Деловой Омск

Деловой Омск

23 мая 2014 08.22Статьи

Экспресс эспрессо

Еще недавно кофе-аут (кофе навынос) было для Омска достаточно редким явлением. Сегодня рынок начал стремительно расти. Представители этого бизнеса говорят, что развиваться быстрее рынку мешает отсутствие подходящих площадей.

Экспресс эспрессо

Большинство компаний, развивающих свой бизнес именно в этом направлении, — новички, проработавшие около года. Однако все они заявляют, что собираются открывать новые точки, поскольку, несмотря на обилие классических кофеен, местный рынок имеет большой потенциал.

По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, средние темпы роста этого сегмента в последние годы составляли 15-20%. Своих оборотов участники рынка предпочитают не раскрывать, однако утверждают, что себестоимость напитка примерно в 2-3 раза меньше его цены. Средний чек омского кофе навынос составляет 90-150 рублей, обслуживаться в таких точках может более 100 человек в день.

Франшиза Новосибирск — Ижевск

С начала года в Омске запустилось сразу 2 новых проекта, предоставляющих услугу «кофе с собой». Оба открылись по франшизе, причем ни одна из них не принадлежит столичным бизнесменам.

В феврале на территории фуд-корта ТК «Каскад» появилась кофейня Coffee Like. Это франшиза ижевской компании, владелец которой Аяз Шабутдинов является также учредителем сети хостелов «Like Хостел» и сети турагентств Like Travel. В Омске учредителями стали бизнесмены Николай Жмуров и Дмитрий Куркин. По словам Жмурова, стоимость франшизы составила 150 тыс. рублей, роялти — 3%. Выйти на ноль держатели франшизы рассчитывают через 3-4 месяца. В будущем планируется развивать сеть дальше.

Следом за ижевцами в Омск в начале апреля зашла новосибирская компания по продаже кофе навынос «Точка кофе». Сеть занимается уличной торговлей и открывает заведения в виде киосков в форме одноразового стакана, изготавливают которые в Новосибирске. Первое такое заведение открылось у кинотеатра «Маяковский». Собственник франшизы Эдуард Гежа собирается открыть 5-7 торговых точек во всех городских округах. Он также не против размещать свои кофе-ауты в офисных зданиях и торговых комплексах.

Головная компания была учреждена в Новосибирске в ноябре 2012 года. Ее собственниками являются предприниматели Евгений Егоров, Евгения Пак и Константин Юпинжан.

Сделано в Омске

Одной их первых услугу «кофе с собой» запустила сеть омских кофеен «Тинто». В 2008 году ее гендиректор Вахтанг Касрадзе решился запустить эту непривычную для города услугу, в успех которой эксперты в полной мере не верили. А сегодня практически все опрошенные «ДО» эксперты называют «Тинто» лидером рынка. Вместе со стационарными кафе, контакт-барами и экспресс-кофейнями сеть насчитывает 12 заведений. Некоторые из них оборудованы исключительно под кофе-ауты, а в некоторых эта услуга является дополнительной.

По словам Вахтанга Кас-радзе, сейчас сеть делает ставку именно на увеличение числа контакт-баров. Причем теперь такие заведения стали открываться по новому принципу. Раньше «Тинто» осваивал пространства торговых комплексов, а сейчас стал выходить прямо на магистрали.

Еще одним местным кофейным стартапом стал брю-бар Skuratov Coffee, открывшийся прошлой осенью. Традиционные брю-бары не предусматривают в своем меню не только еды, но и молока, предполагая, что посещать их будут исключительно кофейные гурманы. Омску до таких изысков пока далеко, поэтому в ассортимент все-таки были включены чаи и даже десерты.

Изначально заведение открывалось в дополнение к уже действующему бизнесу по продаже кофе ресторанам и кофейням. Однако формат такого бара оказался достаточно популярным. По словам его учредителя Виктора Скуратова, в этом году инвестиции в проект уже окупились, и в ближайшее время сеть расширится. Новый Skuratov Coffee откроется на Интернациональной, рядом с практически прямым конкурентом — кофейней «Шоколадница». Однако предприниматель не боится конкуренции, отмечая, что это лишь улучшит качество продукта.

Кофе-аут как альтернатива

По мнению Скуратова, у традиционных кофеен кофе навынос всегда продается не очень хорошо, являясь скорее второстепенной услугой. Бизнесмен утверждает, что в сравнении с тем же Западом или Москвой и Санкт-Петербургом омские кофейни продают напитки с собой достаточно редко.

