то московская «Миэль» не просчитала свои финансовые возможности и понадеялась на договоренности с банками. А у нас были другие причины для ребрендинга.

Когда создавалась омская «Миэль», у Куликова не было идеи организовывать работу компаний под своим брендом в других городах. А уже позже он загорелся идеей продавать франшизу. Но так как у нас с ним были только устные договоренности, он предложил заключить договор франчайзинга. Мы согласились, но на тех же условиях.

Потом у него концепция еще раз поменялась, и он уже настаивал на договоре на общих условиях. Мы отказались. Но претензий друг к другу не имеем, у нас хорошие отношения.

Для работы по франшизе нужно платить роялти — около 30 тыс. руб-лей. Условия по договору для всех регионов одинаковы. Но если для Москвы это небольшая сумма, то для Омска это сделка или полсделки.

Если вернуться к сегодняшней ситуации в сфере недвижимости — куда идет рынок? Он укрупняется или будет еще больше мелких игроков?

— Тенденция — к укрупнению. Знаем агентства, где под одним названием и буквально в одной комнате работают несколько отдельных предпринимателей. Они скидываются за аренду офиса, за рекламу и работают каждый на себя.

Количество агентств в Омске будет сокращаться?

— На рынке недвижимости стало все сложнее зарабатывать деньги. Сравните: в 1991 году автомобиль можно было поменять на двухкомнатную квартиру. А видеомагнитофон — на однокомнатную. Сейчас все поменялось.

Я думаю, расти количество агентств недвижимости не будет. Чтобы создать компанию с авторитетом, нужно содержать офис, персонал, давать рекламу — это все стоит хороших денег. И даже это не спасет при отсутствии знаний и технологий.

Каков стартовый капитал в риелторском бизнесе? Стол и телефон?

— Говорят, этим бизнесом может заниматься любой, но не каждый. Это как на рынке магазинов электроники. Казалось бы, подписал контракт в Москве — арендуй площадь, привози товар, продавай. Но пришел DNS, и многие закрылись.

В недвижимости тоже со стороны кажется, что все легко и просто.

Вы про DNS сказали. А сами не опасаетесь, что придет какой-нибудь федеральный игрок и захватит рынок недвижимости?

— Бизнес в Омске и в Москве — две большие разницы. Когда москвичи узнают о наших тарифах, удивляются: «Что вы здесь вообще делаете?» — «Работаем». — «А вы что в Москве?» — «А мы деньги зарабатываем». За комиссию меньше 3 тыс. долларов они даже со стула не встанут.

А какова рентабельность этого бизнеса?

— Не скажу (смеется). Если честно, то в прошлом году мы сработали в минус. Какие-то деньги потратили на ребрендинг, на дополнительную рекламу. Открыли новые офисы, которые мы стараемся не в аренду брать, а покупать. Но в целом рентабельность у этого бизнеса — около 10%


Сколько сделок совершается в агентстве?

— В 2012 году — около 1800 сделок. В 2013-м — на 15% меньше. Сейчас у нас более 2,5 тыс. предложений — это почти на тысячу больше, чем полгода назад. Прирост — за счет новостроек. Мы сейчас реализуем квартиры микрорайона «Изумрудный берег» столичной компании «СУИхолдинг» и апарт-отеля «Маршал» омской компании «Джаст Фит Лайф». Еще у нас договор с областным фондом жилищного строительства «Жилище», который строит жилье на Московке, мы реализуем часть их проектов. Активно работаем со всеми крупными застройщиками.

Как, на ваш взгляд, будут меняться цены на жилье в Омске?

— По нашим прогнозам, на новостройки цена будет расти и приближаться к вторичке. А на вторичку, наверное, не упадет, но и расти не будет. По одной простой причине: в новой квартире все новое, а в старых домах — изношенные коммуникации, которые требуют постоянных вложений. Именно поэтому, например, в Новосибирске новостройки стоят дороже.

У нас же — наоборот. Строящееся жилье в Омске в среднем продается по 39 тыс. рублей за «квадрат», вторичное – по 46 тыс. рублей. Прогнозируем, что стоимость новостроек вырастет до 41-42 тыс. рублей.

