Класс

Класс

11 февраля 2015 13.27Интервью

Дмитрий Барулин: «Каждый из нас несет ответственность за формирование имиджа Омска»

«Класс» поговорил с Дмитрием Барулиным о том, как он понимает любовь к малой родине, и почему при всех его наградах он еще не покинул Омск.
Дмитрий Барулин: «Каждый из нас несет ответственность за формирование имиджа Омска»


Популярный фотограф и успешный рекламист Дмитрий Барулин готовит к выпуску фотоальбом, посвященный городу Омску. «Класс» поговорил с Барулиным о том, как он понимает любовь к малой родине, и почему при всех его наградах он еще не покинул Омск.

— Дима, ты стал широко известен пару лет назад, когда снял историю о слабовидящем продавце газет — провел с ним целый день. Это не просто репортаж, это отдельное художественное произведение со своей логикой и своим сценарием. Не боялся, что придумал в голове один образ, а в реальности Андрей Кулиничев окажется совсем другим?
— Я никогда не выстраиваю сценарий своего репортажа — стараюсь реагировать по обстоятельствам. На самом деле, когда ты делаешь фоторепортаж, всегда есть риск перекоса в ту или иную сторону. Никто от этого не застрахован, но я обязательно перепроверяю факты, смотрю на проблему с разных сторон. И я рад, что здесь у меня получилось избежать ошибок или неточностей, и история Андрея Кулиничева понравилась всем, кто ее видел. Я не получил ни копейки за свою работу, но репортаж принеес мне профессиональную популярность, ко мне стали обращаться СМИ, заказывая у меня другие репортажи, появилось больше клиентов на коммерческую съемку.

— Благодаря продавцу газет, ты прославился не только в Омске, но и в принципе в масштабах российских медиа.
— Да, публикацию из моего ЖЖ перепечатал «ОмскПресс», а из федеральных  «Эхо Москвы» и «Ридус». Всего было больше 300 тысяч просмотров: и у меня в ЖЖ, и в перепостах, и в СМИ. В соцсети «ВКонтакте» этот репортаж вошел в тройку «самых читаемых постов месяца» по всей соцсети. Но изначально я не ставил такой задачи  заработать на этом или набрать популярности. Конечной целью для меня, когда я задумывал репортаж «Продавец газет», было переломить ситуацию в региональных СМИ. В омских и в принципе в региональных изданиях очень много негатива, практически нет качественных читабельных материалов. Но у нас же в городе существуют интересные места, интересные люди, про которые можно и нужно рассказывать, они могут и должны становиться героями репортажей. И своей работой я хотел подтолкнуть коллег к тому, чтобы хотя бы иногда они публиковали не «жесть» или политику, а репортажи о позитивных интересных людях, которые просто можно было бы почитать на досуге, не ввязываясь в споры и ссоры. Не знаю, насколько я справился с этой задачей, но доказать, что «лайки» и просмотры можно собрать на хороших, добрых темах, я, кажется, смог.

postcards s

— А ты не считаешь, что ты на долгое время стал заложником одного своего репортажа, как актеры становятся заложниками одной роли, а писатели — одной единственной своей книги?
— Не думаю. Конечно, часто бывает, что, когда знакомишься с новыми людьми, вспоминают о «Продавце…», но я нисколько не стыжусь этого репортажа. Я проделал большую качественную работу, репортаж понравился героям — я смог показать все, как есть, и это главное. Кто-то знает меня по «Продавцу газет», кто-то — по работе в рекламе или другим репортажам. Это нормально.

— Основная масса твоих материалов — это репортажи с массовых мероприятий: политических митингов, флешмобов, праздников. Ты можешь дать какие-то рекомендации своим коллегам, может быть, даже не профессиональным фотографам, а блогерам, которые не зарабатывают съемкой, но выкладывают потом свои наблюдения в социальные сети?
— Для фоторепортёра главное — это объективность. Нужно показать все так, как есть, потому что всегда есть соблазн использовать какой-то художественный прием — снять с определенного ракурса, «отрезать» какой-то элемент и получить на выходе кадр, который обманет зрителя. Когда идешь на большое мероприятие, ты должен предполагать, что там будет много других фотографов, и в итоге у всех будут одинаковые снимки. Придумай, чем ты будешь отличаться от коллег. Во время парада мыльных пузырей я договорился с гостиницей «Маяк», чтобы снимать праздник с ее крыши, например. В репортаже с массового мероприятия важно менять картинку — показывать общие планы, но не забывать о деталях. Они будут характеризовать это событие, приблизят его к зрителю, который, может быть, сам там не был, но хочет почувствовать атмосферу. Вообще, нужно всегда думать о том, кто твой потенциальный читатель, что он хотел бы увидеть.

— Во время съемки можно предугадать, шедевр получится или нет? Нажимая на затвор фотоаппарата, ты предполагаешь, что конкретный кадр станет «бомбой», и его будут «лайкать» и «расшаривать» в соцсетях «Вконтакте», «Твиттере» и в ЖЖ?
— На самом деле, предсказать такое очень сложно, у меня не всегда получается. Была ситуация, когда я приехал снимать репортаж, но на месте увидел, что мероприятие не настолько интересное, как это обещали в анонсах. Я отснял мероприятие, но решил не размещать репортаж в блоге. Спустя какое-то время все-таки обработал фотографии и выложил в ЖЖ, и неожиданно пост набрал около десяти тысяч просмотров. Это было открытие выставки из истории компьютерной техники. Она ничем не отличалась от моего балкона: на небольшой площади выставили старые мониторы, старые платы  для меня там не было ничего интересного и нового. Я сам программист по образованию, но я и представить не мог, что существует такое количество реально увлеченных этой темой людей. В комментариях нашлись люди старше меня по возрасту  они вспоминали, обсуждали, делились своими впечатлениями, выкладывали собственные старые фотографии конца 80-х — начала 90-х со всей это теперь уже музейной техникой.

— Если ты любое событие пропускаешь через себя, какая акция из тех, что ты снимал, показалась тебе наиболее интересной?
— Практически на каждой съемке происходит что-то интересное, что привлекает внимание и запоминается. Интересны съемки с воздуха — с самолета и мотодельтаплана, в моей книге много таких фотографий. Однажды я делал репортаж из кабины самолета — это было сразу после трагедии с «Полесьем» на Иртыше. С самолетами вообще связаны наиболее интересные кадры — у меня давние хорошие отношения с омским аэропортом и аэродромами: я работаю там и один, и во время массовых споттингов, когда в Омск съезжаются фотографы из других городов, которым интересна авиация.

Ты очень вовремя заговорил об авиации. Твое увлечение самолетами и съемками с воздуха как появилось?
— Какое-то время назад я познакомился с пилотами малой авиации. Мне предложили совершить тестовый обзорный полет — и так получилось, что одному из пилотов по работе нужно было во время полета сделать несколько снимков. Такое вот совпадение! Ребят устроили мои снимки, а мне понравилось летать — сначала «втянулся» в малую авиацию, потом познакомился ближе с большими самолетами. Еще несколько лет назад попасть в омский аэропорт для съемок было практически невозможно — это все-таки серьезно охраняемый объект. Но в последние годы в администрации омского аэропорта стали более тесно работать с фотографами.

pgy-SdJNXSg

В принципе все крупные аэропорты устраивают примерно раз в год споттинги для 3040 фотографов. Как правило, назначается день, когда большой трафик, пресс-служба аэропорта договаривается с авиакомпаниями, чтобы фотографы получили доступ к самолету на стоянке, например. Иногда споттинги бывают приурочены к какому-то событию. Так было в Омске, например, когда аэропорт получил допуск на прием широкофюзеляжных Boeing 767-200 и -300. Обычно на такие съемки приглашаются только профессиональные фотографы-споттеры.

— Насчет профессиональных фотографов. Традиционная тема, мне кажется, которую обсуждают часто: каждый, кто купил фотоаппарат — уже фотограф, по этому поводу очень много шуток в интернете. Некоторые начинают придумывать своей профессии новые названия — появляются фотохудожники, фоторепортеры, чтобы отличаться от всех. Какой у тебя вариант?
— Моя профессия — фотограф, рекламный и репортажный. Я не скажу, что меня особо беспокоит ситуация с теми, кто «понапокупал» фотоаппаратов. Потому что фотограф — это же человек, которого знают по его работам, по тому, какой он выдает стабильно качественный результат, а не по качеству оборудования или образования. Если это не твое — тебе самая дорогая аппаратура не поможет. Сейчас появилось отдельное направление в фотографии благодаря «Инстаграму» — люди, которые снимают на телефон. И у них получаются шедевры, потому что это талант и большая работа. В Омске я бы назвал трех фотографов-репортажников, которых я действительно считаю профессионалами своего дела и люблю с ними работать. Это Алексей Мальгавко — в жанре социальной репортажной фотографии он, может быть, даже лучший репортер у нас в стране. Это Дмитрий Феоктистов — в последнее время очень много работал и очень быстро, я считаю, вырос как профессионал. И Алексей Голубев — не столько репортер, сколько руфер, снимает Омск с крыш, его работы появляются сейчас в разных изданиях, не только российских. Недавно во французском журнале его публиковали.

— Скажи, а с крыш снимать город сложно? У твоего коллеги Славы Степанова из Новосибирска — автора популярного блога — есть снимки с потрясающих точек. У него какие-то свои методы?
— В Омске самая большая сложность — это найти ту крышу, с которой будет хороший вид на город — это можно установить только опытным путем, проверив несколько точек. А ведь надо еще угадать с погодой, с освещением. Однажды я сделал две абсолютно разных фотографии с одной и той же крыши с разницей в десять минут, поменялись погодные условия, и я увидел город абсолютно по-другому. Это большая редкость, ведь, как правило, с одной такой «фотосессии» получается одна по-настоящему хорошая фотография, и ради одного кадра ты проводишь на крыше несколько часов или даже несколько дней подряд приходишь туда.

mVFRTJhkRVs

— С точки зрения фотографа Омск — благодатный город? Все-таки, это не Екатеринбург, где с обзорной площадки 32-этажного «Высоцкого» ты видишь город во все стороны, и не Питер, где каждый уголок — это отдельный объект для фотосессии.
— Я не считаю Омск серым и некрасивым, как многие. Да, у нас зимой все завалено снегом, осенью и весной — грязь, а летом не так много зелени, как 30—40 лет назад. Но с крыш Омск смотрится очень симпатично. Я был удивлен, например, видам городка Нефтяников сверху — небольшие, аккуратные домики с разноцветными крышами смотрятся очень мило. А если говорить об омских улицах, я знаю многих людей, которые, приезжая в Омск, удивляются его видам, им очень нравится архитектура на улице Ленина. Но больше всего приезжим запоминаются сами омичи. Это мы как-то уничижительно относимся к своим землякам, а жители других городов поражаются, насколько добрые и гостеприимные у нас люди.

— Ты решил уместить все эти впечатления об Омске в свою книгу? Откуда вообще взялась идея издать фотоальбом с твоими снимками «Омск. 360°»?
— У меня накопилось много снимков города с разных ракурсов, которые я никогда не публиковал раньше по разным причинам. Перед этим я изучил опыт других городов: во многих крупных и даже не очень издавались свои фотокниги, которые были рассчитаны и на горожан и на туристов. В Омске, к моему удивлению, таких книг практически не было — большинство было выпущено несколько десятков лет назад, когда город выглядел абсолютно по-другому. Так что покупатели книги увидят в ней Омск за последние три года и смогут сравнить с тем, как город выглядел раньше, если у них есть старые фотоальбомы, например. Основной упор в книге будет сделан на фотографии, но там будут и небольшие тексты, которые расскажут о городе, событиях и людях, населяющих его. Текст будет и на русском, и на английском языках, потому что в Омск хоть и нечасто, но приезжают гости не только из России, но из-за рубежа. Кроме того, многие омичи сами ездят за границу — это тоже будет хороший подарок для иностранцев, чтобы они могли больше узнать об Омске. Первые две части книги — это снимки города и области с крыш и с самолёта. Отдельный раздел посвящен омским брендам — аэропорту Омск-Центральный, хоккейному клубу «Авангард», волейбольному клубу «Омичка» и многим другим. И последняя глава — это как раз те репортажные фотографии с событий, которые я снимал в Омске: парад мыльных пузырей, «Городской пикник», ледовый городок «Беловодье».

01s

Ты выпускаешь фотоальбом на свои деньги?
— Вообще, издать собственную книгу — удовольствие не из дешевых. Изначально я хотел использовать только собственные средства, но сейчас появились заинтересованные компании, которые просто хотят помочь мне — полезными контактами, финансами. Они совершенно правильно считают, что издание такого альбома — это элемент продвижения нашего города. В администрации города, к сожалению, нам отказали в финансовой помощи. Я буду рад, если и другие компании захотят поддержать издание этого подарочного фотоальбома.

— К слову о пиаре и продвижении, ты не только фотограф, но и профессиональный рекламщик. Как ты оцениваешь подготовку Омска к 300-летию с точки зрения рекламы? В Омске нет даже официальной юбилейной айдентики.
— Город без официальной айдентики может существовать абсолютно реально — большинство городов не имеют какого-то логотипа. Символ города должен рождаться самими жителями, идти от народа. Не нужно объявлять конкурс или голосование, когда горожане будут выбирать из предложенных вариантов. Не нужно ориентироваться на какие-то внешние примеры. Сторонние дизайнеры, даже если проживут в городе неделю, месяц, полгода, вряд ли поймут до конца, чем город дышит. Символом Нью-Йорка I love NY стала работа местного дизайнера. Москву на карте всегда обозначали звездочкой, и именно ее взяли за основу при разработке логотипа столицы России сейчас. Единственный пример, где внешний опыт «зашел» удачно, — это Пермь, но там сейчас после смены губернатора весь проект по продвижению города свернули.

— А что вообще нужно, чтобы в городе сформировался некий «творческий кластер»? Региональные программы какие-то, самоорганизация? Или надо ждать, когда полтора миллиона горожан «созреют» до понимания того, что город может быть красивым и комфортным?
— В любом городе есть пласт населения, который хочет куда-то свалить. Те, кто живет в маленьких городах, хотят уехать в большие города, из больших городов — в города покрупнее, оттуда — в столицы, из Москвы и Питера — в Европу, чтобы вариться там в своей среде. На самом деле, творческому человеку не обязательно иметь какой-то коворкинг или лофт. Творческий человек всегда найдет себе место, где ему будет удобно работать.

02s

В начале нашего разговора я рассказывал о той задаче, которую ставил перед собой, когда снимал «Продавца газет», — показать, что в Омске есть интересные позитивные темы для СМИ. Думаю, ни для кого не секрет, что у Омска негативный имидж именно из-за того, что в средствах массовой информации доминируют соответствующие новости. Чтобы поменять ситуацию, всем нам надо помнить о последствиях своих действий. Если ты журналист, значит, ты должен понимать свою ответственность за формирование образа города, каждого события, о котором ты пишешь. Если ты занимаешься вопросами благоустройства, неважно, проектируешь здания, или асфальтируешь дороги, ты должен понимать, что делаешь это не для галочки, а для людей. Чем больше горожан это поймет и начнет следовать этому правилу, тем быстрее город изменится и станет таким, каким мы хотим его видеть.
Добавить комментарий
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...