Деловой Омск

Деловой Омск

28 мая 2014 08.35Статьи

Стагнация быстрой еды

Несмотря на анонсированный приход на рынок быстрого питания компании McDonald's и укрепление позиций транснациональной сети KFC, местные игроки говорят о стагнации рынка фастфуда.

Стагнация быстрой еды

Согласно данным Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) рынок общественного питания в Сибирском федеральном округе за последнее десятилетие вырос почти в 6 раз и достиг более 60 млрд рублей. Аналогичная динамика прослеживается и в развитии местного рынка. К 2013 году оборот в сфере общественного питания в Омске достиг 10,5 млрд рублей.

Двоякая статистика

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, в 2013 году объем средств в этой сфере мог вырасти на 10-15%.

«Сегмент заведений быстрого обслуживания остается лидером индустрии общественного питания — на его долю приходится не менее 30-40% продаж. И при этом в рамках ненасыщенных развивающихся региональных рынков он традиционно характеризуется наиболее высокими темпами роста», — считает Клягин.

Впрочем, со статистикой органов власти и выводами аналитика не согласны местные игроки рынка. По мнению директора местной сети ресторанов быстрого обслуживания «Курочка рядом» Николая Смурыгина, цифры значительно преувеличены. Эксперт исходит из того, что многие ларьки и мелкие точки продажи пива в 2013 году, когда вступил в силу закон, ограничивающий торговлю алкоголем с 10 до 22 часов, изменили вид деятельности с розничной торговли на деятельность гостиниц и ресторанов (ОКВЭД 55). Эта уловка позволила владельцам киосков круглосуточно торговать алкоголем, но изменила общую статистику точек общественного питания.

Подобная логика объясняет разницу данных ФСТ России и информации, указанной в электронном справочнике «2ГИС». Согласно последней в Омске всего 138 точек быстрого питания, включающих в себя рестораны фастфуда, ларьки стритфуда и фуд-корты, размещенные в торговых центрах. Согласно же статистике ФСТ России их в несколько раз больше.

По мнению аналитика Максима Клягина, доминирование фастфуда на рынке общественного питания обеспечивают преимущества конкурентной цены и мультиформатность объектов, позволяющие развиваться в условиях дефицита площадей. Это дает рынку возможность оставаться максимально устойчивым даже в условиях текущего спада в экономике и ожидаемого сужения спроса.

Игроки

Игроков рынка быстрого питания можно разбить на 3 группы: транснациональные сети, самостоятельно расширяющие точки сбыта за счет освоения регионов, их франчайзи как способ опосредованного присутствия в регионах и местные игроки.

В Омске транснациональные сети традиционно имеют преимущество перед местными игроками. Так повелось с момента открытия в городе первого ресторана KFC (тогда еще сети «Ростикс») в 1996 году. Это был 2-й ресторан сети в России. В Омске с ним конкурировало только «Патио Пицца». Заведения соседствовали в ТЦ «Топаз» и даже делили одно крыльцо. «Патио Пицца» было в то время абсолютно стандартной по современным меркам пиццерией с соответствующим дизайном интерьера, клетчатыми скатертями и меню. И, несмотря на концепцию быстрого питания, в ресторанах отдыхала не молодежь. Наоборот, сюда приводили семьи респектабельные бизнесмены, а женщины надевали в «Ростикс» вечерние платья и дорогие украшения.

Благодаря тому, что первым фастфудом были не бургеровые сети (McDonald's, Burger King), основу меню которых составляют гамбургеры, а «Ростикс» с зажаренными в кляре куриными частями, куриное меню до сих пор является выигрышной концепцией заведений быстрого питания. В 2003 году эту особенность использовали местные предприниматели, открывшие первый ресторан «Курочка рядом».

