Класс

Класс

27 января 2015 13.45Интервью

Владимир Мединский: «Фасады – последняя вещь, которую нужно делать к юбилею»

Министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал «ДО» об инфраструктурной доминанте омского юбилея, а также о том, чем отличается пещерный норманизм от пещерного идиотизма.
Владимир Мединский: «Фасады – последняя вещь, которую нужно делать к юбилею»


Министр культуры РФ Владимир Мединский рассказал «ДО» об инфраструктурной доминанте омского юбилея, а также о том, чем отличается пещерный норманизм от пещерного идиотизма. 

— Владимир Ростиславович, некогда идеологической основой омского юбилея были гигантские инфраструктурные объекты — метро, аэропорт в Федоровке, гидроузел... Сейчас они выпали из плана празднования. А что пришло им на смену?
— Инфраструктура так и остается во главе угла. Мы разговаривали с губернатором: сейчас в приоритете все, что связано с заменой городских энергосетей, коллекторов, коммуникаций. Этому нужно уделять максимальное внимание. Возможно, даже перекидывать сюда средства с других объектов, например, метро. Продолжать его строительство в нынешних условиях — это афера! Сегодня ЖКХ-инфраструктура, возведенная в послевоенные или в лучшем случае 70-е годы, — главная проблема России. «Вешать» на старые коммуникации новые объекты — школы, детсады, театры — значит не думать о завтрашнем дне.

На совещании мы договорились разбить объекты на три группы.

В первую войдут те, которые мы реально успеваем достроить к юбилею. Вторая группа — объекты, которые не будут готовы к празднику, но мы сделаем их, скажем, к 2018 году. Объекты же третьей группы необходимо заморозить до лучших времен.

— Я воочию наблюдал подготовку к 1150-летию Смоленска. За полгода до юбилея весь центр города сиял новыми фасадами. У нас пока до этого далеко...
— В Омске ситуация не простая. Почти ничего не доделано. Все находится в разной степени готовности, завершения и реализации. Назвать подготовительную работу к празднованию 300-летия четко отлаженной нельзя. Я уже пятый руководитель оргкомитета по подготовке к юбилею Омска. Однако в Смоленске за год до знаменательной даты ситуация была ничуть не лучше, чем здесь.
med272

— Даже похлеще — мэра посадили...
— Вот именно. Я входил в состав оргкомитета по подготовке юбилея Смоленска, а возглавлял его вице-премьер Дмитрий Козак. Мы часто бывали в этом городе, и я видел, с какой энергией, с какой жесткостью он добивался результата. В итоге все, что было обещано смолянам, — сделали в срок. И у омских властей есть еще время...

А что касается фасадов — это, на мой взгляд, последняя вещь, которую нужно делать к юбилею. Главное — инфраструктура, социальные и культурные объекты. А потом уже внешний лоск, подсветочка на улицах — все, что приятно глазу. Например, мэрия Москвы в последние годы сделала подсветку деревьев в центре города, и ночью столица превращается в сказочный многоцветный лес. И вот, на совещании депутат Госдумы Елена Мизулина заметила, как хорошо было бы придать такое же настроение и Омску. А губернатор отвечает, мол, были бы у области 2 трлн рублей, как в бюджете Москвы, мы бы тоже создали омичам настроение.

— Сколько все-таки денег, после многочисленных корректировок, будет выделено Федерацией на юбилей города. 
— Я могу назвать только доли Министерства культуры РФ в финансировании объектов. По театру «Галерка» доля Федерации — примерно две трети от общей стоимости работ. В Птичьей гавани, которую мы уже завершили, пропорции такие же. Это хороший проект — его необходимо развивать и дальше. На филиал «Эрмитажа» с нас просят 70% финансирования, но по факту, я думаю, будет больше. По цирку — наши 100%.

— В омской прессе городскую власть нередко критикуют за неповоротливость в работе по подготовке праздника. Вы согласны с этой критикой?
— Пожалуй, не все процессы идут так активно, как хотелось бы. Скажем, на театр «Галерка» Минкульт перечислил деньги еще в 2013 году, а стройка началась только в 2014-м. Были различные проблемы с документацией, выбором подрядчика, госэкспертизами... Хотя это действительно процесс не быстрый, но необходимый, чтобы, условно говоря, пресечь воровство на стройке.

Была также проблема с Омской крепостью. Мы могли запустить ее еще в прошлом году, но все делалось очень медленно, в документации была масса ошибок. В нынешних реалиях о выделении 2 млрд рублей на крепость и речи быть не может.

med273

— Насколько будет скорректирована эта сумма?
— Существенно, потому что денег в министерстве просто нет. Зато появилась хорошая идея сделать на территории крепости два кинотеатра — взрослый и детский. Почему там должны быть одни музеи? Это все придется содержать за региональный счет, а кинотеатры принесут деньги. Частный оператор будет платить аренду, налоги... Кстати, почему бы на страницах вашего издания не обсудить с предпринимателями, с какими проектами они готовы зайти на территорию крепости?

Здесь необходимо воспользоваться новым законом, который позволяет продавать федеральные памятники, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, с аукциона по цене, начиная с одного рубля до бесконечности.

— Это известная западная практика...
— Да, на Западе этой истории уже сотня лет. Мы пробили закон только сейчас. Согласно ему, победитель аукциона платит часть суммы. Ему определяется срок на восстановление памятника — до семи лет. После произведенных работ он оплачивает вторую часть денег и только тогда вступает в права собственности. Когда я пришел в Министерство культуры РФ, то обнаружил массу исторических помещений, сданных в аренду за смешные деньги либо бесплатно. Судиться в таком случае бесперспективно, потому что государство борется за чужое, а человек за свое кровное, и по этой причине готов задействовать самые разные механизмы. Вплоть до угроз семье.

— Угрозы министру?
— (Кивает) Причем я говорю: «Ребята, вы бесплатно арендуете здание на 49 лет с видом на Кремль, имейте совесть, платите хотя бы 200 долларов за 1 кв. м». Мне отвечают: «Юноша, мы за это уже заплатили». И такие проблемы с каждым пользователем. Начинаешь бороться — в прессе поднимается крик: «Мединский разрушает культуру!».

Поэтому новый закон позволит эту систему регулировать более эффективно. Если новый владелец памятника не приступил к реставрации за пять-семь лет — объект изымается без компенсации. Это очень прогрессивное законодательство — европейского уровня. Теперь им надо пользоваться. Нельзя лежать на этих памятниках, как собака на сене, пока они совсем не рассыпались.

— Какова перспектива восстановления Воскресенского собора?
— Я встречался с Леонидом Полежаевым и почти уговорил его возглавить попечительский совет. Если мы будем восстанавливать этот объект, то не как собор, а как музей.

— Это чья идея?
— Не моя. Она родилась во время обсуждения с Полежаевым, Назаровым, Голушко. Архитектурно это будет храм, но фактически городской музей под эгидой министерства культуры. Внутри можно сделать какой-то придел или часовню, чтобы оставить культовый элемент, но не для передачи РПЦ. Это будут символические ворота в старый город — очень хорошая история. Теперь необходимо юридически проработать эту тему.

med274

— Проект планируется в рамках 300-летия?
— Леонид Константинович сказал, что готов перерезать ленточку в августе 2016 года, если в течение 3-4 месяцев будет найдена юридически точная, законная форма решения этого вопроса.

— Кстати, какое личное впечатление на вас произвел Леонид Полежаев? Говорят, он сильно изменился после того, как скинул с себя бремя власти...
— Я не был с ним знаком в период губернаторства. Сейчас он производит исключительно благоприятное впечатление. Открытый, грамотный. Дай Бог всем нам в 75 лет сохранить такую же ясность ума и энергию.

— Как вы считаете, насколько эффективен механизм поддержки регионов через подобные юбилеи?
— Понятно, что это хороший повод привлечь к себе внимание Федерации. Руководители регионов этим активно пользуются. У нас проходили юбилеи, например, 425 лет одному городу, 650 — другому. После ликвидации Министерства регионального развития ответственность за эту работу легла на нас. Мы разработали законопроект, согласно которому будут поддерживаться только юбилеи, кратные 100 годам.

— Если можно, хотелось бы из первых уст услышать ответы на несколько вопросов, не связанных с юбилеем Омска. С вашим именем связывают инициативу по введению глобальной лицензии...
— Во-первых, это не моя инициатива. Во-вторых, логика ее обсуждения совершенно прозрачна. Как бороться с пиратами? Либо собрать со всех пользователей по пять копеек и разделить между авторами, отталкиваясь от количества скачиваемого контента, либо бесконечно блокировать пиратские сайты. Минкульту и Минсвязи предложили вынести свое заключение по первому варианту. Наш правовой департамент ответил, что такой механизм вполне законный. Минсвязи дало заключение, что этот вариант, напротив, технически невозможно осуществить. Если вы хотите знать мое личное мнение — сегодня общество не готово к реализации подобной идеи.

— В газете «Коммерсантъ» на днях был опубликован материал о том, что Минкульт все-таки «нашел возможность собрать деньги за контент» с населения.
— Источником этой новости стало письмо из служебной переписки правового департамента. Любят у нас журналисты добыть такой материал и фантазировать вокруг него. Это не позиция ведомства. Повторяю, идея выглядит красиво, но она явно преждевременная.

— Еще одна «ваша» тема, которая взорвала онлайн-сообщество — «патриотический интернет»...
— Меня восхищают современные журналисты, которые живут по принципу: смотрю в книгу — вижу фигу. Уровень профессионализма упал катастрофически. Люди не то что писать, читать разучились. В заявлении Российского военно-исторического общества, то есть военных историков, ученых, которое я подписал, говорилось о необходимости распространения патриотического контента в СМИ, на телевидении, в интернете. Неужели кто-то всерьез думает, что я предлагал создать «патриотический интернет»? Может, создать еще патриотическую бумагу, патриотические эфирные волны, широкополосный патриотический кабель? (Смеется).

У меня есть одна показательная история о современной журналистике. Недавно я встречался со своими читателями в Санкт-Петербурге и меня спросили об отношении к Борису Акунину и его «Истории Российского государства». Я искренне ответил, что всячески поддерживаю популяризацию русской истории, хотя и не согласен с толкованием автором отдельных событий. «А с чем вы не согласны?» — спросили меня. Я шутливо сказал, что если первый том написан в стиле пещерного норманизма, имея ввиду, конечно же, норманскую теорию, то к созданию пятого тома о 19 веке мы увидим автора сторонником графа Уварова с его формулой «Православие, самодержавие, народность». Все посмеялись и забыли. А потом читаю на одном из питерских мегасайтов заголовок: «Мединский обвинил Акунина в пещерном романтизме». Так что я зол на журналистов в целом.

— Вы же выпускник отделения международной журналистики МГИМО.
— Но когда я поступал на факультет, там был огромный конкурс.

Я получал ленинскую стипендию, а это означает — ни одной текущей четверки вообще за пять лет обучения. Человека, написавшего про «пещерный романтизм», с нашего журфака выкинули второго сентября.

— В одном из интервью актер Михаил Ефремов приводит цитату старца Савватия из вашей книги «Стена»: «Везде супостатов преследовать будем... А ежели в сральнике поймаем, так и в сральнике загубим». Он считает, что вы в министры попали благодаря подхалимажу. А что для вас эта фраза — квинтэссенция эпохи, стеб?
— Если это подхалимаж, то я Цискаридзе. Это шутка, стеб, ирония — назовите, как угодно. Ефремов, конечно, замечательный актер, очень талантливый, но шутку не понял. 

— Омские сайты постоянно пишут, что вы регулярно проводите время в охотхозяйстве сенатора Андрея Голушко, стреляете там лосей. А как на самом деле? Любите охоту?
— Был пару раз в «Сладково», надеюсь еще побывать. Там очень хорошая баня, шикарное озеро. Читаю там книжки, а раньше еще и писал их. Расстрою омские сайты, охотник из меня никудышный. Зверье жалко, на охоту не хожу
вообще.

Досье
Владимир Мединский родился 18 июля 1970 г. В 1992 г. окончил факультет международной журналистики МГИМО.

В 1991—1992 годах работал стажером пресс-службы посольства СССР, затем России в Вашингтоне (США). В 1992 году стал руководителем PR-агентства «Корпорация «Я» и являлся им до 1998 года.

Окончив в 1997 году аспирантуру в МГИМО, начал преподавательскую деятельность, которую продолжает до настоящего времени, являясь профессором этого вуза.

В 20022004 годах — руководитель исполкома Московской организации партии «Единая Россия», руководитель избирательного штаба «Единой России» по Москве. В 2003 году избран депутатом Государственной Думы IV созыва.

2 декабря 2007 года избран депутатом Государственной Думы V созыва от Липецкой региональной группы «Единой России».

4 декабря 2011 года баллотировался в Госдуму России шестого созыва от Курганской области, но в состав депутатов не прошел.

В 2012 году занял пост министра культуры Российской Федерации.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 3 (056) 27 января
Добавить комментарий
#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

#За_подарками: Фабрициус и Дорогова выяснили, где лучше отдохнуть этим летом

В новой рубрике гости «Нового Омска» узнали, куда можно поехать из Омска в этом сезоне, и поделились впечатлениями от своих лучших поездок.

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.