А к концу года к чему придем в связи со сложной экономической ситуацией, падением рубля, ликвидацией банков?

— Процитирую слова одного умного человека: «Если будет глобальный парадигматический кризис, то все будет настолько по-другому, что даже беспокоиться нет смысла, так как адекватный прогноз сформировать невозможно». Трудно предсказать, что будет с экономикой. Люди пытаются сберечь деньги. И многие выбирают недвижимость.

Заметно перетекание денег из банков и валюты в недвижимость?

— Да, с рынка подчистили все квартиры до 1-1,5 млн рублей. Знакомые из одной строительной компании говорили, что к ним за квартирой приходили с чемоданом денег.

Сейчас вводятся новые правила: сделки могут регистрировать нотариусы. Может ли это повлиять на финансовые показатели риелторов и вообще на рынок?

— Нотариусы и так загружены работой — с одними только доверенностями и согласиями супругов. Есть опасение, что они возьмут в помощники двух-трех риелторов и сделают мини-фирмочки при нотариальных конторах. Хотя не знаю, насколько это будет интересно нотариусам, в этом бизнесе много своих тонкостей.

По поводу проекта «Аванград», в котором участвовала «Миэль». Понесли ли вы какие-то потери в связи с банкротством застройщика «Алмазинвеста»?

— Мы понесли существенные потери, не буду говорить сколько. В проекте выступали как соинвесторы — это было одним из условий москвичей. И мы потом занимались реализацией квартир еще с тремя компаниями — «Авеста», «Аркада-Стиль», ИП Осипов. С нами как с агентами по реализации до сих пор не рассчитались. Сейчас там введена процедура банкротства. Будем ждать.

Там недостроенный дом и участок — они должны попасть в конкурсную массу?

— Около 70% в недострое принадлежат МДМ Банку, он был в залоге.

Вы являетесь акционером гостиницы «Турист»...

— Сейчас уже нет. В Омск зашла московская компания, которая управляет гостиницей.

Продажа акций состоялась в прошлом году. Можете ли назвать сумму сделки?

— У меня была небольшая доля, поэтому основные акционеры меня не поймут, если я раскрою размер суммы.

Поясню, что это не продажа гостиницы «Турист» как недвижимости, а продажа компании, которая ею управляла. А сама гостиница принадлежит профсоюзам — омским и федеральным.

Есть ли еще сферы бизнеса, которые вам интересны?

— Есть интересное направление — управляющая компания.

Обслуживание жилья?

— Нет, этот рынок очень сложный и специфичный — нужно много работать с населением. Я говорю об управлении в сфере коммерческой недвижимости.

А этот рынок еще свободен?

— Да. Сейчас проблемы с подбором арендаторов в бизнес-центрах. Этих объектов переизбыток. Но есть свои сложности. В сфере жилья контролировать проще: если жилец не платит — отключим газ. В коммерческой недвижимости все по-другому. Жилец из квартиры не уедет, а арендатор — собрал вещи и переехал в другое помещение, не оплатив.

Но у нас уже есть опыт управления офисами. Одним из объектов было помещение на Сибзаводе.

И ремонт там делали, и подыскивали арендаторов, заключали договоры.

Так что перспективы на будущее видим, стоять на месте не планируем.

Справка

Агентство недвижимости «Миард» основано 6 июня 1997 года Владимиром Анисимовым и Павлом Кручинским.

В компании 10 офисов, более 190 сотрудников. За весь период работы компания обслужила более 27 тыс. семей.

Биография

Владимир Анисимов родился 5 октября 1967 года в Омске.

В 1991 году окончил Омский политехнический институт по специальности «Инженер-электрик».

В марте 1992 года начал работать в Сибирском торговом доме «Сибвест» в должности специалиста.

С апреля 1995 по август 1997 года работал в ТОО «Ледон Риэл Истейт» ведущим специалистом, затем начальником отдела недвижимости.

В 1997 году совместно с Павлом Кручинским основал компанию «Миэль-Недвижимость», став заместителем генерального директора, а с начала 1998 года — исполнительным директором.

С 2012 года занимает должность председателя совета директоров агентства недвижимости «Миард».

Женат, воспитывает двух сыновей.

Светлана Бронникова

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №18 (022) 20 мая

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий