Деловой Омск

Деловой Омск

28 мая 2014 08.35Статьи

Стагнация быстрой еды

Несмотря на анонсированный приход на рынок быстрого питания компании McDonald's и укрепление позиций транснациональной сети KFC, местные игроки говорят о стагнации рынка фастфуда.

Стагнация быстрой еды

Согласно данным Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) рынок общественного питания в Сибирском федеральном округе за последнее десятилетие вырос почти в 6 раз и достиг более 60 млрд рублей. Аналогичная динамика прослеживается и в развитии местного рынка. К 2013 году оборот в сфере общественного питания в Омске достиг 10,5 млрд рублей.

Двоякая статистика

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, в 2013 году объем средств в этой сфере мог вырасти на 10-15%.

«Сегмент заведений быстрого обслуживания остается лидером индустрии общественного питания — на его долю приходится не менее 30-40% продаж. И при этом в рамках ненасыщенных развивающихся региональных рынков он традиционно характеризуется наиболее высокими темпами роста», — считает Клягин.

Впрочем, со статистикой органов власти и выводами аналитика не согласны местные игроки рынка. По мнению директора местной сети ресторанов быстрого обслуживания «Курочка рядом» Николая Смурыгина, цифры значительно преувеличены. Эксперт исходит из того, что многие ларьки и мелкие точки продажи пива в 2013 году, когда вступил в силу закон, ограничивающий торговлю алкоголем с 10 до 22 часов, изменили вид деятельности с розничной торговли на деятельность гостиниц и ресторанов (ОКВЭД 55). Эта уловка позволила владельцам киосков круглосуточно торговать алкоголем, но изменила общую статистику точек общественного питания.

Подобная логика объясняет разницу данных ФСТ России и информации, указанной в электронном справочнике «2ГИС». Согласно последней в Омске всего 138 точек быстрого питания, включающих в себя рестораны фастфуда, ларьки стритфуда и фуд-корты, размещенные в торговых центрах. Согласно же статистике ФСТ России их в несколько раз больше.

По мнению аналитика Максима Клягина, доминирование фастфуда на рынке общественного питания обеспечивают преимущества конкурентной цены и мультиформатность объектов, позволяющие развиваться в условиях дефицита площадей. Это дает рынку возможность оставаться максимально устойчивым даже в условиях текущего спада в экономике и ожидаемого сужения спроса.

Игроки

Игроков рынка быстрого питания можно разбить на 3 группы: транснациональные сети, самостоятельно расширяющие точки сбыта за счет освоения регионов, их франчайзи как способ опосредованного присутствия в регионах и местные игроки.

В Омске транснациональные сети традиционно имеют преимущество перед местными игроками. Так повелось с момента открытия в городе первого ресторана KFC (тогда еще сети «Ростикс») в 1996 году. Это был 2-й ресторан сети в России. В Омске с ним конкурировало только «Патио Пицца». Заведения соседствовали в ТЦ «Топаз» и даже делили одно крыльцо. «Патио Пицца» было в то время абсолютно стандартной по современным меркам пиццерией с соответствующим дизайном интерьера, клетчатыми скатертями и меню. И, несмотря на концепцию быстрого питания, в ресторанах отдыхала не молодежь. Наоборот, сюда приводили семьи респектабельные бизнесмены, а женщины надевали в «Ростикс» вечерние платья и дорогие украшения.

Благодаря тому, что первым фастфудом были не бургеровые сети (McDonald's, Burger King), основу меню которых составляют гамбургеры, а «Ростикс» с зажаренными в кляре куриными частями, куриное меню до сих пор является выигрышной концепцией заведений быстрого питания. В 2003 году эту особенность использовали местные предприниматели, открывшие первый ресторан «Курочка рядом».

По количеству точек именно «Курочка рядом» является лидером рынка — у нее их 13. По 10 ресторанов — у KFC и бывшего екатеринбургского франчайзи, а ныне самостоятельного омского проекта стритфуда «Блинчик». 9 точек продаж — у региональной сети пиццерий «Кантанелло», 5 — у федерального Subway, 4 — у «Super картошки». По 3 точки имеют Burger King, «Сбарро», Pizza-Street, «Шаурмастер» и «Джага-Джага». Прочие сети имеют не больше двух точек, в основном по одному заведению разного уровня.

На долю мировых брендов приходится 6-я часть всех заведений, однако эксперты единогласно признают их лидерство по объему денежного оборота. По мнению местных игроков, федералы занимают 50-60% локального рынка.

gr

Загруженность

Местные игроки видят весьма противоречивые перспективы развития регионального рынка. К примеру, владелец крупнейшей сети пиццерий «Кантанелло» Михаил Курцаев убежден, что на фоне общей стагнации экономики рынок фастфуда расти не будет.

«У рынка нет предпосылок роста — конкуренция усиливается, население закредитовано, а тарифы ЖКХ продолжают расти. Даже на питании вне дома люди стараются экономить», — сетует Курцаев.

Противоположную позицию высказал основатель сети доставки суши FastWok Сергей Верещагин. Сравнивая омский рынок с локальными рынками США, Европы и российских столиц, он называет его свободным.

«Конкуренции немного. По сравнению с Западом рынок абсолютно свободен, и его перенасыщение наступит не скоро, — говорит Верещагин. — Со временем львиную долю оборота займут транснациональные сети. Но и на местные сети всегда будет спрос. Выживут те, кто смогут предложить эксклюзивную концепцию и эффективный менеджмент. Как в любой отрасли, монополисты займут центральные сегменты, а мелкие ниши останутся региональным игрокам».

Примечательно выглядит статистика компании Subway, активно продвигающей свой бренд в регионах по франшизе. По словам менеджера по региональным продажам сети Subway Натальи Бикбаевой, население Омска в 1,2 млн человек способно загрузить работой 30 ресторанов этой сети (в Омске их пока только 5).

И при правильном расположении все 30 ресторанов будут рентабельными.

К примеру, в Иркутске (население — 613 тыс. человек) Subway имеет 16 мест продаж (всего же в городе 211 точек фастфуда). И если мерить рынок категориями Subway, то в Омске он загружен всего на 1/6.

Не считает омский рынок заполненным и новосибирская сеть стритфута «Дядя Дёнер». Как пояснил их представитель, отказавшийся предоставить официальный комментарий, в Омске еще достаточно относительно свободных ниш для малого бизнеса. Стритфут, доставка фастфуда — основные из них. И сегодня в сети «Дядя Дёнер» идет подготовка для экспансии на омскую территорию.

Директор «Курочки рядом» Николай Смурыгин причиной медленного развития рынка называет отсутствие у омичей культуры питания вне дома. Эксперт поясняет, что по сравнению с Москвой у местного населения еще не сформировалась необходимая привычка, поэтому поток клиентов, посещающих точки быстрого питания, весьма ограничен. Но, как известно, то, что развито в столице, через 2-4 года дойдет и до региона.

Вразрез с оценками местных экспертов крупнейшая в мире сеть фастфуда KFC продолжает развитие в Омске. В скором времени в Советском округе будет открыт 10-й ресторан сети. На этот раз он будет обслуживать клиентов по принципу автораздачи (драйв-ин), когда посетители получают еду в машину. Первый ресторан автораздачи KFC открыл в 2013 году на улице 70 лет Октября. Еще одна точка KFC, вероятно, откроется в СТЦ «Мега» в зоне фуд-корта.

Фуд-корты

Большие торговые центры формируют высокий трафик в спальных районах города, и расширение рынка ритейла актуализирует формат зоны фуд-кортов. Эксперты отмечают, что фуд-корт часто воспринимается как зона для встреч молодежи, особенно зимой. Другим интересным наблюдением является картина, когда посетители торгового центра сначала идут в зону еды, а уже потом направляются за покупками.

Местные же игроки настаивают, что стационарные заведения (рестораны, кафе) приносят большую прибыль, нежели точка на фуд-корте. Общую оценку экспертов можно свести к соотношению 70% на 30%, где первое значение приходится на рестораны, второе — на фуд-корты.

В отличие от стационарных мест, где географическое расположение зачастую является ключевым значением, влияющим на выбор клиента, на фуд-корте идет битва брендов. Здесь наиболее раскрученные компании имеют явное преимущество перед местными брендами.

Один из собеседников «ДО» рассказал случай, произошедший при открытии торгового центра в Томске. Сразу отметим, что рынок быстрого питания Томска (население — 550 тыс. человек) пока находится в зачаточном состоянии. В день открытия торгового центра внушительная очередь образовалась на фуд-корте у KFC. Другие бренды, по свидетельству рассказчика, оставались практически невостребованными. И, поднимаясь в лифте на второй этаж, наш собеседник стал свидетелем того, как немолодая пара рассматривала брендированное ведерко KFC с куриными крылышками, которое держал молодой человек. Супруг заметил жене, что следовало бы зайти в KFC и попробовать их пищу. Жена переспросила: «Куда зайти? Что это еще за KFC?» — «Ну этот, как его, Макдональдс!» — нашелся муж.

Стоит ли говорить, что с появлением настоящего McDonald's прочие игроки-заменители почувствуют дискомфорт?

«К примеру, сейчас на фуд-корте 2/3 потока клиентов занимает KFC, 1/3 делят между собой остальные продавцы на участке. Думаю, после прихода на фуд-корт McDonald's он оттянет на себя не менее 50% клиентов», — говорит Николай Смурыгин.

Макдонализация

Как ранее сообщал «ДО», в Омске McDonald's планирует открыть 5 точек, включая 4 ресторана и один бутик на фуд-корте в «Меге». Пока официально известно о двух сделках по приобретению земли. Первое помещение площадью 460 кв. метров McDonald's купил у ООО «Домострой» в сквере имени 30-летия ВЛКСМ напротив ОмГУПСа. Второй земельный участок площадью около 600 кв. метров, расположенный за зданием ТЮЗа, компания приобрела у ООО «СтройКомплектация». Другими рассматриваемыми участками стали земли вблизи СКК им. Виктора Блинова и ОМЦ «Химик».

Приобретение компанией McDonald's площадок в Омске вызвало череду откликов экономистов и аналитиков, предрекающих стагнацию ресторанов, работающих в одном сегменте с мегабрендом. Впрочем, местные игроки более оптимистично смотрят в будущее.

Никто из опрошенных экспертов не считает свою сеть фастфуда прямым конкурентом McDonald's.

Причем критерии, на которых основана позиция руководителей компаний, различны. Владельцы стритфутовых сетей ссылаются на средний чек и мобильность. Учредители компаний, специализирующихся на доставке фастфуда, убеждены, что их нишу не заденут очевидные перспективы оттока клиентов стационарных точек. Даже директора крупных сетей ресторанов быстрого питания, будь то пиццерия или заведение с куриным меню, выделяя различия кухни, уверяют, что McDonald's будет основным конкурентом только для таких же транснациональных компаний.

«У McDonald's подготовленная база в виде KFC и Burger King. Это их основной конкурент. Сегодня все места с высоким трафиком уже разобраны. Обратите внимание на то, где будет строиться McDonald's — он сам будет формировать там трафик», — считает Николай Смурыгин.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №19 (023) 27 мая

Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...