Класс

Класс

25 ноября 2014 11.38Город

Под куполом

Предприниматель Владимир Бочкарев вложил средства в покупку мобильного планетария, надеясь уже в текущем году установить его в одном из омских парков. Но внезапные бюрократические препоны чуть не поставили крест на этом проекте.
Под куполом


Предприниматель Владимир Бочкарев вложил средства в покупку мобильного планетария, надеясь уже в текущем году установить его в одном из омских парков. Но внезапные бюрократические препоны чуть не поставили крест на этом проекте.

Идея открыть планетарий пришла Владимиру Бочкареву случайно. Рекламные объявления в интернете и наличие собственного помещения в парке им. 30-летия ВЛКСМ, которое уже использовалось предыдущими хозяевами как планетарий, способствовали этому. Потратив на изучение вопроса около полугода, Владимир сосредоточился на сравнительно дорогом варианте, чтобы качество купольного изображения и комфорт посетителей были на высоте.

«По школам ездят предприниматели, которые предлагают бюджетный вариант. Они привозят 3-4-метровый купол, а картинка у них проецируется через сферическое зеркало, из-за чего высокого качества изображения добиться невозможно. У нас все иначе. Мы используем профессиональные проекторы, позволяющие демонстрировать очень качественный контент. Да и купол приобрели значительно большего диаметра — 6 метров. Под ним и разместиться можно с комфортом, и обеспечивается полное погружение в происходящее», — объясняет предприниматель.

Своими силами

Бочкарев понимал, что банковские кредиты будут для начинающегося бизнеса неподъемными, поэтому изначально ориентировался на собственные сбережения. Поддержкой стали деньги, занятые у знакомых под вполне комфортные проценты. Как рассказывает Бочкарев, доля заемных средств достаточно существенная, но люди, которые согласились помочь, не требуют их быстрого возврата.

Первоначальные планы размещения планетария пришлось перестраивать из-за бюрократических проволочек. Администрация парка отказалась возвращать арендованное помещение и не отвечала на письма бизнесмена.

IMG 3705.jpg 2


«Мы были уверены, что нам уже прошлым летом удастся разместиться в собственном здании. Там даже сохранилась купольная конструкция, оставалось сделать лишь косметический ремонт. Но наша идея пришлась не по вкусу руководителям парка. Несколько раз я ходил к директору парка и объяснял, что я представитель собственников помещения. Мы просили расторгнуть договор аренды. Нам отвечали: мол, это незаконное требование, и вообще здание должно быть снесено из-за реконструкции центральной аллеи», — негодует предприниматель.

Бочкарев уточняет, что был готов рассмотреть любые варианты. Например, можно было разместить купол и под открытым небом. Но администрация парка на это не согласилась. Не помогли и обращения в мэрию.

«Перед властями ставили один-единственный вопрос: потребовать от подведомственного учреждения исполнения закона. В мэрии очень много говорят о поддержке предпринимателей, но я этой поддержки не дождался. Нам заявили, что участок под зданием нам не принадлежит, значит, и разговаривать не о чем. А между тем наличие участка не ключевой момент. Все равно по Земельному кодексу только у меня как у представителя собственника есть исключительное право на выкуп земли», — объясняет Бочкарев.

Улаживание бюрократических проволочек может занять продолжительное время, поэтому планетарий появится в парке не раньше начала следующего сезона.

«Сейчас я взыскиваю задолженность муниципального предприятия по арендной плате в арбитражном суде Эти деньги помогут нам оплатить лицензионные обязательства перед поставщиками контента и хранение оборудования для планетария, которое исполнитель работ согласился какое-то время держать у себя. В ближайшее время я буду подавать заявление о востребовании имущества из чужого незаконного владения. Естественно, в будущем нужно решать вопрос и о покупке участка под зданием. Сейчас у меня нет доступа в помещение, я не могу привести туда ни кадастровых инженеров, ни представителей страховой компании. После угроз о сносе здания я хотел застраховать свое имущество, но страховой агент вынужден был отказать мне — парк не предоставил доступа в здание», — рассказывает Владимир.