Однако представители таких заведений утверждают обратное. По словам управляющей кофейни Traveler's Coffee Евгении Карсаковой, кофе навынос пользуется в их сети достаточно большой популярностью. Причем омичи берут кофе с собой не только в центральных кофейнях, но и в Traveler's Coffee, расположенной в Нефтяниках. В Berlin Kaffee «ДО» тоже заявили, что кофе навынос пользуется в их заведении достаточно большой популярностью.

Конкуренция выше культуры

«Конкуренция в городе высока, причем на этом рынке постоянно появляются все новые и новые игроки», — говорит Николай Жмуров.

Однако потенциал для развития этого рынка еще очень велик. Сейчас, открывая новые заведения, предприниматели скорее расширяют аудиторию, а не оттягивают клиентов друг у друга.

Виктор Скуратов и вовсе затруднился ответить, велика ли конкуренция на местном рынке, отметив лишь, что «кофейни, которым есть что предложить рынку, открываются в фантастически конкурентных городах вроде Сиэтла и Копенгагена. И нормально там развиваются».

При этом сама культура потребления кофе в Омске не слишком высока. Среднестатистический россиянин потребляет в 6-7 раз меньше кофе, чем житель любой из скандинавских стран, известных своими традициями заваривания кофе не меньше Италии. При этом у нас это в большинстве своем растворимый кофе.

«Многие гости заказывают эспрессо, но на деле не знают, что это за напиток. И связано это с тем, что есть заведения общепита, которые в меню указывают «эспрессо» вместо «американо», тем самым вводя в заблуждение и клиентов», — рассказывает Жмуров.

По его словам, в основном качество кофе в нашем городе оценивается по принципу «вкусно — не вкусно».

Мало места?

Вахтанг Касрадзе отмечает, что мог бы расширять свою сеть гораздо быстрее, однако в Омске достаточно сложно найти подходящее место. С тем, что найти в нашем городе удобное помещение нелегко, согласны и другие участники рынка.

«Нужно либо обладать личными знакомствами, либо набраться терпения. Есть места, где мы хотели бы открыться, но пока договоренности не достигнуты», — говорит Николай Жмуров.

По его словам, это сильно мешает стартапу делать сеть более доступной для жителей, хотя в идеале Coffee Like подобно «Точке кофе» хотел бы присутствовать в каждом районе города.

Перекати-кофе

С этой точки зрения меньше проблем может возникнуть с открытием мобильной точки. Однако в этом случае предстоит потратиться на оборудование. В интернете можно найти мобильные кофейни стоимостью от 400 до 650 тыс. рублей. По расчетам руководителя компании «КреАмо» Анастасии Гущиной, чтобы окупить автомобиль через несколько месяцев, нужно продавать примерно по 100 чашек стоимостью от 75 рублей в день.

Всего, по словам игроков этого рынка, в Омске «кофе на колесах» продают всего 3 компании. Помимо «КреАмо» свои услуги предлагает «КофевароФФ» и Coffee Car. На троих мобильные кофейни имеют примерно 8 автомобилей.

Справка

По одной из версий, идея мобильного кофе родилась в Австралии. Один начинающий бариста, у которого не было денег на собственное кафе, начал продавать кофе, разъезжая на мотороллере.

Говорят еще, что родина мобильных кофеен — Нью-Йорк, а еще — что основателем мобильно-кофейного бизнеса является компания Seattle Coffee, которая запустила первый кофейный фургон в 1992 году.

Российские бизнесмены говорят, что почерпнули идею организации coffee to go после наблюдения за подобным бизнесом в Европе и на Украине, где он начал развиваться намного раньше. В Киеве, например, можно было встретить по три-четыре конкурирующие машины у одной станций метро.

Коментарий

Юрий Чащин, учредитель сети «Провиант»
/фото: omskinform.ru/

chachin

«Кофе с собой» — это модная на сегодняшний день услуга, которую уже предлагают практически все заведения, в том числе и наши. Однако говорить о конкуренции между традиционными кофейнями и всевозможными контакт-барами некорректно. Это абсолютно разный сегмент. Зачастую любое кофе с собой — это напиток большого объема, разбавленный водой и приготовленный не вручную. По качеству и цене он резко отличается от напитков в кофейнях и ресторанах. Я воспринимаю это как модную, пришедшую из США допуслугу, которая будет развиваться и дальше. Но конкурировать с классическими заведениями при помощи допуслуг нельзя.

Олеся Мельник

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №18 (022) 20 мая

Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...