Класс

Класс

04 декабря 2014 12.48Интервью

Ольга Карлова: «Фотография продается и продается дорого. Но не в Омске…»

В декабре арт-студии Модного дома «Роба» исполняется десять лет. «Класс» узнал у куратора Модного дома Ольги Карловой, сколько стоит организовать выставку, пользуется ли в Омске спросом фотография как арт-объект.
Ольга Карлова: «Фотография продается и продается дорого. Но не в Омске…»


В декабре арт-студии Модного дома «Роба» исполняется десять лет. «Класс» узнал у куратора Модного дома Ольги Карловой, сколько стоит организовать выставку, пользуется ли в Омске спросом фотография как арт-объект и кого можно будет увидеть в галерее в юбилейный год.

По поводу дня рождения галереи готовится новая выставка, которая, кстати, тоже будет юбилейная, девяностая. В Омске покажут 50 лучших работ за последние пять лет известного международного конкурса «Золотая черепаха». В разгар сибирской зимы зрителей ждут звери в дикой природе.

Арт-студия Модного дом «Роба» с одноименным названием — пока единственная в городе стабильная галерея, которая продвигает фотографию как вид искусства. И что немаловажно, она открыта не только зарубежным или популярным российским, но и омским авторам. Вслед за Модным домом на фотографию как выставочный объект стали обращать внимание и другие галереи. Большие экспозиции появились в музее им. М. А. Врубеля, в галерее «Квадрат».

— Тяжело ли сегодня продвигать фотоискусство в галерейном формате?
 Тяжело. С одной стороны, это сложно экономически  галерея требует серьезных финансовых вложений. С другой стороны, непросто и в творческом плане. Понятие хорошей фотографии сегодня очень размыто, снимать на камеру умеют многие. Но те, кто понимают, что фотография  сложное дело, которому надо учиться всю жизнь, чтобы, может быть, через 20 лет получить признание, осторожно относятся к собственному пиару.

 Помогать омским фотографам  часть концепции?
 Безусловно. Даже когда речь идет о каком-то международном проекте, мы стараемся найти в них место омским фотографиям. Возможно, в этом есть некая провокация, чтобы наши авторы смотрели уровень других  сравнивали, сопоставляли. Многие просто боятся выставляться или заявлять работы на выставки, потому что не уверены в себе.

IMG 5764.jpg 2

 Каков лично ваш стандарт хорошей фотографии? Как вы отбираете работы для экспозиций?
 Фотография должна вызывать эмоции, не важно  положительные или отрицательные. Когда мы работали над выставкой фотографий Роджера Балена, созданных в придуманном им самим стиле «вымышленного документализма», я долго «переваривала» эту эмоциональную информацию, боролась с собой, чувствовала, что меня как будто раздирает изнутри, душит. И я понимала: эмоции от его работ настолько сильные, что этот проект нельзя не показать. Кстати, выставка получила массу самых противоречивых отзывов  от «потрясающе» до «категорически не принимаю».

 Как налаживались связи с кураторами? Недоверие к новичкам на арт-рынке присутствует?
 Барьеры всегда были только финансовые. Иногда через них я переступить не в силах  у меня просто нет столько денег, чтобы привезти какую-то выставку. Непонимания с кураторами проектов вообще не было никогда. Как и недоверия. Мы подробно и честно рассказываем, кто мы и что из себя представляем. Наш выставочный зал очень привлекателен для кураторов. Таких галерей больше нет.

 В каком смысле?
 В смысле камерности и уникальной планировки пространства. В 2003 году проект этого помещения, выполненный омским архитектором Андреем Седачевым, получил на престижном конкурсе «Арт-Москва» третье место. Первые два приза взял канадец, так что по России мы были лучшие. Но на тот момент проект предполагал не галерею, а приемный швейный салон  отсюда у нас египетские фрески с изображением швей за работой. В этом зале галерея начала работать с 2008 года, до этого функционировала в другом. Всю прелесть интерьера удалось сохранить и удачно преобразовать под выставочные нужды. Ниши позволяют нам расставлять акценты на тех или иных авторах или работах, формировать темы, эмоциональный «маршрут» для зрителя.