Пилотный запуск

Когда молодому предпринимателю стало ясно, что в этом году планетарий не разместится в своем помещении, пришлось искать иные варианты. Он пытался договориться с омскими торговыми комплексами, но количество согласований и проволочек было так велико, что пришлось начинать работу прямо под открытым небом в Омской крепости.

«После одной встречи с директором крепости мы получили приемлемые условия аренды. Нам с радостью пошли навстречу. Но в крепости низкая проходимость. Летом там очень жарко, а после того как спилили все деревья, отдыхающим негде спрятаться в теньке. Осенью и весной по той же причине пронизывающий ветер с реки не позволяет получать удовольствие от прогулок», — рассказывает Бочкарев.

IMG 3709.jpg 3

Естественно, омский климат мешает работать на улице круглый год, поэтому предприниматель продолжил активный поиск вариантов размещения. Удалось договориться с руководителями торгового комплекса «О’Кей», в настоящее время заканчиваются последние работы по настройке и отладке оборудования на новом месте.

Но когда этот вопрос был решен, возникла новая проблема — с прыжками валютных курсов.

«Основной контент для планетариев производится за рубежом. В России только Нижегородский планетарий производит фильмы для проката. Московский и новосибирский работают на себя. Средняя цена годовой лицензии на 20-30-минутную зарубежную ленту — 1,5 тыс. долларов. Хорошо, что нынешний контент был куплен еще по старым ценам, но новые фильмы нам придется приобретать уже в новых реалиях», — объясняет Бочкарев.

Предприниматель уточняет, что из-за возникших сложностей сейчас трудно говорить о сроках окупаемости проекта. Первоначально никто не предполагал, что в структуру затрат нужно будет внести аренду помещений, дополнительные расходы на оборудование и курс валют. Да и рассчитывались доходы, исходя из высокой проходимости в парке — более 1 млн посещений в год.

Омичи устали от покатушек

Влияние на конкурентную среду, по мнению предпринимателя, могут оказывать лишь небольшие мобильные планетарии.
«В "Континенте" работает "Зодиак". Этот проект, на первый взгляд, похож на наш, но у нас оборудование новее, зато у коллег купол побольше. В любом случае, мы располагаемся в разных концах города, и о конкуренции говорить не приходится. А вот предприниматели, которые привозят свои маленькие планетарии в лагеря и школы, создают нам небольшие неудобства. Их оборудование не позволяет добиться достойного качества картинки, и потребитель не получает удовольствия от просмотра. Вряд ли он еще раз захочет это увидеть. Мне иногда приходится чуть ли не уговаривать клиентов зайти внутрь и посмотреть наш демонстрационный ролик. Но когда человек видит, что у нас качество картинки совершенно другое, он с большим удовольствием остается на сеанс», — с гордостью рассказывает Владимир.

А вот о соперничестве с иными аттракционами речи не идет. Владимир уверен, что омичи уже устали от обычных развлечений.

«Народ уже наелся покатушек-развлекушек. Клиент хочет получить какие-то иные впечатления. И мы эту возможность предоставляем. Научные и научно-популярные фильмы очень хорошо подают материал зрителю, и человек после просмотра наверняка захочет уже самостоятельно почитать об исследованиях космоса», — уверен владелец планетария.

Кадровый голод

Еще одной неожиданной сложностью стал для бизнесмена поиск сотрудников, которые могли бы запускать фильмы и продавать билеты зрителям.

«По условиям договора с торговым комплексом арендаторы должны работать ежедневно с 10 утра до 10 вечера. А у меня еще масса другой работы, поэтому безвылазно сидеть в планетарии я не могу. Я искал сотрудников, которые могли бы работать по сменам, но неожиданно обнаружил, что в Омске никто не нуждается в работе. Я облазил множество сайтов с резюме, звонил людям, но они или просто не брали трубку, или обещали прийти и терялись», — недоумевает предприниматель.