По количеству точек именно «Курочка рядом» является лидером рынка — у нее их 13. По 10 ресторанов — у KFC и бывшего екатеринбургского франчайзи, а ныне самостоятельного омского проекта стритфуда «Блинчик». 9 точек продаж — у региональной сети пиццерий «Кантанелло», 5 — у федерального Subway, 4 — у «Super картошки». По 3 точки имеют Burger King, «Сбарро», Pizza-Street, «Шаурмастер» и «Джага-Джага». Прочие сети имеют не больше двух точек, в основном по одному заведению разного уровня.

На долю мировых брендов приходится 6-я часть всех заведений, однако эксперты единогласно признают их лидерство по объему денежного оборота. По мнению местных игроков, федералы занимают 50-60% локального рынка.

gr

Загруженность

Местные игроки видят весьма противоречивые перспективы развития регионального рынка. К примеру, владелец крупнейшей сети пиццерий «Кантанелло» Михаил Курцаев убежден, что на фоне общей стагнации экономики рынок фастфуда расти не будет.

«У рынка нет предпосылок роста — конкуренция усиливается, население закредитовано, а тарифы ЖКХ продолжают расти. Даже на питании вне дома люди стараются экономить», — сетует Курцаев.

Противоположную позицию высказал основатель сети доставки суши FastWok Сергей Верещагин. Сравнивая омский рынок с локальными рынками США, Европы и российских столиц, он называет его свободным.

«Конкуренции немного. По сравнению с Западом рынок абсолютно свободен, и его перенасыщение наступит не скоро, — говорит Верещагин. — Со временем львиную долю оборота займут транснациональные сети. Но и на местные сети всегда будет спрос. Выживут те, кто смогут предложить эксклюзивную концепцию и эффективный менеджмент. Как в любой отрасли, монополисты займут центральные сегменты, а мелкие ниши останутся региональным игрокам».

Примечательно выглядит статистика компании Subway, активно продвигающей свой бренд в регионах по франшизе. По словам менеджера по региональным продажам сети Subway Натальи Бикбаевой, население Омска в 1,2 млн человек способно загрузить работой 30 ресторанов этой сети (в Омске их пока только 5).

И при правильном расположении все 30 ресторанов будут рентабельными.

К примеру, в Иркутске (население — 613 тыс. человек) Subway имеет 16 мест продаж (всего же в городе 211 точек фастфуда). И если мерить рынок категориями Subway, то в Омске он загружен всего на 1/6.

Не считает омский рынок заполненным и новосибирская сеть стритфута «Дядя Дёнер». Как пояснил их представитель, отказавшийся предоставить официальный комментарий, в Омске еще достаточно относительно свободных ниш для малого бизнеса. Стритфут, доставка фастфуда — основные из них. И сегодня в сети «Дядя Дёнер» идет подготовка для экспансии на омскую территорию.

Директор «Курочки рядом» Николай Смурыгин причиной медленного развития рынка называет отсутствие у омичей культуры питания вне дома. Эксперт поясняет, что по сравнению с Москвой у местного населения еще не сформировалась необходимая привычка, поэтому поток клиентов, посещающих точки быстрого питания, весьма ограничен. Но, как известно, то, что развито в столице, через 2-4 года дойдет и до региона.

Вразрез с оценками местных экспертов крупнейшая в мире сеть фастфуда KFC продолжает развитие в Омске. В скором времени в Советском округе будет открыт 10-й ресторан сети. На этот раз он будет обслуживать клиентов по принципу автораздачи (драйв-ин), когда посетители получают еду в машину. Первый ресторан автораздачи KFC открыл в 2013 году на улице 70 лет Октября. Еще одна точка KFC, вероятно, откроется в СТЦ «Мега» в зоне фуд-корта.

Фуд-корты

Большие торговые центры формируют высокий трафик в спальных районах города, и расширение рынка ритейла актуализирует формат зоны фуд-кортов. Эксперты отмечают, что фуд-корт часто воспринимается как зона для встреч молодежи, особенно зимой. Другим интересным наблюдением является картина, когда посетители торгового центра сначала идут в зону еды, а уже потом направляются за покупками.

