Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

23 мая 2014 08.22

Экспресс эспрессо

Еще недавно кофе-аут (кофе навынос) было для Омска достаточно редким явлением. Сегодня рынок начал стремительно расти. Представители этого бизнеса говорят, что развиваться быстрее рынку мешает отсутствие подходящих площадей.

Большинство компаний, развивающих свой бизнес именно в этом направлении, — новички, проработавшие около года. Однако все они заявляют, что собираются открывать новые точки, поскольку, несмотря на обилие классических кофеен, местный рынок имеет большой потенциал.

По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, средние темпы роста этого сегмента в последние годы составляли 15-20%. Своих оборотов участники рынка предпочитают не раскрывать, однако утверждают, что себестоимость напитка примерно в 2-3 раза меньше его цены. Средний чек омского кофе навынос составляет 90-150 рублей, обслуживаться в таких точках может более 100 человек в день.

Франшиза Новосибирск — Ижевск

С начала года в Омске запустилось сразу 2 новых проекта, предоставляющих услугу «кофе с собой». Оба открылись по франшизе, причем ни одна из них не принадлежит столичным бизнесменам.

В феврале на территории фуд-корта ТК «Каскад» появилась кофейня Coffee Like. Это франшиза ижевской компании, владелец которой Аяз Шабутдинов является также учредителем сети хостелов «Like Хостел» и сети турагентств Like Travel. В Омске учредителями стали бизнесмены Николай Жмуров и Дмитрий Куркин. По словам Жмурова, стоимость франшизы составила 150 тыс. рублей, роялти — 3%. Выйти на ноль держатели франшизы рассчитывают через 3-4 месяца. В будущем планируется развивать сеть дальше.

Следом за ижевцами в Омск в начале апреля зашла новосибирская компания по продаже кофе навынос «Точка кофе». Сеть занимается уличной торговлей и открывает заведения в виде киосков в форме одноразового стакана, изготавливают которые в Новосибирске. Первое такое заведение открылось у кинотеатра «Маяковский». Собственник франшизы Эдуард Гежа собирается открыть 5-7 торговых точек во всех городских округах. Он также не против размещать свои кофе-ауты в офисных зданиях и торговых комплексах.

Головная компания была учреждена в Новосибирске в ноябре 2012 года. Ее собственниками являются предприниматели Евгений Егоров, Евгения Пак и Константин Юпинжан.

Сделано в Омске

Одной их первых услугу «кофе с собой» запустила сеть омских кофеен «Тинто». В 2008 году ее гендиректор Вахтанг Касрадзе решился запустить эту непривычную для города услугу, в успех которой эксперты в полной мере не верили. А сегодня практически все опрошенные «ДО» эксперты называют «Тинто» лидером рынка. Вместе со стационарными кафе, контакт-барами и экспресс-кофейнями сеть насчитывает 12 заведений. Некоторые из них оборудованы исключительно под кофе-ауты, а в некоторых эта услуга является дополнительной.

По словам Вахтанга Кас-радзе, сейчас сеть делает ставку именно на увеличение числа контакт-баров. Причем теперь такие заведения стали открываться по новому принципу. Раньше «Тинто» осваивал пространства торговых комплексов, а сейчас стал выходить прямо на магистрали.

Еще одним местным кофейным стартапом стал брю-бар Skuratov Coffee, открывшийся прошлой осенью. Традиционные брю-бары не предусматривают в своем меню не только еды, но и молока, предполагая, что посещать их будут исключительно кофейные гурманы. Омску до таких изысков пока далеко, поэтому в ассортимент все-таки были включены чаи и даже десерты.

Изначально заведение открывалось в дополнение к уже действующему бизнесу по продаже кофе ресторанам и кофейням. Однако формат такого бара оказался достаточно популярным. По словам его учредителя Виктора Скуратова, в этом году инвестиции в проект уже окупились, и в ближайшее время сеть расширится. Новый Skuratov Coffee откроется на Интернациональной, рядом с практически прямым конкурентом — кофейней «Шоколадница». Однако предприниматель не боится конкуренции, отмечая, что это лишь улучшит качество продукта.

Кофе-аут как альтернатива

По мнению Скуратова, у традиционных кофеен кофе навынос всегда продается не очень хорошо, являясь скорее второстепенной услугой. Бизнесмен утверждает, что в сравнении с тем же Западом или Москвой и Санкт-Петербургом омские кофейни продают напитки с собой достаточно редко.