 Из чего складываются затраты на выставку?
 Поясню на примере. Одна московская компания заключила договор с американцами на прокат работ самого престижного в мире фотоконкурса World press photo. Чтобы было понятно, если ты призер этого конкурса, то можешь считать, что твое имя внесено в золотые списки профессионалов в области фотографии. Чтобы привезти выставку в Омск, у меня попросили 1,5 миллиона рублей. В эту сумму входят затраты на транспортировку работ в определенных условиях, страховка, гонорар московским кураторам, которые «продают» на оговоренное время выставку Омску. Такие проекты возможны только при поддержке спонсоров.

IMG 5782.jpg 3

 Какой момент в подготовке новой экспозиции для вас самый приятный?
 Когда работы только приходят, я их открываю и впервые смотрю «живьем». Раскладывают их, и каждый раз невольно вырывается: «Что же мне делать с такой красотой?». Это как знакомство с новым вкусом, которого ты раньше не пробовал. Потом начинается работа чисто интеллектуальная: оформление, выстраивание композиции, развеска. Зритель должен зайти и пронести удивление, которое у него возникло, до самого конца, шаг за шагом, от работы к работе. А если работы медитативные, как, например, у японцев, он должен получить полное удовлетворение. Значит, выставку необходимо выстроить так, чтобы передать это ощущение спокойствия. Хотя надо не забыть при этом пару раз «взбодрить» чем-то неожиданным. Благодаря нашим закуточкам и нишам это удается.

 За десять лет арт-политика галереи как-то изменилась?
 В любом случае культурно-просветительская миссия так и остается основной задачей. Мы начинали с хорошей фотографии и графики, которые способны чему-то научить зрителей, на что-то сподвигнуть омских авторов. Когда мы в первый раз привезли работы итальянца Марио Видора, снимавшего на инфракрасную пленку, наш омский художник Сергей Сокрута посмотрел их, а потом пошел в магазин и купил себе такую же. Позже он сделал персональную выставку работ, созданных с использованием инфракрасной пленки Омск, чего еще никогда не было. Ради этого тоже работает галерея.

 Часто ли посетители покупают работы на ваших выставках?
 Не во всех международных проектах работы идут на продажу. Многое к нам приходит из частных коллекций и, соответственно, не продается. Безусловно, продажи бывают, но мы и не ставим такую цель. Это ведь экспозиционное пространство, а не магазин.

 Что предпочитают брать и для каких целей?
 В основном, наших местных фотографов. Из иностранцев любят японских авторов. Была как-то выставка, когда проценты от продаж работ одного московского автора практически окупили годовое содержание галереи. Но это уникальный случай. Продажи в более скромных масштабах случаются регулярно. Кому-то нравится работа, кто-то берет для подарка, а кому-то просто надо в офис повесить что-то красивое.

 Фотография сегодня может стать объектом инвестиций, как живопись или графика?
 Недавно на международных торгах фотография была продана за три миллиона долларов. Если речь идет о черно-белой карточке, отпечатанной вручную по проверенной технологии, хранящейся с соблюдением правил, то она может прожить не одну сотню лет. В этом случае фото становится хорошей инвестицией. Фотография продается и продается дорого. Но не в Омске.

 Какие выставки можно ждать в Модном доме в ближайшее время?
 В следующем году будут «Токийские истории», рассказанные двенадцатью разными фотографами. По аналогии с выставками «Нью-Йорк  город, который никогда не спит» и «Другое лицо Стамбула», когда город снимали авторы из разных стран. Также запланирована выставка работ победителей конкурса FotoEvidence 2013 года  социально-документальная фотография. Далее  работы новосибирского фотохудожника Максима Костина, посвященные Африке. Будет и корейская фотография, и две выставки итальянцев. Что интересно  мы впервые вышли на скандинавов и попробуем поработать с ними. Зрители увидят творчество шведского фотохудожника, который снимает затонувшие корабли.

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.