Класс

Класс

05 января 2015 18.44Интервью

Евгений Бабаш: «Актер похож на сороконожку, которой рассказали, как она ходит»

Бывший актер, а ныне — режиссер-педагог Лицейского театра Евгений Бабаш — о том, как артист стал режиссером, режиссер — педагогом, а театр превратился в «персональную йогу».
Евгений Бабаш: «Актер похож на сороконожку, которой рассказали, как она ходит»


Бывший актер, а ныне — режиссер-педагог Лицейского театра Евгений Бабаш — о том, как артист стал режиссером, режиссер — педагогом, а театр превратился в «персональную йогу».


— Когда-то ты был в Лицейском ведущим актером. Сегодня ты режиссер-педагог, работающий с детьми. Актерство — в прошлом?
 Актерских амбиций у меня сейчас нет, разве что пошалить захочется. Наиграться я вполне успеваю во время репетиций. Вспоминаю свои роли и понимаю, что не доволен ни одной работой. Видимо, из театра тогда я ушел как раз потому, что мне стало тесно и  некомфортно. Сейчас я вместе с ребятами пытаюсь на ощупь найти театр.  Я благодарен художественному руководителю Сергею Тимофееву, что шесть лет назад он позвал меня в Лицейский и дал карт-бланш. Только сейчас до меня начало доходить, что это за профессия — режиссура. Сложнее дело мне трудно представить. И оно мне стало нравиться.

— Последние пару лет главные награды фестиваля «Неделя экспериментального театра» — у твоих спектаклей. Это прибавляет уверенности?
— Эти фестивали тяжело мне дались. Пообщался с театральными людьми со стороны, не из омской среды. Когда они сказали мне, что спектакли хорошие, не поверил и начал их «пытать». Да, говорили, поучиться еще, опыта набраться, но в целом то, что я делаю, заслуживает интереса. После этой похвалы я почувствовал свою полную несостоятельность — будто аванс под честное слово получил. Ушел в книги, самообразование, пытался понять, что в театральном мире происходит, как работают другие.

IMG 7477

 Но ты ведь чувствуешь, что твои постановки успешны, что зритель идет, билеты покупают, в городе говорят, интервью вот берут.
 Да, это, конечно, имеет место. Но, наверное, есть и внутренние счеты с самим собой. Отсюда и сомнения. Недовольство собой  мощный стимул двигаться дальше.

 Можно сказать, что ты поселил в Лицейском театре дух экспериментальности, чего раньше практически не было. Появились закрытые показы, какие-то пробы, которые так и называются «пробы». Это прижилось?
 Лично мои спектакли не эксперименты, я их делаю так, как понимаю и вижу театр.

Но если они таковыми выглядят со стороны, то я не виноват. И вообще театр движется в направлении поиска:  например, последняя премьера художественного руководителя «Ивонна, принцесса Бургундская» тоже в определенном смысле эксперимент, шаг театра в новом направлении. С этой точки зрения, наверное, мы и правда с ребятами задали какое-то движение, «завертели».

 Сейчас ты работаешь над новым спектаклем. Что это будет?
— Не скажу — пусть будет сюрприз.

 Про что?
 Про любовь. Но мы и похулиганим немного — без этого никак. В пьесе — шесть персонажей, но, скорее всего, «досочиняем» еще. Поэтому зритель увидит не совсем то, что написал автор. Работа идет с основной труппой при участии нескольких ребят-студийцев.

 Этим летом ты набрал совершенно новую студию. Прежние ученики после пяти лет занятий разошлись. Не обидно терять тех, кто мог бы стать неплохим актером? И вообще — столько было вложено сил, нервов, опыта, и в итоге все надо начинать сначала…
 Конечно, в постоянных вводах новых актеров нет кайфа. Дети уходят, а спектакли остаются, и каждый раз при вводе нового человека нужно выстраивать спектакль под него. Но, несмотря ни на что, работать с ними очень интересно. Ребята, пришедшие ко мне в этом году, совсем другие — не такие, как моя первая студия. Может быть, я так сильно изменился за это время, и потому пришли другие люди. Говорят ведь, что подобное тянется к подобному. В первой студии были умные, красивые, интеллектуальные ребята, с которыми мы много чего сделали, и все они как на подбор были «мозговички». Новый набор оказался каким-то хаотичным. На просмотр их пришло больше, чем было нужно. А я как раз занимался подготовкой юбилейного вечера для театра, и времени на каждого просто не было. Я попросил их сразу сделать показ. И они сделали! Сегодняшняя моя студия — это такой мини-заводик, где все отрегулировано и самоорганизовано. Я с ними дружу так же, как и с первыми ребятами, но уже точнее понимаю, что такое дистанция.

Мне нравится, что в свои 1316 лет они еще открыты миру. У них нет барьеров в голове, нет страхов, нет пунктов «сверхзадача», «техника» и так далее. Чем меньше человек знает о театре, тем проще ему играть. В отличие от сложившегося артиста, они просто выходят на сцену и делают. Опытный артист похож на сороконожку, которой рассказали, как она ходит. И даже кружку вынести на сцену просто так уже нельзя без психофизики и мотивации. Ну а насчет того, что никто из ребят не решил стать актером  никаких проблем. Проблема только в том, что ты сам к ним привыкаешь. Я не коплю учеников, поэтому я учусь их отпускать.

IMG 7516

 Родители не ставят тебе в укор, что ты пытаешься «воспитывать» чужих детей, не имея своих?
 Были такие разговоры, мол, вот когда у вас будут дети... Но вы извините, я уже шесть лет как «многодетный». Да, почему-то считается, что если собственных детей нет, значит, ты в принципе ничего не можешь о них знать.

 Какой твой главный вывод за шесть лет работы с этой аудиторией?
 Я стал понимать, что важно заинтересовать не актера, а человека. Надо возбудить в нем любопытство, чтобы он сказал: «Ну-ка, ну-ка, как это?». Каким образом ты добьешься в нем этого импульса  неважно. Главное, чтобы человеку хотелось пойти и сделать  попробовать что-то новое. От этого театр становится только интереснее.
Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.