Однако представители таких заведений утверждают обратное. По словам управляющей кофейни Traveler's Coffee Евгении Карсаковой, кофе навынос пользуется в их сети достаточно большой популярностью. Причем омичи берут кофе с собой не только в центральных кофейнях, но и в Traveler's Coffee, расположенной в Нефтяниках. В Berlin Kaffee «ДО» тоже заявили, что кофе навынос пользуется в их заведении достаточно большой популярностью.

Конкуренция выше культуры

«Конкуренция в городе высока, причем на этом рынке постоянно появляются все новые и новые игроки», — говорит Николай Жмуров.

Однако потенциал для развития этого рынка еще очень велик. Сейчас, открывая новые заведения, предприниматели скорее расширяют аудиторию, а не оттягивают клиентов друг у друга.

Виктор Скуратов и вовсе затруднился ответить, велика ли конкуренция на местном рынке, отметив лишь, что «кофейни, которым есть что предложить рынку, открываются в фантастически конкурентных городах вроде Сиэтла и Копенгагена. И нормально там развиваются».

При этом сама культура потребления кофе в Омске не слишком высока. Среднестатистический россиянин потребляет в 6-7 раз меньше кофе, чем житель любой из скандинавских стран, известных своими традициями заваривания кофе не меньше Италии. При этом у нас это в большинстве своем растворимый кофе.

«Многие гости заказывают эспрессо, но на деле не знают, что это за напиток. И связано это с тем, что есть заведения общепита, которые в меню указывают «эспрессо» вместо «американо», тем самым вводя в заблуждение и клиентов», — рассказывает Жмуров.

По его словам, в основном качество кофе в нашем городе оценивается по принципу «вкусно — не вкусно».

Мало места?

Вахтанг Касрадзе отмечает, что мог бы расширять свою сеть гораздо быстрее, однако в Омске достаточно сложно найти подходящее место. С тем, что найти в нашем городе удобное помещение нелегко, согласны и другие участники рынка.

«Нужно либо обладать личными знакомствами, либо набраться терпения. Есть места, где мы хотели бы открыться, но пока договоренности не достигнуты», — говорит Николай Жмуров.

По его словам, это сильно мешает стартапу делать сеть более доступной для жителей, хотя в идеале Coffee Like подобно «Точке кофе» хотел бы присутствовать в каждом районе города.

Перекати-кофе

С этой точки зрения меньше проблем может возникнуть с открытием мобильной точки. Однако в этом случае предстоит потратиться на оборудование. В интернете можно найти мобильные кофейни стоимостью от 400 до 650 тыс. рублей. По расчетам руководителя компании «КреАмо» Анастасии Гущиной, чтобы окупить автомобиль через несколько месяцев, нужно продавать примерно по 100 чашек стоимостью от 75 рублей в день.

Всего, по словам игроков этого рынка, в Омске «кофе на колесах» продают всего 3 компании. Помимо «КреАмо» свои услуги предлагает «КофевароФФ» и Coffee Car. На троих мобильные кофейни имеют примерно 8 автомобилей.

Справка

По одной из версий, идея мобильного кофе родилась в Австралии. Один начинающий бариста, у которого не было денег на собственное кафе, начал продавать кофе, разъезжая на мотороллере.

Говорят еще, что родина мобильных кофеен — Нью-Йорк, а еще — что основателем мобильно-кофейного бизнеса является компания Seattle Coffee, которая запустила первый кофейный фургон в 1992 году.

Российские бизнесмены говорят, что почерпнули идею организации coffee to go после наблюдения за подобным бизнесом в Европе и на Украине, где он начал развиваться намного раньше. В Киеве, например, можно было встретить по три-четыре конкурирующие машины у одной станций метро.

Коментарий

Юрий Чащин, учредитель сети «Провиант»
/фото: omskinform.ru/

«Кофе с собой» — это модная на сегодняшний день услуга, которую уже предлагают практически все заведения, в том числе и наши. Однако говорить о конкуренции между традиционными кофейнями и всевозможными контакт-барами некорректно. Это абсолютно разный сегмент. Зачастую любое кофе с собой — это напиток большого объема, разбавленный водой и приготовленный не вручную. По качеству и цене он резко отличается от напитков в кофейнях и ресторанах. Я воспринимаю это как модную, пришедшую из США допуслугу, которая будет развиваться и дальше. Но конкурировать с классическими заведениями при помощи допуслуг нельзя.

Олеся Мельник

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №18 (022) 20 мая

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий