Деловой Омск

Деловой Омск

28 мая 2014 08.35Статьи

Стагнация быстрой еды

Несмотря на анонсированный приход на рынок быстрого питания компании McDonald's и укрепление позиций транснациональной сети KFC, местные игроки говорят о стагнации рынка фастфуда.

Стагнация быстрой еды

Согласно данным Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) рынок общественного питания в Сибирском федеральном округе за последнее десятилетие вырос почти в 6 раз и достиг более 60 млрд рублей. Аналогичная динамика прослеживается и в развитии местного рынка. К 2013 году оборот в сфере общественного питания в Омске достиг 10,5 млрд рублей.

Двоякая статистика

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, в 2013 году объем средств в этой сфере мог вырасти на 10-15%.

«Сегмент заведений быстрого обслуживания остается лидером индустрии общественного питания — на его долю приходится не менее 30-40% продаж. И при этом в рамках ненасыщенных развивающихся региональных рынков он традиционно характеризуется наиболее высокими темпами роста», — считает Клягин.

Впрочем, со статистикой органов власти и выводами аналитика не согласны местные игроки рынка. По мнению директора местной сети ресторанов быстрого обслуживания «Курочка рядом» Николая Смурыгина, цифры значительно преувеличены. Эксперт исходит из того, что многие ларьки и мелкие точки продажи пива в 2013 году, когда вступил в силу закон, ограничивающий торговлю алкоголем с 10 до 22 часов, изменили вид деятельности с розничной торговли на деятельность гостиниц и ресторанов (ОКВЭД 55). Эта уловка позволила владельцам киосков круглосуточно торговать алкоголем, но изменила общую статистику точек общественного питания.

Подобная логика объясняет разницу данных ФСТ России и информации, указанной в электронном справочнике «2ГИС». Согласно последней в Омске всего 138 точек быстрого питания, включающих в себя рестораны фастфуда, ларьки стритфуда и фуд-корты, размещенные в торговых центрах. Согласно же статистике ФСТ России их в несколько раз больше.

По мнению аналитика Максима Клягина, доминирование фастфуда на рынке общественного питания обеспечивают преимущества конкурентной цены и мультиформатность объектов, позволяющие развиваться в условиях дефицита площадей. Это дает рынку возможность оставаться максимально устойчивым даже в условиях текущего спада в экономике и ожидаемого сужения спроса.

Игроки

Игроков рынка быстрого питания можно разбить на 3 группы: транснациональные сети, самостоятельно расширяющие точки сбыта за счет освоения регионов, их франчайзи как способ опосредованного присутствия в регионах и местные игроки.

В Омске транснациональные сети традиционно имеют преимущество перед местными игроками. Так повелось с момента открытия в городе первого ресторана KFC (тогда еще сети «Ростикс») в 1996 году. Это был 2-й ресторан сети в России. В Омске с ним конкурировало только «Патио Пицца». Заведения соседствовали в ТЦ «Топаз» и даже делили одно крыльцо. «Патио Пицца» было в то время абсолютно стандартной по современным меркам пиццерией с соответствующим дизайном интерьера, клетчатыми скатертями и меню. И, несмотря на концепцию быстрого питания, в ресторанах отдыхала не молодежь. Наоборот, сюда приводили семьи респектабельные бизнесмены, а женщины надевали в «Ростикс» вечерние платья и дорогие украшения.

Благодаря тому, что первым фастфудом были не бургеровые сети (McDonald's, Burger King), основу меню которых составляют гамбургеры, а «Ростикс» с зажаренными в кляре куриными частями, куриное меню до сих пор является выигрышной концепцией заведений быстрого питания. В 2003 году эту особенность использовали местные предприниматели, открывшие первый ресторан «Курочка рядом».

По количеству точек именно «Курочка рядом» является лидером рынка — у нее их 13. По 10 ресторанов — у KFC и бывшего екатеринбургского франчайзи, а ныне самостоятельного омского проекта стритфуда «Блинчик». 9 точек продаж — у региональной сети пиццерий «Кантанелло», 5 — у федерального Subway, 4 — у «Super картошки». По 3 точки имеют Burger King, «Сбарро», Pizza-Street, «Шаурмастер» и «Джага-Джага». Прочие сети имеют не больше двух точек, в основном по одному заведению разного уровня.

На долю мировых брендов приходится 6-я часть всех заведений, однако эксперты единогласно признают их лидерство по объему денежного оборота. По мнению местных игроков, федералы занимают 50-60% локального рынка.

gr

Загруженность

Местные игроки видят весьма противоречивые перспективы развития регионального рынка. К примеру, владелец крупнейшей сети пиццерий «Кантанелло» Михаил Курцаев убежден, что на фоне общей стагнации экономики рынок фастфуда расти не будет.

«У рынка нет предпосылок роста — конкуренция усиливается, население закредитовано, а тарифы ЖКХ продолжают расти. Даже на питании вне дома люди стараются экономить», — сетует Курцаев.

Противоположную позицию высказал основатель сети доставки суши FastWok Сергей Верещагин. Сравнивая омский рынок с локальными рынками США, Европы и российских столиц, он называет его свободным.

«Конкуренции немного. По сравнению с Западом рынок абсолютно свободен, и его перенасыщение наступит не скоро, — говорит Верещагин. — Со временем львиную долю оборота займут транснациональные сети. Но и на местные сети всегда будет спрос. Выживут те, кто смогут предложить эксклюзивную концепцию и эффективный менеджмент. Как в любой отрасли, монополисты займут центральные сегменты, а мелкие ниши останутся региональным игрокам».