Местные же игроки настаивают, что стационарные заведения (рестораны, кафе) приносят большую прибыль, нежели точка на фуд-корте. Общую оценку экспертов можно свести к соотношению 70% на 30%, где первое значение приходится на рестораны, второе — на фуд-корты.

В отличие от стационарных мест, где географическое расположение зачастую является ключевым значением, влияющим на выбор клиента, на фуд-корте идет битва брендов. Здесь наиболее раскрученные компании имеют явное преимущество перед местными брендами.

Один из собеседников «ДО» рассказал случай, произошедший при открытии торгового центра в Томске. Сразу отметим, что рынок быстрого питания Томска (население — 550 тыс. человек) пока находится в зачаточном состоянии. В день открытия торгового центра внушительная очередь образовалась на фуд-корте у KFC. Другие бренды, по свидетельству рассказчика, оставались практически невостребованными. И, поднимаясь в лифте на второй этаж, наш собеседник стал свидетелем того, как немолодая пара рассматривала брендированное ведерко KFC с куриными крылышками, которое держал молодой человек. Супруг заметил жене, что следовало бы зайти в KFC и попробовать их пищу. Жена переспросила: «Куда зайти? Что это еще за KFC?» — «Ну этот, как его, Макдональдс!» — нашелся муж.

Стоит ли говорить, что с появлением настоящего McDonald's прочие игроки-заменители почувствуют дискомфорт?

«К примеру, сейчас на фуд-корте 2/3 потока клиентов занимает KFC, 1/3 делят между собой остальные продавцы на участке. Думаю, после прихода на фуд-корт McDonald's он оттянет на себя не менее 50% клиентов», — говорит Николай Смурыгин.

Макдонализация

Как ранее сообщал «ДО», в Омске McDonald's планирует открыть 5 точек, включая 4 ресторана и один бутик на фуд-корте в «Меге». Пока официально известно о двух сделках по приобретению земли. Первое помещение площадью 460 кв. метров McDonald's купил у ООО «Домострой» в сквере имени 30-летия ВЛКСМ напротив ОмГУПСа. Второй земельный участок площадью около 600 кв. метров, расположенный за зданием ТЮЗа, компания приобрела у ООО «СтройКомплектация». Другими рассматриваемыми участками стали земли вблизи СКК им. Виктора Блинова и ОМЦ «Химик».

Приобретение компанией McDonald's площадок в Омске вызвало череду откликов экономистов и аналитиков, предрекающих стагнацию ресторанов, работающих в одном сегменте с мегабрендом. Впрочем, местные игроки более оптимистично смотрят в будущее.

Никто из опрошенных экспертов не считает свою сеть фастфуда прямым конкурентом McDonald's.

Причем критерии, на которых основана позиция руководителей компаний, различны. Владельцы стритфутовых сетей ссылаются на средний чек и мобильность. Учредители компаний, специализирующихся на доставке фастфуда, убеждены, что их нишу не заденут очевидные перспективы оттока клиентов стационарных точек. Даже директора крупных сетей ресторанов быстрого питания, будь то пиццерия или заведение с куриным меню, выделяя различия кухни, уверяют, что McDonald's будет основным конкурентом только для таких же транснациональных компаний.

«У McDonald's подготовленная база в виде KFC и Burger King. Это их основной конкурент. Сегодня все места с высоким трафиком уже разобраны. Обратите внимание на то, где будет строиться McDonald's — он сам будет формировать там трафик», — считает Николай Смурыгин.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №19 (023) 27 мая

Добавить комментарий
Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.

Поступи в пятый класс

Поступи в пятый класс

С Днем знаний, друзья! 1 сентября «Новый Омск» решил проверить, насколько хорошо вы помните программу начальной школы. Пройдите тест и узнаете, перевели бы вас в пятый класс или оставили еще прогрызть ...