По словам Владимира Бочкарева, он установил среднюю зарплату по отрасли и был готов обсуждать с потенциальным работником увеличение оплаты труда. Но даже такие условия не привлекли соискателей.

«Работа у нас не пыльная. Нужно только запускать фильмы с планшета да продавать билеты. Конечно, мы не будем платить работнику как топ-менеджеру, но не отказываемся и от вариантов индексации оплаты из-за инфляции. Сейчас нашли одного человека, который готов совмещать работу с учебой. Меня удивляет, что молодежь и студенты не хотят подработать. Видимо, ждут, что их сразу позовут управленцами на огромные оклады», — усмехается предприниматель.

В будущем владелец планетария планирует развить свой бизнес до формата настоящего интерактивного музея.

«Когда мы вернем свое помещение, можно будет подумать о расширении. Многокупольная конструкция позволит в одном зале показывать кино, в другом открыть музей, а в третьем организовать игровой аттракцион. У разработчиков контента уже есть примеры купольной игры по мотивам «Звездных войн». А можно установить и симулятор прыжка из стратосферы, в котором за счет качества картинки создается полный эффект присутствия. Омск не последний город в освоении космоса, а у нас даже нет своего музея космонавтики. Меня иногда зависть берет, как в Америке и Европе популярна атрибутика НАСА и Европейского космического агентства. Там коллекционируют ручки, футболки и нашивки с их эмблемами. Чем мы хуже? Можно подумать о выпуске атрибутики с эмблемами Роскосмоса или космических экспедиций. Думаю, она будет пользоваться популярностью у покупателей», — строит планы Владимир Бочкарев.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №45 (049) 25 ноября
Добавить комментарий
Преображение: точка, точка, запятая

Преображение: точка, точка, запятая

Итоги «Преображения» Марины Хариби и Андрея Маслова.

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Из Омска в московские элиты: в престижной школе «Летово» можно учиться бесплатно

Но здесь ждут только способных учеников, которых не приходится заставлять делать уроки.

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Николай Марченко, шеф-редактор «Формулы русской революции. 1917»: «Смена власти в Омске — история верховных директорий»

Третий день в Омске идут съемки документального сериала об Октябрьской революции. «Класс» побывал на площадке и пообщался с шеф-редактором.

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»Фото

Сергей Сочивко: «Женские трусы прибивают гвоздями к стене, и это у них считается искусством»

Художник Сергей Сочивко пообщался с редактором «Нового Омска» и рассказал о картинах для Владимира Путина и Наины Ельциной, а также почему в Екатеринбурге его ценят больше, чем в Омске.

История любви на фоне омского неба

История любви на фоне омского неба

Гости проекта «За подарками» провели романтический вечер в омском планетарии.

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Омская «Тургениана»: новый театральный сезон в «Галерке»

Зрителям представили консервативную «Провинциалку».

Преображение: три Look

Преображение: три Look'a для Марины Хариби

Осенние, глубокие, стильные образы от «Итальянского стиля» и Ирины Бумагиной.

Что, где и когда  послушать в Омске меломанам

Что, где и когда послушать в Омске меломанам

Рассказываем о будущих концертах и выступлениях.

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Из прошлого в будущее: 10 любопытных фактов о мостах Омска

Коротко о девяти реальных и одном мосте-призраке.

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезонаФото

Время зонтов в Омске: поэтический опен-эйр к открытию театрального сезона

Лицейский театр открыл 24-й сезон лаундж-проектом «Раскроем зонт — откроем сезон».

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

«Алые паруса» под Deep Purple: премьера спектакля в Омске

13 сентября в «Арлекине» омскому зрителю представили спектакль по пьесе современного драматурга из Красноярска Александра Хромова.

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Омск прогрессивный: 10 креативных идей от коммунальщиков и дорожников

Потому что столбы посреди дороги и снег, который кочует с дорог на тротуары и обратно, — это не работа спустя рукава, это нововведения.

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

Преображение: как Марина Хариби и Андрей Маслов попали в руки секс-символа 50-х

О красе ногтей, ветре в волосах, мужских руках и омской Монро.