Примечательно выглядит статистика компании Subway, активно продвигающей свой бренд в регионах по франшизе. По словам менеджера по региональным продажам сети Subway Натальи Бикбаевой, население Омска в 1,2 млн человек способно загрузить работой 30 ресторанов этой сети (в Омске их пока только 5).

И при правильном расположении все 30 ресторанов будут рентабельными.

К примеру, в Иркутске (население — 613 тыс. человек) Subway имеет 16 мест продаж (всего же в городе 211 точек фастфуда). И если мерить рынок категориями Subway, то в Омске он загружен всего на 1/6.

Не считает омский рынок заполненным и новосибирская сеть стритфута «Дядя Дёнер». Как пояснил их представитель, отказавшийся предоставить официальный комментарий, в Омске еще достаточно относительно свободных ниш для малого бизнеса. Стритфут, доставка фастфуда — основные из них. И сегодня в сети «Дядя Дёнер» идет подготовка для экспансии на омскую территорию.

Директор «Курочки рядом» Николай Смурыгин причиной медленного развития рынка называет отсутствие у омичей культуры питания вне дома. Эксперт поясняет, что по сравнению с Москвой у местного населения еще не сформировалась необходимая привычка, поэтому поток клиентов, посещающих точки быстрого питания, весьма ограничен. Но, как известно, то, что развито в столице, через 2-4 года дойдет и до региона.

Вразрез с оценками местных экспертов крупнейшая в мире сеть фастфуда KFC продолжает развитие в Омске. В скором времени в Советском округе будет открыт 10-й ресторан сети. На этот раз он будет обслуживать клиентов по принципу автораздачи (драйв-ин), когда посетители получают еду в машину. Первый ресторан автораздачи KFC открыл в 2013 году на улице 70 лет Октября. Еще одна точка KFC, вероятно, откроется в СТЦ «Мега» в зоне фуд-корта.

Фуд-корты

Большие торговые центры формируют высокий трафик в спальных районах города, и расширение рынка ритейла актуализирует формат зоны фуд-кортов. Эксперты отмечают, что фуд-корт часто воспринимается как зона для встреч молодежи, особенно зимой. Другим интересным наблюдением является картина, когда посетители торгового центра сначала идут в зону еды, а уже потом направляются за покупками.

Местные же игроки настаивают, что стационарные заведения (рестораны, кафе) приносят большую прибыль, нежели точка на фуд-корте. Общую оценку экспертов можно свести к соотношению 70% на 30%, где первое значение приходится на рестораны, второе — на фуд-корты.

В отличие от стационарных мест, где географическое расположение зачастую является ключевым значением, влияющим на выбор клиента, на фуд-корте идет битва брендов. Здесь наиболее раскрученные компании имеют явное преимущество перед местными брендами.

Один из собеседников «ДО» рассказал случай, произошедший при открытии торгового центра в Томске. Сразу отметим, что рынок быстрого питания Томска (население — 550 тыс. человек) пока находится в зачаточном состоянии. В день открытия торгового центра внушительная очередь образовалась на фуд-корте у KFC. Другие бренды, по свидетельству рассказчика, оставались практически невостребованными. И, поднимаясь в лифте на второй этаж, наш собеседник стал свидетелем того, как немолодая пара рассматривала брендированное ведерко KFC с куриными крылышками, которое держал молодой человек. Супруг заметил жене, что следовало бы зайти в KFC и попробовать их пищу. Жена переспросила: «Куда зайти? Что это еще за KFC?» — «Ну этот, как его, Макдональдс!» — нашелся муж.

Стоит ли говорить, что с появлением настоящего McDonald's прочие игроки-заменители почувствуют дискомфорт?

«К примеру, сейчас на фуд-корте 2/3 потока клиентов занимает KFC, 1/3 делят между собой остальные продавцы на участке. Думаю, после прихода на фуд-корт McDonald's он оттянет на себя не менее 50% клиентов», — говорит Николай Смурыгин.

Макдонализация

Как ранее сообщал «ДО», в Омске McDonald's планирует открыть 5 точек, включая 4 ресторана и один бутик на фуд-корте в «Меге». Пока официально известно о двух сделках по приобретению земли. Первое помещение площадью 460 кв. метров McDonald's купил у ООО «Домострой» в сквере имени 30-летия ВЛКСМ напротив ОмГУПСа. Второй земельный участок площадью около 600 кв. метров, расположенный за зданием ТЮЗа, компания приобрела у ООО «СтройКомплектация». Другими рассматриваемыми участками стали земли вблизи СКК им. Виктора Блинова и ОМЦ «Химик».

Приобретение компанией McDonald's площадок в Омске вызвало череду откликов экономистов и аналитиков, предрекающих стагнацию ресторанов, работающих в одном сегменте с мегабрендом. Впрочем, местные игроки более оптимистично смотрят в будущее.

Никто из опрошенных экспертов не считает свою сеть фастфуда прямым конкурентом McDonald's.

Причем критерии, на которых основана позиция руководителей компаний, различны. Владельцы стритфутовых сетей ссылаются на средний чек и мобильность. Учредители компаний, специализирующихся на доставке фастфуда, убеждены, что их нишу не заденут очевидные перспективы оттока клиентов стационарных точек. Даже директора крупных сетей ресторанов быстрого питания, будь то пиццерия или заведение с куриным меню, выделяя различия кухни, уверяют, что McDonald's будет основным конкурентом только для таких же транснациональных компаний.

«У McDonald's подготовленная база в виде KFC и Burger King. Это их основной конкурент. Сегодня все места с высоким трафиком уже разобраны. Обратите внимание на то, где будет строиться McDonald's — он сам будет формировать там трафик», — считает Николай Смурыгин.

Владимир Червонящий

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №19 (023) 27 мая

Добавить комментарий
Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.